АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело №А14-739/2016
«30» мая 2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено 30 мая 2016 г.
Судья Арбитражного суда Воронежской области Гашникова О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаниным А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Воронежской области в лице Департамента экономического развития Воронежской области (ОГРН <***> ИНН <***>), г. Воронеж,
к Обществу с ограниченной ответственностью «ТисМет» (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Челябинск,
о расторжении договора и взыскании 5 104 036 руб. 11 коп.
при участии в заседании:
от истца: ФИО1 – представителя по доверенности № 51-11/51 от 19.01.2016,
от ответчика: не явился, надлежаще извещен.
установил:
Воронежская область в лице Департамента экономического развития Воронежской области (далее – истец) обратилась в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «ТисМет» (далее – ответчик) о расторжении договора № 9-ИС от 30.11.2011, взыскании 5 139 027 руб. 77 коп., из них 5 000 000 руб. 00 коп. – субсидия, 139 027 руб. 77 коп.– процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.12.2015 по 28.03.2016 (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв до 11 час. 15 мин. 23.05.2016, продлялся до 16 час. 15 мин. 23.05.2016.
В судебном заседании истец заявил об уточнении исковых требований в части процентов за пользование чужими денежными средствами до 104 036 руб. 11 коп.
В порядке ст. 49 АПК РФ суд принял данное уточнение исковых требований.
Истец – иск поддержал.
Ответчик – отзыв на иск не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще.
Судебное заседание проведено на основании ч.3 ст.156 АПК РФ в отсутствие ответчика.
Как следует из материалов дела, в целях реализации программного мероприятия «Поддержка инновационной деятельности на стадии опытно-конструкторских работ и опытного (пилотного) производства» (предоставление поддержки действующим инновационным компаниям) долгосрочной областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 19.10.2010 № 887 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Воронежской области на 2011 -2015 годы», постановления правительства Воронежской области от 08.10.2010 № 839 «Об утверждении положения о порядке предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции», приказа департамента промышленности и транспорта Воронежской области от 29.11.2011 № 289 «О предоставлении мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства», протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений на предоставление субсидий (грантов) субъектам малого и среднего предпринимательства от 19.10.2011 № 1, 30.11.2011 между департаментом промышленности и транспорта Воронежской области и обществом с ограниченной ответственностью «ТисМет» (далее- ООО «ТисМет») заключен договор № 9 – ИС о предоставлении субсидии действующей инновационной компании в размере 5 000 000 (пяти миллионов) рублей в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по инновационному бизнес-плану организации «Создание технологического комплекса по производству инновационного продукта – гранулированных технологических смесей» (далее-Проект).
В связи с передачей функций по реализации инновационной политики Воронежской области от департамента промышленности и транспорта Воронежской области к департаменту экономического развития Воронежской области на основании губернатора Воронежской области от 09.12.2009 № 81-у «Об утверждении реестра государственных функций исполнительных органов государственной власти Воронежской области» (в редакции от 29.05.2012 № 178 -у), постановления правительства Воронежской области от 18.05.2009 № 394 «Об утверждении положения о департаменте экономического развития Воронежской области» (в редакции от 29.05.2012 № 481) 28.05.2013 между департаментом экономического развития Воронежской области (далее - Департамент) и ООО «ТиМет» (организация) заключено дополнительное соглашение к договору.
Согласно пункту 1.3 договора субсидия предоставляется на условиях безвозмездности и безвозвратности. Субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.
Платежным поручением № 45111 от 02.12.2011 департамент промышленности и транспорта Воронежской области (Далее- Департамент) перечислил ответчику субсидию в размере 5 000 000 руб. 00 коп.
Согласно подп. 3.2.1 договора организация обязана ежегодно в течение 3 лет со дня получения субсидии на поддержку действующей инновационной компании представлять в Департамент отчет о реализации бизнес-проекта по установленной форме и пояснительную записку о проведенных работах.
Согласно пункту 3.2.2. договора организация обязана представлять по требованию Департамента информацию и все необходимые документы, касающиеся предмета договора.
По результатам проведенного мониторинга реализации инновационного бизнес -проекта ООО «ТисМет» за 2014 год в адрес организации направлялись письма о предоставлении отчета и пояснительной записки о реализации бизнес – проекта за 2014 год (№ 51-11/311 от 17.02.2015, № 51-11/1165 от 09.06.2015, № 51-11/1920 от 30.09.2015, № 51-11/1922 от 30.09.2015).
Поскольку ответа на данные письма не последовало, Департамент исх. № 51-11/2302 от 27.11.2015, ссылаясь на нарушение условий договора по п.п. 3.2.1-3.2.5, направил в адрес организации требование о расторжении договора и осуществлении ООО «ТисМет» возврата денежных средств в размере выделенной субсидии (5 000 000 руб. 00 коп.).
Организация обязана в течение 10 рабочих дней с даты получения уведомления (требования) о возврате денежных средств в размере выделенной субсидии перечислить полученные от Департамента денежные средства в бюджет Воронежской области в полном объеме (пункт 4.4. договора).
Поскольку ответчик полученные в виде субсидии бюджетные денежные средства не возвратил, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд счел заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).
При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункт 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Последствия нарушения условий субсидирования определены пунктом 28 Постановления Правительства Воронежской области от 08.10.2010 № 839 (ред. от 28.03.2014) «Об утверждении Положения о порядке предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции» и условиям заключенного сторонами договора – так, в случае установления фактов нецелевого использования средств гранта на создание малой инновационной компании и (или) субсидий на поддержку действующих инновационных компании или представления недостоверных сведений уполномоченным органом рассматривается вопрос о возврате средств государственной поддержки. В соответствии с решением уполномоченного органа субъекту малого или среднего предпринимательства направляется уведомление (требование) о возврате денежных средств государственной поддержки.
В силу п.29 Постановления Правительства Воронежской области от 08.10.2010 № 839 получатель государственной поддержки обязан в течение 10 рабочих дней с даты получения уведомления (требования) о возврате денежных средств перечислить необоснованно полученные денежные средства в бюджет Воронежской области в полном объеме. В случае невыполнения требования о возврате денежных средств в указанный выше срок уполномоченный орган вправе взыскать необоснованно полученные денежные средства государственной поддержки в судебном порядке.
В соответствии с п.31 Постановления Правительства Воронежской области от 08.10.2010 № 839 в случае непредставления отчета или представления неверных сведений инновационной компанией уполномоченный орган вправе выставить требование малой инновационной компании о возврате средств государственной поддержки в размере выданной субсидии (гранта).
По общему правилу, закрепленному ст.65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Перекладывание же бремени доказывания на суд или других участников процесса противоречит нормам процессуального законодательства.
В основание заявленных требований положены обстоятельства нарушения ответчиком условий предоставления субсидии в соответствии с требованиями заключенного договора и правового акта субъекта Российской Федерации.
Ответчик в свою очередь требования истца документально не опроверг, документов, подтверждающих использование полученной субсидии в соответствии с установленными требованиями и порядком, не предоставил.
На основании совокупности имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных в соответствии с требованиями норм главы 7 АПК РФ, суд приходит к выводу, что доказательств использования полученных бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением, предусмотренных договором, ответчик в материалы дела не представил.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что ответчик нарушил условия субсидирования при наличии обязанности по целевому использованию субсидии, таким образом, у ответчика возникла встречная обязанность по возврату субсидии в бюджет.
Согласно п. 1 «Положения о порядке предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции», утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 08.10.2010 № 839 «Об утверждении положения о порядке предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим разработку и внедрение инновационной продукции», предоставление государственной поддержки (субсидии) осуществляется департаментом экономического развития Воронежской области.
С учетом изложенного, взыскание субсидии должно осуществляться в пользу Воронежской области в лице департамента экономического развития Воронежской области.
Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной (п. 2 статьи 450 ГК РФ). Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу пункта 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Договор расторгается по согласованию сторон или в судебном порядке в случае неисполнения организаций обязательств, предусмотренных п.п. 3.2.1 – 3.2.7 и п. 8.1.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что допущенное ответчиком нарушение носит существенный характер, в связи с чем, признает требования истца о расторжении договора № 9-Ж от 30.11.2011, законными и обоснованными.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 104 036 руб. 11 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.12.2015 по 28.03.2016.
В соответствии со ст.395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
При начислении процентов за пользование чужими денежными средствами истцом верно применены средние ставки банковского процента по вкладам физических лиц, действующие в соответствующие периоды -7,32 %, 7, 94 %, 8,96%, 8,64%.
Возражений относительно правильности представленного расчета процентов ответчиком не заявлено, контррасчета не представлено.
Проверив расчет начисленных истцом процентов за пользование чужими денежными средствами, суд считает заявленное требование правомерным и подлежащим удовлетворению.
При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истца следует взыскать 104 036 руб. 11 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.12.2015 по 28.03.2016.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ истец от уплаты государственной пошлины освобожден.
С учетом результата рассмотрения дела, на основании статьи 110 АПК РФ с Общества с ограниченной ответственностью «ТисМет» в доход федерального бюджета следует взыскать 54 520 руб. 18 коп. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 65, 102, 110, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Расторгнуть договор №9-ИС о предоставлении субсидий действующей инновационной компании, заключенный 30.11.2011 Департаментом промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области и Обществом с ограниченной ответственностью «ТисМет».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ТисМет» (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Челябинск, в пользу Воронежской области в лице Департамента экономического развития Воронежской области (ОГРН <***> ИНН <***>), <...> 104 036 руб. 11 коп., из них 5 000 000руб. 00коп. – субсидии, 104 036руб. 11коп. – процентов за пользование чужими денежными средствами;
- в доход федерального бюджета 54 520руб. 18коп. – госпошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Арбитражный суд Центрального округа путем подачи жалобы, через арбитражный суд, принявший решение.
Судья О.Н. Гашникова