АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
г. Махачкала, ул. Керимова, 7
http://www.mahachkala.arbitr.ru; е-mail: info@mahachkala.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Махачкала
28 июля 2021 года Дело №А15-1138/2021
Резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 28 июля 2021 года.
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Омаровой П.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Рашидовой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО "Строительно-монтажное предприятие" (ОГРН <***>)
к Министерству строительства Республики Дагестан (ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления от 02.03.2021 №37 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представителя ФИО1 (доверенность от 15.03.2021, копия диплома, паспорт),
от заинтересованного лица – не явились, извещено,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное предприятие" (далее – заявитель, общество, ООО "СМП") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства строительства Республики Дагестан (далее – заинтересованное лицо, министерство) от 02.03.2021 №37 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление мотивировано тем, что общество не осуществляло никакие строительно-монтажные работы на указанном в постановлении объекте, не получало от министерства распоряжения о проверке, уведомлений, акта проверки и другие документы по делу об административном правонарушении.
Минстрой РД в отзыве на заявление просит отказать в удовлетворении требований заявителя, считает постановление законным, а факт правонарушения доказанным.
Определением от 15.06.2021 судебное разбирательство по делу отложено на 21.07.2021. Копии определения направлены сторонам и получены ими.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил отменить постановление Минстроя РД. Он заявил, что общество не осуществляло работы на указанном в постановлении объекте, поэтому никаких документов о его строительстве у общества не имеется. Считает, что административным органом не установлен надлежащий субъект ответственности за данное правонарушение.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления общества по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 19.01.2021 №02.1-39-УГСН Управлением госстройнадзора Минстроя РД в отношении ООО "СМП" проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства при строительстве объекта капитального строительства "Многоэтажный жилой дом" по адресу: г. Каспийск, МКР №11, поз. 28,29,30,31.
По результатам проверки составлен акт проверки от 03.02.2021 №000097, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения при строительстве указанного объекта, а именно:
1)не представлена исполнительская документация: акты освидетельствования скрытых работ, исполнительные геодезические схемы и чертежи; акты испытаний, результаты экспертз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий); журналы работ (п. 6.13 СП 48.13330.2014);
2)бетон в поперечных и продольных стенах, а также в отдельных элементах конструкций 6-го по 11-й этаж уложен без вибрирования (оголены стержни арматуры);
3)при бетонировании поперечных и продольных стен не соблюдается зазор между арматурными каркасами и опалубкой для обеспечения защитного слоя (20 мм);
4)не представлены сертификаты соответствия и заводские технические паспорта на строительные материалы;
5)не представлен проект производства работ по объекту, строительные генеральный план, график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования, график движения рабочих кадров по объекту, график движения основных строительных машин по объекту, технологические карты на выполнение видов работ, схему размещения геодезических знаков, пояснительную записку, содержащую решения по производству геодезических работ (п. 5.7.5 СП 48.13330.2011);
6)при выезде на строительную площадку не установлены информационные щиты с указанием наименований объекта, названия застройщика (технического заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилия, должностей и номера телефонов ответственного производителя работ по объекту и представителя органа Гостройнадзора (в случаях, когда надзор осуществляется) или местного самоуправления курирующего строительство, сроков начала и окончания работ, схемы объекта (п. 6.2.8 СП 48.13330.2011);
7)не представлен проект производства геодезических работ.
По факту указанных нарушений консультант отдела Управления госстройнадзора ФИО2 составил в отношении ООО "СМП" протокол об административном правонарушении от 16.02.2021 №000081.
Постановлением Минстроя РД от 02.03.2021 №37 ООО "СМП" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и части 2 статьи 207 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании решений, постановлений о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Частью 2 статьи 208 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Заявление об оспаривании постановления от 02.03.2021 составлено и подано в арбитражный суд (сдано нарочным) 17.03.2021, т.е. с соблюдением 10-дневного срока его обжалования, в который не включаются нерабочие дни.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Согласно части 2 этой же статьи, действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу 6 физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства.
Субъектом административного правонарушения, может являться как застройщик, так и лицо, осуществляющие строительство.
Частями 3, 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса) (ч. 2 ст. 52 ГрК РФ).
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса (ч. 7 ст. 52 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 53 ГрК РФ установлено, что строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство (ч. 2 ст. 53 ГрК РФ).
Согласно пункту 6.2.8 СП 48.13330.2011 «Свод правил. Организация строительства», утвержденного приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. №781 и введенного в действие с 20 мая 2011 г. (далее – СП 48.13330.2011) лицо, осуществляющее строительство, до начала любых работ должно оградить строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами в соответствии с требованиями нормативных документов. При въезде на площадку следует установить информационные щиты с указанием наименования объекта, названия застройщика (заказчика), исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту и представителя органа госстройнадзора (в случаях когда надзор осуществляется) или местного самоуправления, курирующего строительство, сроков начала и окончания работ, схемы объекта.
В соответствии с пунктом 6.13 СП 48.13330.2011 лицо, осуществляющее строительство, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно вести исполнительную документацию:
акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства;
акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности;
акты освидетельствования скрытых работ;
акты освидетельствования ответственных конструкций;
акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения;
комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях, сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ;
исполнительные геодезические схемы и чертежи;
исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения;
акты испытания и опробования технических устройств;
результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;
документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);
иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.
Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 №1128 утверждены и введены в действие Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006).
Согласно подпункту «г» пункта 6 РД-11-02-2006 в состав исполнительской документации включаются результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля (подпункт «г»); документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий) (подпункт «д»).
Как следует из материалов административного дела, ООО "СМП" вменены нарушения вышеуказанных требований градостроительного законодательства при строительстве вышеуказанного объекта капитального строительства.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснение по дену об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действ: (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающий производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условие совершения административного правонарушения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренным настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Общество в своем заявлении и его представитель в судебном заседании утверждали, что никаких строительно-монтажных работ на этом объекте оно не осуществляло, и субъектом ответственности по вмененному правонарушению не является.
При этом в материалах административного дела не имеются и заинтересованным лицом суду не представлены надлежащие доказательства однозначно и достоверно свидетельствующие о том, что строительство спорного объекта капитального строительства осуществляется ООО "СМП". В материалах дела имеется копия договора подряда на строительство жилого многоквартирного дома от 20.12.2018, подписанного между ПЖСК "Двигательстрой" (заказчик) и ООО "Строительно-монтажное предприятие" (подрядчик), предметом которого является выполнение подрядчиком работ по строительству жилого многоквартирного дома по адресу: г. Каспийск, МКР №11 на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000015:8. Однако из представленных министерством документов не представляется возможным установить относимость данного договора (на строительство объекта на земельном участке с кадастровым номером 05:48:000015:8 в г. Каспийск, МКР №11,) к спорному объекту капитального строительства (строящему по адресу: г. Каспийск, МКР №11, поз. 28,29,30,31). В представленных министерством материалах проверки не указаны ни сведения о застройщике объекта или выданном на его строительство разрешении, ни конкретный адрес строящегося объекта, ни кадастровый номер земельного участка, на котором он строится. Также не представлено суду разрешение на строительство данного объекта и положительное заключение экспертизы проектной документации, из которых можно было бы установить характеристики спорного объекта капитального строительства и идентификационные данные земельного участка (в том числе кадастровый номер), на котором осуществляется строительство.
Таким образом, административным органом не представлено относимых, допустимых доказательств того, что застройщиком или лицом, осуществляющим строительство спорного объекта капитального строительства, является ООО "СМП". Следовательно, не может считаться подтвержденным состав вмененного обществу правонарушения, поскольку не установлен надлежащий субъект административной ответственности.
Исходя из положений статьи 1.5 КоАП РФ и части 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не может быть возложена на общество.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 Кодекса, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 2 статьей 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении от 16.02.2021 №000081 составлен без участия представителя ООО "Строительно-монтажное предприятие".
В качестве доказательств извещения общества о времени и месте составления протокола министерством представлено уведомление от 05.02.2021 №02.1-5-21, которым законный представитель общества приглашается в Управление госстройнадзора Минстроя РД для дачи объяснений по факту нарушения и подписания протокола об административном правонарушении 16.02.2021 к 14-00 час. В подтверждение вручение данного уведомления обществу заинтересованным лицом представлен отчет об отслеживании отправления с идентификатором 36700055064204 и почтовая квитанция от 08.02.2021. Вместе с тем, из указанных почтовой квитанции и отчета невозможно установить, какой конкретно документ, кому и по какому адресу, направлен министерством. Ни в почтовой квитанции, ни в отчете об отслеживании регистрируемого почтового отправления с идентификатором 36700055064204 не указан адрес получателя заказного письма. Более того, в отчете об отслеживании получателем отправления указано ООО СМН, тогда как лицом, привлеченным к ответственности является ООО "Строительно-монтажное предприятие" (ООО "СМП").
Составляя протокол об административном правонарушении от 16.02.2021 в отсутствие представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административный орган должен был проверить и убедиться в том, что указанное лицо надлежащим образом извещено о времени и месте протокола об административном правонарушении и принять все необходимые меры для обеспечения соблюдения процессуальных требований КоАП РФ, однако не предпринял никаких мер для этого. Даже отчет об отслеживании почтового отправления с идентификатором 36700055064204 получен министерством лишь 21.07.2021 и направлен в суд после неоднократных требований суда представить все имеющиеся доказательства уведомления общества о времени и месте составления протокола.
По вышеприведенным основаниям, представленные министерством почтовая квитанция от 08.02.2021 и отчет об отслеживании РПО с идентификатором 36700055064204 не могут быть приняты судом в качестве надлежащих доказательств извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Каких-либо других доказательств извещения ООО "СМП" любым доступным способом о времени и месте составления протокола от 16.02.2021, материалы административного дела не содержат и заинтересованным лицом суду не представлено. Следовательно, протокол об административном правонарушении от 16.02.2021 №000081 составлен в отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении от 16.02.2021 №000081, составленный с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса, является недопустимым доказательством по делу и не может быть положен в основу постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, изложенным в пункте 24 Постановления от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее – постановление №10), при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
По смыслу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пунктах 10, 24 постановления от 02.06.2004 №10 и в пункте 17 постановления от 27.01.2003 №2, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие представителя привлекаемого к ответственности лица, не извещенного надлежащим образом о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия, является существенным нарушением процессуальных требований, поскольку не позволило лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в полной мере реализовать свои права и гарантии, установленные КоАП РФ, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, ознакомиться с материалами дела, представить объяснения, возражения и доказательства в свою защиту (в то числе в опровержение вмененного правонарушения), воспользоваться помощью защитника и др. Возможность их устранения при рассмотрении дела отсутствует.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При вышеизложенных обстоятельствах заявление ООО "СМП" о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Минстроя РД от 02.03.2021 №37 подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 156, 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
постановление Министерства строительства Республики Дагестанот 02.03.2021 №37 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное предприятие" (ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить полностью.
Решение суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Дагестан в течение 10-дневного срока со дня его принятия.
Судья П.М. Омарова