АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Махачкала
19 мая 2014 года Дело №А15-1063/2014
Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 19 мая 2014 года.
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Омаровой П.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алигаевым Ш.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №А15-1063/2014 по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки об аннулировании выданной Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Кавказский светский институт" (ИНН <***>) лицензии серии АА №003300 от 14.05.2010 на право осуществления образовательной деятельности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явился, извещен,
от заинтересованного лица – ректора ФИО1 (выписка из приказа от 19.04.2010 №06/07-42, удостоверение №01/06-12) и представителя ФИО2 (доверенность от 13.05.2014 №03/07-233, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор, заявитель, лицензирующий орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением об аннулировании выданной Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Кавказский светский институт" (далее – институт, заинтересованное лицо, лицензиат) лицензии серии АА №003300 от 14.05.2010 на право осуществления образовательной деятельности.
В качестве основания для аннулирования лицензии в заявлении указано неисполнение лицензиатом в установленный срок предписания об устранении нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.
В объяснительных записках от 24.03.2014 №03/07-228, от 07.04.2014 №03/07-232 и в отзыве на заявление Кавказский светский институт указывает, что после получения предписания Рособрнадзора от 13.03.2013 №03-55-48/07-л/к институтом были приняты все меры по устранению указанных нарушений, в лицензирующий орган 13.05.2013 представлен отчет об устранении нарушений с пакетом документов объемом в 3000 стр. После того как постановлением мирового судьи судебного участка №9 Ленинского района г. Махачкалы от 05.08.2013 НОУ ВПО "Кавказский светский институт" был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ (неисполнение предписания), в Рособрнадзор институтом снова был отправлен отчет об устранении нарушений с приложением пакета документов на 6000 листах. Несмотря на это в акте от 25.12.2013 по результатам проверки исполнения предписания Рособрнадзор указал, что предписание об устранении нарушений в полном объеме не исполнено, хотя все указанные недостатки институтом были устранены, доказательства об этом направлены в лицензирующий орган, а также представлены в суд. В связи с этим заинтересованное лицо считает, что заявленные требования об аннулировании лицензии не могут быть удовлетворены.
Ходатайством от 21.04.2014 №11-67, поступившим в суд 29.04.2014, заявитель просит рассмотреть дело без участия представителя Рособрнадзора.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление, и просил отказать в удовлетворении требований заявителя об аннулировании лицензии. Он пояснил, что все указанные в предписании нарушения, в том числе и те, которые отражены в акте проверки от 25.12.2013, институтом устранены, документы об этом представлены в материалы дела и направлены в Рособрнадзор.
Заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела и оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, все имеющиеся в деле доказательства, суд находит заявление Рособрнадзора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кавказский светский институт" является действующим юридическим лицом и зарегистрировано в этом качестве с 07.08.2000 за ОГРН <***>.
Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки НОУ ВПО "Кавказский светский институт" (ИНН <***>, место нахождения: <...>) выдана лицензия серии АА №003300 от 14 мая 2010 года на право ведения образовательной деятельности сроком действия по 13 января 2016 года.
С целью выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 №АХ-П8-291с на основании приказов Рособрнадзора от 10.12.2012 №1485 и 24.12.2012 №1568а в период с 11.12.2012 по 15.01.2013 в отношении Кавказского светского института проведена внеплановая документарная проверка по вопросам соблюдения образовательным учреждением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности. По результатам проведенной проверки образовательной деятельности лицензиата выявлены нарушения лицензионных требований и условий.
В соответствии с пунктом 23 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании" (далее – Закон №3266-1), действовавшего на момент проведения проверки, лицензиату выдано предписание от 13.03.2013 №03-55-48/07-л/к об устранении выявленных нарушений в срок до 15.05.2013.
В связи с невыполнением в установленный срок предписания от 13.03.2013 об устранении нарушений, на основании абзаца 2 пункта 24 статьи 33.1 Закона РФ №3266-1 и пункта 1 части 1 статьи 20 Закона №99-ФЗ распоряжением Рособрнадзора от 16.07.2013 №2075-07 действие лицензии от 14.05.2010 серии АА №003300 приостановлено на два месяца. Копия распоряжения от 16.07.2013 о приостановлении лицензии направлена институту и вручена ему 29.07.2014, о чем представлена копия почтового уведомления о вручении.
После истечения срока приостановления действия лицензии на основании приказа Рособрнадзора от 13.12.2013 №1256 в отношении НОУ ВПО "Кавказский светский институт" в период с 24 по 25 декабря 2013 года проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 13.03.2013 №03-55-48/07-Л/К.
По результатам проверки составлен акт от 25.12.2013 №300/ВП/Л/К, в котором отражено следующее.
В нарушение подпункта "б" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 №966 (далее – Положение о лицензировании), подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 №174, действовавшего на момент выдачи предписания (далее – Положение о лицензировании, действовавшее на момент выдачи предписания) в институте:
в нарушение требований пункта 7.19 ФГОС ВПО по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень) "бакалавр), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 22.12.2009 №780 отсутствуют производственная мастерская – ткацкая, студия – фото и светотехники, печати и полиграфии, лаборатория черчения;
отсутствуют специально оборудованные кабинеты или аудитории для мультимедийных презентаций, что не соответствует требованиям пункта 7.19 ФГОС ВПО по направлению подготовки 033300 Религиоведение (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 23.12.2010 №2008;
отсутствуют лекционные аудитории (оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций), что не соответствует требованиям пункта 7.19 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2010 №544;
отсутствуют лекционные аудитории, оснащенные презентационным оборудованием (мультимедийный проектор, экран), что не соответствует требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 09.11.2009 №553 (пункт 2.1 акта проверки от 25.12.2013).
В пункте 2.2 акта проверки указано, что в нарушение пункта 6.1 статьи 9 Закона №3266-1, действовавшего в период исполнения предписания, пункта 9 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.09.2013, подпункта "г" пункта 6 Положения о лицензировании, подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании, действовавшего в период исполнения предписания, в институте в составе образовательной программы по направлению подготовки 230100.62 Информатика и вычислительная техника отсутствуют рабочие программы учебных дисциплин по выбору "Национальная политика и международные отношения", "Материальное моделирование технологических процессов", "Программирование интегральных схем", "Экспертные системы", "Геоинформационные системы".
В пункте 2.3 акта проверки отражено, что к образовательному процессу не привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений, что является нарушением требований пункта 7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом ФИО3 от 09.11.2009 №553 (требование ФГОС ВПО – не менее 5%);
в нарушение пункта 7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2010 №544 к образовательному процессу не привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и профильных организаций (требование ФГОС ВПО – не менее 5%);
в нарушение пункта 7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2010 №544, преподаватель дисциплин профессионального цикла ФИО4 не имеет базового образования и (или) ученой степени, соответствующей профилю преподаваемой дисциплины Конфликтология.
Согласно пункту 2.4 акта проверки от 25.12.2013 институт не обеспечивает каждого обучающегося доступом к электронной библиотечной системе (в соответствии с приложением №1 к договору от 19.11.2013 №553/08-ЛВ-2013 институту предоставлено 100 доступов, при наличии 314 обучающихся).
В нарушение пункта 4 ГОС ВПО по специальности 654600 Информатика и вычислительная техника, утвержденного заместителем Министра образования РФ ФИО5 27.03.2000 №244 тех/дс в содержании рабочей программы учебной дисциплины "Архитектура вычислительных систем" по специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем отсутствуют дидактические единицы, предусмотренные ГОС ВПО по данной специальности (пункт 2.5 акта проверки от 25.12.2013).
По итогам проведенной 24-25 декабря 2013 года проверки Рособрнадзор пришло к выводу о том, что лицензиатом не выполнено в полном объеме предписание от 13.03.2013 (в части вышеуказанных нарушений). В связи с этим лицензирующий орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением об аннулировании лицензии.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №594 (далее – Положение о Рособрнадзоре), Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.
Пунктом 5.9 Положения к полномочиям Рособрнадзора отнесено лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в пункте 5.1 настоящего Положения, в том числе контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
В силу пункта 35 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 №174, действовавшего на момент проведения проверки и выдачи предписания, контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (далее – лицензионный контроль) проводится лицензирующим органом посредством проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Законом Российской Федерации "Об образовании".
В соответствии с пунктами 23, 24 статьи 33.1 Закона №3266-1, действовавшего на момент проведения проверки и выдачи предписания учреждению, в случае выявления нарушения лицензионных требований и условий лицензирующий орган выдает лицензиату и (или) его учредителю предписание об устранении выявленного нарушения. В указанном предписании устанавливается срок его исполнения, который не может превышать шесть месяцев. Лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лицензиат и (или) его учредитель представляют в лицензирующий орган отчет об исполнении указанного в пункте 23 настоящей статьи предписания, включающий в себя документы, содержащие сведения, подтверждающие его исполнение.
В случае неисполнения указанного предписания лицензиатом и (или) его учредителем (в том числе если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в лицензирующий орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и приостанавливает действие лицензии полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиала лицензиата, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев.
Лицензирующий орган в течение трех дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии вносит соответствующую запись в реестр лицензий. Лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения лицензиата.
В случае, если до истечения срока приостановления действия лицензии лицензиат и (или) его учредитель представили в лицензирующий орган документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение предписания, неисполнение которого явилось основанием для приостановления действия лицензии, лицензирующий орган возобновляет действие лицензии.
В случае, если такие документы не представлены лицензиатом и (или) его учредителем в лицензирующий орган до истечения срока приостановления действия лицензии или представленные документы не подтверждают исполнение указанного предписания, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Приостановление действия лицензии продлевается на период до вступления в законную силу решения суда.
Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной Рособрнадзором с 11.12.2012 по 15.01.2013 внеплановой проверки образовательной деятельности НОУ ВПО "Кавказский светский институт" выявлены нарушения лицензионных требований и условий, на устранение которых лицензиату выдано предписание от 13.03.2013. Институт в ответ на предписание от 13.03.2013 представило в Рособрнадзор 13.05.2013 отчет об устранении нарушений, замечаний и недостатков, выявленных в ходе внеплановой проверки, с приложением документов, подтверждающих устранение нарушений.
Поскольку представленные лицензиатом документы не подтвердили исполнение предписания в полном объеме, госинспектором отдела лицензионного контроля ФИО6 в отношении Исламского университета составлен протокол об административном правонарушении от 19.06.2013 №111/ВП/Л/К-19.5.1, и постановлением мирового судьи судебного участка №9 Ленинского района г. Махачкалы от 05.08.2013 по делу №3-446/13 институт привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение в установленный срок предписания Рособрнадзора.
После приостановления действия лицензии распоряжением от 16.07.2013, институт 09.09.2013 представил в Рособрнадзор пакет документов в подтверждения исполнения предписания от 13.03.2013 и устранения выявленных нарушений.
В результате проведенной 24-25.12.2013 внеплановой проверки Рособрнадзор установил, что предписание от 13.03.2013 лицензиат не исполнил в части нарушений, отраженных в акте проверки.
Институт в объяснительной записке от 24.03.2014, в отзыве на заявление от 07.04.2014 и его представители в судебном заседании считают, что НОУ ВПО "Кавказский светский институт" исполнило предписание Рособрнадзора в полном объеме, устранило все указанные недостатки и представило документы, свидетельствующие об этом.
Проанализировав представленные заинтересованным лицом в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
В институте имеются кабинеты, оснащенные презентационным оборудованием для мультимедийных презентаций с мультимедийными проекторами и экранами. Это подтверждается представленными в материалы дела фотографиями указанных аудиторий, видеозаписью помещения Кавказского светского института, а также копиями товарных накладных от 21.12.2010 №17385, 09.01.2014, из которых видно, что институтом приобретены проектор 2500 Ansi lm 1024*0768 BenQ MP720p,2000:1,2.7кг,DLP; экран на штативе ScreenMedia Apollo формат 200*200 MW STM-1103; настенный экран Da-Lite Class-Rate 152x152, б/м; экран на штативе Digis DSKC-1102 180x180, MW; проектор Aser X1263 (1024x768/DLP/3000lm/17000:1); проектор ViewSonic (1024x768/3D/DLP2800lm/ 15000:1/HDMI/USB-B).
Из представленных фотографий, видеозаписи помещения института, сведений о материально-технической и информационной базе за 2013 год усматривается наличие в институте лаборатории черчения и моделирования, студии – фото и светотехники, производственной мастерской – ткацкой. Об этом также свидетельствуют заключения экспертной комиссии от 19.05.2010 (председатель комиссии госинспектор управления лицензирования и аккредитации Рособрнадзора ФИО7) и от 14.03.2005 (председатель комиссии заместитель начальника Управления лицензировании, аттестации и аккредитации Рособрнадзора ФИО8).
Согласно представленному в материалы дела рабочему учебному плану очной формы обучения по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника (для бакалавров), утвержденному 19.08.2013, в учебный план включены в том числе, дисциплины по выбору "Национальная политика и межнациональные отношения", "Математическое моделирование технологических процессов". Заинтересованным лицом представлены копии рабочих программ для направления 230100 "Информатика и вычислительная техника" по дисциплинам "Геоинформационные системы"; "Эспертные системы"; "Программирование интегральных схем"; "Национальная политика и межнациональные отношения" и "Математическое моделирование технологических процессов". При этом таких дисциплин, как "Национальная политика и международные отношения" и "Материальное моделирование технологических процессов" в рабочем учебном плане института не имеется. В связи с этим суд отклоняет довод заявителя о том, что лицензиатом не представлены рабочие программы по этим дисциплинам.
Наличия у преподавателя ФИО4 базового образования, соответствующей профилю преподаваемой дисциплины Конфликтология, подтверждается представленным заинтересованным лицом дипломом ОКА №45628 от 10.04.2013 о присуждении ФИО9 квалификации юриста по специальности юриспруденция.
Как видно из трудового договора от 02.08.2013 и приказа от 02.08.2013 №01/16-3983 в НОУ ВПО "Кавказский светский институт" преподавателем кафедры: "Математика и информатика" по совместительству принят ФИО10, работающий в Прикаспийском институте биологических ресурсов Дагестанского научного центра РАН, на которого возложены функции и обязанности администратора безопасности по организации, обеспечению и контролю мероприятий по защите информации при обмене электронными документами (приказ от 29.11.2012 №225-к, трудовой договор от 18.02.2014).
На должность доцента кафедры "Гуманитарных и социально-экономических дисциплин" Кавказского светского института по совместительству с 01.09.2007 принят профессор кафедры мировой экономики Дагестанского государственного университета ФИО11 (выписка из приказа №540 от 10.11.2006, трудовая книжка). Преподавателем кафедры "Гуманитарных и социально-экономических дисциплин" по совместительству привлечен ФИО12, работавший на должности заместителя директора по коммерческим вопросам ОАО "Завод Дагдизель" (с 06.02.2012 по 23.07.2012), затем генеральным директором ООО "Каспий-Дизель" (с 26.07.2012 по 18.11.2013), с 25.11.2013 работающий специалистом Военного представительства №874 Министерства обороны.
Таким образом, институтом соблюдены требования п.7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 09.11.2009 №553 и требования п. 7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 20.05.2010 №544.
В силу пункта 3 приказа Рособрнадзора от 05.09.2011 №1953 лицензионные нормативы к обеспеченности обучающихся высших учебных заведений доступом к электронным научным и образовательным ресурсам включают, в том числе, обеспечение каждого обучающегося высшего учебного заведения доступом к электронно-библиотечной системе, включающей издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в высших учебных заведениях, и обеспечивающей возможность доступа к ним через сеть Интернет.
Согласно договору №553/08-ЛВ-2013 от 19.08.2013, подписанному между ООО "Центр цифровой дистрибуции" и НОУ ВПО "Кавказский светский институт", и приложения №1 к договору институту открыты 100 (сто) доступов к электронному периодическому изданию Электронно-библиотечной системы "КнигаФонд". Между тем, из справки от 25.12.2013 о контингенте обучающихся следует, что в Кавказском светском институте по состоянию на 25.12.2013 проходят обучение 314 студентов (93 – по дневной форме обучения, 221 – по заочной форме обучения).
В соответствии с договором №663/01-ЛВ-2014 от 21.01.2014 между ООО "Центр цифровой дистрибуции" и НОУ ВПО "Кавказский светский институт" и приложением №1 к договору, институту открыты еще 150 (сто пятьдесят) доступов к электронному периодическому изданию Электронно-библиотечной системы "КнигаФонд". При этом как пояснил ректор института в судебном заседании значительная часть студентов, обучающихся в Кавказском светском институте, после приостановления действия лицензии переведены в другие ВУЗы. В подтверждение своих доводов, заинтересованным лицом представлена справка за №656 (о том, что 29 студентов, обучающихся в НОУ ВПО "Кавказский светский институт" переведены в НОУ ВПО "Институт финансов и права"), список из 51 студента, переведенных из Кавказского светского института в НОУ ВПО "Социально-педагогический институт", утвержденный ректором этого института.
Таким образом, с учетом дополнительно открытых 150 доступов к электронному периодическому изданию Электронно-библиотечной системы "КнигаФонд" и перевода 80 студентов в другие ВУЗы, суд приходит к выводу о том, что институтом выполнены требования п.3 приказа Рособрнадзора от 05.09.2011 №1953 в части обеспечения каждого обучающегося доступом к электронно-библиотечной системе, включающей издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в высших учебных заведениях, и обеспечивающей возможность доступа к ним через сеть Интернет.
В материалы дела заинтересованным лицом представлена утвержденная 17.08.2012 рабочая программа по дисциплине СД.Ф.6 "Архитектура вычислительных систем для специальности 230105 "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем". Ректор института в судебном заседании пояснил, что проверяющим по ошибке была представлена программа дисциплины "Архитектура вычислительных систем" по специальности 220400 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, разработанная в соответствии с ГОС ВПО первого поколения, в связи с чем ими был сделан вывод о допущении институтом нарушений требований указанного государственного образовательного стандарта.
Согласно пункту 1.1. ГОС ВПО по специальности 654600 Информатика и вычислительная техника, утвержденного заместителем министра образования России ФИО5 27.03.2000 №244 тех/дс, направление подготовки дипломированного специалиста 654600 – Информатика и вычислительная техника утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 №686. Между тем, перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 02.03.2000 №686, утратил силу в связи с изданием приказов Минобразования РФ от 08.11.2000 №3200 и от 12.01.2005 №4.
В перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 12.01.2005 №4, включено направление подготовки (специальность) 230100 Информатика и вычислительная техника. При этом статьей 7 Закона №3266-1 (в редакции Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ), действовавшего в период исполнения предписания от 13.03.2013, установлено, что в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2009 №553 утвержден и введен в действие с 01.01.2010 федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника (квалификация (степень) "бакалавр").
В связи с изложенным суд считает несостоятельным довод лицензирующего органа о несоответствии представленной институтом рабочей программы учебной дисциплины "Архитектура вычислительных систем" по специальности 230105 Программное обеспечение вычислительной техники требованиям пункта 4 ГОС ВПО, утвержденного 27.03.2000 №244 тех/дс, поскольку указанный ГОС фактически утратил силу в связи с принятием вышеназванных нормативных документов.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается исполнение лицензиатом предписания от 13.03.2013 и устранение выявленных нарушений, в том числе и отраженных в акте проверки от 25.12.2013 №300/ВП/Л/К.
Из содержания определений Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 № 244-О, от 05.07.2001 № 130-О, от 07.06.2001 № 139-О, от 07.02.2002 №16-О, постановлений от 21.11.2002 № 15-П, от 30.07.2001 № 13-П, информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 «Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие» следует, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов граждан.
Таким образом, учитывая исключительный характер рассматриваемой меры государственного принуждения (аннулирования лицензии), арбитражный суд не может ограничиться формальным анализом обстоятельств, свидетельствующих о нарушении лицензиатом требований законодательства, вправе (обязан) оценить обстоятельства, установленные лицензирующим органом при принятии решения об обращении в арбитражный суд за аннулированием лицензии.
Доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается, что институтом приняты все необходимые меры по устранению выявленных нарушений и исполнению выданного ему предписания. Представленные документы подтверждают устранение нарушений, послуживших основанием для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Предпринятые лицензиатом меры по устранению выявленных недостатков свидетельствуют об отсутствии у него пренебрежительного отношения к соблюдению требований законодательства о лицензировании.
Суд также учитывает то обстоятельство, что по результатам проверки эффективности деятельности ВУЗов в 2013 году, деятельность НОУ ВПО "Кавказский светский институт" признана эффективной, о чем свидетельствуют информационно-аналитические материалы к заседанию рабочей группы Межведомственной комиссии по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего профессионального образования. Кроме того, Кавказский светский институт внесен в Федеральный электронный реестр "Доска Почета России" (сертификат серии 748 №7480), институт стал лауреатом Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан РФ" (диплом лауреата ПНПЗ №00367), ректор НОУ ВПО "Кавказский светский институт" ФИО13 награжден Золотой звездой Ордена №0022 "За заслуги в науке и образовании" I степени, ему присвоено почетное звание Член-корреспондент Академии поддержки и развития науки и образования (дипломы от 12.10.2008).
При изложенных обстоятельствах, суд не находит достаточных оснований для применения к институту такой крайней меры как аннулирование лицензии, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявления Рособрнадзора.
В соответствии со статьями 112 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, разрешаются вопросы распределения между сторонами судебных расходов.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы относятся на заявителя, который как государственный орган освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 156, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 05.03.2014 №11-32 об аннулировании выданной Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Кавказский светский институт" (ИНН <***>) лицензии серии АА №003300 от 14.05.2010 на право осуществления образовательной деятельности отказать.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Дагестан в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Судья П.М. Омарова