ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-9054/2018 от 28.05.2018 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж Дело №А14-9054/2018

«28» мая 2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена 28.05.2018 г.

Решение в полном объеме изготовлено 28.05.2018 г.

Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Ловчиковой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамаевой А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области

к арбитражному управляющему Бучину Дмитрию Владимировичу, г.Челябинск

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя – Копылова С.В., представитель, доверенность от 29.12.2017 №81-д, служебное удостоверение,

арбитражный управляющий Бучин Д.В. лично, паспорт,

установил:

Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области (далее – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Бучина Дмитрия Владимировича (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности, АУ Бучин Д.В.) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал требование о привлечении управляющего к административной ответственности по изложенным в заявлении основаниям.

Арбитражный управляющий не согласилась с требованиями заявителя, не оспаривая факты нарушений, указывает на отсутствие у должника признаков преднамеренного, фиктивного банкротства, отсутствие негативных последствий и вреда, в связи с чем, просит рассмотреть вопрос о малозначительности правонарушения.

В судебном заседании объявлен перерыв до 28.05.2018 г. до 17 час. 00 мин.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил, что определением арбитражного суда Воронежской области от 22.08.2017 г. по делу № А14-8094/2017 в отношении ООО «Тютин» введена процедура наблюдения, временным управляющим назначен Бучин Д.В..

Решением арбитражного суда Воронежской области от 02.03.2018 по делу № А14-8094/2017 ООО «Тютин» признано несостоятельным банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Бучин Д.В.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 28.1, ст. 28.7 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление) при рассмотрении материалов банкротного дела № А14-8094/2017 непосредственно установлены следующие нарушения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в деятельности конкурсного управляющего Бучина Д.В.

- в нарушение п. 2,4 ст. 20.3, п.15 Временных правил временный управляющий Бучин Д.В. несвоевременно направил в Управление Росреестра по Воронежской области заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства ООО «Тютин».

Уведомлением от 21.03.2018 исх. № 08-3768-СК арбитражный управляющий Бучин Д.В. приглашался 24.04.2018 к 10 ч. 00 мин. в Управление для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении. Уведомление получено лично.

В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ч. 3 ст. 14.13 Кодекса, в случае если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Согласно п. 1 Положения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В силу Приказа Министерства экономического развития РФ от 14.05.2010 № 178 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях», должностные лица территориальных органов, осуществляющие контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, имеют право в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

В соответствии с Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 20.05.2010 № 88 «Об утверждении перечня должностных лиц отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях» ведущий, главный специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области имеет право в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе, по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

24.04.2018 в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ и ст. 28.2 КоАП РФ в отношении арбитражного управляющего Бучина Д.В. уполномоченным должностным лицом Управления Копыловой С.В. составлен протокол об административном правонарушении № 00393618 по основаниям ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие арбитражного управляющего, извещенного надлежащим образом и представившего административному органу свои пояснения.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ Управление Росреестра по Воронежской области обратилось в арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Бучина Д.В. к административной ответственности по основаниям части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Объективную сторону правонарушения составляет нарушение любых норм законодательства о банкротстве. Субъектом правонарушения является арбитражный управляющий.

Согласно п. 4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Федеральный закон о банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 67 Закона о банкротстве установлена обязанность временного управляющего проводить финансовый анализ состояния должника.

Из пункта 1 статьи 70 Закона о банкротстве следует, что анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа должника определены Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367, пункт 1 которых предусматривает то, что при проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках. Документы, содержащие анализ финансового состояния должника, представляются арбитражным управляющим собранию (комитету) кредиторов, в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве), в порядке, установленном Законом о банкротстве, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, при проведении проверки его деятельности.

Согласно пункту 4 Правил проведения финансового анализа таковой проводится на основании статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков; учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций; положения об учетной политики, в том числе для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур; отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений; материалов налоговых проверок и судебных процессов; нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.

В пункте 6 Правил проведения финансового анализа указано, какие сведения должны указываться в документах, содержащих анализ финансового состояния должника.

Механизм выявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства установлен во Временных правилах проверки арбитражным управляющим наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855, в соответствии с которыми признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства (пункт 5).

В соответствии со статьями 67 и Закона о банкротстве содержащиеся в анализе финансового состояния должника выводы и заключение об отсутствии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, представляют собой сведения информационного, справочного характера, каких-либо последствий для конкурсных кредиторов не влекут и не могут нарушить права и законные интересы заявителя, поскольку несогласие с выводами и предложениями арбитражного управляющего конкурсный кредитор вправе выразить при обсуждении и принятии решений по соответствующим вопросам повестки дня на собрании кредиторов.

Как следует из материалов дела, Бучин Д.В., утвержденный временным управляющим должника, провел анализ финансового состояния должника, результат которого показал наличие у должника признаков банкротства, установленных законом, отсутствие возможности восстановления его платежеспособности в установленные сроки, а также недостаточности имущества для погашения требований конкурсных кредиторов.

Во исполнение п. 15 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855 (далее по тексту - Временные правила) заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства представляется собранию кредиторов, арбитражному суду, а также не позднее 10 рабочих дней после подписания ворганы, должностные лица которых уполномочены в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.12 Кодекса, для принятия решения о возбуждении производства по делу об административном правонарушении. Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного преднамеренного банкротства ООО «Тютин» составлено временным управляющим Бучиным Д.В. 15.01.2018, которое своевременно не направлено в Управление Росреестра по Воронежской области. Данное заключение направлено административному органу после возбуждения дела об административном правонарушении.

Факт нарушения АУ Бучин Д.В. в судебном заседании не оспорил.

С учетом представленных административным органом документов и признания арбитражным управляющим факта правонарушения, суд приходит к выводу, что вина арбитражного управляющего Бучина Д.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.13 КоАП РФ доказана.

Арбитражный управляющий Бучин Д.В. просит рассмотреть возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

В пункте 18 названного постановления также указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Оценив с учетом фактических обстоятельств дела степень социальной опасности деяния арбитражного управляющего, отсутствия факта преднамеренного, фиктивного банкротства должника, а также отсутствие негативных последствий и вреда, суд приходит к выводу, что установленные материалами данной проверки нарушения не создали существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, признает совершенное арбитражным управляющим Бучиным Д.В. правонарушения малозначительными.

Руководствуясь ст. 2.9, частью 3 статьи 14.13, статьями 23.1, 28.2, 28.3, 29.1-29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о привлечении арбитражного управляющего Бучина Дмитрия Владимировича, 09.02.1990 года рождения, проживающего по адресу: г. Челябинск, ул.Богдана Хмельничкого, д.15 кв.32 к административной ответственности по ч.3 ст. 14.13 КоАП РФ оставить без удовлетворения.

Признать совершенное арбитражным управляющим Бучиным Дмитрием Владимировичем, 09.02.1990 года рождения, проживающего по адресу: г. Челябинск, ул.Богдана Хмельничкого, д.15 кв.32 административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, малозначительным и освободить его от административной ответственности.

Объявить арбитражному управляющему Бучину Дмитрию Владимировичу 09.02.1990 года рождения, проживающего по адресу: г. Челябинск, ул.Богдана Хмельничкого, д.15 кв.32 устное замечание.

Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья Н.В.Ловчикова