ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А14-9163/18 от 19.11.2018 АС Воронежской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Воронеж                                                                                          Дело №А14-9163/2018

«19» ноября 2018 г. (резолютивная часть)

«21» ноября 2018 г. (изготовлен полный текст)

Судья Арбитражного суда Воронежской области Домарева В.В.                                       

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровой С.Н.,        

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1

(ОГРНИП <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

индивидуального предпринимателя ФИО2

(ОГРНИП <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

индивидуального предпринимателя ФИО3

(ОГРНИП <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

индивидуального предпринимателя ФИО4

(ОГРНИП <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

индивидуального предпринимателя ФИО5

(ОГРНИП <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

индивидуального предпринимателя ФИО16 Сохеиль

(ОГРНИП <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

индивидуального предпринимателя ФИО6

(ОГРНИП <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

индивидуального предпринимателя ФИО7

(ОГРНИП <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

индивидуального предпринимателя ФИО8

(ОГРНИП <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

индивидуального предпринимателя ФИО9

(ОГРНИП <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

индивидуального предпринимателя ФИО10

(ОГРНИП <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

индивидуального предпринимателя ФИО11

(ОГРНИП <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

к Администрации городского округа город Воронеж

(ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж

о признании недействительным Постановления Администрации городского округа город Воронеж №67 от 07.02.2018 «О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 09.09.2016 №815» в части исключения из Плана размещения ярмарочных площадок на территории городского округа город Воронеж регулярной универсальной ярмарки большого формата (530 торговых мест) по адресу: <...> и <...>,

третье лицо - Муниципальное унитарное предприятие городского округа город Воронеж «Рынок Южный» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж,

при участии в судебном заседании:

от заявителя (1-3)-(5-12) – ФИО12, представителя по доверенности от 18.06.2018, паспорт;

от заявителя (4) –  не явился, извещен надлежащим образом;

от заявителя (5) – 1) ФИО5, паспорт;

2) ФИО13, представителя по доверенности №36АВ1609697 от 24.11.2015, паспорт

от заинтересованного лица – ФИО14, представителя по доверенности №27/2018-с от 11.04.2018, паспорт;

от третьего лица – ФИО15, представителя по доверенности №18 от 26.09.2018,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель 1, ИП ФИО1), индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – заявитель 2, ИП ФИО2), индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее – заявитель 3, ИП ФИО3), индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее – заявитель 4, ИП ФИО4), индивидуальный предприниматель ФИО5 (далее – заявитель 5, ИП ФИО5), индивидуальный предприниматель ФИО16 Сохеиль (далее – заявитель 6, ИП ФИО16), индивидуальный предприниматель ФИО6 (далее – заявитель 7, ИП ФИО6), индивидуальный предприниматель ФИО7 (далее – заявитель 8, ИП ФИО7), индивидуальный предприниматель ФИО8 (далее – заявитель 9, ИП ФИО8), индивидуальный предприниматель ФИО9 (далее – заявитель 10, ИП ФИО9), индивидуального предпринимателя ФИО10 (далее – заявитель 11, ИП ФИО10), индивидуальный предприниматель ФИО11 (далее – заявитель 12, ИП ФИО11) обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Постановления Администрации городского округа город Воронеж от 07.02.2018 №67 «О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 09.09.2016 №815» в части исключения из Плана размещения ярмарочных площадок на территории городского округа город Воронеж регулярной универсальной ярмарки большого формата (530 торговых мест) по адресу: <...> ФИО17, 9е (с учетом уточнения).

Определением суда от 20.06.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено муниципальное унитарное предприятие городского округа город Воронеж «Рынок «Южный» (далее – МУП «Рынок «Южный»).

Все лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В порядке ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании 19.11.2018 судом, с учетом позиции представителей заинтересованного лица и третьего лица, отклонено ходатайство ИП ФИО5 об отложении рассмотрения дела, в связи с заключением 19.11.2018 соглашения с ФИО18 на представление его интересов в суде по данному делу, в целях ознакомления последней с материалами дела. Учитывая неоднократное отложение рассмотрения дела по ходатайству заявителей, в том числе по ходатайству, заявленному в судебном заседании 22.10.2018 для обеспечения явки представителя в судебное заседание, а также нахождение в судебном заседании непосредственно ИП ФИО5 и двух его представителей: ФИО12 (представителя по доверенности от 18.06.2018) и ФИО13 (представителя по доверенности от 24.11.2015№36АВ1609697), удовлетворение заявленного ходатайства приведет к затягиванию рассмотрения дела. 

В ходе рассмотрения дела представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований заявителей по основаниям, изложенным в представленных в материалы дела возражениях на заявление (л.д.14-18 т.2), указав на законность постановления от 07.02.2018 №67, изданием которого права заявителей непосредственно не нарушены.

Представитель третьего лица, поддержав доводы, изложенные в отзыве (л.д.117-119 т.2) и ссылаясь на расторжение 14.08.2017 договора на организацию ярмарки от 16.09.2016 №09-Я, стороной которого заявители не являлись, считает заявленное требование необоснованным.

Из материалов дела следует, что Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 09.09.2016 N 815 "Об утверждении Плана размещения ярмарочных площадок на территории городского округа город Воронеж" регулярная универсальная ярмарка большого формата площадью 21610 кв.м. на 530 торговых мест, расположенная по адресу: <...> территория которой состоит из двух земельных участков площадью 16930,0кв.м. и 4680,0 кв.м., включена в План размещения ярмарочных площадок (п.3.1).
Управлением развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики администрации городского округа город Воронеж (уполномоченный орган Администрации городского округа город Воронеж) и Муниципальным унитарным предприятием городского округа город Воронеж (организатор ярмарки )16.09.2016 заключен договор №09-Я на срок с 16.09.2016 по 15.09.2017 на право организации универсальной ярмарки на ярмарочной площадке на 530 мест для осуществления предоставления торговых мест для реализации продовольственной и промышленной группы товаров по адресному ориентиру: <...>. 
Права и обязанности сторон закреплены в разделе 2 договора.
Пунктом 2.3.14 определена обязанность организатора ярмарки не позднее 6 месяцев с момента заключения договора подать в уполномоченный орган заявление о готовности регулярной ярмарки.
Тем самым срок готовности ярмарки – 16.03.2017.  
Согласно п.5.1 договора все изменения и дополнения к договору оформляются сторонами дополнительными соглашениями в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью договора.
Договор может быть расторгнут по соглашению сторон или по решению суда (п.5.2).
Пунктом 5.3 предусмотрен односторонний отказ от исполнения договора  по инициативе уполномоченного органа в случае прекращения организатором ярмарки своей деятельности: выявления двух и более нарушений правил благоустройства, санитарных норм и правил, правил пожарной безопасности, ветеринарии, охраны окружающей среды, действующего законодательства по реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачных изделий и других норм и правил в течение одного календарного года, подтвержденных протоколами об административных правонарушениях и (или) вступившими в законную силу постановлениями, вступившими в законную силу; эксплуатации ярмарки без акта приемочной комиссии; выявления несоответствия ярмарки Плану размещения ярмарочных площадок, архитектурному решению, условиям договора; не предъявления в течение установленного срока ярмарки для осмотра приемочной комиссии; передачи или уступки прав по договору третьим лицам, либо передачи ярмарки третьим лицам на условиях аренды или безвозмездного пользования для осуществления торговой или иной предпринимательской деятельности; в иных предусмотренных действующим законодательством случаях.
В соответствии с п.5.3.8 договора при отказе от исполнения договора в одностороннем порядке уполномоченный орган направляет организатору ярмарки письменное уведомление об отказе от исполнения договора. С момента направления указанного уведомления договор считается расторгнутым.
Организатором ярмарки 06.03.2017, 29.06.2017 в соответствии с п.2.3.14 договора в Администрацию поданы заявления о проведении осмотра площадки универсальной ярмарки по адресу: <...>, на предмет соответствия условиям договора от 16.09.2016 №09-Я и готовности к работе. 
Актами приемочной комиссии от 03.04.2017, 10.07.2017 (л.д.123-127 т.2) установлено, что ярмарка, расположенная по адресу: <...>, не соответствует утвержденному Плану размещения ярмарок по фактическому количеству торговых мест. По плану подлежит размещению 530 торговых мест, в том числе закрытых - 2, открытых – 528. Фактически по состоянию на 03.04.2017 размещено всего 530 торговых мест, в том числе закрытых – 308, открытых – 222; по состоянию на 10.07.2017 размещено всего 530 торговых мест, из которых закрытых – 308, открытых – 222. Также было установлено, что до начала работы ярмарки не выполнены в полном объеме требования по организации проведения ярмарок, установленные разделом IV Порядка: реконструкция торговых мест не выполнена (не начата), внешний вид торговых мест ярмарки не соответствует типовым архитектурным решениям, на территории ярмарки имеются объекты капитального строительства, не предусмотренные планом размещения ярмарочной площадки, территория ярмарочной площадки не обеспечена в полном объеме знаками пожарной безопасности (п.43 Правил №390 от 25.04.2012).
Акты от 03.04.2017, 10.07.2017 подписаны руководителем организатора ярмарки МУП «Рынок «Южный».
Решением ярмарочной комиссии ярмарка, расположенная по адресу: <...>, признана не готовой к работе и не соответствующей требованиям, указанным в договоре от 16.09.2016 №09-Я.
Решением межведомственной комиссии по вопросам регулирования торговой деятельности и защиты прав потребителей при губернаторе Воронежской области от 31.07.2017 ярмарочная площадка по ул.ФИО17,9, 9е была исключена из Плана ярмарок, утвержденного постановлением администрации городского округа город Воронеж от 09.09.2016 №815.
Дополнительным соглашением от 14.09.2017 договор от 16.09.2016 №09-Я расторгнут по соглашению сторон со ссылкой на п.5.3.4 договора (выявление несоответствия ярмарки Плану размещения ярмарочных площадок, архитектурному решению, условиям договора).
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 07.02.2018 №67 «О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 09.09.2015 №815» из Плана размещения ярмарочных площадок на территории городского округа город Воронеж была исключена регулярная универсальная ярмарка большого формата (530 торговых мест по адресу: <...>
Ссылаясь на отсутствие законных оснований для исключения ярмарочной площадки из Плана ярмарок г.Воронежа, указывая на нарушение прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской деятельности, на протяжении длительного времени осуществляющих торговую деятельность на ярмарке (ранее рынок «Машмет») на основании договоров на размещение торговых мест с МУП «Рынок «Южный», заявители 03.05.2018 обратились в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования, исходя из следующего.
Заявителями в рамках настоящего дела оспаривается Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 07.02.2018 №67 «О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 09.09.2015 №815».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17.11.1997 N 17-П и от 31.03.2015 N 6-П).
С соответствии с указанной позицией в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" определено, что  к существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, его издание в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Поскольку оспариваемый правовой акт (в обжалуемой части) обязателен для организатора ярмарки, направлен на однократное прекращение правоотношений с ним (МУП ГО «Рынок Южный»), Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 07.02.2018 №67 не обладает признаками нормативного правового акта, а является ненормативным правовым актом органа местного самоуправления.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
 В соответствии со ст.11 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых такие ярмарки организуются.
Правительством Воронежской области 21.06.2016 принято Постановление №432 «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Воронежской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них» (далее Постановление №432).
Разделом II Постановления №432 предусмотрено размещение ярмарочных площадок в соответствии с Планом, оформленным в виде текстового документа с графическими картами-схемами и содержащим типовые архитектурные решения торговых мест ярмарки (открытого и (или) закрытого типа), являющимися составной и неотъемлемой его частью, который формируется уполномоченным органом (п.8) и должен содержать следующие сведения в отношении каждой ярмарочной площадки: адрес (местоположение, адресный ориентир) ярмарочной площадки (при наличии: адрес и (или) кадастровый номер земельного участка, входящего в состав ярмарочной площадки), площадь ярмарочной площадки, товарная специализация ярмарки, формат ярмарки, количество и типы торговых мест, период проведения ярмарки, иную информацию, необходимую потенциальным организаторам или участникам ярмарок, а также гражданам (п.3).   
Пунктом 12 раздела I установлено, что сформированный План направляется уполномоченным органом в межведомственную комиссию по вопросам регулирования торговой деятельности и защиты прав потребителей при губернаторе Воронежской области и в соответствующую администрацию муниципального района (городского округа).
План утверждается постановлением администрации муниципального района (городского округа), на территории которого размещаются ярмарочные площадки, не позднее двух месяцев после его согласования в межведомственной комиссии по вопросам регулирования торговой деятельности и защиты прав потребителей при губернаторе Воронежской области.
Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 09.09.2016 №815 утвержден План размещения ярмарочных площадок на территории городского округа город Воронеж, в п.3.1 которого включена регулярная универсальная ярмарка большого формата на 530 торговых мест по адресу: <...>

Согласно пп. «в» п.2 раздела III Постановления №432 (в редакции, действовавшей на 16.09.2016) определение организатора ярмарки осуществляется решением исполнительного органа государственной власти Воронежской области, органа местного самоуправления в соответствии с пунктом 8 раздела III настоящего Порядка, которым было предусмотрено, что организация ярмарок исполнительными органами государственной власти Воронежской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, а также унитарными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, осуществляется в соответствии с ежегодными планами проведения ярмарок, которые не позднее 15 декабря текущего года утверждаются соответственно правовым актом исполнительного органа государственной власти Воронежской области или администрации муниципального района Воронежской области.

Основанием для проведения ярмарки является договор на организацию ярмарки, заключенный организатором ярмарки с уполномоченным органом. Договор на организацию регулярной ярмарки в случае определения в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 раздела III настоящего Порядка организатором ярмарки унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения с организатором ярмарки заключается безвозмездный договор на организацию ярмарки (п.1, 7 раздела IV Постановления №432).

Тем самым, Администрация городского округа город Воронеж обладает полномочиями как на утверждение Плана размещения ярмарок на территории городского округа город Воронеж, так и на внесение в него изменений.

Уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж и МУП ГО «Рынок Южный» 16.09.2016 заключен договор на организацию универсальной ярмарки по адресу: <...>, сроком действия с 16.09.2016 по 15.09.2017.

В рассматриваемом случае организатором ярмарки определено муниципальное унитарное предприятие городского округа город Вороне «Рынок Южный».

Тем самым заключение договора от 16.09.2016 №09-Я сроком на один год соответствует п.8 Постановления №432.

Как следует из п.1 раздела V Постановления №432 основанием для начала работы ярмарки является утвержденный уполномоченным органом акт приемочной комиссии (приложение N 3 к настоящему Порядку), подтверждающий соответствие ярмарки условиям договора на организацию ярмарки.

По итогам проверки ярмарки приемочная комиссия составляет акт о соответствии (несоответствии) ярмарки требованиям, установленным договором на организацию ярмарки, один экземпляр которого вручается (направляется) организатору ярмарки в срок не позднее 5 рабочих дней с даты окончания проверки. Акт подписывается всеми членами приемочной комиссии.

В случае несоответствия ярмарки требованиям, установленным договором на организацию ярмарки, отмеченные недостатки должны быть устранены организатором ярмарки в 30-дневный срок со дня получения акта (п.4 раздела V).

По истечении срока, установленного для устранения недостатков, или по заявлению организатора ярмарки приемочная комиссия осуществляет повторный осмотр ярмарки в течение 5 рабочих дней.

Повторное выявление приемочной комиссией нарушений по истечении срока, установленного для устранения недостатков, является основанием для расторжения договора на организацию ярмарки.

Из представленных в материалы дела доказательств: актов приемочной комиссии от 03.04.2017, 10.07.2017 следует, что в результате осмотра ярмарочной площадки было установлено не соответствие ярмарки требованиям, указанным в договоре: по плану подлежит размещению 530 торговых мест, в том числе закрытых - 2, открытых – 528. Фактически по состоянию на 03.04.2017 размещено всего 530 торговых мест, в том числе закрытых – 308, открытых – 222; по состоянию на 10.07.2017 размещено всего 530 торговых мест, из которых закрытых – 308, открытых – 222. Также было установлено, что до начала работы ярмарки не выполнены в полном объеме требования по организации проведения ярмарок, установленные разделом IV Порядка: реконструкция торговых мест не выполнена (не начата), внешний вид торговых мест ярмарки не соответствует типовым архитектурным решениям, на территории ярмарки имеются объекты капитального строительства, не предусмотренные планом размещения ярмарочной площадки, территория ярмарочной площадки не обеспечена в полном объеме знаками пожарной безопасности (п.43 Правил №390 от 25.04.2012).

При оценке представленных заинтересованным лицом актов осмотра приемочной комиссии от 03.04.2017, 10.07.2017 суд принимает во внимание, что в Плане размещения ярмарок, утвержденном постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 09.09.2016 №815, отсутствуют сведения о размещении ярмарки по адресу: <...>. В связи с этим при наличии в акте от 03.04.2017 ссылки на договор от 16.09.2016 №09-Я, указание в нем места расположения ярмарки: <...>, вместо: <...>, признается судом технической ошибкой (ст.71 АПК РФ). Указанное обстоятельство признается заинтересованным лицом и третьим лицом.

Договор на организацию ярмарки от 16.09.2016 №09-Я был расторгнут по соглашению сторон с 14.08.2017 в связи с выявленным несоответствием ярмарки Плану размещения ярмарочных площадок, архитектурному решению, условиям договора (п.5.3.4 договора).

Расторжение договора на организацию ярмарки в связи с неоднократным выявлением приемочной комиссией нарушений организатором ярмарки установленных требований предусмотрено пунктом 4 раздела V Постановления №432.

Тем самым после расторжения договора на организацию ярмарки отпали основания ее проведения (п.1, 7 раздела IV Постановления №432).

Последствия досрочного прекращения договора на организацию ярмарки предусмотрены в разделе VII Постановления №432.

По смыслу п.12, 13 раздела II Постановления №432 внесение изменений в План осуществляется по мере необходимости, но не реже 1 раза в год, после согласования таких изменений с межведомственной комиссией по вопросам регулирования торговой деятельности и защиты прав потребителей при губернаторе Воронежской области.

В соответствии с п.3 Указа Губернатора Воронежской области от 29.03.2018 №177-у «О межведомственной комиссии по вопросам регулирования торговой деятельности и защиты прав потребителей при губернаторе Воронежской области» согласование планов размещения ярмарочных площадок на территории Воронежской области относится к функциям межведомственной комиссии.

Решением межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка и регулирования торговой деятельности Воронежской области от 31.07.2017 (л.д.49-50 т.2) согласовано исключение ярмарочной площадки по ул.Чебышева,9, 9е из Плана ярмарок, утвержденного Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 09.09.2016 №815.

Постановлением администрации городского округа город Воронеж от 07.02.3018 №67 «О внесении изменений в постановление администрации городского округа город Воронеж от 09.09.2016 №815» ярмарка, расположенная по адресу: <...>, исключена из Плана ярмарочных площадок.

Следовательно, оспариваемое постановление принято Администрацией городского округа город Воронеж в пределах предоставленных полномочий с соблюдением порядка, установленного Постановлением от 21.06.2016 №432 «Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Воронежской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них».

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.

По смыслу закона право на обращение в суд имеет лицо, права и законные интересы которого непосредственно затрагиваются оспариваемым актом.

Основанием для принятия оспариваемого постановления послужило расторжение договора от 16.09.2016 №09-Я на организацию ярмарки, стороной которого заявители не являются.

По состоянию на дату издания оспариваемого постановления договорные отношения между уполномоченным органом Администрации ГО г.Воронеж и МУП ГО «Рынок Южный» были прекращены.

При этом между заявителями и Администрацией ГО г.Воронеж какие-либо договорные отношения отсутствовали.

Обжалуемое постановление не распространяет свое действие непосредственно на заявителей, признание оспариваемого постановления незаконным не приведет к восстановлению прав и законных интересов заявителей.

В обоснование довода о нарушении права и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности заявители сослались на невозможность ими осуществлять предпринимательскую деятельность на территории спорной ярмарки в результате принятия оспариваемого постановления.

Как следует из п.6 раздела IV Постановления №432 торговые места на ярмарке предоставляются в установленном порядке на основании письменных заявок, направляемых организатору ярмарки.

Организатор ярмарки в день поступления рассматривает заявку и заключает договор на предоставление торгового места на ярмарке, составленный по форме, установленной организатором ярмарки, либо отказывает в заключении такого договора (п.8).

В подтверждение наличия права на осуществление торговли на территории ярмарочной площадки заявителями представлены договоры (л.д.23-63, 149-151 т.1) от 20.12.2017 №58 (ИП ФИО1), от 09.08.2016 №234 (ИП ФИО19), от 20.12.2017 №49 (ИП ФИО2), от 20.12.2017 №6 (ИП ФИО3), от 20.12.2017 №19 (ИП ФИО5), от 20.12.2017 (ИП ФИО16), от 20.12.2017 №2 (ИП ФИО20), от 20.12.2017 №57 (ИП ФИО8), от 20.09.2017 №871 (ИП ФИО9), от 20.12.2017 №25 (ИП ФИО10), от 20.12.2017 №10 (ИП Мосинян Л.К).

Указанные договоры на размещение торговых мест сроком действия два месяца, начиная с 01.01.2018, подписаны МУП ГО «Рынок Южный» и индивидуальными предпринимателями.

МУП ГО «Рынок Южный» со ссылкой на п.2 ст.610 ГК РФ 26.03.2018 направило заявителям уведомления об отказе от продления указанных договоров и прекращении срока их действия с 30.04.2018, получение которых заявителями не оспаривается и копии которых представлены ими одновременно с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением (л.д.96, 101-107 т.1).

Заявители в ходе рассмотрения дела не оспаривали отсутствие действующих договоров на осуществление торговой деятельности на спорной ярмарочной площадке на день обращения в суд с заявлением.

Кроме того, следует учитывать, что, как указано в п.6, 8 раздела IV Постановления №432, торговые места на ярмарке могут предоставляться лишь организатором ярмарки, а  МУП ГО «Рынок Южный» (после прекращения с 14.09.2017 договора №О9-Я от 16.09.2016)  таковым не является. Тем самым  указанные договоры в силу п.2 ст.168, п.1 ст.167 ГК РФ не влекут возникновения каких-либо прав и обязанностей и стороны не вправе ссылаться на них.

Какие-либо иные доказательства, свидетельствующие о наличии права на осуществление торговой деятельности на спорной ярмарочной площадке, заявителями не представлено (ст.65 АПК РФ).

Довод заявителей о нарушении их прав, как собственников торговых объектов, которые обладают признаками недвижимого имущества, расположенных на территории ярмарочной площадки судом отклоняется по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 раздела IV Положения №432 на площадках ярмарок запрещается при организации мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) использовать кирпич, строительные блоки и плиты, осуществлять заглубление конструкций, оборудования и ограждения, прокладку подземных инженерных коммуникаций и проведение строительно-монтажных работ капитального характера.

Доказательств осуществления строительства объектов недвижимости с соблюдением норм Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации заявителями не представлено (ст.65 АПК РФ).

Бремя доказывания факта нарушения охраняемых законом прав и интересов возложено на заявителей. При этом, если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Принимая во внимание указанное следует признать, что заявителями не представлено доказательств нарушения оспариваемым Постановлением его законных прав и интересов в сфере предпринимательской деятельности, а также того обстоятельства, что признание его незаконным приведет к их восстановлению.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый заявителями ненормативный правовой акт соответствует закону, нормативно-правовым актам местных органов самоуправления и не нарушает права и законные интересы последних, в связи с чем в удовлетворении заявления следует отказать.

Поскольку в ходе рассмотрения дела судом установлено, что ФИО4 на дату обращения в суд не имела статуса индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.78 т.1), в соответствии с п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ производство по делу в части требований ФИО4 следует прекратить, ввиду неподведомственности.  

В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на заявителей.

Руководствуясь статьями 110, 150, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований индивидуальных предпринимателей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО16, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 к Администрации городского округа город Воронеж о признании недействительным Постановления Администрации городского округа город Воронеж №67 от 07.02.2018 «О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа город Воронеж от 09.09.2016 №815» в части исключения из Плана размещения ярмарочных площадок на территории городского округа город Воронеж регулярной универсальной ярмарки большого формата (530 торговых мест) по адресу: <...> и <...>.

Производство по делу в части требования индивидуального предпринимателя ФИО4 прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья                                                                                       В.В. Домарева