ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж Дело № А14-9/2021
«09» августа 2021 г.
Резолютивная часть решения оглашена «02» августа 2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено «09» августа 2021г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Левобережные очистные сооружения», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Центрально-Черноземному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании частично недействительным предписания №27 от 23.10.2020 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований,
при участии в заседании:
от заявителя - ФИО1 представитель по доверенности от 09.06.2021, диплом, паспорт,
от заинтересованного лица – ФИО2 начальник межрегионального отдела кадрового, правового обеспечения, профилактики коррупционных правонарушений по доверенности от 15.06.2021 №Вт/238, диплом, паспорт,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Левобережные очистные сооружения» (далее – заявитель, ООО «ЛОС», Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Центрально-Черноземному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заинтересованное лицо, Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Росприроднадзора) о признании недействительным предписания №27 от 23.10.2020 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований в части включения в него обязанности устранить нарушения законодательства об экологической экспертизе (пункт 2) и обязанности устранить нарушения законодательства, касающиеся сброса сточных вод по выпуску №1 в Воронежское водохранилище с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов в срок до 11.01.2021 (пункт 3).
Определением суда от 11.05.2021 была произведена замена судьи Аришонковой Е.А. на судью Ливенцеву Д.В.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебном заседании 02.08.2021 представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признает, ссылаясь на законность оспариваемого предписания. Заявил ходатайство об истребовании у ООО «Придонхимстрой Известь» (Воронежская область, ул. Промышленная, д. 14):
- паспорта безопасности на средство «ROSUN» SE-1;
- документов, подтверждающих проведение исследований воздействия на окружающую среду при взаимодействии двух реагентов смеси оксида кальция (негашеная известь) и средства «ROSUN» SE-1;
- документов, подтверждающих проведение исследований воздействия на окружающую среду при взаимодействии двух реагентов смеси оксида кальция (негашеная известь) и средства «ROSUN» SE-1, при обработке иловых площадок предприятий ВКХ;
- доказательств отсутствия необходимости у ООО «Придонхимстрой Известь» проведения государственной экологической экспертизы в отношении двухкомпонентного средства «ДЕЗОЛАК».
Одновременно заинтересованным лицом представлен ответ № 369 от 20.07.2021 согласно которому ООО «Придонхимстрой Известь» сообщает следующее:
- ООО «Придонхимстрой Известь» действительно является производителем средства «ДЕЗОЛАК», выпускающегося на основании ТУ 21.23.25-004-00121270-2016, согласно сертификата соответствия от 21.01.2020 № 0424319 (РОСС RU.НВ61.Н000197) «ДЕЗОЛАК» окись кальция с добавками, предназначен для обеззараживания и стабилизации осадков сточных вод, а также стоков животноводческих и птицеводческих комплексов с целью их дальнейшего использования в сельском хозяйстве, промышленном цветоводстве, озеленении нарушенных земель, полигонов ТБОи ТКО, а также для восстановления плодородия почв сельхоз назначения и лесного хозяйства;
- ООО «Придонхимстрой Известь» не обращалось в Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Росприроднадзора с просьбой о продлении заключения ГЭЭ;
- средство «ДЕЗОЛАК» по своему составу является 2-х компонентным реагентом, состоящим из семи оксида кальция (негащенная известь), изготовленного в соответствии с ГОСТ 9179-2018 и средства «ROSUN» SE-1, применяемого для обработки городских сточных вод на основании свидетельства о государственной регистрации ТС № KG.11.01.09.008.E001735.09.16 от 06.09.2016, следовательно, так как «ДЕЗОЛАК» не является новым веществом, а является комбинацией 2-х известных реагентов, то в прохождении ГЭЭ федерального уровня нет необходимости.
Частью 1 статьи 66 АПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Согласно части 4 статьи 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
Учитывая, что заинтересованное лицо само ранее обращалось в ООО «Придонхимстрой Известь» и получило ответ № 369 от 20.07.2021, содержащий исчерпывающую информацию на поставленные вопросы, суд полагает нецелесообразным истребовать данную информацию повторно, в связи с чем в порядке ст. 66, 159 АПК РФ отклонил ходатайство об истребовании доказательств.
Из материалов дела следует, что на основании заявления Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора, прокуратурой Воронежской области 14.09.2020 принято решение № 7/3-708-2020 о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ЛОС».
Приказом Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора от 23.09.2020 №115-пр/в/в было назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ЛОС».
Указанный приказ, а также уведомление о проведении проверки от 25.09.2020 были получены Обществом 25.09.2020, что подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Целью проведения являлась поверка фактов, изложенных в мотивированном представлении должностного лица от 23.09.2020 и в обращении граждан № 10/4864 от 14.09.2020, № 4925/33 от 15.09.2020, № 17/4939 от 17.09.2020. Срок проведения установлен с 28.09.2020 по 23.10.2020.
В ходе проведения проверки Центрально-Черноземного Межрегиональное Управление Росприроднадзора установило, что ООО «ЛОС» были нарушены ч. 1 ст. 34, ст. 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), Постоянный технологический регламент приема, нейтрализации, очистки и отведения промышленно-бытовых сточных вод от населения и предприятий, утвержденный 24.10.2011, График эксплуатации иловых площадок ООО «ЛОС» в 2020 года, утвержденный техническим директором ООО «ЛОС» ФИО3, подпункт «д» пункта 5.3.31 МДК 3-02.2001 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденный Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 № 168, ч. 8 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон № 174-ФЗ), ст. 34 Закона № 7-ФЗ, ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ч. 2 ст. 55, п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВоднК РФ), выразившиеся в следующем:
1. ООО «ЛОС» при осуществлении хозяйственной деятельности допущено несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятия, сооружений или иных объектов, а именно при эксплуатации иловых площадок:
ООО «ЛОС» разработан «График эксплуатации иловых площадок ООО «ЛОС» в 2020 году», согласно которому эксплуатируется 24 иловые площадки с поверхностным отводом воды, согласно которому в октябре 2020 года иловые площадки: № 1 должна находиться на сушке. № 2 – на сушке. № 3 - на сушке. № 4 - в резерве, №5_- в резерве. № 7 - на сушке. №11- в резерве. № 13 -на сушке. № 14 - на сушке. № 15 - на сушке. № 16 – на сушке. № 6 — в резерве. № 8 - на сушке. № 9 - в резерве. № 10 - в работе. № 12 - на сушке. №№ 17-22 - на сушке. № 23 - в резерве. № 24 - в резерве.
В ходе проверки 21.10.2020 при проведении визуального осмотра иловых площадок с поверхностным отводом воды (акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 21.10.2020, составленный Центрально-Черноземным Межрегиональным Управлением Росприроднадзораустановлено следующее: площадка № 4 - на сушке, согласно графику должна быть в резерве: площадка № 5 - на сушке, должна быть в резерве: площадка № 11 – на сушке. должна быть в резерве, площадка № 8 - в работе, должна быть на сушке: площадка № 10 – выключена из из работы, должна быть в работе: площадка № 23 - на сушке, должна быть в резерве: площадка № 24 - на сушке, должна быть в резерве.
Согласно графику ООО «ЛОС» на 2020 год эксплуатируется 14 экранированных иловых площадок, согласно которому площадка № 1 — в резерве. № 2 - в резерве, № 3 – в работе. № 4 - в работе. № 5 - на сушке. № 6 - в резерве. № 7 - на сушке. № 8 - на сушке. № 9 - на сушке, при этом в ходе визуального осмотра, проведённого 21.10.2020 установлено, что, площадка № 3 - выключена из работы, при этом должна быть в работе, площадка № 4 - на сушке, при этом должна быть в работе, площадка № 6 - на сушке, при этом должна быть в резерве.
Также в ходе проверки 21.10.2020 при визуальном смотре установлено, что иловые площадки с поверхностным отводом воды с 1 по 5. 7. 11. 13. 14.15. 16 заросли камышом, а также площадки с 17 по 24 заросли камышом.
2. ООО «ЛОС» допущено нарушение законодательства об экологической экспертизе, а именно, невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экспертизы.
Так, в ходе проверки установлено, что ООО «ЛОС» осуществляет деятельность по очистке сточных вод в соответствии «Постоянным технологическим регламентом приема, нейтрализации, очистки и отведения промышленно – бытовых сточных вод от населения и предприятий», утвержденным 24.10.2011 генеральным директором ООО «ЛОС» ФИО4, с дополнениями к постоянному технологическому регламенту приема, нейтрализации, очистки и отведения промышленно-бытовых сточных вод от неселения и предприятий от 09.06.2020 (далее - Регламент).
Согласно Дополнению № 3 Регламента в разделе 4.5 «Сооружения обработки осадков», стр. 2 при проведении плановых, капитальных или текущих ремонтов метантенков сырой осадок направляется на экранированные иловые площадки, предварительно обработанные Дезолаком.
Дезолак - оксид кальция, белый порошок с плотностью 2.078 г/см3. При взаимодействии извести с сырым осадком в присутствии Н2О и СО2 на конечном продукте образуется гидрофобная корка из карбоната кальция, препятствующая, в том числе диффузии вредных веществ в атмосферу. Так как реакция взаимодействия СаО с водой является экзотермической и проходит с повышением температуры до 75-85 С, происходит угнетение микроорганизмов, гибель яиц гельминтов и цист кишечных патогенных простейших. Так же находящиеся в сыром осадке серосодержащие соединения взаимодействуют с СаО и при химических реакциях переходят в нелетучую фазу, малорастворимую в воде, что приводит к уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу и снижает и снижает агрессивность запахов.
Согласно информации, предоставленной ООО «ЛОС», за период январь-сентябрь 2020 года (включительно) расход препарата «Дезолак» составил 22,6 тонн, на который имеется сертификат соответствия № 0424319, срок действия с 21.01.2020 по 20.01.2023, соответствует требования нормативных документов ТУ 21.23.25-004-00121270-2016, паспорт № 1 окись кальция с добавками «Дезолак», паспорт № 40 окись кальция с добавками «Дезолак», паспорт безопасности химической продукции (внесен в Регистр паспортов безопасности РПБ № 00121270.20.45904 действителен от 06.04.2017 до 06.04.2020).
Согласно ч. 5 ст. 11 Закона № 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
В разделе 4.5 Регламента сказано, что подсушенный осадок с иловых площадок вывозится на полигон ТБО.
Согласно договору № 131 ЭС ЗР-19/1726 от 14.08.2019 с дополнительным соглашением от 01.01.2020 ООО «ЛОС» передает ООО «ЭКОСФЕРА» на размещение на полигоне – ТБО отход – ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно – бытовых и смешанных сточных вод (акты приема и размещения отходов за 2020 год).
Согласно сведениям, поступившим от ООО «ЭКОСФЕРА» исх. № 25/1 от 29.06.2020 от организации ООО «ЛОС» на объект размещения отходов, эксплуатируемый ООО «СКОСФЕРА» поступает отход «ил стабилизированный биологических очистных сооружений хозяйственно – бытовых и смешанных сточных вод».
В ходе проверки установлено, что по технологии сырой осадок направляется на экранированные иловые площадки, предварительно обработанные «Дезолаком», которые являются неорганизованными источниками выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух в результате испарения, с последующим вывозом подсушенного осадка на полигон ТБО.
Таким образом, применение «Дезолака» оказывает воздействие на окружающую среду и приводит к поступлению веществ в природную среду.
При этом данная технология обработки осадка является новой на территории Российской Федерации, не предусмотрена «МЖ 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации».
3. ООО «ЛОС» при осуществлении хозяйственной деятельности допущено нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в Воронежское водохранилище, а именно:
29.09.2020 специалистами Филиала ЦЛАТИ по Воронежской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» был произведен отбор проб по «выпуск №1 ООО «ЛОС» в Воронежское водохранилище АЗО/ДОН/1403/5 на 14 км от устья р. Воронеж», выявлены превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов по сульфат-иону в 2,5 раза, по БПК5 в 47 раз, по аммоний-иону в 67 раз, по нитрит-иону 1,2, по фосфор фосфатам в 12 раз, по железу общему в 3,5 раза, по меди в 6 раз, по марганцу в 3,6 раз, по нефтепродуктам в 7,6 раз.
01.10.2020 специалистами филиала «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» был произведен отбор проб по «выпуск № 1 ООО «ЛОС» в Воронежское водохранилище АЗО/ДОН/1403/5 на 14 км от устья р. Воронеж» выявлены превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов по сульфат иону в 4 раза, по фосфор фосфатам в 11,8 раз, по железу общему в 3,6 раза, по меди в 5,6 раз, по марганцу в 2,9 раз, по нефтепродуктам в 4,8 раз.
06.10.2020 специалистами филиала «ЦЛАТИ по Воронежской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» был произведен отбор проб по «выпуск № 1 ООО «ЛОС» в Воронежское водохранилище АЗО/ДОН/1403/5 на 14 км от устья р. Воронеж» выявлены превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов по сульфат иону в 2,9 раза, по БПК5 в 12,3 раз, по аммоний-иону в 40,6 раза, по нитрит-иону в 4,3 раза, по фосфор фосфатам в 5,5 раз, по железу общему в 2,8 раза, по меди в 4,7 раз, по марганцу в 2,5 раз, по нефтепродуктам в 3,2 раза.
Таим образом, заинтересованным лицом был сделан вывод о том, чтоООО «ЛОС» осуществляет сброс сточных во по выпуску № 1 в Воронежское водохранилище с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов.
По результатам проведенной внеплановой выездной проверки в отношении ООО «ЛОС» был составлен акт проверки № 32 от 23.10.2020, а также выдано предписание № 27 от 23.10.2020, которым Обществу в сроки до 11.01.2021 и 10.07.2021 предписывалось устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
ООО «ЛОС» не согласилось с вынесенным предписанием от 23.10.2020 № 27, полагая его незаконным, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным в части пунктов 2 и 3.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом суд руководствуется следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо наличие одновременно указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Как указано в части 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (часть 2 указанной статьи).
В соответствии с определением, данным в статье Закона № 174-ФЗ экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В силу части 5, 8 статьи 11 Закона № 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе:
- проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
- объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В силу части 5 статьи 18 Закона № 174-ФЗ заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
В соответствии со статьей 10 Закона № 174-ФЗ государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с пунктом 5.5 (12) Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выполняет функции по организации и проведению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.05.2011 N 05-12-44/7250 «О проведении государственной экологической экспертизы проектов технической документации на новые технику, технологию», к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии. Аналогичная позиция изложена и в Письме Росприроднадзора от 22.07.2019 № АА-10-02-32/19273.
Под новой продукцией, согласно Рекомендациям Р 50-605-80-93, утвержденным Приказом ВНИИстандарта от 09.07.1993 № 18, подразумевается впервые изготовленная в стране продукция, отличающаяся от выпускаемой улучшенными свойствами или характеристиками и принявшая новое обозначение, к которой относятся, в том числе, модернизированная продукция.
Проекты технической документации на новую технологию, использование которой может оказать воздействие на окружающую среду, являются объектами государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона № 174-ФЗ.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, суд пришел к выводу, что на экологическую экспертизу федерального уровня должны представляться проекты технической документации только на новую технику и (или) технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.
Суд полагает, что вывод заинтересованного лица о том, что использование Дезолака является новой технологией является ошибочным, так как использование нового слова (Дезолак) в качестве технического наименования вещества (оксид кальция, производимый из негашеной извести), которое не только много лет используется в Российской Федерации, но и в определенных случаях обязательно для применения, не означает использование новой технологии.
Добавка Дезолак по химическому составу является оксидом кальция и производится из негашеной извести, что предусмотрено пунктами 1.1.1 и 3.1.3 паспорта безопасности химической продукции РПБ № 00121270.20.45904 от 06.04.2017.
Негашеная известь длительное время используется в России (то есть не является новой технологией) и в некоторых случаях обязательна к применению, следует, например, из соответствующих санитарных правил:
"СанПиН 2.1.7.573-96. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест. Бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения. Санитарные правила и нормы" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N46 и действующий на момент проведения проверки):
5.8. Использование осадка сточных вод на удобрение допускается после установления класса токсичности (опасности) в соответствии с действующими нормативными документами и принятия мер по его обезвреживанию.
6.7. Эффективное обезвреживание осадка достигается обработкой негашеной известью (30% к объему обрабатываемого осадка), аммиачной водой (в количестве 5-8% к массе осадка и выдержке не менее 5-10 суток) и тиазоном.
Применение негашеной извести и любых продуктов, изготовленных на ее основе (в том числе Дезолак), для целей обеззараживания осадков сточных вод организациями, осуществляющими очистку сточных вод, давно применяется для данных целей.
Например, согласно письма Союза производителей извести исх. № 11 от 09.04.2021 года АО «МОСВОДОКАНАЛ» их применяет ориентировочно с 1999 года.
Как следует из ответа ООО «Придонхимстрой Известь» № 369 от 20.07.2021:
- ООО «Придонхимстрой Известь» является производителем средства «ДЕЗОЛАК», выпускающегося на основании ТУ 21.23.25-004-00121270-2016, согласно сертификата соответствия от 21.01.2020 № 0424319 (РОСС RU.НВ61.Н000197) «ДЕЗОЛАК» окись кальция с добавками, предназначен для обеззараживания и стабилизации осадков сточных вод, а также стоков животноводческих и птицеводческих комплексов с целью их дальнейшего использования в сельском хозяйстве, промышленном цветоводстве, озеленении нарушенных земель, полигонов ТБОи ТКО, а также для восстановления плодородия почв сельхоз назначения и лесного хозяйства;
- ООО «Придонхимстрой Известь» не обращалось в Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Росприроднадзора с просьбой о продлении заключения ГЭЭ;
- средство «ДЕЗОЛАК» по своему составу является 2-х компонентным реагентом, состоящим из семи оксида кальция (негащенная известь), изготовленного в соответствии с ГОСТ 9179-2018 и средства «ROSUN» SE-1, применяемого для обработки городских сточных вод на основании свидетельства о государственной регистрации ТС № KG.11.01.09.008.E001735.09.16 от 06.09.2016, следовательно, так как «ДЕЗОЛАК» не является новым веществом, а является комбинацией 2-х известных реагентов, то в прохождении ГЭЭ федерального уровня нет необходимости.
Кроме того, как следует из материалов дела, ООО «ЛОС» стало применять Дезолак при обеззараживании осадка сточных вод не по собственной инициативе, а во исполнение поручения руководителя Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области (протокол поручений от 21.06.2019 года).
Учитывая позицию Минприроды России, изложенную в письме № 12-50/2384-ОГ от 02.03.2021 года, если применение какого-либо вещества приводит к уменьшению поступления в окружающую среду загрязнений, то основания для проведения государственной экологической экспертизы отсутствуют.
Как пояснил Союз производителей извести, при обеззараживании осадка сточных вод в целях уменьшения поступления загрязняющих веществ в окружающую среду эффективными являются как негашеная известь в чистом виде, так и изготовленная на ее основе добавка Дезолак, но более эффективным средством является добавка Дезолак.
Более того, в пункте 2 оспариваемого предписания заинтересованное лицо указывает следующие последствия использования Дезолака:
- в результате его применения образуется гидрофобная корка, препятствующая, в том числе диффузии вредных веществ в атмосферу (стр. 4 абз. 4);
- происходит угнетение микроорганизмов, гибель яиц гельментов и цист кишечных патогенных простейших (стр. 4 абз. 4);
- приводит к уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу и снижает агрессивность запахов (стр. 5 абз. 1).
Таким образом, из текста обжалуемого предписания напрямую следует вывод Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора о том, что использование ООО «ЛОС» препарата Дезолак ведет к уменьшению количества поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ.
В связи с чем, усматривается противоречивость выводов заинтересованного лица.
В свою очередь, обеззараживание осадка сточных вод негашеной известью или продуктами, изготовленными на ее основе (в том числе Дезолак), при размещении такого осадка на полигонах ТБО и ТКО будет способствовать уменьшению поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, как следует из сертификата соответствия № 042319 продукции «ДЕЗОЛАК», а также из письма Союза производителей извести исх. № 11 от 09.04.2021 года.
Учитывая позицию Минприроды России, изложенную в письме № 12-50/2384-ОГ от 02.03.2021 года, необходимость проведения государственной экологической экспертизы при применении какого-либо вещества в процессе обработки осадка сточных вод необходимо только в том случае, если одновременно соблюдаются как минимум два условия:
1)применение соответствующего вещества является новой технологией, которая ранее не использовалась;
2)применение соответствующего вещества приведет к увеличению поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.
Между тем, оба указанных условия отсутствуют, так как негашеная известь и продукты, изготовленные на ее основе (к числу которых относится и Дезолак) давно используются для целей обработки осадка сточных вод, а его применение не приводит к увеличению поступления в окружающую среду загрязняющих веществ.
Кроме того, применение препарата Дезолак осуществляется во исполнение поручения руководителя Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области (протокол поручений от 21.06.2019 года).
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что используемый ООО «ЛОС» препарат Дезолак технология является новым и впервые используется на территории Российской Федерации. Кроме того, отсутствуют доказательства того, что го применение приведет к увеличению поступления загрязняющих веществ в окружающую среду.
При указанных обстоятельствах отклоняется довод заинтересованного лица о том, что ООО «ЛОС» неправильно истолкованы пункты 5 и 8 статьи 11 Закона № 174-ФЗ.
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, суд установил, что препарат Дезолак по смыслу положений Федерального закона № 174-ФЗ, не являлась новым, применяется в России в значительный период времени.
В связи с чем, доводы заявителя об отсутствии оснований для получения заключения государственной экологической экспертизы признаются судом правомерными.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что предписания в части пункта 2 является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО «ЛОС».
Пунктом 3 спорного предписания ООО «ЛОС» в срок до 11.01.2021 обязано устранить нарушение законодательства, касающееся сброса сточных вод по выпуску № 1 в Воронежское водохранилище с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов.
В силу части 1 статьи 39 Закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В силу пункта 2 части 2 ВоднК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 1 статьи 44 ВоднК РФ).
Как указано в части 2 статьи 55 ВоднК РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (пункт 1 части 6 стать 60 ВоднК РФ).
Пункт 3 оспариваемого предписания ТО Росприроднадзора указывает на необходимости соблюдения предельно допустимых концентраций вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов при сбросе сточных вод по выпуску №1 в Воронежское водохранилище.
Как известно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.
Предписание контролирующего органа как ненормативный правовой акт, выносимый по результатам проведения мероприятий контроля и надзора и направленный на устранение выявленных нарушений, должно содержать конкретные выявленные нарушения обязательных требований и норм законодательства, с указанием конкретных норм права, которые были нарушены, указание сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретным. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 №2423/13 разъяснено, что исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Как следует из материалов дела и представленных доказательств, ООО «ЛОС» разработан и утвержден План снижения сбросов по выпуску №1 в Воронежское водохранилище, которым предусмотрено поэтапное достижение допустимых концентраций вредных веществ для Воронежского водохранилища при сбросе сточных вод путем проведения природоохранных мероприятий (работы по реконструкции и строительству объектов) в период с 2016 года по 2022 год.
Указанный План снижения сбросов согласован Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области, Управлением экологии Администрации городского округа город Воронеж, а также Управлением Росприроднадзора по Воронежской области (правопредшественник Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора).
Следовательно, ранее ТО Росприроднадзора согласовало достижение допустимых концентраций вредных веществ в срок до конца 2022 года.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и во до отведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» планы снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади организаций, осуществляющих водоотведение, разработанные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до окончания срока их действия и признаются программами повышения экологической эффективности или планами мероприятий по охране окружающей среды, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Таким образом, при вынесении оспариваемого предписания, возлагая на Общество обязанность по устранению нарушений законодательства, касающихся сброса сточных вод по выпуску № 1 в Воронежское водохранилище с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов в срок до 11.01.2021, заинтересованным лицом не исследовался вопрос о возможности исполнения предписания с учетом ранее разработанного Плана снижения сбросов по выпуску №1 в Воронежское водохранилище, согласованному ТО Росприроднадзора, предусматривающему данный срок до конца 2022 года.
Учитывая изложенное, пункт 3 оспариваемого предписания нарушает права ООО «ЛОС» в сфере осуществления предпринимательской деятельности, так как возлагает на ООО «ЛОС» обязанность по достижению допустимых концентраций вредных веществ в срок, не предусмотренный Планом снижения сбросов.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, с учетом вышеприведенных выводов, пункты 2 и 3 предписания Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.10.2020 №27 подлежат признанию незаконными и отмене, как несоответствующие Федеральному закону от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В связи с чем требования ООО «ЛОС» следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Одновременно, в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в случае признания оспариваемого акта недействительным или решения незаконным в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения настоящего дела, понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины по платежному поручению № 2468 от 24.12.2020 в сумме 3000 руб. подлежат взысканию с Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу общества с ограниченной ответственностью «Левобережные очистные сооружения».
Руководствуясь ст.ст. 65, 110, 167-170, 180-181, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными и отменить пункты 2 и 3 предписания Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 23.10.2020 №27.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Обязать Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить допущенные пунктами 2 и 3 предписания от 23.10.2020 №27 нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Левобережные очистные сооружения», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Взыскать с Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Левобережные очистные сооружения», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья Д.В. Ливенцева