14 октября 2008 года
Дело № А15 – 1260/2008
город Махачкала
резолютивная часть решения объявлена 13.10.2008
мотивированное решение изготовлено 14.10.2008
Судья Арбитражного суда Республики Дагестан Ахмедов Д.А., при
ведении протокола судебного заседания секретарем Алихановым Р.А., с
участием представителей сторон: от истца руководителя ФИО1 (паспорт <...>) и адвоката Магомедова А.М. по доверенности от 17.09.08, ордеру №29 от 17.09.08, от ответчика ФИО2 по доверенности от 12.03.08, от Министерства имущественных и земельных отношений РД ФИО3 по доверенности от 13.10.08, от Министерства образования и науки РД ФИО4 по доверенности от 09.12.08, от администрации муниципального образования «город Хасавюрт» ФИО5 по доверенности от 16.09.08 и ФИО6 по доверенности от 11.09.08, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела №А15-1260/2008 по исковому заявлению ГОУ «Профессиональное училище №23» к Правительству РД о признании недействительным постановления от 14.05.2008 №147,
УСТАНОВИЛ:
Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №23) (далее- учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Республики Дагестан от 14.05.2008 №147 «О передаче государственного учреждения «Профессиональное училище №23» г.Хасавюрта в ведение муниципального образования «город Хасавюрт».
Учреждение заявлением от 13.10.2008 и его представители в судебном заседании в порядке статьи 49 АПК РФ уточнили требование по иску и просили признать недействительным (ввиду его незаконности и необоснованности) постановление Правительства РД от 14.05.2008 №147 по указанным в заявлении основаниям, пояснив, что передача имущества учреждения в муниципальную собственность произведена без его согласия и в нарушение требований законодательства об образовании.
Правительство Республики Дагестан (далее- правительство) в отзыве на иск и его представитель в судебном заседании иск не признали, просили в удовлетворении заявленного требования отказать, ссылаясь на правомерность принятия оспоренного постановления как ненормативного акта и распоряжение имуществом учреждения, учредителем которого оно выступает.
Третье лицо- Министерство имущественных и земельных отношений РД отзыв на иск не представил, его представитель в судебном заседании просил суд принять по делу законное и обоснованное решение.
Третье лицо- Министерство образования и науки РД в отзыве на иск и его представитель в судебном заседании иск не признали, ссылаясь на необоснованность требований учреждения и соответствие оспариваемого постановления как ненормативного правового акта всем требуемым законом параметрам; не нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов учреждения, а также прав граждан на общедоступное и бесплатное профессиональное образование.
Третье лицо- Администрация муниципального образования «город Хасавюрт» в отзыве на иск и его представители в судебном заседании заявленное требование истца не признали, ссылаясь на правомерность передачи имущества в муниципальную собственность в связи с ее обращением к Президенту РД и Правительству РД. Пояснили, что в случае положительного эксперимента администрация намерена ходатайствовать перед руководством республики о распространении эксперимента и на другие профтехучилище г.Хасавюрта.
Определением суда от 17.09.2008 (судья Яловецкая Г.Н.) предварительные слушания по делу завершены, дело назначено к судебному разбирательству (для судьи Ахмедова Д.А.) на 14-00час. 13.10.2008.
Арбитражный суд, заслушав доводы и объяснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности все материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования учреждения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что согласно уставу и учредительному договору от 14.11.2006 Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №23 гХасавюрта» является учреждением начального профессионального образования, созданного с целью подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности согласно перечню профессий начального профессионального образования, утверждаемому постановлением Правительства Российской Федерации.
Функции учредителей осуществляют Правительство Республики Дагестан и Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан. За учреждением в целях обеспечения его образовательной деятельности на праве оперативного управления закрепляется имущество, находящееся на его балансе и являющееся государственной собственностью Республики Дагестан.
07.05.2008 администрация муниципального образования «город Хасавюрт» обратилась к Президенту РД и Правительству РД с просьбой в порядке эксперимента рассмотреть возможность передачи Профтехучилища №23 г.Хасавюрта на баланс муниципального образования.
Постановлением Правительства РД от 14.05.2008 №147 «О передаче государственного учреждения «Профессиональное училище №23» г.Хасавюрта в ведение муниципального образования «город Хасавюрт» приняты предложения Министерства образования и науки Республики Дагестан, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан и администрации муниципального образования «город Хасавюрт» о передаче в установленном порядке государственного учреждения «Профессиональное училище №23» г.Хасавюрта в ведение муниципального образования «город Хасавюрт». Указанным министерствам поручено обеспечить в установленном порядке безвозмездную передачу имущества государственного учреждения в собственность муниципального образования «город Хасавюрт» до 01.09.2008. Администрации муниципального образования «город Хасавюрт» предложено осуществлять финансированного переданного государственного учреждения с 01.09.2008.
Из ответов указанных министерств от 24.06.08 и 04.07.08 на запросы руководителя учреждения следуют, что они предложения о передаче имущества учреждения в ведение муниципального образования «г.Хасавюрт» не вносили.
Письмом от 05.06.2008 глава администрации муниципального образования «г.Хасавюрт» просил руководителя учреждения не производить прием документов вновь поступающих на 2008 учебный год.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений РД от 07.08.2008 №368-р и постановлением главы МО «г.Хасавюрт» от 27.06.2008 №198п созданы комиссии по передаче-приемке имущества учреждения в собственность муниципального образования.
Учреждение, полагая, что ненормативный правовой акт правительства от 14.05.2008 №147 не соответствует закону и нарушают его права и законные интересы в сфере осуществления экономической деятельности, 17 июля 2008 года обратилось в арбитражный суд с иском о признании этого акта недействительным (с учетом уточнения требования по иску).
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч.1 ст.198 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Обязанность доказываниясоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 АПК РФ).
Предусмотренный частью 4 статьи 198 Кодекса срок подачи заявления в арбитражный суд учреждением не пропущен.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному нормативному акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Установив наличие названных обстоятельств, суд удовлетворяет требование истца о признании ненормативного акта недействительным.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что
имущество учреждения и само учреждение является объектом республиканской собственности Республики Дагестан,
Заявленное требование учреждения является обоснованным и подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующих требований законодательства и установленных по делу обстоятельств.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в редакции от 12.10.2005) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность имущества субъекта федерации, предназначенного для решения вопросов местного значения. В переходный период до регистрации права собственности органы местного самоуправления вправе безвозмездно использовать это имущество для решения вопросов местного значения. В соответствии со статьей 83 Закона, он вступает в силу с 01.01.2009, кроме положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступлении в силу. Переходный период устанавливается со дня официального опубликования Закона до 01.01.2009.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) и постановлению Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 (далее - постановление Правительства РФ N 374), определяющие условия и порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность, решения о передаче имущества из собственности субъектов федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными органами субъектов федерации. Этими решениями утверждаются перечни передаваемого имущества либо перечни передаваемых государственных предприятий, право собственности на которые переходит к другому собственнику. Решения органов субъектов федерации являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Передача имущества, закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных предприятий и учреждений. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия и учреждения. Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта федерации в муниципальную собственность устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из приведенной нормы следует, что воля законодателя, выраженная в пункте 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, направлена, прежде всего, на передачу в муниципальную собственность находящегося в собственности субъекта федерации имущества, не переданного в хозяйственное ведение (оперативное управление) государственных предприятий и учреждений, а для передачи имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, требуется дополнительное условие - согласие указанных предприятий и учреждений, при отсутствии которого уполномоченный орган субъекта федерации не может принять решение о передаче имущества и утвердить его перечень.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" к необходимым для принятия решения документам, в частности, отнесены предложение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче имущества субъекта в муниципальную собственность и согласие (письмо) государственного предприятия, учреждения на передачу имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения (оперативного управления).
В Постановлении от 30.06.2006 N 8-П применительно к передаче государственной собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти решения о безвозмездной передаче того или иного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в федеральную собственность в одностороннем порядке.
Суд считает, что изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации позиция применима и к правоотношениям по передаче имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальную собственность. Этот вывод соответствует резолютивной части Постановления от 30.06.2006 N 8-П, в которой указано, что конституционно-правовой смысл положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Таким образом, односторонней инициативы муниципального образования недостаточно для реализации положений статьи 85 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Для этого необходима совместная с субъектом Российской Федерации, а в соответствующих случаях и с государственным учреждением, процедура согласования и определения конкретных имущественных объектов, которые действительно необходимы для выполнения задач, стоящих перед местным самоуправлением.
Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ также предусмотрено, что находящееся в собственности субъекта федерации имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в собственности субъекта Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления;
-если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями для целей установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, судом установлено, что для безвозмездной передачи государственного имущества в муниципальную собственность у Правительства Республики Дагестан отсутствовали в совокупности вышеуказанные законные основания, поскольку согласование с государственным учреждением такой передачи не было, предложение госоргана и утвержденного перечня передаваемого имущества не имелись, спорное имущество правомерно находится в собственности субъекта Российской Федерации и данное имущество органом местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями не используется и не может быть использовано для выполнения целей местного значения.
Федеральным законом от 22.08. 2004 №122-ФЗ установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с частью 11 статьи 154 настоящего закона, нормы Гражданского кодекса Российской федерации и Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе и определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Доводы ответчика и третьих лиц (Минобразования и науки РД и администрации МО г.Хасавюрт), изложенные в отзывах на иск и высказанные в ходе судебного разбирательства их представителями, не соответствуют закону и нормативным правовым актам, а потому не могут быть приняты судом во внимание.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным ненормативного акта государственного органа.
Предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя- следует признать истцом доказанным по спорным правоотношениям.
Согласно пункту 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативного правового акта должны содержаться, в том числе, и указание на признание оспариваемого акта недействительным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьями 106, 110 АПК РФ судебные расходы истца, понесенные в связи с уплатой госпошлины по исковому заявлению (2тыс.руб.) и по заявлению о принятии обеспечительных мер (1тыс.руб.), всего 3 тыс.руб. относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Дагестан
РЕШИЛ:
1.Признать недействительным постановление Правительства Республики Дагестан от 14.05.2008 №147 «О передаче государственного учреждения «Профессиональное училище №23» г.Хасавюрта в ведение муниципального образования «город Хасавюрт» как несоответствующее требованиям статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и постановлению Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, определяющие условия и порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность
Обязать Правительство Республики Дагестан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
2.Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №23» г.Хасавюрт всего 3000руб. судебных расходов по госпошлине, из них 2000руб. по исковому заявлению и 1000руб. по заявлению о принятии по делу обеспечительных мер.
3.Выдать исполнительные листы.
4.Отменить обеспечительные меры, принятые определением суда от 12.09.08 по ходатайству истца.
Решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Ессентуки Ставропольского края.
Судья Д.А.Ахмедов