ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело № А14-8071/2019
«17» декабря 2019 г.
Резолютивная часть решения оглашена 10.12.2019
Полный текст решения изготовлен 17.12.2019
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Федосовой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Курсаковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж
к Администрации Каширского муниципального района Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Воронежская обл.,
о признании недействительным пункта 2 Постановления №129 от 11.02.2019, об обязании устранить допущенные нарушения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности №8 от 09.01.2019, удостоверение личности – паспорт;
от Администрации Каширского муниципального района Воронежской области –ФИО2, представитель по доверенности №7 от 14.02.2019, удостоверение личности – паспорт,
установил:
Открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Воронеж» (далее – заявитель, ОАО «Газпром газораспределение Воронеж») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 2 постановления администрации Каширского муниципального района Воронежской области (далее – ответчик, администрация) № 129 от 11.02.2019 в части, превышающей 5 000 руб. (с учетом принятого судом уточнения).
Определением суда от 11.06.2019 после устранения обстоятельств, послуживших для оставления заявления без движения, заявление принято судом к производству.
В ходе судебного разбирательства в порядке ст. 82 АПК, на основании ходатайства ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», определением суда от 06.11.2019г. назначена судебной экспертиза на предмет определения рыночной стоимости размера платы за размещение газопровода на земельном участке.
Проведение экспертизы поручено провести обществу с ограниченной ответственностью «Эксперт сервис плюс», эксперт ФИО3.
На разрешение эксперта судом поставлен вопрос:
- какова рыночная стоимость размера платы за размещение в 5-дневный период подземного газопровода давлением до 1,2 МПА на земельном участке площадью 686 кв.м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 36:13:1200008:ЗУ1, без предоставления земельного участка и установления сервитутов, определяемая в соответствии с п. 3.8 раздела III «Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 02.07.2015 №1111, по состоянию на 18.12.2018?
В силу назначения судебной экспертизы судебное разбирательство было отложено до 03.12.2019.
Лица, участвующие в деле, обеспечили явку своих представителей в судебное заседание 03.12.2019г. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) дело в судебном заседании слушалось в присутствии явившихся представителей.
В судебном заседании 03.12.2019 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 10.12.2019.
Судом в судебном заседании 03.12.2019г. оглашено поступившее в материалы дела 25.11.2019 заключение эксперта №1762/19 от 22.11.2019, подготовленное экспертом ООО «Эсперт сервис плюс»ФИО3.
Согласно выводам эксперта рыночная стоимость размеры платы за размещение в 5-дневный период подземного газопровода давлением до 1,2 МПА на земельном участке площадью 686 кв.м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 36:13:1200008:ЗУ1, без предоставления земельного участка и установления сервитутов, определяемая в соответствии с п. 3.8 раздела III «Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 02.07.2015 №1111, по состоянию на 18.12.2018 составляет 5 000 руб.
От представителя заявителя в судебном заседании 10.12.2019г. поступило ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, согласно которому заявитель просит признать недействительным пункт 2 постановления Администрации Каширского муниципального района Воронежской области № 129 от 11.02.2019.
Представитель Администрации Каширского муниципального района Воронежской области не возражала относительно удовлетворения ходатайства представителя заявителя об уточнении заявленных требований.
Суд, в соответствии со статьями 41, 49 АПК РФ принял уточнение заявленных требований. Таким образом, подлежат рассмотрению требования заявителя с учетом принятого уточнения.
Представитель заявителя поддержала заявленные требования с учетом принятых уточнений, а также с учетом результатов проведенной судебной экспертизы.
Представитель Администрации Каширского муниципального района Воронежской области отметила, что не согласна с заключением эксперта.
Также представитель Администрации Каширского муниципального района Воронежской области поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, возражала относительно удовлетворения заявленных требований. Полагала, что заявителем были произведены работы за рамками пятидневного срока (более пяти дней), между тем соответствующих доказательств не смогла представить в настоящем судебном заседании.
Из материалов дела следует:
11.12.2018г. ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» обратилось в Администрацию Каширского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на пользование земли (земельного участка) без предоставления земельного участка и установления сервитута. Разрешение необходимо было заявителю для исполнения обязательств по договору о подключении №НВ0103941 от 09.07.2018г. для технологического присоединения к системе газоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: <...> (т.1, л.д. 13-22).
11.02.2019 Администрация Каширского муниципального района Воронежской области вынесла постановление №129 о предоставлении ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» разрешения на использование земельного участка площадью 689 кв.м., расположенного по адресу: <...> (т.1, л.д. 10-11).
Пунктом 2 указанного постановления предписано внести плату за размещение объекта на испрашиваемом земельном участке в размере 121700 руб., при этом размер платы определен на основании отчета №1132 об оценке рыночной стоимости размера платы за размещение объектов на земельном участке площадью 686 кв.м., расположенного по адресу: <...>, проведенного ООО «Агентство независимой экспертизы собственности (т.1, л.д. 54-90).
Плату на размещение объекта в указанном размере, в силу п.2 постановления, необходимо внести в течении 30 дней с даты получения постановления по указанным в нем реквизитам.
15.02.2019 в силу принятого постановления №129 от 11.02.2019г. (п.1) Администрация Каширского муниципального района Воронежской области выдала ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» разрешение на использование земель и земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута с целью размещения объектов сроком на пять дней (т.1, л.д.12).
ОАО «Газпром газораспределение Воронеж», посчитав недостоверным отчет об оценке №1132, а также величину рыночной стоимости платы за размещение объекта в размере 121 700 руб. (установленная плата завышена), указанных в пункте 2 постановления Администрации Каширского муниципального района Воронежской области от 11.02.2019г. №129, обратилось в суд с требованием (с учетом уточнения) о признании недействительным пункт 2 Постановления от 11.02.2019г. №129, как несоответствующего закону и нарушающего права заявителя.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 4 АПК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в ст. 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу пункта 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года №1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который включены: подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 1).
Порядок и условия размещения указанных объектов в силу пункта 3 статьи 39 ЗК РФ устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 02.07.2015 N 1111 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 3.1. Положения для получения разрешения на использование земель или земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитутов с целью размещения Объектов заинтересованное лицо обращается в Уполномоченный орган с соответствующим заявлением о выдаче разрешения. В заявлении должны быть указаны соответствующие сведения, в перечень которых также входит срок использования земель или земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.8. указанного Положения размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, осуществляется за плату, за исключением лиц, указанных в п. 2 ст. 39.9, п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Размер платы за размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
При этом, размер платы за размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Воронежской области устанавливается в размере рыночной стоимости, но не менее 5000 рублей.
Как следует из материалов дела, ОАО «Газпром газораспределение Воронеж» обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче соответствующего разрешения на использование земельного участка, указав срок использования земельного участка 5 дней с момента подписания разрешения на осуществление земляных работ.
Администрация Каширского муниципального района Воронежской области, принимая оспариваемое Постановление в части пункта 2, который устанавливал плату за размещение линейного объекта в размере 121 700 руб., использовала результаты независимого оценщика в лице ООО «Агентства независимой экспертизы собственности» (отчет №1132 от 18.12.2018г.).
Вместе с тем, отчет №1132 от 18.12.2018г. ООО «Агентства независимой экспертизы собственности» не может быть использован в качестве определения итоговой величины рыночной стоимости размера платы за размещение подземного газопровода давлением до 1,2 МПА, в силу допущенных при оценке существенных нарушений, влияющих на ее достоверность, что подтверждается заключением №2019/1144-04 специалиста-оценщика ФИО4 (т.1, л.д. 116-146).
Администрация Каширского муниципального района Воронежской области не представила доказательств, опровергающих указанное заключение №2019/1144-04 специалиста-оценщика.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.2 ст.65 АПК РФ).
Вместе с тем, проведенная в рамках настоящего дела судебная экспертиза также (косвенно) подтвердила несоответствие результатов оценки используемых Администрацией при вынесении оспариваемого постановления в части пункта 2, поскольку размер платы экспертом при проведении судебной экспертизы определен в размере 5 000 руб., с учетом 5 дневного срока, что также не было учтено в отчете №1132 от 18.12.2018 (срок предоставления земельного участка).
При этом, размер платы за использование земель для размещения объектов, безусловно, должен соответствовать принципу экономической обоснованности.
Между тем, Администрация не привела конкретных доводов и доказательств, позволяющих усомниться в результатах судебной экспертизы (ч.2, ст. 65 АПК РФ).
Таким образом, поскольку отчет №1132 от 18.12.2018г. ООО «Агентства независимой экспертизы собственности», на основании которого устанавливалась плата за размещение линейного объекта на земельном участке, не соответствует требованиям Федерального закона №135-ФЗ от 29.07.1998г. «Об оценочной деятельности», Федеральным стандартам оценки, что выразилось в установлении завышенного размера платы за пользование земельным участком (121 700 руб.), то его использование для определения платы является недопустимым и нарушающим права заявителя, поскольку накладывает на него дополнительные и необоснованные расходы.
В связи с чем, требование заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины (3 000 руб.) и расходы на проведение судебной экспертизы (7 000 руб.) подлежат взысканию с Администрации Каширского муниципального района г.Воронежа.
Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату.
ООО «Эксперт сервис плюс» за проведение судебной экспертизы (заключение эксперта №1762/19 от 22.11.2019) необходимо перечислить с депозита суда, согласно счету на оплату №864 от 22.11.2019г. сумму в размере 7 000 руб.
Денежные средства, внесенные на депозит суда для проведения экспертизы (п/п № 7102 от 11.09.19) и невостребованные в размере 5 000 руб. (12 000 руб. – 7 000 руб.) подлежат возврату заявителю.
Внесенные Администрацией Каширского муниципального района Воронежской области денежные средства на депозит суда для проведения экспертизы (п/п № 14493 от 24.10.19) в размере 10 000 руб. подлежат возврату.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным пункт 2 Постановления Администрации Каширского муниципального района Воронежской области от 11.02.2019 № 129 «О выдаче разрешения на использование земельного участка, без предоставления земельного участка и установления сервитута с целью размещения газопровода давлением до 1,2 МПа для подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения».
Обязать Администрацию Каширского муниципального района Воронежской области устранить допущенные пунктом 2 Постановления от 11.02.2019 № 129 нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Решение подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Администрации Каширского муниципального района Воронежской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу открытого акционерного общества «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить открытому акционерному обществу «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из доходов федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению №3867 от 30.05.2019.
Перечислить открытому акционерному обществу «Газпром газораспределение Воронеж» (ОГРН <***>, ИНН <***>) с депозита Арбитражного суда Воронежской области 5 000 руб.
Перечислить Администрацию Каширского муниципального района Воронежской области с депозита Арбитражного суда Воронежской области 10 000 руб.
Перечислить ООО «Эксперт Сервис Плюс» (ИНН <***>) с депозита Арбитражного суда Воронежской области 7 000 руб. за проведение судебной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Арбитражный суд Центрального округа.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья С.С.Федосова