АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Воронеж Дело № А14-8848/2018
«17» сентября 2018 года
Резолютивная часть решения принята «10» сентября 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено «17» сентября 2018 года
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Козлова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Охотиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «АврораАвто» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж,
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Воронеже (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж,
о признании недействительным решения в части,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 02.03.2016 № 36 АВ 1864517,
от ответчика – ФИО2, доверенность от 09.01.2018 № 01-12/14,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «АврораАвто» (далее – заявитель, ООО «АврораАвто») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Воронеже (далее – ответчик, Пенсионный фонд, УПФР в г. Воронеже Воронежской области) от 11 апреля 2018 года № 9 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 166 016 руб. 15 коп., взыскания штрафа в размере 33 203 руб. 23 коп., начисления пеней по состоянию на 31.12.2016 за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 17 882 руб. 80 коп. (с учетом принятого определением от 4 июля 2018 года уточнения).
Определением от 27 апреля 2018 года по ходатайству заявителя приостановлено действие решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Воронеже от 11 апреля 2018 года № 9 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 179 431 руб. 70 коп., взыскания штрафа в размере 35 886 руб. 34 коп., начисления пеней по состоянию на 31.12.2016 за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 20 009 руб. 72 коп.
3 сентября 2018 года в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 сентября 2018 года.
В судебном заседании представитель заявителя заявленное требование поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Из материалов дела следует, что УПФР в г. Воронеже Воронежской области проведена проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявителем за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, по итогам которой составлен акт от 13.03.2018 № 9. По результатам проверки принято решение от 11.04.2018 № 9, которым ООО «АврораАвто» привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в виде 36 508 руб. 33 коп. штрафа. Указанным решением заявителю предложено уплатить указанную сумму штрафа, а также доначисленные страховые взносы в размере 182 541 руб. 67 коп. и пени в размере 20 502 руб. 77 коп.
Полагая, что указанное решение в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу, соответствующих пеней и штрафа противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы организации, ООО «АврораАвто» обратилось с заявлением в арбитражный суд. В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на отсутствие у него обязанности уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат, произведенных лицам, указанным в оспариваемом решении. При этом заявитель исходит из того, что перечисленные в оспариваемом решении лица не обладают правом на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Возражая против заявленного требования, ответчик утверждает, что указанные лица имеют право на досрочный выход на пенсию в связи с работой в особых условиях труда вне зависимости от продолжительности рабочего времени.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное осуществление указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для доначисления 166 016 руб. 15 коп. страховых взносов по дополнительному тарифу за 2015-2016 годы явился вывод органа Пенсионного фонда о неисчислении и неуплате организацией дополнительного страхового тарифа с выплат, произведенных лицам, занятым в должности «маляр по покраске автомобилей» на работах с применением вредных веществ не ниже III класса опасности. Таковыми в оспариваемом решении указаны ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9
В соответствии с пунктом «а» части 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), действовавшего в проверяемом периоде, организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 названного закона, объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного закона, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ с 01.01.2013 плательщиками страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) (с 1 января 2015 года – в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ перечислены категории граждан, имеющих право на досрочное, то есть ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, назначение трудовой пенсии по старости, и установлены основания досрочного назначения трудовой пенсии по старости для каждой из перечисленных категорий. В силу пункта 3 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 – 18 пункта 1 указанной статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 – 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в данной норме закона, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Аналогичные нормы содержатся в пунктах 2 – 4, 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона № 173-ФЗ, утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила).
В соответствии с пунктами 4 – 6 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства. Согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 % процентов рабочего времени.
Таким образом, для возникновения у застрахованного лица права на досрочный выход на пенсию и, соответственно, возникновения у страхователя обязанности по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу необходимо два обязательных условия: класс условий на рабочих местах, установленных законом, соответствует вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда, продолжительность труда в особых (вредных) условиях превышает или равна 80 % рабочего времени от полного рабочего дня. С учетом изложенного суд находит необоснованным довод ответчика об обязанности уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу вне зависимости от продолжительности рабочего времени.
Из материалов дела усматривается, что работники заявителя ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 были заняты на должности «маляр по покраске автомобилей», выполняли работы в соответствии с должностной инструкцией маляра по покраске автомобилей и внутренних совмещений в ООО «АврораАвто» не имели. В проверяемом периоде указанным работникам были начислены суммы заработной платы в размере 2 766 935 руб. 59 коп. согласно расчетным листкам за январь – декабрь 2015 года, за январь – декабрь 2016 года.
Перечень работ, профессий и должностей определен в Списке № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. В разделе XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 поименованы маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности (позиция в Списке профессий, должностей: 23200000-13450).
В соответствии со статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 установлено, что Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС) состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности, и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих. В ЕТКС профессия «маляр по покраске автомобилей» отсутствует, установлена профессия «маляр». В соответствии с ЕТКС маляры выполняют работы в том числе по нанесению грунтового слоя, шпатлеванию, шлифованию, первичному, повторному и окончательному окрашиванию кузова легковых автомобилей и автобусов, их полированию и отделке лаками и эмалевыми красками.
Согласно должностной инструкции маляра по покраске автомобилей ООО «АврораАвто», функциональные обязанности маляра по покраске автомобилей: окрашивание поверхностей, требующих высококачественной отделки, после нанесения шпаклевок и грунтовочных слоев красками и лаками в несколько тонов, шлифование и полирование их; составление смесей красок и лаков, нитрокрасок и синтетических эмалей; высококачественное окрашивание поверхностей различными красками и лаками в несколько тонов и отделка поверхностей с шлифованием, лакированием и полированием; механизированная очистка кузовов от коррозии, окалины, обрастания и старого лакокрасочного покрытия; грунтование, антикоррозийное покрытие, покрытие кузовов, и деталей автомобилей; окрашивание после грунтования поверхностей. Указанные виды работ в соответствии с ЕТКС предусмотрены для должности маляр. Таким образом, должность «маляр по покраске автомобилей» относится к числу должностей на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
В то же время, согласно представленным заявителем трудовым договорам и дополнительным соглашениям к ним, заключенным между заявителем и перечисленными выше лицами, приказам о приеме на работу указанных лиц, названные лица были заняты у заявителя на 0,4 и 0,5 ставки. Согласно имеющимся в деле табелям учета рабочего времени за проверенные периоды, названные лица фактически были заняты у заявителя менее 80 % рабочего времени от полного рабочего дня. Данное обстоятельство не оспаривается ответчиком. В силу изложенного суд пришел к выводу, что данные лица не имеют право на досрочный выход на пенсию по работе у заявителя по делу. Соответственно, заявитель не несет обязанности по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу. Изложенная позиция арбитражного суда находит свое подтверждение в постановление Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2016 по делу № А64-4872/2015, принятом по аналогичному делу, и в определениях Верховного Суда РФ от 03.06.2008 № КАС08-211, от 24.12.2015 № 301-КГ15-17887, от 09.12.2016 № 310-КГ16-16567, от 13.01.2017 № 309-КГ16-18816.
Таким образом, исходя из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, на основании приведенных норм действующего законодательства арбитражный суд приходит к выводу, что оснований для доначисления заявителю страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 166 016 руб. 15 коп. не имеется. Аналогичного отсутствуют основания для доначисления заявителю 17 882 руб. 80 коп. пеней за неуплату указанных страховых взносов и 33 203 руб. 23 коп. штрафа.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, требование ООО «АврораАвто» подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска. Согласно части 4 статьи 96 АПК РФ, в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.
Как было сказано выше, определением от 27 апреля 2018 года судом по ходатайству заявителя принята обеспечительная мера в виде приостановления действия оспариваемого решения. Учитывая результат рассмотрения дела, суд находит принятую ранее меру подлежащей отмене.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, относятся на сторон пропорционально удовлетворенным требованиям. На основании части 1 статьи 333.21 НК РФ размер государственной пошлины по настоящему делу составляет 3000 руб. При подаче заявления заявителем в федеральный бюджет по платежному поручению от 19.04.2017 № 744 была перечислена государственная пошлина в полном объеме. Учитывая результат рассмотрения дела, расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 96, 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
признать недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Воронеже от 11 апреля 2018 года № 9 в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу в размере 166 016 руб. 15 коп., начисления пеней в размере 17 882 руб. 80 коп. и штрафа в размере 33 203 руб. 23 коп.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «АврораАвто».
Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.
Обеспечительную меру, принятую определением от 27 апреля 2018 года, отменить после вступления решения законную силу.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Воронеже (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «АврораАвто» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента принятия через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья В.А. Козлов