ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15- 1417/2008 от 28.10.2008 АС Республики Дагестан

28 октября 2008 года

Дело № А15- 1417/2008

г. Махачкала

резолютивная часть решения объявлена 28.10.2008

мотивированное решение изготовлено 28.10.2008

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Тагировой З.Т., при ведении протокола судебного заседания судьей Тагировой З.Т., при участии от заявителя - ОАО «Авиалинии Дагестана» - помощника генерального директора ФИО1(доверенность от 21.03.2008 №548), представителя ФИО2.(доверенность от 23.02.2008 №246), заинтересованного лица - Управления ФАС России по РД - начальника отдела ФИО3.(доверенность от 09.01.2008 №20-05/02), ведущего специалиста - эксперта ФИО4 (доверенность от 17.04.2008 №20-05/13), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Авиалинии Дагестана» о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы России по РД от 31.07.2008 по делу №72,

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Авиалинии Дагестана» г. Махачкалы обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Комиссии Дагестанского Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан от 31.07.2008 №20-01/216.

Дополнением от 19.09.2008 ОАО «Авиалинии Дагестана» заявило дополнительные требования - об обязании Дагестанского УФАС опровергнуть сведения, изложенные в пресс-релизе от 31.07.2008 №20-27/159, и порочащие деловую репутацию заявителя и возложить на Дагестанское УФАС обязанность выплаты денежной компенсации морального (репутационного) вреда в размере 335,5 тысяч рублей.

В судебном заседании 27.10.2008 был объявлен перерыв по делу до 16 час.00 мин. 28.10.2008 для представления Управлением Федеральной антимонопольной службой России по РД (далее -УФАС по РД) материала, на основании которого приняты оспариваемые заявителем решение и предписание.

Представитель заявителя ФИО2 в судебном заседании заявление поддержал, просил суд признать незаконными решение от 31.07.2008 по делу №72 и предписание от 31.07.2008, вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан в отношении ОАО «Авиалинии Дагестана», по приведенным в нем основаниям. Он также просил суд принять к рассмотрению дополнительные требования заявителя - об обязании УФАС по РД опровергнуть сведения, изложенные в пресс- релизе от 31.07.2008 №20-27/159, и порочащие репутацию заявителя, и возложить на УФАС по РД обязанность выплатить денежную компенсацию морального вреда в размере 335,5 тысяч рублей. Он пояснил, что им дважды устно заявлялись ходатайства об отложении разбирательства дела №72 в связи с необходимостью представления всех истребованных документов. Однако УФАС отказало, заявив, что по имеющимся материалам будет рассмотрено дело.

Представитель заявителя ФИО1 пояснил, что проведенная УФАС по РД проверка основана на расчете ОАО «Авиалинии Дагестана», составленного в июне 2008 года по маршруту «Махачкала-Внуково (Москва) - Махачкала на воздушное судно (ВС) Ту-154М. В решении указано о регистрации с 01.01.2008 по 30.06.2008 217 видов тарифов. С которым заявитель не согласен. Таблица №1 в решении составлена УФАС на основании расчета заявителя по воздушному судну Ту-154М по названному маршруту. В оспариваемое решение не включен расчет по самолету Ту-154Б. Суммарный расход на топливо на 1 рейс самолета Ту-154М составляет 776286 руб. (таблица №1 в решении), итого расходы по рейсу-1227490 руб.88 коп. В решении удельный вес на ГСМ УФАС указало 42%, что не соответствует действительности, расходы на топливо вместе с услугами на заправку составляет 77286 руб. Фактически удельный вес расходов на ГМС на 1 рейс составляет 63,2 % (776286руб. деленное на общие расходы по рейсу 1227490 руб.88 коп). Без стоимости услуг на заправки удельный вес расходов на ГСМ - 61,1% (375480 руб. +375480 руб.:1227490 руб.88 коп. х100%). Экономический расчет обоснования (таблица №1) стоимости рейса указана в решении 1764334, 29 руб., этот расчет неверный, каждому пассажиру не может заявитель продавать билет по одной цене, есть льготный тариф, нулевой тариф - бесплатный, 50% тариф, тарифы «молодежный», «пенсионные» - 5300 руб. Стоимость билета, определенная УФАС, 7133,33 руб. - это средний тариф. В таблице №2 УФАС подсчитало фактическую рентабельность, сравнив расчетную себестоимость с фактической выручкой, необходимо было сравнить фактические расходы с фактической выручкой. Финансовые расходы считаются не помесячно, а поквартально и не отдельно по рейсу, а - по всей деятельности авиапредприятия. Согласно экспертной оценке за 2007 год рентабельность авиационных перевозок составляет 2,28 % (1031149 руб.:1008082 руб. х100).

Управление Федеральной антимонопольной службы России по РД в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании требования по заявлению не признали, просят отказать, повторив доводы отзыва. Представитель УФАС пояснил, что оспоренное решение принято на основании расчета стоимости рейса по маршруту «Махачкала-Внуково (Москва)- Махачкала на воздушное судно Ту-154-М от 04.06.2008, сделанного заявителем, и справки по количеству вылетов рейсов в 2008 году по данному маршруту, подписанному специалистом по аэропортовой деятельности ФИО5 Цифра -140 пассажиров УФАС взяло из анализа справки за первое полугодие 2008 года, подписанной ФИО5(4203+3761+3763+3635+4234+4361+4413+4660+4321: 5 - количество рейсов). В расчет затрат по ставке АНО по трассе повышены, должно быть не 811 руб., а- 571 руб., тариф на ГСМ завышен- 29800 руб., питание не должно быть включено согласно статье 95 Общих правил перевозок в стоимость билета

Протокольным определением суда от 27-28.10.2008 в удовлетворении заявления ОАО «Авиалинии Дагестана» о принятии к рассмотрению дополнительных требований об обязании УФАС по РД опровергнуть сведения, изложенные в пресс-релизе от 31.07.2008 №20-27/159, и порочащие репутацию заявителя и возложении на УФАС по РД обязанности выплатить денежную компенсацию морального вреда в размере 335,5 тысяч рублей отказано и возвращены заявителю дополнения от 19.09.2008 №2096.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дополнительный материал, пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что открытое акционерное общество «Авиалинии Дагестана», зарегистрированное в ИФНС России по Ленинскому району г.Махачкалы 10.01.2007 в качестве юридического лица (свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 10.01.2007, серии 05 №002005659) приказом Дагестанского Управления Федеральной антимонопольной службы России №8а от 24.06.1996 включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по услугам по авиаперевозкам грузов и пассажиров, аэропортовские услуги.

Управление ФАС по РД приказом от 15.07.2008 №84 в отношении ОАО «Авиалинии Дагестана» (далее - общество) возбудило дело № 72 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и 15.10.2008 вынесло определение о назначении дела №72 о нарушении антимонопольного законодательства, которым назначило дело №72, возбужденное в отношении общества, к рассмотрению на 31.07.2008.

Этим определением УФАС указало обществу в срок до 25.07.2009 представить расчет-обоснование стоимости авиаперевозки пассажиров по маршруту «Махачкала- Москва (Внуково)-Махачкала с представлением всех документов, послуживших основанием установления стоимости авиаперевозки с 2007 года по настоящее время, копии приказов о введении в действие утвержденных тарифов по этому маршруту, сведения о регистрации тарифов в ЦРТ, сведения о количестве проданных билетов на пассажирские рейсы по этому же маршруту, копии договоров, заключенных с агентами и субагентами по продаже билетов на авиаперевозки за период с 2007 года по настоящее время.

Копии приказа и определения от 15.07.2008 о назначении дела №72 к рассмотрению на 31.07.2008 направленные УФАС по РД 18.07.2008 заказным письмом с уведомлением вручено обществу согласно почтовому уведомлению о вручении от 18.07.2008 №02 19828 24.07.2008.

31.07.2008 Управление ФАС по РД приняло решение, которым признало ОАО «Авиалинии Дагестана» нарушившим пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при формировании тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые воздушным транспортом. И пунктом 2 этого же решения указано выдать ОАО «Авиалинии Дагестана» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым необходимо:

1.1. ОАО «Авиалинии Дагестана» снизить действующие необоснованно завышенные тарифы (цены) на перевозку пассажиров воздушным транспортом на все осуществляемые рейсы и по всем маршрутам, установив из в разумных и реальных размерах с предельным уровнем рентабельности до 20 %, а также согласовать расчет стоимости тарифа на авиаперевозку пассажиров на регулярные рейсы по маршруту «Махачкала-Москва-Махачкала» и условия применения тарифов с Дагестанским УФАС России в установленном порядке.

1.2. Продажу (реализацию) билетов на выполняемые рейсы по перевозке пассажиров воздушным транспортом по всем маршрутам необходимо осуществлять строго по установленной стоимости, обязательно увязав ее с уровнем (классом) обслуживания и зарегистрированной в Центре расписания и тарифов Транспортно-клиринговой палаты в установленном порядке.

1.3. Опубликовать и придать гласности установленные и применяемые авиакомпанией тарифов (цен) на перевозку пассажиров воздушным транспортом на все рейсы и по всем маршрутам и направлениям, а также расписание движения воздушных судов.

1.4. Применяемые авиакомпанией тарифы на авиаперевозки и цены на оказываемые услуги ввести в действие приказом или иным распорядительным документом генерального директора общества.

31.07.2008 УФАС по РД выдало обществу предписание, указав в нем следующее: в срок до 15.08.2008 прекратить нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при формировании тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые воздушным транспортом, для этого необходимо обществу в срок до 20.08.2008 снизить действующие, необоснованно завышенные тарифы (цены) на перевозку пассажиров воздушным транспортом на все рейсы и по всем маршрутам, установив их в разумных и реальных размерах с предельным уровнем рентабельности до 20%, расчет стоимости тарифов на авиаперевозку пассажиров на рейсы по маршруту «Махачкала -Москва-Махачкала» и условия применения тарифов согласовать с Дагестанским УФАС России.

Не согласившись с решением и предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по РД от 31.07.2008 по делу №72, ОАО «Авиалинии Дагестана» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом РФ.

Статья 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения и действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 ГК РФ, статьей 200 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения государственного органа или органа местного самоуправления, иного органа является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.

Из оспариваемого решения видно, что УФАС по РД приняло решение от 31.07.2008 в отношении общества в связи с установлением следующих фактов: на момент проверки перевозчиком были установлены на рейс по маршруту «Махачкала - Москва-Махачкала» тарифы: 5800 руб., 6100 руб., 6600 руб., 7300 руб., 8400 руб., 11900 руб., зарегистрированные в ЦРТ, различные тарифы на один и тот же рейс, по уровню (классу) обслуживания ничем друг от друга не отличаются, повышенных условий комфортности или других удобств не предоставляет. Пассажиры, пользующиеся услугами авиакомпании, не располагают полной информацией о действующих тарифах на авиаперевозки и условиях их перевозки, нет к этим сведениям доступа. Анализ данных расчета стоимости регулярного рейса по маршруту «Махачкала-Внуково (Москва) - Махачкала на ВС Ту-154М на 04.06.2008 (таблица №1) показывает, что удельный вес расходов на ГСМ в общей структуре затрат составляет 42,6 % (для сравнения в расчете на 19.06.2007 доля ГСМ -31,1%), рентабельность из расчетов в 2007 году составляла порядка 30%, а в 2008 году - в пределах от 25% и выше. Стоимость тарифа эконом класса при уровне рентабельности 25% будет составлять 7133,33 руб. при средней загрузке -130 пассажиров и стоимости рейса 1764334,29 руб. Фактически средняя загрузка одного рейса (таблица №2) по маршруту «Махачкала -Внуково (Москва) - Махачкала составляет 140 пассажиров и при ограниченном уровне рентабельности, составляющей 20%, стоимость тарифа эконом класса будет составлять 6364,88 руб. Средняя загрузка в период с 01.01.2008 по 30.06.2008 составляет 140 пассажиров при заложенной плановой средней загрузке -130 пассажиров, фактическая рентабельность с 01.01.2008 по 30.06.2008 составила 39%, за май 2008 года -26% (таблица №2). По тарифу 6600 руб. при плановой реализации 50 билетов фактически было реализовано по этой цене 7 билетов. Общество и агенты по продаже билетов в соответствии с заключенными договорами искусственно создают дефицит вокруг авиабилетов на рейсы по указанному выше маршруту. Анализ (таблица №2) показал, что общество при обосновании расчета тарифов закладывает уровень рентабельности выше 20% и в дальнейшем фактически уровень рентабельности составляет порядка 30%., что является нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования. Предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ними работы и услуги ограничены в размере 20% к себестоимости в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства РФ от 17.09.1992 №724 (в редакции от 04.12.2001), что является нарушением пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно расчету стоимости регулярного рейса по маршруту «Махачкала- Внуково (Москва) - Махачкала по состоянию на 04.06.2008, составленному УФАС по РД, и пояснениям его представителя, данным в судебном заседании, данный расчет составлен и выводы в решении от 31.07.2008 сделаны и таблицы №1 и №2 составлены лишь на основании 2-х документов ОАО «Авиалинии Дагестана»: 1. расчет стоимости регулярного рейса по маршруту «Махачкала-Внуково (Москва)-Махачкала на воздушное судно Ту-154М на 04.06.2008 и 2. справка без номера и даты (таблица) по количеству рейсов по маршруту «Махачкала- Москва- Махачкала» и количеству перевезенных пассажиров за январь, февраль, март, май, июнь без указания года, подписанная специалистом по аэропортовой деятельности ФИО5

Однако из представленных УФАС материалов не следует, каким образом, по какому запросу и когда общество выдало антимонопольному органу указанную выше справку за подписью ФИО5

Согласно объяснительной специалиста по расходам ОВР ФИО5, представленной обществом по делу, по существу справки, представленной ею в комиссию ФАС, она сообщает, что запрос комиссии не был четко сформулирован, какие именно рейсы комиссии интересовала , она представила только по рейсам №371 и №372; ввиду сбоя системы «Софии» данные за апрель в системе отсутствовали, а данные в столбце 4 и 6 таблицы не совпадали друг с другом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Оспариваемым решением общество признано виновным в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при формировании тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые воздушным транспортом, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции).

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ (с изменениями) устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.

В силу статьи 64 Воздушного кодекса РФ правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливаются перевозчиками.

В настоящее время согласно сообщению Федерального агентства воздушного транспорта (письмо от 29.09.2008 №2-1286-исх) правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, которые устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации, находятся на стадии разработки в Минтрансе России.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.1992 №724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги» было установлен с 01.01.1993 предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ним работы и услуги в размере 20 % к себестоимости.

Во исполнение Указа президента РФ от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) Правительство РФ приняло постановление от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного урегулирования цен (тарифов)».

Пунктом 1 названного постановления утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации.

В силу пункта 7 указанного постановления Правительства РФ не применяется государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции, товаров и услуг, кроме продукции, товаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления.

Перечни видов продукции, товаров и услуг, предусмотренные пунктом 1 постановления Правительства РФ от 07.03.1995 №239, на которые осуществляется государственное регулирование, постановлениями Правительства РФ от 08.02.1996 №131, 07.05.2001 №350, дополнены следующими видами авиационной деятельности: аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов; обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Следовательно, с 07.03.1995 к иным видам авиационной деятельности, в том числе и к воздушным перевозкам по внутри российским и международным авиалиниям, государственное регулирование цен (тарифов) было отменено.

Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 600 «О признании утратившими силу некоторых решений правительства РФ по вопросам ценообразования» в пункт 7 постановления Правительства РФ от 17.09.1992 №724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги» внесены изменения, предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом в размере 20% к себестоимости признан утратившим силу, кроме предельного уровня рентабельности при формировании свободных тарифов работ и услуг, связанных с перевозками пассажиров, в размере 20% к себестоимости.

Исчерпывающий перечень видов наземного обслуживания, тарифы на которые регулируется государством, содержится в постановлении Правительства РФ от 23.04.2008 №293, всего 4 вида:

1.обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов.

2.предоставление аэровокзального комплекса.

3.обеспечение авиационной безопасности.

4. обслуживание пассажиров.

Оспариваемое решение основано на пункте 7 постановления Правительства РФ от 17.09.1992 №724 в части предельного уровня рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом, в нем указано, что при обосновании расчетов тарифов общество закладывает уровень рентабельности выше 20%, а фактически составляет порядка 30%.

Однако такой вывод антимонопольного органа противоречит пункту 7 названного выше постановления Правительства РФ, поскольку указанный пункт настоящего постановления с 26.06.1995 по ограничении предельного уровня рентабельности в размере 20% от себестоимости действует в части формирования свободных работ и услуг, связанных с перевозками пассажиров, но не с формированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом.

В решение УФАС сделан вывод, что с 01.01.2008 по 30.06.2008 обществом зарегистрированы 217 видов тарифов (таблица №2), тогда как эти данные опровергаются данными ЗАО «транспортная Клиринговая палата» за период с 01.01.2008 по 05.09.2008. (письмо от 05.09.2008 №4/1-9).

В решении антимонопольного органа не дан анализ по расчету стоимости рейса по маршруту «Махачкала-Москва-Махачкала» на воздушное судно Ту-154Б, что следует из таблицы №1 в решении, в основу анализа взят во внимание лишь один расчет стоимости рейса по названному маршруту на ВС Ту-154м, тогда как согласно справке Прикаспийского центра ОВД о вылетах и прилетах рейсов ОАО «Авиалинии Дагестана» от 27.10.2008 №2435 по воздушной линии «Махачкала-Москва-Махачкала» за январь-июль 2008 год совершены воздушными суднами Ту-154М - 208 рейсов, Ту -154Б - 232 рейса и Ту- 134Б - 3 рейса.

В решении удельный вес расходов на ГСМ указан 42,6 %.

Общая структура затрат - это себестоимость. Суммарный расход на ГСМ согласно расчету общества на 04.06.2008 на 1 рейс самолета Ту-154М составляет 776286 руб., общий расход по рейсу со всеми услугами - 1227490 руб.88 коп, удельный вес расходов на ГСМ на 1 рейс - 63,2% (776286 руб.:1227490 руб.88 коп.). Разница в расчете удельного веса расходов на ГСМ в решении - 42% и в расчете общества - 63,2 % образуется по причине, что в стоимость рейса входит себестоимость, агентское вознаграждение, НДС и прибыль авиапредприятия, что и не учтено антимонопольным органом при подсчете удельного веса расходов на ГСМ.

По расчету общества на самолет Ту-154Б на 04.06.2008 по тому же маршруту, что и указано выше по ВС Ту-154М, расходы на ГСМ и его заправку составляют 70,78 %, расходы на ГСМ - 979599 руб., себестоимость рейса- 1384016,76 руб., расходы на ГСМ и его заправку в стоимости рейса - 55,52%.

В оспариваемом решении сделан вывод, что фактическая рентабельность с 01.06.2008 по 30.06.2008 указана 39%, за май 2008 года - 26% без ссылки на данные общества или иных организаций.

Согласно справке общества о финансовых результатах деятельности предприятия за 2007 год и первое полугодие 2008 года по авиационным перевозкам рентабельность авиаперевозочной деятельности составила 2,28% и за первое полугодие 2008 года- 5,58%. Рентабельность всей деятельности авиапредприятия в 2007 году составила 3,36%, в первом полугодии 2008 года - 4,48%.

Согласно экспертной оценке за 2007 год рентабельность авиационных перевозок общества составила 2,28%.

Право на определения стоимости рейса согласно пункт 3 статьи 64 Воздушного кодекса предоставлено перевозчику, в данном случае - ОАО «Авиалинии Дагестана». Экономический расчет обоснования стоимости рейса указан в решении - 1764334,29 руб., стоимость рейса, рассчитанная для перевозки 130 пассажиров, делят на 140 пассажиров, и определяет стоимость тарифа эконом класса при рентабельности 25% , которая составляет 7133,33 руб.

При этом в расчет антимонопольным органом не взяты льготные тарифы, перечисленные в таблице уровней тарифов и условий по названному маршруту, утвержденные генеральным директором 29.05.2008, бесплатный - нулевой тариф - это дети до 2хлет (пункт 106 Федеральные авиационные правила), тарифы «молодежный» до 25 лет и «пенсионные».

Подсчет рентабельности деятельности предприятия подлежал по итогам года, а не за отдельные месяцы, взятые в отдельности.

По таблице №2 УФАС подсчитало и количество перевезенных пассажиров -140 человек по справке без даты и указания года, подписанной специалистом по аэропортовой деятельности ФИО5, из которой не усматриваются виды рейсов (Ту-154м или Ту-154Б или Ту- 134Б), данные за апрель месяц в ней отсутствует, и данные за конкретный год. Согласно письменной объяснительной ФИО5 указанная справка была выдана по той причине, что запрос комиссии не был четко сформулирован, какие именно рейсы интересовала комиссия не указала, ввиду сбоя системы «София» данные за апрель в системе отсутствовали, а данные в столбце 4 и 6 не совпадали друг с другом.

В решении стоимость тарифа эконом класса по маршруту «Махачкала-Москва-Махачкала» определена - 6364,88 руб.

В таблице №2 в решении количество перевезенных пассажиров за июнь месяц из г.Махачкала в г.Москву и обратно указано 9355 человек, выручка авиапредприятия за июнь месяц -58314300 руб., при делении выручки предприятия за июнь- 58314300 руб. на фактически перевезенное количество пассажиров - 9355 человек фактическая средняя стоимость билета составит 6233 руб.49 коп.

Фактическая стоимость перевозки на 1 пассажира - 62333 руб.49 коп., что ниже тарифа определенного антимонопольным органом 6364,88 руб.

Выводы в решении, что пассажиры не располагают полной информацией о действующих тарифах на авиаперевозки и условиях их перевозки, нет к этим сведениям доступа не соответствуют действительности. Письмом ЗАО «Транспортная Клиринговая палата» от 05.09.2008 №4/1-9 подтверждается регистрация и опубликование в установленном порядке в ЦРТ тарифов на воздушные перевозки, осуществляемые обществом, за период с 01.01.2008 по 05.09.2008.

Опровергается также вывод в решении, что все тарифы по уровню обслуживания ничем друг от друга не отличаются. Так, например, в таблице уровней тарифов и условий по названному выше маршруту предусмотрен тариф -5800 руб., по которому возврат билета не допускается, по тарифу -11900 руб. пассажир вправе в любое время отказаться от полета, вернуть или переоформить билет в любой момент без каких-либо удержаний.

Приведенное в решении обстоятельство, что вокруг авиабилетов на маршрут «Махачкала-Москва-Махачкала» общество искусственно создает дефицит, документально не подтверждено.

Довод УФАС, что питание не должно быть включено в стоимость билета при продолжительности полета до трех часов согласно пункту 95 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 №82, «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования у обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», опровергается пунктом 94 настоящих Федеральных авиационных правил. Согласно пункту 94 указанных Правил объем услуг и порядок их предоставления определяется правилами перевозчика.

Пунктом 3.7.4 Правил перевозки пассажиров, багажа и груза ФГУ «Авиалинии Дагестана» предусмотрено предоставление питания во время полета.

Тариф АНО по трассе в расчете заявителя указано - 811 руб., этот тариф федеральной аэронавигационной службы. В приложении №10 к Административному регламенту Федеральной аэронавигационной службы по предоставлению государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного транспорта (приказ от 06.02.2008 №21, при максимальной взлетной массе воздушного судна от 50,1 до 100 тн ставка сбора определена в сумме 571 руб. и свыше 100тн - 811 руб.

Распоряжением Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов и текущего ремонта гражданской авиации Государственной службы гражданской авиации Минтранса РФ (ДПЛГ ГВС и ТР ГА ГСГА МТ РФ) от 17.11.2000 № 24.9-19ГА предложено допустить в индивидуальном порядке самолеты Ту-154М к полетам с взлетной массой 104т и посадочной массой 80т.

Общество письмом от 03.07.2008 №135, до принятия оспариваемых решения и предписания, обратилось за получением разрешения в УПЛГ ГВС Росавиации на эксплуатацию самолетов Ту-154М с увеличенной взлетной массой до 104 тн.

Указанные в решении выводы, что по тарифу 6600 руб. при плановой реализации 50 билетов реализовано фактически по этой цене 7 билетов, также документального подтверждения не получили.

В предписании УФАС обязывает общество согласовывать с ним расчет стоимости тарифа и условия применения тарифа по маршруту «Махачкала-Москва-Махачкала», снизить действующие тарифы на вес рейсы и по всем маршрутам, установив их с предельным уровнем рентабельности до 20% без ссылки на конкретный закон, нормативно-правовые акты.

В силу пункта 3 статьи 64 Воздушного кодекса РФ плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливаются перевозчиками.

Предъявляемые к обществу требования в оспариваемом предписании антимонопольного органа противоречат пункту статьи 64 Воздушного кодекса РФ, так как предусмотренных законом ограничений по уровню рентабельности при формировании свободных тарифов, связанных с перевозкой пассажиров, осуществляемых воздушным транспортом, не имеется.

Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют, что приведенные антимонопольным органом в оспариваемом решении выводы в части нарушения обществом установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при формировании тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые воздушным транспортом, не основаны на достоверных доказательств.

В основу принятия оспариваемого решения антимонопольным органом взяты лишь один расчет общества по стоимости рейса по маршруту «Махачкала-Внуково (Москва) -Махачкала на самолет Ту-154М по состоянию на 04.06.2008, тогда как по данному маршруту за указанный период осуществлены рейсы самолетами Ту-154Б и Ту-134Б. и по справке специалиста ФИО5 за 5 месяцев 2008 года, в которых отсутствуют данные по рейсам по каждому виду самолета, а в 2008 году осуществлены рейсы по одному и тому же маршруту тремя видами воздушных судов и с разными стоимостями ГСМ.

Выводы сделаны и решение принято не на основании данных по результатам финансовой деятельности авиапредприятия за истекший 2007 год и за все месяцы первого полугодия 2008 года.

УФАС по РД реальный срок для представления истребованного определением от 15.07.2008 по делу №72 документов не предоставил. Указанное определение заявителю вручено почтовым отделением связи уведомлением от 18.07.2008 №0219828 24.07.2008, то есть в день, в который истекает срок предоставления документов, а рассмотрение дела было назначено на 31.07.2008. Ходатайство общества от 25.07.2008 и ходатайство устное представителя общества о предоставлении времени для выполнения определения по предоставлению документов общества, заявленное на заседании Комиссии УФАС, антимонопольным органом не были удовлетворены, что и не отрицалось в судебном заседании представителями УФАС.

Представленные УФАС по делу незаверенные ксерокопии расчетов стоимости услуг, подписанные начальником ПЭО ФИО6 за июль 2008 год, 2008 год судом не принимаются во внимание в силу того, что в основу принятия оспариваемого решения от 31.07.2008 эти данные не были взяты и на основании этих данных не были антимонопольным органом сделаны выводы, приведенные в решении.

УФАС по РД в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 АПК РФ не доказало и материалами дела не подтверждается факт нарушения обществом пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части порядка ценообразования при формировании тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые воздушным транспортом.

Приказом от 15.07.2008 №84 антимонопольный орган возбуждено дело №72 без указания каких-либо сведений, информаций, послужившие основанием для возбуждения дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 названного Федерального закона в отношении общества. Отсутствует также акт, протокол по результатам проверки деятельности общества на предмет соблюдения антимонопольного законодательства по вопросу порядка ценообразования при формировании тарифов на пассажирские перевозки по маршруту «Махачкала- Москва- Махачкала», послуживших основанием для вынесения отношении общества решения и предписания от 31.07.2008 по делу №72.

Таким образом, суд приходит к выводу, что УФАС по РД в порядке статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказало, что оспоренные решение и предписание от 31.07.2008 по делу №72 соответствуют закону и этим актами не нарушены права и законные интересы общества.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования заявителя являются обоснованными, в связи с чем следует признать незаконными решение УФАС по РД от 31.07.2008 по делу №72 о признании общества нарушившим пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при формировании тарифов на пассажирские перевозки, осуществляемые воздушным транспортом и о выдаче обществу предписания о прекращении антимонопольного законодательства и предписания УФАС по РД от 31.07.2008, обязывающего общество прекратить нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», и представить документы, подтверждающие исполнение его.

Согласно статьи 110 АПК РФ судебные расходы по заявлению подлежат отнесению на заинтересованного лица, в связи с чем следует взыскать с УФАС по РД в пользу ОАО «Авиалинии Дагестана» 2000 рублей госпошлины, уплаченной им при подаче заявления по платежному поручению №1230 от 14.08.2008.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110,167-170,176-177,197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

признать незаконными решение от 31 июля 2008 по делу №72 и предписание от 31 июля 2008 Управления Федеральной антимонопольной службы России по РД, вынесенные в отношении ОАО «Авиалинии Дагестана», как не соответствующие требованиям статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Дагестан в пользу ОАО «Авиалинии Дагестана» 2000 рублей госпошлины, уплаченной при подаче заявления по платежному поручению №1230 от 14.08.2008.

Выдать исполнительный лист.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья З.Т.Тагирова