ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-8668/2023 от 17.11.2023 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  ВОРОНЕЖСКОЙ  ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ   РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж                                                                             Дело NА14-8668/2023

« 17 » ноября  2023 г.

Резолютивная часть решения объявлена 13.11.2023.

Решение изготовлено в полном объеме 17.11.2023.                                                                        

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Завидовской Е.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лаврентьевой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВАЛЬХАЛЛА», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об обязании заключить дополнительное соглашение к договору №РТС236А220022(Д) от 18.03.2022 года на величину коэффициента корректировки цены договора, рассчитанной по результатам положительных заключений экспертиз проектной документации, проведенной в части проверки достоверности сметной стоимости, составляющей в общей сумме 21 728 098,94 руб., о взыскании 4 340 756, 90 руб. убытков,

при участии в судебном заседании:                                                                  

от истца: ФИО1, представитель по доверенности от 13.02.2023; ФИО2, представитель по доверенности от 04.10.2023;

от ответчика: ФИО3, представитель по доверенности № 25 от 21.08.2023; ФИО4, представитель по доверенности № 24 от 26.07.2023;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ВАЛЬХАЛЛА» (далее – истец) обратилось арбитражный суд с исковым заявлением к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (далее – ответчик) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору №РТС236А220022(Д) от 18.03.2022 года на величину коэффициента корректировки цены договора, рассчитанной по результатам положительных заключений экспертиз проектной документации, проведенной в части проверки достоверности сметной стоимости, составляющей в общей сумме 21 728 098,94 руб., о взыскании 4 340 756, 90 руб. убытков.

10.11.2023 по системе «Мой Арбитр» от ответчика поступили письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.

Истец поддержал исковое заявление в полном объеме, представил возражения на отзыв ответчика, который приобщены к материалам дела.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 07.11.2023 по 13.11.2023.

После перерыва от истца поступили письменные пояснения.

На основании ст. 159 АПК РФ судом приобщены к материалам дела письменные пояснения истца.

Из материалов дела следует, что между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (заказчик) и ООО «Вальхалла» (подрядчик) заключен договор №РТС236А220022(Д) от 18.03.2022, в соответствии с которым подрядчик обязуется в установленные настоящим договором сроки выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по следующим адресам: - <...>, - <...>, - <...>, - <...>, - Воронежская область, Таловский район, п. 2-го участка им. Докучаева, кв.6, д. 54, в соответствии с перечнем, видами и стоимостью работ согласно Приложения №1 к настоящему договору, с условиями настоящего договора, утвержденной и согласованной в установленном законодательством порядке проектной документацией, локально-сметным расчетом, техническими регламентами и иными нормативными документами, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненный надлежащим образом объем работ в порядке, установленным настоящим договором и законодательством.

Согласно пункту 2.1. договора, общая стоимость выполняемых работ по договору составляет: 15 662 130,98 рублей, в том числе НДС – 2 610 355,16 руб.В случае если победитель аукциона не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), расчеты за выполненные работы производятся без учета суммы НДС (за вычетом суммы НДС, указанной в стоимости работ согласно п.2.1 договора).

В соответствии с пунктом 2.2. договора, стоимость работ по настоящему договору является твердой и определяется на весь срок исполнения договора. Стоимость работ по настоящему договору включает в себя все затраты, издержки и иные расходы подрядчика, связанные с надлежащим исполнением договора, в том числе расходы на приобретение, транспортировку и хранение материалов, оборудования, приспособлений, необходимых для выполнения работ, вывоз строительного мусора, расходы на доставку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, оплату расходов на подключение к коммунальным сетям, иных коммунальных и других обязательных платежей.

Пунктом 3.5. договора в редакции дополнительного соглашения № 1 от  26.08.2022 установлено, что сроки выполнения работ по настоящему договору: с даты заключения договора (подписание договора по площадке электронного аукциона) до 31.10.2022 года.

Пунктом 2.4. договора предусмотрено, что цена настоящего договора может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема выполнения работ. Цена настоящего договора может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором о проведении капитального ремонта объемов работ. Изменения стоимости и объемов работ производится при соблюдении положений, установленных действующим законодательством.

14.09.2022 Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области и ООО «Вальхалла» заключили дополнительное соглашение №2 к договору от 18.03.2022 г. №РТС236А220022(Д).

Пунктом 1 Дополнительного соглашения №2 от 14.09.2022 года стороны согласовали: В соответствии с п. 2.4. договора, а также согласно п. 222 постановления Правительства РФ от 01.07.2016 №615 цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Изменение стоимости и объемов услуг и (или) работ производится при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Протоколом №б/н от 03.09.2022 г. внеочередного (годового) общего очного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, было принято решение о проведении дополнительных работ по ремонту крыши, определении и утверждении сметных расходов.

В связи с чем, сторонами пункт 2.1. договора изложен в следующей редакции: «Общая стоимость выполняемых работ по договору составляет: 15 807 416, 79 руб., в том числе НДС».

05.10.2022 Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области и ООО «Вальхалла» заключили дополнительное соглашение №3 к от 18.03.2022 г. №РТС236А220022(Д).

Пунктом 1 Дополнительного соглашения №3 от 05.10.2022 года стороны согласовали: В соответствии с п.2.4. договора, а также согласно п. 222 постановления Правительства РФ от 01.07.2016 №615 цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 125 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Изменение стоимости и объемов услуг и (или) работ производится при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Протоколом №1 от 30.09.2022 г. внеочередного (годового) общего очного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, было принято решение о проведении дополнительных работ по ремонту крыши, определении и утверждении сметных расходов.

В связи с чем, сторонами пункт 2.1. договора изложен в следующей редакции: «Общая стоимость выполняемых работ по договору составляет: 15 984 887,94 руб., в том числе НДС».

28.10.2022 Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области и ООО «Вальхалла» заключили дополнительное соглашение №4 к договору от 18.03.2022 г. №РТС236А220022(Д).

Пунктом 1 Дополнительного соглашения №4 от 28.10.2022 года стороны согласовали: В соответствии с п.2.4. договора, а также согласно п. 222 постановления Правительства РФ от 01.07.2016 №615 цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 125 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Изменение стоимости и объемов услуг и (или) работ производится при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Протоколом №1 от 18.10.2022 г. внеочередного (годового) общего очного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, было принято решение о проведении дополнительных работ по ремонту крыши, определении и утверждении сметных расходов.

В связи с чем, сторонами пункт 2.1. договора изложен в следующей редакции:  «Общая  стоимость выполняемых работ по договору составляет: 16 363 663,22 руб., в том числе НДС».

31.10.2022 Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области и ООО «Вальхалла» заключили дополнительное соглашение №4 к договору от 18.03.2022 г. №РТС236А220022(Д).

Пунктом 1 Дополнительного соглашения №5 от 31.10.2022 года стороны согласовали: В соответствии с п.2.4. договора, а также согласно п. 222 постановления Правительства РФ от 01.07.2016 №615 цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 125 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Изменение стоимости и объемов услуг и (или) работ производится при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Протоколом №1 от 29.10.2022 г. внеочередного (годового) общего очного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, было принято решение о проведении дополнительных работ по ремонту крыши, определении и утверждении сметных расходов.

В связи с чем, сторонами пункт 2.1. договора изложен в следующей редакции: «Общая  стоимость  выполняемых работ по договору составляет: 17 387 342,04 руб. в том числе НДС».

Работы  выполнены подрядчиком и приняты заказчиком по актам ф. КС-2 и КС-3  № 1 от 02.06.2022, № 2 от 01.07.2022, № 3 от 15.09.2022, №31/10-2 от 31.10.2022, № 4 от 05.10.2022, №5 от 31.10.2022 на общую сумму 17 133 169, 55 руб. Работы оплачены в полном объеме.

Письмом №25/07 от 25.07.2022 подрядчик известил Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области о существенном удорожании строительных материалов, которое оказало влияние на стоимость работ. Также в письме указано, что на основании приказа Департамента ЖКХиЭ Во № 67 от 04.04.2022 происходит корректировка стоимости материалов. Указанная корректировка будет произведена после выполнения  работ по контракту путем заключения дополнительного соглашения.

Аналогичные по своему содержанию подрядчиком направлены письма №5/10 от 05.10.2022, №19/10 от 19.10.2022, №27/10 от 27.10.2022, №9/11 от 09.11.2022, №11/11 от 11.11.2022, №14/12 от 14.12.2022.

Письмом №30/12 от 30.12.2022 (врученным 09.01.2023) сообщило о завершении работ по спорному контракту, указало на существенное удорожание строительных материалов, направило расчет корректировки стоимости по каждому объекту  для проверки и заключения дополнительного соглашения.

Письмом №16/02 от 16.02.2023 ООО «Вальхалла» направило в адрес Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области документы для проверки и дальнейшей экспертизы сметной документации, обосновывающие увеличение цены.

Письмом от 28.02.2023 исх. №3200827 Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области в ответ на №16/02 от 16.02.2023 сославшись на Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 №1667 указал, что на момент подачи документов, обосновывающих увеличение цены (17.02.2023), работы по договору фактически оплачены в полном объеме, заключение дополнительного соглашения и оплата разницы стоимости технически невозможна.

Письмом исх. № 3200827 от 10.03.2023 Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области в ответ на №16/02 от 16.02.2023, направило дополнительный ответ, которым уведомило ООО «Вальхалла», что расчетные показатели на увеличение цены договора математически выполнены верно, однако согласно Постановления Правительства РФ от 30.09.2021 г. №1667 внесение изменений в договор в части увеличения цены договора возможно до 01 января 2023 года.

22.03.2023 письмом №22/03 ООО «Вальхалла» направило в адрес Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области дополнительные документы для проверки и заключения дополнительного соглашения, где также сообщило, что ООО «Вальхалла» в адрес Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области направляло письма и уведомляло о дополнительной корректировки сметной стоимости на протяжении 3-4 квартала 2022 года, а также исправляло полученные замечания по документации.

Письмом от 05.04.2023 года исх. №3234860, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области в ответ на №22/03 от 22.03.2023г., направило ответ, которым уведомило ООО «Вальхалла», что расчетные показатели на увеличение цены договора математически выполнены верно, однако внесение изменений в договор в части увеличения цены договора возможно до 01 января 2023 года.

Претензией от 20.04.2023 истец просил заключить дополнительное соглашение к договору №РТС236А220022(Д) от 18.03.2022 года на величину коэффициента корректировки цены договора, рассчитанной по результатам положительных заключений экспертиз проектной документации, проведенной в части проверки достоверности сметной стоимости, составляющей в общей сумме 21 728 098,94 руб. и возместить истцу 4 340 756, 90 руб. убытков.

В ответе от 03.05.2023 № 326745 Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области указал на невозможность выполнения требований претензии.

Полагая, что доводы, изложенные в ответе на претензию несостоятельны, истец обратился в суд с настоящим исковым требованием.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив все в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

К рассматриваемым правоотношениям сторон, возникшим на основании договора №РТС236А220022(Д) от 18.03.2022, подлежат применению положения главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В соответствии с пунктом 2 статьи 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Аналогичные условия по своему содержанию содержит в себе пункт  2.2. договора №РТС236А220022(Д) от 18.03.2022.

По общему правилу, изложенному в пункте 6 статьи 709 ГК РФ, если цена является твердой, стороны не вправе требовать ее изменения, даже если при заключении договора исключалась возможность предусмотреть весь объем работ или необходимых расходов.

Исключение из этого дано в абзаце 2 пункта 6 названной статьи, согласно которому возможность изменения твердой цены имеет место только при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора подряда. При наличии данных обстоятельств заказчик несет риск увеличения твердой цены, так как подрядчик вправе требовать ее увеличения или (при отказе заказчика выполнить это требование) судебного расторжения договора на основании статьи 451 ГК РФ.

При этом подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения согласованной цены, сохраняет право на оплату работы по согласованной цене (пункт 5 статьи 709 ГК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Постановление № 615).

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных 5 Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 44-ФЗ), в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.

Таким образом, договор №РТС236А220022(Д) от 18.03.2022 заключен в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.

В силу пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Из содержания пункта 2 статьи 451 ГК РФ следует, что для изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств необходимо одновременное наличие следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

При этом доктрина существенного изменения обстоятельств подлежит применению в исключительных случаях, когда в ходе рассмотрения конкретного дела будут выявлены непредвидимые обстоятельства, которые сторона не могла преодолеть при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2022 N 308-ЭС21-20570).

В связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы Правительством Российской Федерации приняты Постановления N1315 и N 1667.

Порядок увеличения цены контракта предусмотрен подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1315), пунктами 14, 14.1 - 14.3 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр (далее - Методика N 841/пр).

Пунктом 2 Постановления N 1315 установлено, что его требования распространяются на обязательства при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Законом N 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд с определенными министерствами и организациями.

В  пункте 14 приказа  Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр  указано, что внесение изменений в смету контракта осуществляется в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта и пунктами 14.1 - 14.6 Методики, при условии, если контракт заключен до 31 декабря 2022 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.

Пунктом 2 Постановления N 1667 от 30.09.2021 установлено, что со дня вступления в силу настоящего постановления до 01.01.2023 в договор об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключенный в соответствии с Положением, в том числе до дня вступления в силу настоящего постановления, в связи с увеличением стоимости строительных ресурсов по соглашению сторон в ходе его исполнения может быть внесено изменение в части увеличения цены договора не более чем на 30 процентов при условии непревышения стоимостью услуг и (или) работ по договору после указанного увеличения его цены предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из приведенного массива правового регулирования следует, что действующие законы и подзаконные акты допускают изменение цены контракта в связи с существенным удорожанием строительных материалов.

Вместе с тем, системное толкование приведенных норм позволяет прийти к выводу о том, что возможность изменения существенных условий контракта, в том числе цены, является реализуемой лишь в том случае, если контракт не исполнен (не прекращен).

Кроме того, согласно письму Минстроя России от 22 ноября 2021 года N50829-МГ/06 заключение о достоверности сметной стоимости является необходимым условием для заключения дополнительного соглашения об увеличении цены договоров.

Как указано в письме пунктом 2 Постановления N 1667 установлено, что соглашение об увеличении цены договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - договор) заключается после представления подрядной организацией заключения о достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, подтверждающего обоснованность увеличения цены договора (далее - определение достоверности сметной стоимости).

Частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства сметная стоимость подлежит проверке в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Нормами Постановления N 1667 региональному оператору капитального ремонта предоставляется право заключения дополнительного соглашения с подрядной организацией, а также необходимое условие для заключения такого соглашения - заключение о достоверности сметной стоимости.

Абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 установлено, что соглашение об изменении условий контракта осуществляется на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение.

Согласно пункту 14 Методики N 841/пр обоснование существенного возрастания стоимости строительных ресурсов поставки подрядчика, оказывающего влияние на изменение (увеличение) цены контракта, оформляется в письменной форме в виде предложения подрядчика с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение, в соответствии с объемами работ и затрат, предусмотренными сметой контракта, с учетом выявленного в процессе исполнения контракта существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, поставляемых подрядчиком.

Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, соглашение об изменении (увеличении) цены договора не могло быть заключено ответчиком с истцом, так как  письма  истца №25/07 от 25.07.2022, №5/10 от 05.10.2022, №19/10 от 19.10.2022, №27/10 от 27.10.2022, №9/11 от 09.11.2022, №11/11 от 11.11.2022, №14/12 от 14.12.2022 не содержат предложения об изменении условий договора, к ним не было приложено заключение о достоверности сметной стоимости.

При этом судом отмечается, что представленные через систему «Мой Арбитр» 10.11.2023 ответчиком ответы в виде служебных записок о направлении сметных расчетов для экспертизы относятся не к спорному увеличению стоимости работ, а к согласованию сторонами дополнительных работ, которые разрешились заключением дополнительными соглашениями. Указанные пояснения к представленным ответчикам документам давал сам истец в судебном заседании 13.11.2023.

Предложение о заключении дополнительного соглашения с приложением заключения о достоверности сметной стоимости было направлено в адрес ответчика только письмом от 16.02.2023, то есть после исполнения договора сторонами.

Доводы истца о том, что  рассчитать стоимость увеличения возможно только после фактического выполнения  всего объема работ (итогам по акту выполнения) не основан на нормах права.

Таким образом, отказ заказчика от изменения цены связан исключительно с невыполнением самим подрядчиком обязательных условий для заключения дополнительного соглашения к такого рода договорам.

В связи с изложенным, доводы истца о недобросовестном поведении фонда необоснованны.

Во всех письмах, врученныхзаказчику до  01 января 2023 года со стороны подрядчика идет просто констатация факта об удорожании строительных работ и том, что им будет произведена корректировка уже фактически выполненных работ. Ни в одном из указанных писем не имеется даже намека на то, чтобы спросить мнения заказчика согласен ли он с увеличением стоимости работ.

Как указано в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 01.03.2022 г. N 7797-ИФ/09 "Об изменении условий заключенных контрактов на выполнение строительных работ из-за роста цен на строительные ресурсы" с целью поддержки заказчиков и подрядных организаций в сложившихся экономических условиях в связи с ростом стоимости строительных ресурсов в 2021 году Постановлением №1315 установлена возможность изменять цену действующего контракта (не более чем на 30%) стоимостью более 1 млн руб., заключенного в соответствии с 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд до 1 января 2022 г., предметом которых является выполнение работ по строительству.

Введение данных норм, позволяющих отступить от строгих правил закона о контрактной системе вызвано тем, что существенное удорожание строительных материалов после заключения заказчиками контрактов может привести к  расторжению контракта по искам подрядчиков в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (ст. 451 ГК РФ). Учитывая, что проведение новых торгов и заключение контракта будет уже по увеличенной цене, законодатель допустил возможность исключить необходимость несения дополнительных затрат ресурсов и времени и разрешить сторонам  внести изменения в заключенные контракты.

Вместе с тем, положения вышеуказанных нормативных актов не содержат в себе указания на обязательность заключения  соглашения об увеличении цены контракта.

При этом, как указано выше, подрядчик, представивший заказчику установленный законодательством комплект документов, подтверждающий необходимость увеличения цены контракта, но не получивший одобрения заказчика, вправе обратиться за расторжением контракта как по соглашению сторон, так и в судебном порядке.

Инициируя изменение цены как существенного условия контракта, общество добивалось совершения с фондом двусторонней конститутивной распорядительной сделки, которая носит правоизменяющий эффект, преобразуя спорное правоотношение.

Между тем, в отсутствие действительного правоотношения ввиду его прекращения надлежащим исполнением обязательств с обеих сторон (статья 408 ГК РФ), таковое не может быть преобразовано ни в какой части, в том числе в части определения цены работ.

С учетом изложенного суды приходит выводу о невозможности изменения цены контракта после его исполнения.

Ссылка истца на не предоставление ответов на письма №25/07 от 25.07.2022, №5/10 от 05.10.2022, №19/10 от 19.10.2022, №27/10 от 27.10.2022, №9/11 от 09.11.2022, №11/11 от 11.11.2022, №14/12 от 14.12.2022, №30/12 от 30.12.2022 судом отклоняется, поскольку подрядчик не воспользовался правом на приостановление работ, предусмотренное ст. 716, 719 ГК РФ.

Правомерное приостановление исполнения обязательства или его одностороннее прекращение стороной не противоречит нормам действующего законодательства (пункт 2 статьи 328, статьи 450.1, 451, 719 ГК РФ, пункты 23, 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"), следовательно, соблюдение нормативно установленных условий для существенного изменения цены контракта находилось в сфере контроля истца и не влекло для него негативных последствий.

Кроме того, возникновение экономической ситуации, повлекшей рост стоимости строительных материалов еще в 2021 году, а также дату заключения договора 18.03.2022,  истец при подаче заявки на участие в процедуре конкурентной закупки самостоятельно, по собственной инициативе, осуществил снижение (демпинг) цены и предложил цену контракта ниже начальной максимальной цены договора более чем на 9 %.

Таким образом, в рамках настоящего спора истцом не доказана противоправность поведения заказчика, не давшего согласия на увеличение цены по договору, наличие убытков подрядчика является следствием хозяйственного поведения самого истца, распорядившегося своими правами при вступлении в договорные отношения и выполнении обязательств по договору таким образом, что в результате это стало экономически не выгодным для общества.

С учетом изложенного,  в удовлетворении требований истца следует отказать.

При подаче  иска  истцом уплачена государственная пошлина  в сумме 50 704 руб. по платежным поручениям №23 от 15.05.2023 и №29 от 20.06.2023.

На основании статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на истца.

Руководствуясь статьями 65, 102, 110, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искать отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Арбитражный суд Центрального округа путем подачи жалобы, через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Арбитражного суда

Воронежской области                                                                     Е.С. Завидовская