ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-759/2021 от 05.04.2021 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж Дело № А14-759/2021

«05» апреля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена «05» апреля 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме «05» апреля 2021 года

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Ловчиковой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Свиридовой Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению автономной некоммерческой организации Центр дополнительного образования «Зеленая улица», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к 1. Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)

2. Государственному учреждению Пенсионный фонд Российской Федерации г.Москва

3. Публичному акционерному обществу «Сбербанк России», г. Москва (ОГРН <***> ИНН <***>)

о признании недостоверными сведений о застрахованных лицах АНО ЦДО «Зеленая улица» по состоянию на 01.06.2020, переданных ГУ-Отделением Пенсионного фонда РФ по Воронежской области в Федеральную налоговую службу, признании незаконными действий ПАО «Сбербанк России» в лице подразделения – Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк г. Воронеж по списанию с расчетного счета АНО ЦДО «Зеленая улица» № <***> в Дополнительном офисе № 9013/2061 денежных средств в сумме 675 358 руб. 12 коп. платежным поручением № 276927 от 28.12.2020,

при участии в заседании:

от истца – ФИО1 представитель по доверенности № 3 от 26.01.2021, диплом, паспорт,

от ответчика (1) - ФИО2 представитель по доверенности № 10-16/3 от 20.01.2020, диплом, паспорт,

от ответчика (2) - ФИО2 представитель по доверенности № б/н от 05.08.2021, в порядке передоверия по доверенности от 26.12.2018 № АД-09-22/26013, диплом, паспорт,

от ответчика (3) - ФИО3 представитель по доверенности № ЦЧБ/293-Д от 10.02.2021, диплом, паспорт,

установил:

автономная некоммерческая организация Центр дополнительного образования «Зеленая улица» (далее – истец, АНО ЦДО «Зеленая улица») обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением к 1. Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области (далее – ответчик, ГУ ПФ РФ по Воронежской области), 2. публичному акционерному обществу «Сбербанк России» (далее – ответчик, ПАО «Сбербанк России») о признании недостоверными сведений о застрахованных лицах АНО ЦДО «Зеленая улица» по состоянию на 01.06.2020, переданных ГУ-Отделением Пенсионного фонда РФ по Воронежской области в Федеральную налоговую службу, признании незаконными действий ПАО «Сбербанк России» в лице подразделения – Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк г. Воронеж по списанию с расчетного счета АНО ЦДО «Зеленая улица» № <***> в Дополнительном офисе № 9013/2061 денежных средств в сумме 675 358 руб. 12 коп. платежным поручением № 276927 от 28.12.2020.

Определением от 01.03.2021 суд, в порядке ст. 46 АПК РФ привлёк к участию в деле в качестве соответчика – Государственное учреждение Пенсионный фонд Российской Федерации г.Москва.

В судебном заседании 09.03.2021 представитель истца ходатайствовал об уточнении исковых требований, просил:

- признать недостоверными сведения о застрахованных лицах АНО ЦДО «Зеленая улица» по состоянию на 01.06.2020, переданных ГУ-Пенсионным фондом РФ в Федеральную налоговую службу;

- признать недостоверными сведения о застрахованных лицах АНО ЦДО «Зеленая улица» по состоянию на 01.06.2020, переданные ГУ-Пенсионным фондом РФ по Воронежской области в Федеральную налоговую службу РФ.

- признать незаконными действия ПАО «Сбербанк России» в лице подразделения – Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк г. Воронеж по списанию с расчетного счета АНО ЦДО «Зеленая улица» № <***> в Дополнительном офисе № 9013/2061 Центрально- Черноземного банка ПАО Сбербанк денежных средств в сумме 675 358 руб. 12 коп. платежным поручением № 276927 от 28.12.2020;

Судом в порядке ст.49, 159 АПК РФ приняты к рассмотрению уточненные исковые требования.

Представитель ответчиков (1,2) возражал против удовлетворения исковых требований по изложенным в отзыве основаниям.

Представитель ответчика (3) возражал против удовлетворения исковых требований по изложенным в отзыве основаниям.

В судебном заседании 29.03.2021 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17 час. 00 мин. 05.04.2021. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещалась в информационном окне в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Воронежской области.

Из материалов дела следует, на основании заявления истца о присоединении к Общим условиям кредитования от 09.07.2020 ПАО Сбербанк России был заключен договор кредитования (далее - Кредитный договор) на условиях и в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 (далее - Правила предоставления субсидий).

Кредитные отношения регулируются Кредитным договором и Правилами предоставления субсидий, утвержденными Постановлением Правительства от 16.05.2020 №696, которыми предусмотрено, что Банк не проводит расчет численности работников заемщика, численность определяется автоматически на основании сведений ФНС.

Согласно заключенному Кредитному договору Банком был предоставлен лимит кредитования в размере 2 365 350 рублей. Лимит кредитования Заемщика был рассчитан исходя из численности работников в размере 30 человек в соответствии с п. 24 Правил предоставления субсидий.

В силу п.3.9 Общих условия кредитования при кредитовании Заемщика в рамках государственных программ Заемщик обязуется самостоятельно ознакомиться с условиями и требованиями программ и выполнять все требования и условия программ в полном объеме. При этом условия программ имеют приоритетное значение над условиями заключенного Договора/Условиями кредитования.

В пункте 7 Кредитного договора установлен график погашения кредита в случае перевода заемщика на период погашения.

Согласно п.11 Кредитного договора заемщик предоставил Банку согласие на списание денежных средств с расчетного счета при возникновении задолженности по Кредитному договору.

Как указывает истец, по состоянию на 09.07.2020 г., в установленные законом сроки подал Ответчику 1 сведения о застрахованных лицах (работниках истца) по состоянию на 01 июня 2020 года) по установленным законодательством РФ (постановления Правления Пенсионного фонда РФ №83п от 01.02.2016 г, № 730п от 25.12.2019 г.) формам отчетности СЗВ-М и СЗВ-ТД. Численность работников истца по состоянию на 01 июня 2020 г. составила 25 сотрудников.

По утверждению истца, указанные сведения Ответчик 1 обязан было передать в Федеральную налоговую службу в соответствии с пунктом 24 «Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности», утвержденных Постановлением Правительства №696 от 16.05.2020 г., для размещения в информационном сервисе Федеральной налоговой службы для целей реализации названных Правил.

09.07.2020 г. истец подал Банку заявление №9013F9ILM0RRGQ0QQ0QZ3F о присоединении к Общим условиям кредитования, опубликованным на официальном сайте ПАО «Сбербанк России» в сети Интернет по адресу http://www.sberbank.ru в разделе «Малому бизнесу и ИП».

Кредитование истца было произведено Банком в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства №696 от 16.05.2020 г. Банк перечислил истцу кредитные денежные средства в сумме 2 300 413 (два миллиона триста тысяч четыреста тринадцать) рублей 51 копейка из расчета численности работников заемщика (истца) в количестве 25 человек.

Вместе с тем, 27.11.2020 г. истец получил от Банка сервисное уведомление №17, сообщающее о том, что по кредитному договору истца №9013F9ILM0RRGQ0QQ0QZ3F с 1 декабря 2020 года начнется период погашения со ставкой 15% годовых в связи с тем, что по данным из сервиса Федеральной налоговой службы истец не выполнил условия по сохранению штатной численности в одном из месяцев базового периода (с даты заключения Договора до 1 декабря 2020 года) по договору, которое было необходимо для перевода кредита на период наблюдения, и кредитный договор переходит на период погашения.

Истец полагает, что он фактически выполнил условия по сохранению своей штатной численности в течение базового периода по договору №9013F9ILM0RRGQ0QQ0QZ3F, которое было необходимо для перевода кредита на период наблюдения.

Так, как указывает истец, по формам отчетности СЗВ-М и СЗВ-ТД, им своевременно поданы в ГУ ОПФР по ВО, численность работников истца на конец каждого отчетного месяца базового периода по договору №9013F9ILM0RRGQ0QQ0QZ3F составила не менее 80 процентов численности работников истца по состоянию на 1 июня 2020 года (25 сотрудников):

на конец июня 2020 года 21 сотрудник (соответствует 84 процентам),

на конец июля 2020 года 21 сотрудник (соответствует 84 процентам),

на конец августа 2020 года 21 сотрудник (соответствует 84 процентам),

на конец сентября 2020 года 22 сотрудника (соответствует 88 процентам),

на конец октября 2020 года 22 сотрудника (соответствует 88 процентам),

на конец ноября 2020 года 25 сотрудников (соответствует 100 процентам).

Однако 28.12.2020 г. платежным требованием №276927 Центрально-Черноземный банк ПАО Сбербанк безакцептно списал с расчетного счета <***> истца денежные средства в сумме 675 358 (шестьсот семьдесят пять тысяч триста пятьдесят восемь) рублей 12 копеек с назначением платежа «Погашение задолженности по договору №9013F9ILM0RRGQ0QQ0QZ3F от 09 июля 2020 г. клиент АНО ЦДО «Зеленая улица».

Истец полагает, что указанные действия ответчиков, а именно: передача Государственным учреждением Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области в Федеральную налоговую службу недостоверных сведений о застрахованных лицах АНО ЦДО «Зеленая улица» по состоянию на 01 июня 2020 года; а также безакцептное списание ПАО «Сбербанк России» с расчетного счета АНО ЦДО «Зеленая улица» денежных средств денежных средств в сумме 675 358 (шестьсот семьдесят пять тысяч триста пятьдесят восемь) рублей 12 копеек являются незаконными и нарушают права и интересы АНО ЦДО «Зеленая улица» в сфере льготного кредитования.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу (далее - Платформа) на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).

Для кредитных организаций Платформа предоставляет набор информационных сервисов, обеспечивающих автоматизацию процесса приема и обработки заявлений на получение льготных кредитов, в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 422 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости", и правилами, определенными Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2020 года N 696 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности" (далее - Правила).

Информационные сервисы Платформы доступны для уполномоченных Министерством экономического развития Российской Федерации кредитных организаций и органов государственной власти. Применяемая в информационном сервисе методология определяется Министерством экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России).

Источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.

Первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".

Согласно разъяснениям Минэкономразвития РФ (письмо от 17.07.2020 N Д13и-22474), с учетом сроков предоставления указанной отчетности, по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020 г. Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требования по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, используются данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.

При этом датой обращения заемщика является дата внесения кредитной организацией заявки заемщика в информационный сервис ФНС России (в данном случае - 09.06.2020).

Согласно разъяснениям Минэкономразвития РФ (письмо от 17.07.2020 N Д13и-22474) данные по численности работников заемщика, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на 1 июня 2020 года и примененные для расчета максимального размера кредита, не подлежат актуализации при представлении заемщиком отчетности по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года.

При расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) базовый период определяется следующим образом: количество полных месяцев по кредитному договору (соглашению), считая с 1-го числа месяца, в котором заемщик обратился в кредитное учреждение, в случае, если он обратился до 15-го числа месяца включительно, и считая с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором заемщик обратился в кредитное учреждение, в случае, если он обратился после 15-го числа месяца.

Сведения о застрахованных лицах представляются страхователями в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации в соответствии с пунктами 1, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом -месяцем.

Сведения представляются по форме "Сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года № 83п.

Как усматривается из материалов дела, АНО ЦДО "Зеленая улица" (per. № 046-032-018556) за отчетные периоды 2020 года отчетность по форме СЗВ-М была представлена по электронным каналам связи в цифровом формате и подписана усиленной квалифицированной подписью:

№п/п

Отчетный

Количество застрахованных

Дата

Дата отправки

период 2020г.

лиц, в отношении которых представлена форма СЗВ-М

представления

протокола

1.

Январь

31

14.02.2020

14.02.2020

2.

Февраль

32

06.03.2020

06.03.2020

j.

Март

33

08.04.2020

09.04.2020

4.

Апрель

33

12.05.2020

12.05.2020

5.

Май

30

01.06.2020

01.06.2020

6.

Июнь

25

02.07.2020

03.07.2020

7.

Июль

21

06.08.2020

08.08.2020

8.

Август

21

04.09.2020

05.09.2020

9.

Сентябрь

22

08.10.2020

08.10.2020

10.

Октябрь

22

02.11.2020

03.11.2020

11.

Ноябрь

25

03.12.2020

03.12.2020

12.

Декабрь

26

12.01.2021

13.01.2021

Протоколы проверки отчетности направлены в адрес АНО ЦДО "Зеленая улица" по каналам электронного документооборота.

Все представленные страхователем сведения по форме СЗВ-М своевременно учтены на лицевых счетах застрахованных лиц.

Информация, о численности застрахованных лиц за отчетный период, сформированная на основании отчетности о застрахованных лицах, представляется Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу Российской Федерации на федеральном уровне в соответствии с Дополнительным соглашением от 28.04.2020г. № 5 к Соглашению об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № ММВ-23-11/26@/АД-09-31/СОГ/79.

Таким образом, суд не усматривает нарушений в действиях ПФ РФ и ГУ ОПФ РФ по Воронежской области по принятию отчетности о застрахованных лицах у истца и передаче ее ФНС России.

В соответствии с положениями п. 11 Правил предоставления субсидий кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с пунктом 24 Правил предоставления субсидий.

В силу абз.7 п.24 Правил предоставления субсидий проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется Банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС.

Абз.З п.24 Правил предоставления субсидий предусматривает, что численность работников заемщика определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 г., размещенных в информационном сервисе ФНС.

Подпункт "м" п. 18 Правил предоставления субсидий устанавливает обязательство получателя субсидии осуществить доступ к информационному сервису ФНС.

Исходя из изложенных положений, Банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий программы, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС.

Согласно сведениям информационного сервиса ФНС, численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 составляла 30 человек и снизилась до 21 человека в июле, августе, сентябрь, что составляет 70% от первоначальной численности сотрудников, в связи с чем Банк в соответствии с Правилами предоставления субсидий и условиями Кредитного договора, руководствуясь сведениями ФНС, правомерно и обоснованно перевел заемщика на период погашения.

Исходя из вышеизложенного заявленные требования удовлетворения не подлежат.

В соответствии со ст.110 АПК РФ государственная пошлина относится на истца.

Руководствуясь ст.ст. 65, 102,110, 167-170,180,181 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Взыскать с автономной некоммерческой организации Центр дополнительного образования «Зеленая улица», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья Н.В. Ловчикова