Арбитражный суд Воронежской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело №А14-8070/2019
«25» декабря 2019 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Соколовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем Литвиновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН <***> ИНН <***>), г. Воронеж
о признании недействительным п.2 Постановления Администрации Каширского муниципального района Воронежской области № 119 от 11.02.2019;
об обязании Администрации Каширского муниципального района Воронежской области Воронежской области устранить допущенные нарушения прав заявителя (с учетом уточнения),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности №8 от 09.01.2019, паспорт;
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности №7 от 14.02.2019, паспорт,
установил:
открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Воронеж» (далее- заявитель, ОАО «Газпром газораспределение Воронеж») обратилось в арбитражный суд с заявлением б/н от 13.05.2019 к администрации Каширского муниципального района Воронежской области (далее- администрация Каширского МР ВО, заинтересованное лицо) о признании недостоверным отчета № 1194 об оценке рыночной стоимости размера платы за размещение газопровода на земельном участке № 36:13:0200005:ЗУ1, о признании недостоверной рыночную стоимость размере платы за размещение газопровода на земельном участке № 36:13:0200005:ЗУ1, определенную отчетом об оценке № 1194 и об обязании администрации установить в постановлении № 119 от 11.02.2019 размер платы за размещение газопровода за земельном участке площадью 116 кв.м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 36:13:0200005:ЗУ1, в размере, определенном судебной экспертизой.
Определением суда от 10.06.2019 заявление ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу.
Определением суда от 11.09.2019 принято к рассмотрению заявление ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» о назначении судебной экспертизы в рамках настоящего дела.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебное заседание 11.12.2019 явились представители обеих сторон.
В судебное заседание поступило заключение эксперта от 27.11.2019 № 1764/19. Суд, руководствуясь ст. 159 АПК РФ, определил: приобщить к материалам дела поступившее заключение.
Представитель ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» уточнило заявленные требования, просило о признании недействительным п.2 Постановления Администрации Каширского муниципального района Воронежской области № 119 от 11.02.2019 и об обязании Администрации Каширского муниципального района Воронежской области Воронежской области устранить допущенные нарушения прав заявителя. Данные требования в порядке ст. 49, 159 АПК РФ приняты судом к производству.
Суд, руководствуясь ст.ст. 159, 65 АПК РФ, определил: приобщить к материалам дела представленное администрацией письмо от 15.11.2019 № 259.
Представители сторон просили об ознакомлении с экспертным заключением.
Руководствуясь ст.ст. 159, 163 АПК РФ, суд определил: ходатайство заинтересованного лица удовлетворить, объявить в судебном заседании 11.12.2019 перерыв до 18.12.2019 до 14 час. 30 мин. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в сети «Интернет».
Руководствуясь ст. 163 АПК РФ, суд определил: объявить в судебном заседании 18.12.2019 перерыв до 16 час. 00 мин. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в сети «Интернет».
Из материалов дела следует: ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» обратилось в Администрацию Каширского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на пользование земли (земельного участка) без предоставления земельного участка и установления сервитута. Разрешение необходимо было заявителю для технологического присоединения к системе газоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
Администрация Каширского муниципального района Воронежской области 11.02.2019 вынесла постановление №119 о предоставлении ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» разрешения на использование земельного участка площадью 116 кв.м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 36:13:0200005:ЗУ1.
Пунктом 2 указанного постановления предписано внести плату за размещение объекта на испрашиваемом земельном участке в размере 29400 руб., при этом размер платы определен на основании отчета №1194 об оценке рыночной стоимости размера платы за размещение объектов на земельном участке площадью 116 кв.м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 36:13:0200005:ЗУ1, проведенного ООО «Агентство независимой экспертизы собственности». Плату на размещение объекта в указанном размере, в силу п.2 постановления, необходимо внести в течении 30 дней с даты получения постановления по указанным в нем реквизитам.
В силу принятого постановления №119 от 11.02.2019г. (п.1) 15.02.2019 Администрация Каширского муниципального района Воронежской области выдала ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» разрешение №1 на использование земель и земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута с целью размещения объектов сроком на 30 дней.
ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», посчитав недостоверным отчет об оценке №1194, а также величину рыночной стоимости платы за размещение объекта в размере 29 400 руб. (установленная плата завышена), указанного в пункте 2 постановления Администрации Каширского муниципального района Воронежской области от 11.02.2019г. №119, обратилось в суд с требованием (с учетом уточнения) о признании недействительным пункт 2 Постановления от 11.02.2019г. №119, как несоответствующего закону и нарушающего права заявителя.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 4 АПК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в ст. 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу пункта 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года №1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который включены: подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 1).
Порядок и условия размещения указанных объектов в силу пункта 3 статьи 39 ЗК РФ устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 02.07.2015 № 1111 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 3.1. Положения для получения разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов с целью размещения Объектов заинтересованное лицо обращается в Уполномоченный орган с соответствующим заявлением о выдаче разрешения. В заявлении должны быть указаны соответствующие сведения, в перечень которых также входит срок использования земель или земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.8. указанного Положения размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, осуществляется за плату, за исключением лиц, указанных в п. 2 ст. 39.9, п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Размер платы за размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
При этом, размер платы за размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Воронежской области устанавливается в размере рыночной стоимости, но не менее 5000 рублей.
Как следует из материалов дела, ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче соответствующего разрешения на использование земельного участка, указав срок использования земельного участка 30 дней с момента подписания разрешения на осуществление земляных работ.
Администрация Каширского муниципального района Воронежской области, принимая оспариваемое Постановление в части пункта 2, который устанавливал плату за размещение линейного объекта в размере 29 400 руб., использовала результаты независимого оценщика в лице ООО «Агентства независимой экспертизы собственности» (отчет №1194 от 18.12.2018г.).
Вместе с тем, отчет №1194 от 18.12.2018г. ООО «Агентства независимой экспертизы собственности» не может быть использован в качестве определения итоговой величины рыночной стоимости размера платы за размещение подземного газопровода давлением до 1,2 МПА, в силу допущенных при оценке существенных нарушений, влияющих на ее достоверность, что подтверждается заключением №2019/1144/02 специалиста-оценщика ФИО3.
Администрация Каширского муниципального района Воронежской области не представила доказательств, опровергающих указанное заключение №2019/1144/02 специалиста-оценщика.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.2 ст.65 АПК РФ).
Вместе с тем, проведенная в рамках настоящего дела судебная экспертиза также (косвенно) подтвердила несоответствие результатов оценки используемых Администрацией при вынесении оспариваемого постановления в части пункта 2.
Проведение экспертизы поручено провести обществу с ограниченной ответственностью «Эксперт сервис плюс», эксперт ФИО4.
На разрешение эксперта судом поставлен вопрос:
- Какова рыночная стоимость размера платы за размещение в 30-дневный период подземного газопровода давлением до 1,2 МПа на земельном участке площадью 116 кв.м., расположенного по адресу: <...>, условный номер 36:13:0200005:ЗУ1, без предоставления земельного участка и установления сервитутов, определяемая в соответствии с п. 3.8 раздела III «Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 02.07.2015 №1111, по состоянию на 18.12.2018?
Согласно выводам эксперта рыночная стоимость размеры платы за размещение в 30-дневный период подземного газопровода давлением до 1,2 МПА на земельном участке площадью 116 кв.м., расположенного по адресу: <...>, условный номер 36:13:0200005:ЗУ1, без предоставления земельного участка и установления сервитутов, определяемая в соответствии с п. 3.8 раздела III «Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 02.07.2015 №1111, по состоянию на 18.12.2018 составляет 5 000 руб.
При этом, размер платы за использование земель для размещения объектов, безусловно, должен соответствовать принципу экономической обоснованности.
Между тем, Администрация не привела конкретных доводов и доказательств, позволяющих усомниться в результатах судебной экспертизы (ч.2, ст. 65 АПК РФ).
Таким образом, поскольку отчет №1194 от 18.12.2018г. ООО «Агентства независимой экспертизы собственности», на основании которого устанавливалась плата за размещение линейного объекта на земельном участке, не соответствует требованиям Федерального закона №135-ФЗ от 29.07.1998г. «Об оценочной деятельности», Федеральным стандартам оценки, что выразилось в установлении завышенного размера платы за пользование земельным участком (29 400 руб.), то его использование для определения платы является недопустимым и нарушающим права заявителя, поскольку накладывает на него дополнительные и необоснованные расходы.
В связи с чем, требование заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Заявитель при обращении в суд уплатил государственную пошлину в размере 3 000 руб. платёжным поручением № 64 от 14.01.2019г. и в размере 3 000 руб. платёжным поручением № 3865 от 30.05.2019г.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины (3 000 руб.) и расходы на проведение судебной экспертизы (7 000 руб.) подлежат взысканию с Администрации Каширского муниципального района г.Воронежа.
ООО «Эксперт сервис плюс» за проведение судебной экспертизы (заключение эксперта №1764/19 от 27.11.2019) необходимо перечислить с депозита суда, согласно счету на оплату №877 от 27.11.2019г. сумму в размере 7 000 руб.
Денежные средства, внесенные на депозит суда для проведения экспертизы (п/п № 7077 от 06.09.19) и невостребованные в размере 5 000 руб. (12 000 руб. – 7 000 руб.) подлежат возврату заявителю.
Внесенные Администрацией Каширского муниципального района Воронежской области денежные средства на депозит суда для проведения экспертизы (п/п № 15478 от 07.11.19) в размере 10 000 руб. подлежат возврату.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным и отменить пункт 2 Постановления Администрации Каширского муниципального района Воронежской области № 119 от 11.02.2019 «О выдаче разрешения на использование земельного участка, без предоставления земельного участка и установления сервитута с целью размещения газопровода давлением до 1,2 МПа для подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения».
Обязать Администрацию Каширского муниципального района Воронежской области устранить допущенные пунктом 2 Постановления № 119 от 11.02.2019 нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Решение подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Администрации Каширского муниципального района Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины и 7 000 руб. расходов за проведение экспертизы об определении рыночной стоимости.
Возвратить открытому акционерному обществу «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из доходов федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению №3865 от 30.05.2019г.
Перечислить обществу с ограниченной ответственностью "ЭКСПЕРТ СЕРВИС ПЛЮС" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 394018, <...>,) 7 000 руб. за проведение судебной экспертизы по делу №А14-8070/2019 из денежных средств, внесенных на депозитный счет Арбитражного суда Воронежской области ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» по платежному поручению №7077 от 06.09.19г.
Перечислить открытому акционерному обществу «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН <***>, ИНН <***>) с депозита Арбитражного суда Воронежской области излишне уплаченных 5 000 руб. по платёжному поручению № 7077 от 06.09.19г.
Перечислить Администрации Каширского муниципального района Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) с депозита Арбитражного суда Воронежской области 10 000 руб. по платёжному поручению № 15478 от 07.11.19г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Арбитражный суд Центрального округа.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья Ю.А. Соколова