Арбитражный суд Воронежской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Воронеж Дело № А14-90/2020
Мотивированное решение изготовлено "25" мая 2020 года
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Максимович Т.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
к Административной комиссии при Управе Левобережного района городского округа город Воронеж, г. Воронеж (ОГРН <***> ИНН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания №700/2019 от 26.11.2019,
без вызова сторон
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее- ООО "РВК-Воронеж", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при управе Левобережного района городского округа город Воронеж (далее- административный орган) №700/2019 от 26.11.2019 о привлечении к административной ответственности.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 03.02.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства.
Стороны согласно части 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Административный орган с заявленными требованиями не согласился, указав на наличие в действиях заявителя события и состава вменяемого правонарушения, представил отзыв на заявление и материалы административного дела.
В порядке части 5 статьи 228 АПК РФ 27.03.2020г. судом принята резолютивная решения, которая размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 20.05.2020.
21.05.2020г. Административная комиссия при управе Левобережного района городского округа город Воронеж обратилась с заявлением о составлении мотивированного решения.
Из материалов дела следует.
Согласно разрешению на осуществление земляных работ №265 от 27.09.2019, управа Левобережного района городского округа город Воронеж разрешила ООО "РВК-Воронеж" 26.09.2019 осуществить аварийные земляные работы по ремонту водопроводной сети по ул.Менделеева, д.3 г.Воронежа, по окончании производства которых восстановить все нарушенные элементы благоустройства, вывезти строительный мусор, после чего 28.09.2019 предоставить акт о восстановлении благоустройства.
Должностным лицом – начальником отдела по благоустройству и текущему содержанию территории и автодорог управы Левобережного района городского округа город Воронеж 25.10.2019 в 12 час. 30 мин. с применением средств фотофиксации установлен факт не своевременного восстановления асфальтового покрытия по адресу: <...>, что является нарушением ст.41 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" (далее – Закон №74-ОЗ).
Данное нарушение зафиксировано в акте непосредственного обнаружения достаточных данных от 25.10.2019. Согласно акту от 25.10.2019 к нему прилагается фотоматериал на 2 л.
Уведомлением от 25.10.2019 №131 управа Левобережного района городского округа город Воронеж известила ООО "РВК-Воронеж" о необходимости явки представителя 28.10.2019 для составления протокола об административном правонарушении.
Указанное уведомление направлено обществу в тот же день факсимильной связью, что подтверждается отчетом о переданных факсах.
28.10.2019 в отсутствие представителя общества, должностным лицом, уполномоченным на составление протокола, составлен протокол об административном правонарушении №034607.
Согласно протоколу, ООО "РВК-Воронеж" совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.41 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области".
Извещением от 28.10.2019 б/н общество было уведомлено о рассмотрении дела об административном правонарушении 26.11.2019, что подтверждается чеком ФГУП "Почта России" от 05.11.2020. Одновременно обществу направлена копия протокола об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы административного дела, административная комиссия при управе Левобережного района в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя общества, 26.11.2019 вынесла постановление по делу №700/2019 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.41 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области", в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Указанное постановление направлено ООО "РВК-Воронеж" и получено им 18.12.2019, что подтверждается уведомлением о вручении.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, ООО "РВК-Воронеж" 31.12.2019, т.е. в течение 10-дневного срока с момента получения постановления, обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене, ссылаясь на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом (статья 4 АПК РФ).
В силу статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона Воронежской области от 29.12.2009 № 190-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Воронежской области отдельными государственными полномочиями по созданию и организации деятельности административных комиссий" органы местного самоуправления на подведомственной территории осуществляют переданные им государственные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством путем определения перечня должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15 - 16.1, 18 - 18.5, 19.2, 20, 20.3, 24.3, 33, 33.1, 33.2, 37.1 - 37.6, 39, 41, 44.3, 44.4, 44.8, 45.1 Закона Воронежской области "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области".
Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 02.11.2010 № 1006 "Об утверждении перечня должностных лиц органов местного самоуправления городского округа город Воронеж, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" начальник отдела по благоустройству и текущему содержанию территории и автодорог, взаимодействию с органами территориального самоуправления управы Левобережного района городского округа город Воронеж наделен правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 41 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-03 "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области".
На основании ч. 2 ст. 7 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74 - ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст. 41 настоящего Закона Воронежской области.
Следовательно, оспариваемое постановление было вынесено административной комиссией при управе Левобережного района г. Воронежа в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона №74-ОЗ, производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел, наложение административных взысканий, обжалование, опротестование, а также исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обществу вменяется несвоевременное восстановление асфальтового покрытия после производства земляных работ по адресу: <...>.
На территории городского округа город Воронеж решением Воронежской городской Думы от 21.12.2016 № 439-IVутвержден "Порядок производства земляных работ на территории городского округа город Воронеж", который, в т.ч. регламентирует порядок осуществления земляных работ на территории городского округа город Воронеж при ликвидации аварий на инженерных сооружениях и коммуникациях.
Так согласно пункту 7.7 Порядка при необходимости немедленной ликвидации последствий аварии на инженерных сооружениях и коммуникациях заявитель обращается с заявлением в уполномоченный орган в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным п. 1.6 настоящего Порядка. Разрешение на осуществление земляных работ и соглашение на проведение работ по восстановлению нарушенного благоустройства, согласно требованиям к восстановлению конструкций дорожной одежды, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Порядку, оформляются одновременно с производством работ.
После завершения работ по восстановлению инженерных сооружений и коммуникаций, организация, производившая работы, должна выполнить обратную засыпку траншеи (котлована), уплотнить грунт засыпки до требуемой плотности, очистить участок от строительного мусора.
Восстановление усовершенствованного покрытия дорог, элементов внешнего благоустройства и нарушенного благоустройства территории, затронутых при производстве земляных работ, осуществляет организация, проводившая работы на аварийном участке, или специализированная организация на договорных условиях в срок не более 3 суток со дня завершения работ (пункт 7.8, 7.9.).
Несвоевременное или некачественное восстановление асфальтного покрытия и дорожного оборудования, газонов, тротуаров и зеленых насаждений образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.41 Закона №74-ОЗ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Выявив 25.10.2019 несвоевременное восстановление асфальтового покрытия по ул.Менделеева, д.3 после производства земляных работ, осуществленных на основании разрешения №265 от 27.09.2019, административный орган составил акт непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличия события административного правонарушения.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, наличие события административного правонарушения. При этом событие правонарушения подлежит доказыванию фактическими данными, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения.
Из содержания статьи 26.2 КоАП РФ следует, что доказательством совершения административного правонарушения, в том числе, является протокол об административном правонарушении, который составляется в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ, использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, не допускается.
Статьей 28.2 КоАП РФ подробно регламентируется процедура составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем протокол является основной формой фиксации доказательств по делу об административном правонарушении. Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные ст. 28.2 КоАП РФ, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
В соответствии с ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Из представленных суду материалов административного дела усматривается, что экземпляр протокола от 28.10.2019, направленный обществу, не подписан должностным лицом, его составившим.
Согласно ч. ч. 3, 6 ст. 71 АПК РФ, доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.
В материалах дела содержатся два экземпляра протокола об административном правонарушении от 28.10.2019, один из которых, представленный административной комиссией, имеет подпись должностного лица - ФИО1.
Однако, в данном случае, поскольку представленные сторонами доказательства, содержат противоречивые сведения относительно наличия подписи должностного лица в процессуальном акте, то суд приходит к выводу о том, что данный протокол не является допустимым доказательством по делу.
Протокол об административном правонарушении может быть принят арбитражным судом в качестве доказательства лишь при его соответствии требованиям ст. 28.2. КоАП РФ. Действующее законодательство не предусматривает возможность вручения лицу, привлекаемому к административной ответственности, копии протокола, различной по содержанию с ее оригиналом.
В этой связи ссылка административной комиссии на наличие в материалах административного дела подписанного протокола об административном правонарушении не принимается судом.
Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Суд полагает, что административным органом были допущены существенные нарушения установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, требование ООО "РВК-Воронеж" о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии при управе Левобережного района городского округа город Воронеж №700/2019 от 26.11.2019 подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.1, 23.1 КоАП РФ, статьями 65, 71, 167-170, 180, 181, 207, 211, 229 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж", г.Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии при управе Левобережного района городского округа город Воронеж №700/2019 от 26.11.2019о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж", г.Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья Т. Н. Максимович