ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-1052/15 от 21.07.2015 АС Республики Дагестан

г. Махачкала

24 июля 2015 года                                                                               Дело  №А15-1052/2015

Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено 24 июля 2015 года

Арбитражный суд Республики Дагестан  в составе судьи Цахаева С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алиевой Ш.М., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Администрации муниципального района «Сулейман-Стальский район» к Службе государственного финансового контроля Республики Дагестан  о признании недействительными абзацы 2 и 3 пункта 4 представления Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан №03-10/292 от 31.10.2014 об устранении нарушений действующего бюджетного законодательства РФ в части:

-нецелевого расходования средств республиканского бюджета (Госстандарт), направленных общеобразовательными учреждениями на оплату услуг МБУ «Муниципальная центральная бухгалтерия» администрации МР «Селейман – Стальский район» в размере 1685,0 тыс. руб.;

- суммы выплаты пособий в размере 412,3 тыс. руб. допущение отвлечение субвенций из республиканского фонда компенсации для реализации основных общеобразовательных программ (Госстандарт)  из кассы Управления образования МР «Сулейман – Стальский район»  с одних разделов и статей КБК на другие», с участием в судебном заседании представителей:

от заявителя – Рагимов М.Т. (доверенность от 20.05.2015 №101),

от заинтересованного лица –  Качаев  Т.Р.  (доверенность  от  12.01.2015), Ирагилов Ш.М. (доверенность от 10.08.2014 №05-14/6), 

            от третьего лица - МБУ «Муниципальная центральная бухгалтерия» -  Тагиров Н.Х. (доверенность от 20.05.2015 №103),

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района «Сулейман-Стальский район» (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением  к Службе государственного финансового контроля Республики Дагестан  о признании представления №03-10/292 от 31.10.2014 об устранении нарушений действующего бюджетного законодательства РФ при формировании и исполнении бюджета муниципального образования «Сулейман-Стальский район», целевом и эффективном  использовании бюджетных средств за 2013 год в части нецелевого расходования средств республиканского бюджета (Госстандарт), направленных общеобразовательными учреждениями на оплату услуг МБУ «Муниципальная централизованная бухгалтерия» администрации МР «Сулейман – Стальский район» в сумме 1685 тыс. рублей и 412,3 тыс. рублей противоречащим действующему законодательству и не подлежащим исполнению.

Определением суда от 15.07.2015 судебное разбирательство по делу отложено на 15 час.  00 мин 21.07.2015.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, сообщили, что заявитель уточняет заявленные требования и просит   признать недействительными абзацы 2 и 3 пункта 4 представления Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан №03-10/292 от 31.10.2014 об устранении нарушений действующего бюджетного законодательства РФ в части:

-нецелевого расходования средств республиканского бюджета (Госстандарт), направленных общеобразовательными учреждениями на оплату услуг МБУ «Муниципальная центральная бухгалтерия» администрации МР «Сулейман – Стальский район» в размере 1685,0 тыс. руб.;

- суммы выплаты пособий в размере 412,3 тыс. руб. допущение отвлечение субвенций из республиканского фонда компенсации для реализации основных общеобразовательных программ (Госстандарт)  из кассы Управления образования МР «Сулейман – Стальский район»  с одних разделов и статей КБК на другие». Просил по существу рассмотреть требований в указанной части. Заявил об отказе от части требований о признании недействительным  абзаца 5 пункта 2 (стр. 3) представления в части нецелевого расходования суммы – 1222,0 тыс. руб. расходов по оплате труда. Поддержал свое ходатайство о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления.

Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, его представители в судебном заседании заявление не признали, на заявление об уточнении заявленных требований не возразили, просили суд в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи заявления и заявленных требований отказать, ссылаясь на законность и обоснованность оспоренного представления и необоснованность ходатайства, повторили доводы и возражения, изложенные в отзывах на заявление.

Третье лицо представило отзыв на заявление, его представитель просил принять к рассмотрению уточненное требование и удовлетворить заявленные требования.

С учетом вышеизложенного судом рассматриваются требования заявителя  о признании недействительными абзацев 2 и 3 пункта 4 представления Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан №03-10/292 от 31.10.2014 об устранении нарушений действующего бюджетного законодательства РФ в части:

-нецелевого расходования средств республиканского бюджета (Госстандарт), направленных общеобразовательными учреждениями на оплату услуг МБУ «Муниципальная центральная бухгалтерия» администрации МР «Сулейман – Стальский район» в размере 1685,0 тыс. руб.;

- суммы выплаты пособий в размере 412,3 тыс. руб. допущение отвлечение субвенций из республиканского фонда компенсации для реализации основных общеобразовательных программ (Госстандарт)  из кассы Управления образования МР «Сулейман – Стальский район»  с одних разделов и статей КБК на другие».

Выслушав представителей сторон, рассмотрев заявленные требования и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности все доказательства, арбитражный суд удовлетворяет заявленные требования с учетом их последнего уточнения, на основании следующего.

Как следует из материалов дела на основании распоряжения руководителя Службы государственного финансового контроля РД «О назначении проверки в МР «Сулейман-Стальский район» №05-11/15 от 27.06.2014 и удостоверения №05-107/58 от 27.06.2014 Службой государственного финансового контроля Республики Дагестан (далее – Служба) проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджета муниципального района «Сулейман-Стальский район», целевое и эффективное использования бюджетных средств за 2013 год.

По результатам проведенной в отношении муниципального района «Сулейман-Стальский район» проверки Службой 18.09.2014 составлен сводный акт проверки № 03-15/81/2014 и 31.10.2014 в адрес  МР «Сулейман-Стальский район» в лице главы администрации   внесено  представление №03-10/292 об устранении выявленных проверкой нарушений бюджетного законодательства. Абзацами 2 и 3 пункта 4 представления Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан №03-10/292 от 31.10.2014 администрации предписано устранить нарушения действующего бюджетного законодательства РФ в том числе в части:

-нецелевого расходования средств республиканского бюджета (Госстандарт), направленных общеобразовательными учреждениями на оплату услуг МБУ «Муниципальная центральная бухгалтерия» администрации МР «Сулейман – Стальский район» в размере 1685,0 тыс. руб.;

- суммы выплаты пособий в размере 412,3 тыс. руб. допущение отвлечение субвенций из республиканского фонда компенсации для реализации основных общеобразовательных программ (Госстандарт)  из кассы Управления образования МР «Сулейман – Стальский район»  с одних разделов и статей КБК на другие».

Администрация МР «Сулейман-Стальский район», считая абзацы 2 и 3 пункта 4 представления Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан №03-10/292 от 31.10.2014 в указанной части незаконным, в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ) оспорило его в арбитражном суде, заявив при этом ходатайство о восстановлении срока подачи заявления.

Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном  настоящим Кодексом Российской Федерации.

        В силу  части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

        Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

        В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

        Восстановление  пропущенного срока осуществляется в соответствии со статьей            117 АПК РФ.

        Для восстановления пропущенного процессуального срока необходимо наличие ходатайства лица, участвующего в деле, признание судом уважительности причин пропуска срока и возможность в силу закона его восстановления.                                                                                                        

        Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении  от 18.11.2004 №367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность  и определенность административных и иных  публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать  о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока обусловлен  уважительными причинами, такие ходатайства подлежат удовлетворению.

        Администрацией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.

        Пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин его пропуска (статья 117 АПК РФ).

        К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

        Основным условием для восстановления пропущенного процессуального срока является уважительность причин его пропуска.

         В соответствии со статьей  71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном, объективном  и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Из ходатайства о восстановлении срока подачи заявления и дополнения к нему следует, что причиной пропуска указанного срока подачи заявления является то, что   ранее обращалось в арбитражный суд с этими же требованиями не надлежащее лицо, и решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.03.2015 по делу №А15-4574/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с подачей такого заявления ненадлежащим истцом - Финансовым управлением  МР «Сулейман-Стальский район».

Финансовое управление   МР «Сулейман-Стальский район» является муниципальным учреждением администрации МР «Сулейман - Стальский район». Администрация в данном случае, как добросовестный участник спорных правоотношений, своевременно, но только через свое учреждение оспорила указанное представление в пределах установленного законом срока. Добросовестное заблуждение администрации о том, что   Финансовое управление   МР «Сулейман-Стальский район» в данном случае является надлежащим истцом и повторное обращение 25.03.2015 сразу же после изготовления в полном объеме решения суда от 24.03.2015 свидетельствует об уважительности причин пропуска установленного законом срока оспаривания представления от 31.10.2014.

В связи с изложенными обстоятельствами суд удовлетворяет ходатайство администрации о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока подачи заявления об оспаривании представления от 31.10.2014.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

В соответствии со статьей 157 БК РФ к органам государственного (муниципального) финансового контроля относятся Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций).

Также, согласно статье 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

Учитывая изложенное, финансовые органы субъектов Российской Федерации могут быть наделены полномочиями по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений (письмо Минфина России от 25.09.2013 N 02-07-10/39742 «О возможном наделении финансовых органов субъектов Российской Федерации полномочиями по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений»).

Суд установил, что Служба государственного финансового контроля РД согласно пункта 6  Положения «О Службе государственного финансового контроля РД», утвержденного указом Президента Республики Дагестан от 07.06.2013 №180 в целях реализации своих полномочий вправе проводить в установленном порядке ревизии и проверки и направлять объектам контроля, заключения, представления и (или) предписания.

Согласно плану контрольных мероприятий Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан на 2014 год, утвержденного приказом руководителя Службы государственного финансового контроля РД от 30.12.2013 №76/1 на второй квартал 2014 года было намечено проведение проверок в МО «С-Стальский район», МО «Рутульский район», МО «Хасавюртовский район», МО «Хунзахский район» и в МО «Цунтинский район» на предмет соблюдения законодательства при формировании и исполнении бюджета муниципального образования, целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета РД, в том числе в рамках реализации Республиканской инвестиционной программы. Указанный план контрольных мероприятий  размещен на официальном сайте Службы государственного финансового контроля РД (http://www.gosfinkontrol.ru/deyatelnost-sluzhbyi/).

Суд считает, что действия Службы государственного финансового контроля РД по проведению указанной проверки и внесению представления от 31.10.2014 соответствуют его полномочиям согласно Положению. Указанные действия совершены в пределах полномочий.

В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из оспоренных абзацев 2 и 3 пункта 4 представления №03-10/292 от 31.10.2014, направленного администрации МР «Сулейман-Стальский район», следует, что последнему предложено обеспечить возврат в республиканский бюджет

- 1685 тыс. руб. использованных не по целевому назначению (Гостандарт), направленных общеобразовательным учреждением на оплату МБУ «Муниципальная центральная бухгалтерия» администрации МР «Сулейман- Стальский район»;

- 567,7 тыс. руб. субвенций, отвлеченных из республиканского фонда компенсации для реализации основных общеобразовательных программ (Госстандарт) из кассы Управления образования МР «Сулейман-Стальский район» с одних разделов и статей КБК на другие.

Администрацией по данному делу абзац 2 оспорен в полном объеме, а абзац 3 в части 412,3 тыс. руб.

Согласно п. 53 Административного регламента исполнения Службой государственного финансового контроля Республики Дагестан государственной функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля (далее Административный регламент), утвержденного приказом руководителя Службой государственного финансового контроля Республики Дагестан от 05.05.2014 №05-10/90 результаты проверки (ревизии), встречной проверки, обследования оформляются, соответственно, актом проверки (ревизии), актом встречной проверки и заключением. При этом акт встречной проверки, заключение по результатам обследования прилагаются к акту проверки (ревизии), в рамках которой были проведены соответственно встречная проверка и (или) обследование (в случае, если обследование проводилось в рамках другого контрольного мероприятия).

При необходимости обобщения результатов взаимосвязанных проверок (ревизий) нескольких объектов составляется сводный акт проверки (ревизии).

Акт проверки (ревизии) состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

Описательная часть акта проверки (ревизии) должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу программы проверки (ревизии).

В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки (ревизии), должны быть указаны: положения нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения (п. 57 Административного регламента).

В соответствии со статьей 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Средства в размере 1685 тыс. руб. были отражены в решении Собрания депутатов MP «Сулейман-Стальский район» о бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов № 83 от 27.12.2012  и распределены по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов  бюджетной классификации на 2013 год  в ведомственной структуре расходов ФФПР бюджета МР «Сулейман – Стальский район»  и в приложении №5 к указанному решению.

В сметах общеобразовательных учреждений (школы), в договорах о бухгалтерском обслуживании централизованной бухгалтерией кассовые расходы администрацией проведены по кодам классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ).

На вопрос суда – «Какие пункты этих документов нарушены» представители заинтересованного лица не ответили.

Суд установил, что ни акт проверки, ни оспоренное представление не содержат конкретные ссылки какие бюджетные средства по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов  бюджетной классификации на 2013 год, утвержденные решением  Собрания депутатов МР «Сулейман-Стальский район», администрацией использованы не по целевому назначению.

В соответствии с методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ, по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования, доведенными письмом Министерства образования и науки России от 31.07.2014 № 08-1002, а также письмами Минфина РФ от 07.10.2003 года № 10-02-08 и Минобразования РФ от 18.09.2003 года № 20-51-2829/20-01 в состав работников образовательного учреждения, финансируемых за счет субвенций, входят и работники, обеспечивающие финансовую и хозяйственную деятельность, в том числе бухгалтера и экономисты.

В письме Министерством образовании и науки РФ от 15.04.2009 года № 03- 716 «О штатном расписании в образовательных учреждениях» дано разъяснение о том, что в настоящее время для общеобразовательных учреждений типовые штаты действующим российским законодательством не предусмотрены. Общеобразовательные учреждения несут ответственность за реализацию общеобразовательных программ и самостоятельно устанавливают структуру управления деятельностью образовательного учреждения, штатное расписание (включая введение тех или иных штатных единиц), распределяют должностные обязанности. Порядок комплектования работников образовательного учреждения закрепляется в его уставе. Согласно Уставу общеобразовательной школы, директор является единоличным распорядителем денежных средств в пределах требований, установленных законодательством РФ, заключает от имени школы договоры и муниципальные контракты.

Общеобразовательные учреждения (школы), в данном случае, как юридические лица, заключили договоры с МБУ «Муниципальная централизованная бухгалтерия» администрации MP «Сулейман-Стальский район» об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта и отчётности. Оплата за эти услуги производится за счёт средств субвенции Госстандарт образования по экономической статье (КОСГУ) 226-«Прочие услуги», что предусматривается Постановлением Правительства РД от 23 сентября 2009 года №323 « Об установлении порядка расходования и учета субвенций для реализации основных общеобразовательных программ».

Письмом от 28.01.2015 № 02-02/28   Министерство финансов Республики Дагестан на обращение администрации МО «Сулейман- Стальский район» сообщило заявителю о возможном расходование средств субвенций Гостандарта на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Судом путем исследования представленных ему первичных документов, договоров, заключенных  школами с третьими лицами, отчетов об использовании бюджетных средств, реестров денежных средств за оказанные бухгалтерские услуги по месяцам, сметы расходов по каждой школе на 2013 год, отчетов школ об исполнении сметы доходов и расходов на 01.01.2014, помесячных актов об оказании услуг и счетов по их оплате установлено, что вследствие такой организации ведения бухгалтерского учёта и отчётности этих учреждений МБУ «Муниципальная центральная бухгалтерия» обеспечило финансовую и хозяйственную деятельность школ. Школы являясь единоличными распределителями денежных средств израсходовали их в пределах выделенных на эти цели размерах, вследствие чего годовой экономический эффект составил 4588 тыс. руб., то есть вместо 33 штатных единиц бухгалтеров с годовым фондом оплаты труда 10804 тыс. руб., фактическое количество штатных единиц бухгалтеров составило 21 шт. ед. с годовым фондом оплаты труда 6216 тыс. руб. То есть в данном случае имеет место экономия бюджетных средств за год в размере -  4588 тыс. руб.

В соответствии ст. 161 БК РФ (в редакции от 07.05.2013 №104-ФЗ) казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (в данном случае централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

Таким образом, при расчете суммы субвенций расходы на содержание бухгалтера предусматриваются, а непосредственная организация бухгалтерского  учета и отчетности в образовательной организации обеспечиваются руководителем данной организации, который, в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, что и сделано школами.

Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель выплачивает заболевшему работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с пп.1 п. 2 ст.З. Федерального закона РФ от 29.12.2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», с 01.01.2011 пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств организации (работодателя), а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, выплачиваемое за счет средств работодателя пособие за первые три дня нетрудоспособности работника признается страховым обеспечением и на основании Закона № 212-ФЗ страховыми взносами в ФСС не облагается.

За период с 01.01.2013 по 01.01.2014 годы централизованной бухгалтерией Управления Образования Сулейман - Стальского района на основании листков временной нетрудоспособности по отчету ФСС было начислено 2817219,04 рублей.

Согласно абзаца 3 пункта 4 обжалованного представления заинтересованным лицом заявителю предписано обеспечить возврат в республиканский бюджет  использованные не по целевому назначению 567,7 тыс. руб., допущенных отвелчение  с субвенций из республиканского фонда компенсации для реализации основных общеобразовательных программ из кассы с одних разделов и статей КБК на другие. При этом ни в акте, ни в представлении конкретные статьи КБК не отражены. В акте указано, что 567,7 тыс. руб. складывается из заработной платы – 5,1 тыс. руб., прочие выплаты 150,3 тыс. руб. и начисления – 412,3 тыс. руб.

В судебном заседании установлено, что 412,3 тыс. руб. являются средствами,  израсходованными на оплату пособий по временной нетрудоспособности, что невозможно установить на основании данных акта проверки и представления. Согласно представленным документам – реестра начислений пособий по нетрудоспособности за период с 01.01.2013 по 31.09.2013, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное страхование за 2013 год и листов нетрудоспособности работников школ МР «Сулейман-Стальский район» 412,3 тыс. руб. являются средствами, направленными на выплату пособий по временной нетрудоспособности, рассчитанных за период нетрудоспособности за первые три дня.

Учитывая то, что  ни в акте проверки, ни в представлении не приводится обоснование сделанных выводов, суд считает доводы заявителя обоснованными, так как они основаны на представленных документах. Законом заинтересованному лицу не предоставлено право восполнения упущений, допущенных в акте проверки и в представлении. Оно в представлении не обосновало совершение заявителем правонарушений, предусмотренных статьями 38 и 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

 Заинтересованное лицо в судебном заседании не оспорило то, что в течение 2013 года выплаты пособий за счет средств работодателя в соответствии с Законом № 255 от 29.12.2006 года составили 412,3 тыс. рублей. Суд установил, что указанные средства выплачены работникам образовательных учреждений, которые участвуют в непосредственной реализации общеобразовательных программ, в качестве пособий по временной нетрудоспособности за первые три дня нетрудоспособности.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление в части: о нецелевом расходовании средств республиканского бюджета (Госстандарт), направленных общеобразовательными учреждениями на оплату услуг МБУ «Муниципальная центральная бухгалтерия» администрации МР «Сулейман – Стальский район» в размере 1685,0 тыс. руб. и суммы выплаты пособий в размере 412,3 тыс. руб. допущение отвлечения субвенций из республиканского фонда компенсации для реализации основных общеобразовательных программ (Госстандарт)  из кассы Управления образования МР «Сулейман – Стальский район»  с одних разделов и статей КБК на другие не соответствует действующему законодательству, нарушает права и охраняемые интересы администрации МР «Сулейман-Стальский район», что свидетельствует о наличии оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ для признания его недействительным и удовлетворения заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 159, 167-170, 197, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Республики Дагестан

Р Е Ш И Л:

принять к рассмотрению уточненные заявителем требования о признании недействительными абзацы 2 и 3 пункта 4 представления Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан №03-10/292 от 31.10.2014 об устранении нарушений действующего бюджетного законодательства РФ в части:

-нецелевого расходования средств республиканского бюджета (Госстандарт), направленных общеобразовательными учреждениями на оплату услуг МБУ «Муниципальная центральная бухгалтерия» администрации МР «Сулейман – Стальский район» в размере 1685,0 тыс. руб.;

- суммы выплаты пособий в размере 412,3 тыс. руб. допущение отвлечение субвенций из республиканского фонда компенсации для реализации основных общеобразовательных программ (Госстандарт)  из кассы Управления образования МР «Сулейман – Стальский район»  с одних разделов и статей КБК на другие».

Ходатайство заявителя о восстановлении срока подачи заявления удовлетворить. Восстановить заявителю срок подачи заявления.

Признать недействительными абзацы 2 и 3 пункта 4 представления Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан №03-10/292 от 31.10.2014 об устранении нарушений действующего бюджетного законодательства РФ в части:

-нецелевого расходования средств республиканского бюджета (Госстандарт), направленных общеобразовательными учреждениями на оплату услуг МБУ «Муниципальная центральная бухгалтерия» администрации МР «Сулейман – Стальский район» в размере 1685,0 тыс. руб.;

- суммы выплаты пособий в размере 412,3 тыс. руб. допущение отвлечение субвенций из республиканского фонда компенсации для реализации основных общеобразовательных программ (Госстандарт)  из кассы Управления образования МР «Сулейман – Стальский район»  с одних разделов и статей КБК на другие».

 Решение суда может быть обжаловано в порядке и срок, установленные АПК РФ.

        Судья                                                                                               С.А. Цахаев