АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело № А14-8926/2016
«08» февраля 2017г. (оглашена резолютивная часть)
«09» февраля 2017г. (изготовлен полный тескт)
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Домаревой В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Драгановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «ВЕКТОР-В»
(ОГРН <***>, ИНН <***>), Воронежская область, Рамонский район,
к Воронежской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж
о признании незаконным и отмене постановления от 08.06.2016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10104000-166/2016 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – 1) ФИО1, представителя по доверенности б/н от 29.02.2016, удостоверение адвоката,
2) Марчукова А.А., представителя по доверенности б/н от 29.02.2016, паспорт,
от таможенного органа – ФИО2, представителя по доверенности №07-59/44 от 19.11.2015, служебное удостоверение,
от таможенного органа – ФИО2, представителя по доверенности №07-59/44 от 19.11.2015, служебное удостоверение,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «ВЕКТОР-В» (далее – заявитель, Общество, ООО «ВЕКТОР-В») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Воронежской таможни (далее – таможенный орган) от 08.06.2016 о назначении наказания по делу об административном правонарушении №10104000-166/2016 о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ.
Определением от 01.07.2016 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 29.07.2016 в порядке пункта 2 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Судебное разбирательство по делу откладывалось.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, указывая на отсутствие события вменяемого Обществу административного правонарушения. При этом Обществом представлена в суд копия отчета о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях за 1 квартал 2016 года, направленная, как указывает представитель Общества, в контрольный орган 08.04.2016, а также доказательства его направления в Воронежскую таможню (л.д.52-55 т.3).
Представитель таможенного органа возражал против удовлетворения требований ООО «ВЕКТОР-В» по основаниям, изложенным в отзыве от 26.07.2016, пояснениях от 12.08.2016, указав на выявленное по результатам проведенной таможенным органом сверки несоответствие сведений, содержащихся в отчете по состоянию на 01.12.2014, представленном в Воронежскую таможню, и сведений, содержащихся в отчете за 1 квартал 2016 года. Указанное с учетом приостановления действия свидетельства о включении ООО «ВЕКТОР-В» в Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли с 25.09.2014, по мнению таможенного органа, свидетельствует о недостоверности представленных Обществом сведений за 1 квартал 2016 года и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ.
В судебном заседании 19.12.2016 судом обозрены представленные заявителем копии отчетов по состоянию на 01.12.2014 на 23 листах, а также за период с 01.01.2016 по 31.03.2016 на 21 листе.
В судебном заседании 19.12.2016 судом также обозрены отчеты ООО «ВЕКТОР-В» по состоянию на 01.12.2014 на 23 листах и за период с 01.01.2016 по 31.03.2016 на 21 листе, представленные, как утверждает таможенный орган, Обществом в Воронежскую таможню. На последней странице отчета за период с 01.01.2016 по 31.03.2016 в соответствующих графах отсутствуют подпись лица, его составившего, а также дата его составления. На отдельном листе отчета за период с 01.01.2016 по 31.03.2016, на котором расположена информация о количестве листов отчета, подпись директора ООО «ВЕКТОР-В» ФИО3 выполнена факсимильным способом.
В судебном заседании 01.02.2017 в порядке ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв до 08.02.2017. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Воронежской области в сети «Интернет».
Из материалов дела следует, что ООО «ВЕКТОР-В» включено в Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли на основании свидетельства №10104/001 от 11.08.2011 (т. 2 л.д. 100).
ООО «ВЕКТОР-В» Лицензионной палатой Воронежской области выдана лицензия №РАП-6228 от 07.12.2007 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции (т. 2 л.д. 101), срок действия которой истек 07.12.2012.
Владельцем магазина беспошлинной торговли ООО «ВЕКТОР-В» в таможенный орган ежеквартально предоставлялась отчетность о товарах, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и реализованных в магазине беспошлинной торговли. С 2013 движение алкогольной продукции в предоставляемой отчетности не отражалось в связи с окончанием срока действия лицензии №РАП-6228 от 07.12.2007.
Из ответа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-13-3102 от 15.04.2015 на запрос Воронежской таможни от 23.03.2015 следует, что ООО «ВЕКТОР-В» не имеет действующей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (т. 1 л.д. 103-104).
По заявлению Общества приказом начальника Воронежской таможни от 24.09.2014 №569 действие свидетельства №10104/001 от 11.08.2011 о включении в Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли ООО «ВЕКТОР-В» приостановлено с 25.09.2014 (т. 2 л.д. 102).
Как указывает таможенный орган, при сверке отчетности ООО «ВЕКТОР-В» от 04.04.2016 за период с 01.01.2016 по 31.03.2016, полученной Воронежской таможней 19.04.2016, с отчетностью, представленной Обществом по состоянию на 01.12.2014, таможенным органом были выявлены недостоверные данные относительно количества товара, порядкового номера товара в отчетности:
Наименование товара
По состоянию на 01.12.2014
По состоянию на 01.04.2016
Количество (остаток на конец периода)
Порядковый номер в отчетности
Количество (остаток на конец периода)
Порядковый номер в отчетности
Туалетная вода Kenzo Fiower
9
243
10
243
Виски купажированные Joh. Walk Black
49
384
25
389
Водка Absolut Vodka Blue
72
399
120
404
Водка Finlandia 40%
120
407
60
412
Водка Finlandia Cranberry 37.5%
0
408
60
413
Игристое вино Martini Asti
240
419
235
424
Коньяк Camus VS Elegance
0
424
27
429
Коньяк Camus VSOP Elegance
1
426
12
431
Коньяк Henessy VS
47
432
11
437
Коньяк Martell Med VSOP
70
437
22
442
Коньяк Remy M VSOP
48
441
7
446
Ром Bacardi Black
175
463
180
468
Ром Bacardi Cold
37
464
1
469
Ром Bacardi Superior
92
465
128
470
Текила Olmeca Tekilla Blanco
136
468
88
473
Текила Sierra Tekilla Silver
66
473
72
478
Туалетная вода KENZO LEO HO
3
784
6
792
Сигареты с фильтром Sobr Bl. Russian
5
898
11
913
Вино игристое Martini Rose
43
935
48
955
Коньяк Meukow
34
965
22
985
Коньяк Baron Otard VSOP
0
979
18
999
Коньяк Meukow VS
0
980
12
1000
Коньяк Martell Med VSOP
0
985
30
1005
Коньяк Martell Med VSOP Flask
0
988
48
1008
Коньяк Remy M VSOP GP
7
990
48
1010
Виски Joh. Walk Black L
0
1014
24
1034
Ром Bacardi Cold
0
1033
36
1053
Водка Finlandia Redberry
0
1063
96
1083
Водка Finlandia 40%
120
1064
180
1084
Водка Finlandia Cranberry 37.5%
132
1066
72
1086
Водка Finlandia Redberry
144
1070
48
1090
Водка Danzka RED
240
1079
214
1099
Водка Danzka RED
0
1083
84
1103
Водка Absolut Vodka Blue
60
1084
12
1104
Текила Sierra Tekilla Silver
48
1119
42
1140
Текила Olmeca Tekilla Blanco
0
1123
12
1143
Акт проверки системы учета товаров и отчетности (п.3 ст.121 ТК ТС) по форме, утвержденной Приказом ФТС России от 22.12.2010 N 2522, таможенным органом не составлялся.
Поскольку изменение количества товара в период с 01.12.2014 по 31.03.2016 было невозможно, в связи с приостановлением действия свидетельства №10104/001 от 11.08.2011 о включении ООО «ВЕКТОР-В» в Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли с 25.09.2014, таможенный орган пришел к выводу о том, что в нарушение требований приказа ФТС России от 28.12.2010 №2636 «Об утверждении представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела» ООО «ВЕКТОР-В» была представлена отчетность о товарах, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и реализованных в магазине беспошлинной торговли, за период с 01.01.2016 по 31.03.2016, содержащая недостоверные сведения.
По данному факту 25.04.2016 начальником отдела таможенных процедур и таможенного контроля Воронежской таможни ФИО4 было возбуждено дело об административном правонарушении №10104000-166/2016 в отношении ООО «ВЕКТОР-В» по ст. 16.15 КоАП РФ.
О необходимости обеспечения явки представителя для участия при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении ООО «ВЕКТОР-В» было уведомлено письмом №22-35/4505 от 21.04.2016, которое получено представителем Общества нарочно 22.04.2016 (т. 2 л.д. 27-31).
О необходимости явки в таможенный орган 25.05.2016 для опроса по обстоятельствам нарушения таможенных правил и участия в составлении протокола об административном правонарушении по статье 16.15 КоАП РФ ООО «ВЕКТОР-В» извещалось телеграммой с уведомлением по юридическому адресу согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 26.04.2016 (т. 2 л.д. 124-136): Воронежская область, Рамонский район, Территория Аэропорт. Согласно уведомлению о вручении от 16.05.2016 указанная телеграмма не доставлена адресату в связи с его выбытием (т. 2 л.д. 139).
Также телеграммы направлялись по адресу: <...> (телеграмма не вручена в связи с невозможностью вручения и неявкой адресата за ее получением), и по адресу: Московская область, г. Химки, Шереметьево-2, 5 этаж, пом. 1, ком. 5.111, 5.112 (телеграмма не вручена в связи с отказом организации от ее получения) – т. 22 л.д. 137, 138.
По окончании административного расследования, усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, старшим уполномоченным отдела административных расследований Воронежской таможни ФИО5 в отношении ООО «ВЕКТОР-В» в отсутствие законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола, был составлен протокол об административном правонарушении №10104000-166/2016 (т. 1 л.д. 26-35, т. 2 л.д. 145-154).
Исполняющим обязанности заместителя начальника Воронежской таможни ФИО6, действующим на основании приказа №1702-к от 01.06.2016 (т. 2 л.д. 162), в пределах предоставленных ст. 23.8 КоАП РФ полномочий, в отсутствие представителя Общества, извещенного в установленном порядке о рассмотрении административного дела (уведомления от 06.06.2016, от 07.06.2016 – т. 2 л.д. 160-161), вынесено постановление от 08.06.2016 по делу об административном правонарушении №10104000-166/2016, которым ООО «ВЕКТОР-В» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 25000,00руб. (т. 1 л.д. 13-22, т. 2 л.д. 163-174).
Процедура и сроки привлечения к административной ответственности таможенным органом соблюдены, что ООО «ВЕКТОР-В» не оспаривается.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указывая на отсутствие события.
Изучив материалы дела, ознакомившись с позициями лиц, участвующих в деле, суд находит требования ООО «ВЕКТОР-В» подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с положениями статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), таможенные органы в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза осуществляют таможенный контроль.
В соответствии со статьей 23.8 КоАП РФ таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст. 16.15 Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени таможенных органов вправе начальники таможен, их заместители.
На основании изложенных норм суд приходит к выводу о том, что постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10104000-166/2016 от 08.06.2016 вынесено уполномоченным должностным лицом – исполняющим обязанности заместителя начальника Воронежской таможни в пределах предоставленных ему полномочий.
Как следует из положений, закрепленных п. 1 ст. 120 ТК ТС, таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий.
В соответствии с п. 1 ст. 121 ТК ТС лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
Форма и порядок представления отчетности определяются законодательством государств - членов таможенного союза (п. 2 ст. 121 ТК ТС).
Пунктом 3 статьи 121 ТК ТС предусмотрено проведение таможенного контроля в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (в том числе, таможенных представителей), в форме проверки системы учета товаров и отчетности.
Отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, урегулированы Федеральным законом от 27.11.2010 №311-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании).
Согласно ч. 4 ст. 177 Закона о таможенном регулировании, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, за исключением лиц, осуществляющих деятельность в качестве таможенных представителей, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, помещенными в том числе под таможенную процедуру магазина беспошлинной торговли, обязаны представлять отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях.
Согласно ст. 302 ТК ТС беспошлинная торговля – это таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
В соответствии с положениями ст. 304 ТК ТС порядок функционирования магазинов беспошлинной торговли, требования к их расположению, обустройству, оборудованию и правила реализации товаров в указанных магазинах, а также порядок ведения учета и предоставления отчетности в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
В силу части 3 статьи 293 Закона о таможенном регулировании владелец магазина беспошлинной торговли обязан вести учет и представлять отчетность в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в соответствии со статьей 59 указанного Закона.
Пунктом 15 статьи 177 Закона о таможенном регулировании установлено, что порядок представления таможенным органам отчетности владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов, владельцами магазинов беспошлинной торговли, таможенными перевозчиками определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Приказом ФТС России от 28.12.2010 №2636 «Об утверждении представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела» (далее – Приказ от 28.12.2010) утвержден порядок представления отчетности в таможенный орган лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела.
Как следует из раздела IV Приказа от 28.12.2010, обязанность владельца магазина беспошлинной торговли по представлению в таможенные органы отчетности наступает с момента включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли (п. 13 Приказа от 28.12.2010).
В силу п. 18 Приказа от 28.12.2010 отчетность о товарах, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и реализованных в магазине беспошлинной торговли, предоставляется по форме, указанной в приложении N 5 к приказу, и должна содержать следующую информацию:
- о номере таможенной декларации;
- о наименовании товара;
- о коде товаров в соответствии с ГС или ТН ВЭД ТС;
- о стране происхождения товара;
- о количестве товара в единицах измерения;
- о стоимости товара в валюте, указанном в таможенных документах;
- о буквенном коде валюты, указанном в таможенных документах;
- о товарах, в отношении которых процедура беспошлинной торговли изменена (количестве товаров в единицах измерения, буквенном коде таможенной процедуры, номере таможенной декларации);
- об остатке товара, помещенного под таможенную процедуру беспошлинной торговли на день представления отчетности (количестве товаров в единицах измерения, стоимости товара в валюте, указанной в таможенных документах).
Утвержденной формой отчетности предусмотрено, что на первой странице отчета указывается наименование организации – владельца магазина беспошлинной торговли. Отчет подписывается уполномоченным на составление отчета работником с указанием должности, инициалов и фамилии работника его подписавшего, а также даты составления отчета.
Владелец магазина беспошлинной торговли представляет ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, а также по разовому письменному запросу таможенного органа в таможню, в регионе деятельности которой функционирует магазин беспошлинной торговли, отчетность о товарах, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и реализованных в магазине беспошлинной торговли, а также о товарах, в отношении которых таможенная процедура беспошлинной торговли изменена на иную таможенную процедуру, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчетность владельца магазина беспошлинной торговли по запросу таможенного органа должна быть представлена в таможенный орган в течение 7-и дней со дня получения письменного запроса об этом (п.п. 14-15 Приказа от 28.12.2010)
В силу п. 16 ст. 177 Закона о таможенном регулировании за непредставление и (или) несвоевременное представление в установленный срок в таможенный орган отчетности, предусмотренной настоящей статьей, а равно за представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, лица, указанные в части 4 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области таможенного дела.
Объективную сторону правонарушения образует бездействие в форме непредставления или нарушения срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо действие в форме представления отчетности, содержащей недостоверные сведения.
Субъектом правонарушения выступает лицо, обязанное в предусмотренных законом случаях представлять отчетность в таможенные органы, в том числе владелец магазина беспошлинной торговли.
Субъективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.15 КоАП РФ, характеризуется виной.
Как установлено судом, в ответ на письмо Воронежской таможни №11-01-20/12565 от 10.11.2015 и представление Воронежской таможни от 06.11.2015 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного нарушения, внесенное в отношении ООО «ВЕКТОР-В», Обществом с сопроводительным письмом №61/15 от 26.11.2015 (т. 1 л.д. 63, т. 3 л.д. 45) в адрес таможенного органа направлен отчет о товарах, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли за 3 квартал 2014 года, а также отчет по состоянию на 01.12.2014 (л.д.43-46 т.3) о товарах, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и перемещенных под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитной декларации №1010460/261114/0000027.
ООО «ВЕКТОР-В» с сопроводительным письмом Исх.№15/16 от 08.04.2016 в адрес Воронежской таможни направлен таможенный отчет за первый квартал 2016 года в 1 экземпляре на 21 листе, что подтверждается почтовой квитанцией от 08.04.2016 (почтовый идентификатор №14142597004566) и описью вложения в ценное письмо от 08.04.2016 (т. 3 л.д. 52-54). Указанные документы получены Воронежской таможней и зарегистрированы 19.04.2016 (т. 3 л.д. 54-55).
При сверке сведений, содержащихся в отчетности, таможенным органом были выявлены расхождения в отчете ООО «ВЕКТОР-В» за период с 01.01.2016 по 31.03.2016 по ряду позиций по сравнению с отчетностью, представленной Обществом в таможенный орган по состоянию на 01.12.2014.
По мнению таможенного органа, поскольку действие свидетельства №10104/001 от 11.08.2011 о включении ООО «ВЕКТОР-В» в Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли с 25.09.2014 и по настоящее время приостановлено, изменение количества товара в период с 01.01.2014 по 31.03.2016 (1 квартал 2016 года) относительно данных по состоянию на 01.12.2014 было невозможно.
Из оспариваемого постановления следует, что 19.04.2016 Общество совершило административное правонарушение, выразившееся в представлении в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения о количестве товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, за период с 01.01.2016 по 31.03.2016.
Вывод таможенного органа о недостоверных сведениях об остатке товара, помещенного под таможенную процедуру беспошлинной торговли на день представления отчетности должен основываться и подтверждаться анализом вышеуказанных сведений таможенной декларации (декларациях), регистров бухгалтерского и складского учета.
Между тем, вывод о предоставлении недостоверных сведений сделан по результатам сверки отчетности применительно к отчету Общества по состоянию на 01.12.2014 без истребования дополнительных документов или сведений у общества.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, основной формой фиксации доказательств по делу об административном правонарушении является протокол об административном правонарушении, в связи с чем законодательством подробно регламентирована процедура его составления.
Из протокола об административном правонарушении от 25.05.2016 (л.д.145-154 т.2) следует, что 19.04.2016 ООО "ВЕКТОР-В" предоставило в Воронежскую таможню отчет о товарах, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, реализованных в магазине беспошлинной торговли ООО «ВЕКТОР-В» за период с 01.01.2016 по 31.03.2016.
В ходе проверки и сравнения сведений, предоставленных в указанном отчете и ранее предоставленном отчете по состоянию на 01.12.2014, выявлено несоответствие сведений об остатках товара.
Согласно ст. ст. 26.2, 28.2 и 29.10 КоАП РФ в протоколе, как процессуальном документе, имеющем доказательственную силу, должны быть указаны обстоятельства, указывающие на наличие состава вменяемого правонарушения и иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении от 25.05.2016 и оспариваемом постановлении (л.д.13-22 т.1) одновременно указано на представление Обществом недостоверной информации и в отчетности по состоянию на 01.12.2014, и за 4 квартал 2015 года, что, как указано в постановлении, свидетельствует «о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.15 КоАП РФ». В то же время, на странице 5 постановления указано, что «отчетность от 01.12.2014 является верной».
Таким образом, фактически в протоколе об административном правонарушении и в обжалуемом постановлении одновременно содержатся разные события административного правонарушения.
Проанализировав содержание указанных процессуальных документов, суд приходит к выводу, что при наличии у таможенного органа на день рассмотрения административного дела сведений о недостоверности отчета Общества по состоянию на 01.12.2014, о чем указано в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении, оснований полагать, что представленные сведения в отчете за последующий период (с 01.01.2016 по 31.03.2016), отличающиеся по количественному и иным показателям по сравнению с указанным отчетом на 01.12.2014 являются недостоверными, не имелось.
Тем самым, в протоколе и в постановлении административного органа содержатся взаимоисключающие факты, что приводит к неясности в определении периода отчетности, содержащей, по мнению таможенного органа, недостоверные сведения. Указанное является существенным процессуальным нарушением, которое не может быть устранено административным органом на данном этапе.
Указанная неясность влияет как на установление факта наличия (отсутствия) события правонарушения, так и на определение срока давности привлечения Общества к административной ответственности.
В соответствии с разъяснениями, данными в абз.1, 2 пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Кроме того, представленный Воронежской таможней отчет ООО «ВЕКТОР-В» за период с 01.01.2016 по 31.03.2016 (л.д.95-116 т.3), на основании которого административным органом сделан вывод о недостоверности сведений, содержащихся в нем, не соответствует требованиям Приказа ФТС России от 28.12.2010 №2636 «Об утверждении представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела»: в отчете отсутствует подпись лица, его составившего, с указанием должности, инициалов и фамилии, а также дата его составления. Тем самым, указанный отчет не является достоверным источником необходимых сведений в целях определения события административного правонарушения (ст.71 АПК РФ).
При этом суд учитывает, что проставление на отдельном листе (безотносительно текста отчета) подписи руководителя ООО «ВЕКТОР-В» путем факсимильного воспроизведения (л.д.116 т.3), не является свидетельством подписания им самого отчета. Приказом №2636 не предусмотрен такой способ подписания отчета. Факт факсимильного воспроизведения подписи директора ООО «ВЕКТОР-В» (л.д.116 т.3) лицами, участвующими в деле, признается.
Принадлежность подписи, содержащейся на первой странице отчета за 1 квартал 2016 года, уполномоченному Обществом лицу установить невозможно, поскольку отсутствует ее расшифровка. Общество оспаривает ее принадлежность руководителю ООО «ВЕКТОР-В». Доказательств обратного административным органом не представлено.
Таким образом, вариант отчета ООО «ВЕКТОР-В» за 1 квартал, имеющийся в административном деле и представленный таможенным органом в суд, не может рассматриваться как отчет Общества в целях проверки системы учета товаров и отчетности.
В материалах настоящего дела имеется два отчета ООО «ВЕКТОР-В» по состоянию на 01.12.2014. При этом сведения, содержащиеся в отчете по состоянию на 01.12.2014, находящегося в материалах дела об административном правонарушении №10104000-166/2016 (т. 2 л.д. 35-56, т. 3 л.д. 71-94), представленного таможенным органом и явившегося основанием для вывода таможенного органа о недостоверности представленных Обществом сведений, отличен от сведений отчета по состоянию на ту же дату, представленного заявителем при обращении в Арбитражный суд Воронежской области (т. 1 л.д. 39-62).
ООО «ВЕКТОР-В», оспаривая факт представления в таможенный орган отчета на 01.12.2014, приобщенного к материалам административного дела, указывает, что в таможню был направлен отчет по состоянию на 01.12.2014 (л.д.39-62 т.1), содержащий указание на дату его составления на первой странице отчета (26.11.2015). Отчет был подписан лицом, его составившим, пронумерован, прошит, количество листов заверено подписью руководителя, отчет скреплен печатью ООО «ВЕКТОР-В». Данный отчет по утверждению Общества содержит достоверные сведения о товарах, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и перемещенных под таможенную процедуру таможенного транзита по состоянию на 01.12.2014.
В подтверждение направления в адрес таможенного органа названного отчета Обществом представлена почтовая квитанция от 26.11.2015 (почтовый идентификатор №14142592013761), а также опись вложения в ценное письмо (т. 3 л.д. 43-44) от 26.11.2015. При этом указанная дата соответствует дате составления Обществом отчета, копия которого представлена в суд – 26.11.2015.
Сопроводительное письмо Исх. №61/15 от 26.11.2015 (в 1 экз.), таможенный отчет за 3 квартал 2014 г. (в 1 экз. на 22 л.), а также таможенный отчет по состоянию на 01.12.2014 (в 1 экз. на 23 л.) получены адресатом 03.12.2015 (согласно сведениям, опубликованным на сайте почты России – т. 3 л.д. 46) и зарегистрированы Воронежской таможней 03.12.2015 в количестве 46 л. (1 + 45 л.), что следует из регистрационного штампа, проставленного сотрудником таможенного органа на сопроводительном письме ООО «ВЕКТОР-В» №61/15 от 26.11.2015 (т. 3 л.д. 45).
Согласно указанной описи вложения (т. 3 л.д. 44) в адрес таможенного органа направлен, в том числе, таможенный отчет по состоянию на 01.12.2014 в 1 экземпляре на 23 листах.
Сведения, содержащиеся в отчете по состоянию на 01.12.2014, находящегося в материалах дела об административном правонарушении №10104000-166/2016 (с учетом представленного Воронежской таможней в судебном заседании 26.12.2016) (т. 2 л.д. 35-56, т. 3 л.д. 71-94), отличаются по количественным и иным показателям. Дата составления отчета на страницах 1, 23 отчета отсутствует.
В пояснениях от 12.08.2016 Воронежская таможня указывает, что представленный заявителем при обращении в суд отчет по состоянию на 01.12.2014 содержит сведения, отличные от сведений, содержащихся в отчете за тот же период, представленном Обществом ранее в Воронежскую таможню, что может, по мнению таможенного органа, свидетельствовать о наличии оснований, предусмотренных ст. 161 АПК РФ.
Вместе с тем, несмотря на неоднократное отложение рассмотрения дела, заявление о фальсификации ООО «ВЕКТОР-В» отчета по состоянию на 01.12.2014, представленного Обществом при обращении в суд, в порядке ст. 161 АПК РФ Воронежской таможней заявлено не было, ходатайство о назначении экспертизы также не заявлялось.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.2 ст.9 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суд считает, что позиция, выраженная таможенным органом в письменных пояснениях от 12.08.2016, носит условный характер, не содержит конкретного волеизъявления Воронежской таможни на совершение с ее стороны процессуального действия в виде заявления о фальсификации и рассмотрения его судом в порядке ст.161 АПК РФ.
К тому же, с учетом установленных судом обстоятельств, указанных выше, содержание отчета на 01.12.2014 имеет косвенное значение для рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Исследовав представленные в дело материалы суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае административный орган не доказал наличия в действиях ООО "ВЕКТОР-В" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15. КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, у таможни не было правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по ст. 16.15 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Тем самым постановления Воронежской таможни от 08.06.2016 по делу №10104000-166/2016 подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, требование ООО «ВЕКТОР-В» о признании незаконным и отмене постановления Воронежской таможни о признании незаконным и отмене постановления от 08.06.2016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10104000-166/2016 подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку на основании статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать незаконным и отменить постановление Воронежской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Воронеж) от 08.06.2016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10104000-166/2016 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ВЕКТОР-В» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Воронежская область, Рамонский район) к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья В.В. Домарева