АРБИТРАЖНИЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Воронеж Дело №А14-9907/2019
«17» июля 2019г.
Резолютивная часть решения вынесена 10.07.2019.
Решение в полном объеме изготовлено 17.07.2019.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Федосовой С.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курсаковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Липецкой областям (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Воронеж
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Борисоглебский элеватор» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Воронежская обл., Борисоглебский р-н, г. Борисоглебск
к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ,
при участии в заседании:
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Липецкой областям – ФИО1, ведущий специалист – эксперт отдела правового обеспечения делопроизводства и спецработы по доверенности от 08.07.2019 №68, удостоверение личности – служебное удостоверение;
от ООО «Борисоглебский элеватор» - ФИО2, представитель по доверенности №05/07 от 01.07.2019, удостоверение личности – паспорт,
установил:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Липецкой области (далее – Управление Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой области, административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Борисоглебский элеватор» (далее – ООО «Борисоглебский элеватор», лицо, привлекаемое к административной ответственности, Общество) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Определением суда от 10.06.2019 заявление Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям принято судом к производству, предварительное судебное заседание, а также судебное разбирательство по делу назначены на 09.07.2019.
Все лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания, назначенного на 09.07.2019 извещены надлежащим образом, обеспечили явку в судебное заседание своих представителей.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 137 АПК РФ окончил подготовку дела и перешел к судебному разбирательству 09.07.2019.
Представитель Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям поддерживает заявленные требования в полном объеме, указывая, что выявленные нарушения подтверждены представленными в материалы дела доказательствами.
Представитель ООО «Борисоглебский элеватор» возражает относительно удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. При этом представитель указывает, что общество не было надлежащим образом извещено о дате, месте и времени протокола, руководитель организации был ознакомлен с протоколом после его составления и не имел возможности представить возражения на выявленные нарушения, о чем в протоколе об административном правонарушении имеется соответствующая отметка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании Распоряжения Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям от 30.01.2019 №258-р в отношении ООО «Борисоглебский элеватор» была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, ввозе (вывозе) на территорию Таможенного союза, а также при поставке (закладке) зерна и крупы в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва и транспортировке (10001248481); государственного карантинного надзора (1000105489).
О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Борисоглебский элеватор» было уведомлено надлежащим образом 09.01.2019, о чем свидетельствует отметка в уведомлении о проведении проверки.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной уполномоченными лицами по адресу: <...>, было выявлено нарушение ООО «Борисоглебский элеватор» п.п. 6,7,10,11 ст. 4 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», п. 2.4 Инструкции №9-7-88 по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы, в части нарушения условий хранения зерна.
При проведении проверки было установлено:
-отсутствуют обозначения и предупредительные надписи на стенах зерноскладов о предельной допустимой высоте их загрузки;
- полы зерноскладов не имеют ровного и прочного покрытия, что в свою очередь создает трудности при очистке и обеззараживании (дезинсекции) и является источником накопления пыли, насекомых, вредителей и клещей;
- отсутствуют и не выполняются планы работ по проведению фумигурации, газации, дезинсекции, дератизации складов, силосных корпусов элеваторов и технологического оборудования;
- несоблюдение сроков осуществления контроля температуры хранящегося зерна;
- оформление не в полном объеме отраслевых форм учетных документов при хранении партий (форма ЗПП-66 журнал наблюдений за хранящимся зерном на складах и в силосах, форма-49 журнал регистрации лабораторных анализов среднесуточных проб при приемке зерна, форма -56 журнал регистрации результатов обследования объектов с целью установления зараженности вредителями);
- проведение не в полном объеме систематических карантинных фитосанитарных обследований.
Указанные обстоятельства отражены Управлением Роспотребнадзора в акте проверки от 05.02.2019 №528.
11.02.2019 Управлением Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям по результатам проведенной внеплановой проверки в отсутствие представителя ООО «Борисоглебский элеватор» был составлен протокол №09/40 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, согласно протоколу от 11.02.2019 №09/40, ООО «Борисоглебский элеватор» вменяются нарушения п.п. 1,2,3,4,6,7,11 ст. 4 Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», п. 2.4 Инструкции №9-7-88 по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы, выразившиеся в: отсутствии обозначения и предупредительные надписи на стенах зерноскладов о предельной допустимой высоте их загрузки; в отсутствии ровного и прочного покрытия полов зерноскладов; отсутствии и не выполнении планов работ по проведению фумигурации, газации, дезинсекции, дератизации складов, силосных корпусов элеваторов и технологического оборудования; отсутствии установки активного вентилирования; несоблюдении сроков осуществления контроля температуры хранящегося зерна; оформлении не в полном объеме отраслевых форм учетных документов при хранении партий; в проведении не в полном объеме систематических карантинных фитосанитарных обследований.
Материалы об административном правонарушении в отношении лица, привлекаемого к ответственности, направлены в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ в Арбитражный суд Воронежской области для рассмотрения и принятия решения.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
На основании абзаца четвертого части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.43 Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 №201 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее – Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (пункт 1).
Согласно приказу Россельхознадзора от 02.05.2012 N 220 «О перечне должностных лиц Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных управлений, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях в территориальных управлениях Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору предоставлено, в том числе государственным инспекторам отделов территориальных управлений, осуществляющим функции по надзору и контролю, в пределах своей компетенции.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 28.02.2019 составлен уполномоченным должностным лицом – государственным инспектором отдела внешнего и внутреннего карантина растений, надзора за качеством зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям, в пределах предоставленных законом полномочий.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Объектом правонарушения являются охраняемые государством правоотношения в сфере технического регулирования, т.е. правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец (поставщик).
В соответствии с примечанием к ст. 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В соответствии со статьей 36 Закона РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок хранения зерновой продукции регулируется нормами Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна».
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Технического регламента ТР ТС 015/2011 хранение зерна осуществляется в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, при соблюдении требований к процессам хранения зерна, установленных настоящим техническим регламентом, а также условий хранения, установленных национальным законодательством государства - члена Таможенного союза.
Пунктом 7 статьи 4 Технического регламента ТР ТС 015/2011 предусмотрено, что поверхности стен, потолков, несущих конструкций, дверей, пола производственных помещений, а также силосов и бункеров должны быть доступными для их очистки и обеззараживания. Состояние кровли и стен зернохранилищ, конструкции входных отверстий каналов активной вентиляции должны обеспечить предотвращение попадания в них атмосферных осадков и посторонних предметов.
Согласно пунктам 10-11 статьи 4 Технического регламента ТР ТС 015/2011 процесс обеззараживания зараженного вредителями зерна должен обеспечивать безопасность зерна в соответствии с требованиями, установленными настоящим техническим регламентом; в зернохранилище в течение всего периода хранения зерна должна быть организована проверка условий его хранения (влажность, температура), а также показателей зараженности вредителями, цвета зерна и наличия постороннего запаха.
Административным органом в числе нарушений, вменяемых ООО «Борисоглебский элеватор», указано отсутствие установок активной вентиляции в нарушение п. 6 ст. 4 ТР ТС 015/2011.
Между тем, в ходе проведенной в отношении ООО «Борисоглебский элеватор» проверки, согласно акту от 05.02.2019 №528, такое нарушение как отсутствие установок активной вентиляции не было выявлено административным органом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным органом не доказано в действиях общества наличия нарушения п. 6 ст. 4 ТР ТС 015/2011.
Кроме того, ООО «Борисоглебский элеватор» вменяется нарушение п.п. 10-11 ст. 4 ТР ТС 015/2011, выразившееся по мнению административного органа в проведении не в полном объеме систематических карантинных фитосанитарных обследований.
Вместе с тем, ответственность за нарушение правил по проведению карантинных фитосанитарных обследований регламентируется самостоятельными нормами Кодекса об административных правонарушениях, а именно, статьей 10.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение в том числе правил хранения подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Управлением Россельхознадзора не доказано наличия в действиях ООО «Борисоглебский элеватор» нарушений п. 10-11 ст. 4 ТР ТС 015/2011.
Также административный орган ссылается на наличие выявленных в ходе проверки ООО «Борисоглебский элеватор» нарушений п.п. 6, 7, 10, 11 ТР ТС №015/2011, п. 2.4 Инструкции №9-7-88 по хранению зерна, маслосемян, муки и крупы, выразившихся в отсутствии обозначения и предупредительные надписи на стенах зерноскладов о предельной допустимой высоте их загрузки; в отсутствии ровного и прочного покрытия полов зерноскладов; отсутствии и не выполнении планов работ по проведению фумигурации, газации, дезинсекции, дератизации складов, силосных корпусов элеваторов и технологического оборудования; несоблюдении сроков осуществления контроля температуры хранящегося зерна; оформлении не в полном объеме отраслевых форм учетных документов при хранении партий.
Указанные нарушения подтверждаются актом проверки от 05.02.2019 №528, протоколом об административном правонарушении от 11.02.2019 № 09/40.
Между тем, как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 11.02.2019 № 09/40был составлен в отсутствие законного представителя ООО «Борисоглебский элеватор».
При этом, уведомление о необходимости явки 11.02.2019 для составления протокола об административном правонарушении было вручено директору общества только 12.02.2019, после составления протокола, о чем имеется соответствующая отметка в уведомлении.
Таким образом, ООО «Борисоглебский элеватор» было лишено возможности представить как возражения на выявленные в ходе проверки нарушения, так и доказательства, подтверждающие отсутствие нарушений со стороны общества.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Согласно части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно. На административном органе лежит обязанность не только уведомить лицо о времени и месте совершения процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо располагает соответствующей информацией и не уклоняется от ее получения, а также выяснить причины его неявки.
Из пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 10, при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суды в обязательном порядке устанавливают, было ли указанное лицо надлежащим образом извещено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым был составлен протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание дату вручения уведомления о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении директору ООО «Борисоглебский элеватор» (12.02.2019) и дату составления протокола об административном правонарушении (11.02.2019), что привело к невозможности ООО «Борисоглебский элеватор» воспользоваться своими процессуальными правами, суд приходит к выводу о том, что Управлением по делу об административном правонарушении допущено существенное нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности, которое не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, с учетом разъяснений, данных в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, в удовлетворении заявления Управления Россельхознадзора по Воронежской и Липецкой областям о привлечении ООО «Борисоглебский элеватор» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, следует отказать.
Руководствуясь ч. 1 ст. 14.43, ч. 3 ст. 23.1, ст. 25.15 КоАП РФ, ст.ст.167-170, 202, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Липецкой областям (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Воронеж) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Борисоглебский элеватор» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Воронежская обл., Борисоглебский р-н, г. Борисоглебск) к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья С.С. Федосова