ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-866/2021 от 20.10.2021 АС Воронежской области

Арбитражный суд Воронежской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Воронеж                                                                                           Дело №А14-866/2021

«22» октября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена «20» октября 2021 года.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Шишкиной В.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Качалковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Воронеж (ОГРН 1043600077762,                               ИНН 3664060362),

к Обществу с ограниченной ответственностью «Полигон», Воронежская обл., п.г.т. Анна (ОГРН 1093601000085, ИНН 3601010182),

о взыскании 128 477 руб. 21 коп.,

при участии в заседании:

от Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Шевченко В.Н. – представителя, доверенность №Вт/296 от 30.07.2021 (по 31.12.2021), диплом №39563 от 28.06.2013;

от Общества с ограниченной ответственностью «Полигон»: представитель не явился, извещено надлежаще;

установил:

Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее также – Управление, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» (далее также – ООО «Полигон», ответчик) о взыскании 345 661 руб. 53 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (исх. №11/16469/04кк от 31.12.2020, вход. от 25.01.2021).

В процессе рассмотрения спора истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) неоднократно уточнял размер заявленных требований, в окончательном размере, в связи поступлением в период с 07.10.2020 по 24.02.2021 от ответчика денежных средств в общей сумме 101 933 руб. 31 коп., а также предоставления уточненной декларации о плате за НВОС за 2019 год и декларации о плате за НВОС за 2020 года, заявил о взыскании с ответчика 128 477 руб. 21 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 2017 г. – 2020 г.

Ответчик возражал против удовлетворения первоначально заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнительных пояснениях. После уменьшения размера исковых требований позицию по делу не уточнил.

Заседание проведено в порядке статей 156, 163 АПК РФ, в отсутствие ответчика, с объявлением перерыва с 13.10.2021 по 20.10.2021.

Из искового заявления следует, что объект негативного воздействия на окружающую среду, эксплуатируемый ООО «Полигон» состоит в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающее среду.

Ответчик представлял декларации за негативное воздействие на окружающую среду, однако ввиду того, что плата в установленные законом сроки не вносилась, или вносилась частично, у ООО «Полигон» образовалась задолженность по плате за негативное воздействие за 2018 – 2019 годы, размер которой, с учетом принятых уточнений, составил 128 477 руб. 21 коп.

В связи с образованием задолженности Управление обратилось к ответчику с требованием о добровольной уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (исх. №33/10810/05/ЯТ от 23.09.2020), а затем, ввиду непогашения задолженности в добровольном порядке, в суд – с заявленным иском.

Исследовав материалы дела, позиции сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствие которого приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Закона №7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения установлен Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила)).

В соответствии с пунктом 4 Правил контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).

Пунктом 5 Правил закреплено, что плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

В силу статьи 16.4 Закона №7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

В силу части 8 статьи 16.4 Закона №7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 АПК РФ).

В силу пункта 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Факт того, что ООО «Полигон» эксплуатирует объект, состоящий в федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также обязанность ответчика по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду подтверждены материалами дела и им не оспорены.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик ссылался на то, что ООО «Полигон» утверждена программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду. Ежегодно, вместе с предоставлением декларации о плате за НВОС, ООО «Полигон» отчитывалось о мониторинговых мероприятиях и подтверждало отсутствие негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов. При этом, как указывает ответчик, истец не производил необходимых инструментальных измерений и не принимал решения о неподтверждении исключения негативного воздействия в установленном порядке и в установленные сроки. Также ответчик пояснил, что по результатам ежегодных измерений сертифицированной лабораторией при Минприродопользования – ФБГУ «ЦЛАТИ по ЦФО», негативное воздействие от размещения ТКО ООО «Полигон» исключено. ООО «Полигон», в соответствии с правилами, производило ежегодный расчет платы, исходя из объемов ТКО, как того требуют правила оформления деклараций, при этом в отчет включалась не только плата за размещение ТКО, но иные критерии воздействия на окружающую среду, единые для всех юридических лиц, а именно, использование транспорта, механизмов, собственные отходы и т.д., указанная часть платы за НВОС, от которой ООО «Полигон» освобождено не было, уплачена истцу в указанных в исковом заявлении объемах: 118 387 руб. 32 коп. - в 2018 году и 66 685 руб. 57 коп. - в 2019 году. Таким образом, по мнению ответчика, ООО «Полигон» полностью оплатило ту часть платы за негативное воздействие на окружающую среду, от которой не было освобождено в связи с подтверждением отсутствия влияния на окружающую среду при размещении ТКО.

Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 №467 утверждено Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее – Положение №467), которым установлен порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.

Так, согласно пункту 2 Положения №467 исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее соответственно - лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, мониторинг).

Обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ (пункт 3 Положения №467).

В силу пункта 6 Положения №467 лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, подготавливают отчет о результатах проведения мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов (далее - отчет), который является основанием для принятия решения соответствующим территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов.

Отчет в уведомительном порядке представляется ежегодно, до 15 января года, следующего за отчетным годом, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объекта размещения отходов (пункт 7 Положения №467).

В соответствии с пунктом 10 Положения №467 территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления отчета, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рамках взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне, предусмотренных соглашением о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, или путем проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

По результатам указанного сопоставления территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или по почте.

Основаниями для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов являются: а) отсутствие в отчете данных инструментальных измерений, свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; б) превышение фоновых значений физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды; в) несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от объекта размещения отходов (пункт 11 Положения №467).

Как усматривается из материалов дела, 15.06.2020 в Управление от ООО «Полигон» поступил отчет «Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта и в пределах их воздействия на окружающую среду ООО «Полигон» за 2019 год.

По результатам рассмотрения указанного отчета Управлением было принято решение о неподтверждении исключения негативного воздействия объекта размещения отходов, эксплуатируемого ответчиком, о чем ООО «Полигон» проинформировано письмом от 25.06.2020 № 14/6535/02/МИ.           

Основанием для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия объекта размещения отходов послужило нарушение указанных в пункте 7 Положения №467 и пункте 6 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах воздействия на окружающую среду (утв. приказом Минприроды России от 04.03.2016 №66, приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66 утратил силу с 31.12.2020) сроков предоставления Отчета, а также содержащейся в Отчете информации о превышении фоновых значений концентраций загрязняющих веществ в почве, атмосферном воздухе и природной воде (нарушен подпункт «б» пункта 11 Положения №467). Кроме того, как пояснил истец, Отчет и содержание всех его разделов не соответствовало требованиям Порядка.

Согласно части 7 статьи 16.3 Закона №7-ФЗ при размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата
за размещение отходов производства и потребления не взимается.     

Таким образом, в связи неподтверждением исключения негативного воздействия объекта размещения отходов ООО «Полигон», основания для применения части 7 статьи 16.3 Закона №7-ФЗ отсутствовали.

Аналогичная ситуация имела место при рассмотрении отчетов «Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта и в пределах их воздействия на окружающую среду ООО «Полигон» за 2017 и 2018 годы.

При этом суд отмечает, что решения о неподтверждении исключения негативного воздействия объекта размещения отходов, эксплуатируемого                            ООО «Полигон», не обжаловались, иного в материалы дела не представлено.

Довод ответчика относительно того, что расходы по плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО учитываются в установленных тарифах регионального оператора по обращению ТКО, он же несет ответственность за их уплату, и сделанный на основании указанных доводов вывод о том, что с 2018 года ответственность по оплате НВОС за размещение отходов ложится на регионального оператора по обращению отходов в Воронежской области, отклоняется судом как нормативной не обоснованный.

Действующим законодательством не предусмотрено включение в тариф регионального оператора по обращению с ТКО расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом из письма Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области исх. №55-11/1625 от 12.10.2021 усматривается, что расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО включаются в необходимую валовую выручку оператора по обращению с ТКО непосредственно занимающегося размещением ТКО, а именно захоронением ТКО – ООО «Полигон».

Арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле (часть 2 статьи 7 АПК РФ). Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности (часть 1 статьи 9 АПК РФ).

В силу статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат удовлетворению в заявленном, с учетом уточнения, размере в сумме 128 477 руб. 21 коп.

Государственная пошлина по делу (с учетом принятых уточнений) относится на ответчикаи подлежит взысканию в доход федерального бюджета в сумме 4 854 руб. 00 коп, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины и не оплачивал её при подаче иска истца (статьи 110, 112 АПК РФ, статьи 333.21, 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 167-171, 180, 181 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Полигон» в пользу Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 128 477 руб. 21 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Реквизиты для зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду:

Получатель – УФК по Воронежской области (Центрально-Черноземное межрегиональное управление),

Единый казначейский счет – 40102810945370000023,

Казначейский счет – 03100643000000013100,

Банк получателя – отделение Воронеж Банк России/УФК по Воронежской области г. Воронеж,

БИК территориального органа Федерального казначейства – 012007084,

л/с – 04311780160,

ИНН – 3664060362,

КПП-366601001,

ОКТМО – по месту оказания негативного воздействия,

128 477,21 – КБК 048 112 01 04 2016000120 плата за размещение твердых коммунальных отходов производства.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Полигон» в доход федерального бюджета 4 854 руб. 00 коп. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области в порядке части 2 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                     В.М. Шишкина