ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-1166/13 от 08.07.2013 АС Республики Дагестан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Махачкала

08 июля 2013 года Дело № А15-1166/2013

Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2013 года

Полный тест решения изготовлен 08 июля 2013 года

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Тагировой З.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Абдулвагабовым М.М., с участием от заявителя - представителей Ахмедова М.О. (доверенность от 01.04.2013 №56-д), Темирова Т.А. (доверенность от 30.04.2013 №63-д), заинтересованного лица - представителей Гайдарова М.Т. (доверенность от 07.06.2012 №02-1552), Абдуллаева М.А. (доверенность от 07.06.2013 №02-1552), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Газпром трансгаз Махачкала» к Управлению Росприроднадзора по РД о признании незаконным и отмене постановления от 22.04.2013 №36 о наложении штрафа и незаконным предписания от 08.04.2013 №02/01-08/2013,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Махачкала» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Управлению Росприроднадзора по Республике Дагестан (далее – управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.04.2013 №36 о наложении штрафа в размере 400 000 рублей и незаконным предписания от 08.04.2013 №02/01-08/2013 об устранении нарушений.

По указанному заявлению арбитражным судом возбуждено дело №А15-1166/2013.

Определением суда от 07.06.2013 дело назначено к рассмотрению в судебном заседании на 14 час. 30 мин. 03.07.2013.

В судебном заседании определением от 03.07.2013 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу был объявлен перерыв до 16 час.30 мин. 05.07.2013 и к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено Управление по недропользованию по Республике Дагестан (г. Махачкала). В судебном заседании 05.07.2013 по делу объявлен перерыв до 17 час. 00 мин. 08.07.2013. Информации об объявленных перерывах по делу размещены на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Представители заявителя в судебном заседании требования по заявлению поддержали по приведенным в нем и дополнении основаниям.

Управление в отзыве на заявление и его представители в судебном заседании заявление не признали, просят в его удовлетворении отказать по приведенным в отзыве основаниям.

Третье лицо, надлежаще извещенное о времени и месте судебных заседаний, назначенных на 05.07.2013 и на 08.07.2013 (уведомление о вручении 04.07.2013 и направленное 05.07.2013 по факсимильной связи извещение), в отзывах на заявление 05.07.2013 №579/13 и без даты, поступившие в суд 05.07.2013 и 08.07.2013, просит дело рассмотреть без участия его представителя.

В отзыве на заявление третье лицо указывает следующее: с 1995 года ООО «Газпром трансгаз Махачкала» (прежнее название - ООО «Каспийгазпром») с 1995 года является владельцем лицензии МАХ 000474 НР (ранее - МАХ 11681) на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи газа на месторождении с остаточными запасами «Ачи-Су»; в части геологического изучения недр обществом выполнены все условия лицензионного соглашения (пробурена поисково - оценочная скважина №150, проведены все исследования в скважине. в том числе газогидродинамические, подсчитаны запасы газа и конденсата, получено государственное экспертное заключение).

Суд, выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела и дополнительный материал, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что на основании совместного постановления Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - Минприроды РФ) и Правительства Республики Дагестан от 07.07.2003 №150-п и от 18.08. 2003 №240 (Приложение №3 МАХ 11681 НР) в связи с реорганизацией предприятия «Дагестангазпром» РАО «Газпром» путем его преобразования - изменения его организационно - правовой формы на ООО «Каспийгазпром» выданная предприятию «Дагестангазпром» РАО «Газпром» лицензия МАХ №00103 НР на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи газа, конденсата и нефти на месторождении с остаточными запасами «Ачи-Су» переоформлена на ООО «Каспийсгазпром».

В Минприроды Российской Федерации 05.09.2003 №1707/МАХ 11681НР и в Минприроды Республики Дагестан 24.09.2003 №316 зарегистрирована переоформленная на ООО «Каспийсгазпром» лицензия серии МАХ 11681 НР на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи газа, конденсата и нефти на месторождении с остаточными запасами «Ачи-Су», расположенном в Карабудахкентском районе РД.

Приложение №1 к названной лицензии МАХ №11681 НР - лицензионное соглашение об условиях пользования недрами в целях геологического изучения и добычи газа, конденсата и нефти на месторождении с остаточными запасами «Ачи-Су», состоящее из 9-ти пунктов) подписано в 2003 году заместителем Минприроды РФ, заместителем председателя Правительства РД и генеральным директором ООО «Каспийгазпром».

Приказом Управления по недропользованию по Республике Дагестан (далее- Дагестаннедра) от 17.04.2008 №31 в связи с изменением наименования пользователя недр ООО «Каспийсгазпром» на ООО «Газпром трансгаз Махачкала» лицензия МАХ 11681 НР переоформлена на ООО «Газпром трансгаз Махачкала» и 06.05.2008 за №491 в Дагестаннедра зарегистрирована выданная ООО «Газпром транс газ Махачкала» лицензия серии МАХ №00474 НР на право пользование недрами с целью геологического изучения и добычи газа, конденсата и нефти на месторождении с остаточными запасами «Ачи-Су», расположенном в Карабудахкентском районе РД, со сроком действия -31.12.2014.

На основании приказа Дагестаннедра от 10.10.2009 №80 и статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах» Дагестаннедра и ООО «Газпром транс газ Махачкала» в 2009 году заключили дополнительное соглашение №1 к лицензионному соглашению об условиях пользования недрами в целях геологического изучения и добычи газа, конденсата и нефти на месторождении с остаточными запасами «Ачи-Су» (приложение №6 к лицензии МАХ №00474 НР).

Из дополнительного соглашения №1 к лицензионному соглашению об условиях пользования недрами в целях геологического изучения и добычи газа, конденсата и нефти на месторождении с остаточными запасами «Ачи-Су» (приложение №6 к лицензии МАХ №00474 НР), зарегистрированного Дагестаннедра 19.01.2010 №75, усматривается следующее:

пункт 8.4 лицензионного соглашения (приложение №1 к лицензии МАХ №00474 НР) изложен в следующей редакции: «в 2010 году ввести в опытно-промышленную эксплуатацию скважину №150Г»;

пункт 8.5 лицензионного соглашения (приложение №1 к лицензии МАХ №00474 НР) изложен в следующей редакции: «До 1- го квартала 2004 года разработать и утвердить проект опытно-промышленной эксплуатации месторождения с определением сроков и объемов дальнейших работ по обустройству месторождения».

Распоряжением (приказом) руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан от 12.02.2013 №18/2 назначена плановая выездная проверка в отношении ООО «Газпром трансгаз Махачкала» (367030, РД, г. Махачкала, ул. О.Булача) со сроком с 12.03.2013 по 08.04.2013. Предмет данной проверки - это соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами и по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде.

Пунктом 3 данного распоряжения (приказа) проверку указано провести в составе

Абдуллаева М.А. - старшего государственного инспектора, Ибрагимова З.К. - госинспектора отдела геологического контроля и охраны недр, Сурхаева О.С. - ведущего госинспектор отдела экологического контроля. К проведению проверки в качестве экспертов привлечен представитель экспертных учреждений заместитель начальника отдела ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по РД» Хизриев Р.М.

Уведомлением о проведении контрольных мероприятий от 12.02.2013 №02-245, направленным по почте и врученным 14.02.2013, управление уведомило общество о проведении в период с 12.03.2013 по 08.04.2013 включительно плановой выездной проверки по соблюдению обществом требований Федерального законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

Руководителю общества одновременно предложено к 12.03.2013 представить полномочным лицам управления, проводящим проверку, все необходимые для проведения проверки документы и принять участие в проводимой проверке.

Из акта проверки органом государственного контроля (надзора), муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от 08.04.2013 №02-01-08/2013, составленного должностными лицами управления Абдуллаевым М.А., Ибрагимовым З.К. и Сурхаевым О.С., составленного в присутствии представителя общества Абдурагимова З.А. - руководителя группы по охране окружающей среды и энергосбережения доверенность от 12.03.2003, усматривается следующее:

для геологического изучения и добычи газа, конденсата и нефти на месторождении с остаточными запасами «Ачи-Су», расположенном в Карабудахкентском районе РД, ООО «Газпром трансгаз Махачкала» выдана лицензия МАХ 00474 НР сроком до 31.12.2014;

в ходе проверки установлено, что общество не выполнило в полном объеме условия дополнительного соглашения №1 к лицензии МАХ 00474 от 19.01.2010, а именно:

- пункт 1.2 - в 2010 году ввести в опытно-промышленную эксплуатацию скважину №150г «Ачи-Су» - не выполнен;

- пункт 1.3 - до 1-го квартала 2010 года разработать (актуализировать) и утвердить проект опытно-промышленной эксплуатации месторождений с определением сроков и объемов дальнейших работ по обустройству месторождения - не выполнен;

нарушены статья 20 и пункт 10 части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах» (далее - Закон «О недрах».

08.04.2013 на основании акта проверки от 08.04.2013 старшим государственным инспектором управления Абдуллаевым М.А. обществу выдано предписание №02/01-08/2013 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований, согласно которому ООО «Газпром трансгаз Махачкала» предписано разработать (актуализировать) и утвердить проект опытно-промышленной эксплуатации месторождения «Ачи-Су» с определением сроков и объемов дальнейших работ по обустройству месторождения и приступить к опытно-промышленной эксплуатации скважины №150г «Ачи-Су» в срок до 10.07.2013.

08.04.2013 старшим госинспектором управления Абдуллаевым М.А. в присутствии представителя общества Абдурагимова З.А. составлен протокол об административном правонарушении №02/01-08/2013, из которого усматривается следующее:

для геологического изучения и добычи газа, конденсата и нефти на месторождении с остаточными запасами «Ачи-Су», расположенном в Карабудахкентском районе РД, ООО «Газпром трансгаз Махачкала» выдана лицензия МАХ 00474 НР сроком до 31.12.2014;

в ходе проверки установлено, что общество не выполнило в полном объеме условия дополнительного соглашения №1 к лицензии МАХ 00474 от 19.01.2010, а именно:

- пункт 1.2 - в 2010 году ввести в опытно-промышленную эксплуатацию скважину №150г «Ачи-Су» - не выполнен;

- пункт 1.3 – до 1-го квартала 2010 года разработать (актуализировать) и утвердить проект опытно-промышленной эксплуатации месторождений с определением сроков и объемов дальнейших работ по обустройству месторождения - не выполнен; нарушены статья 20 и пункт 10 части 2 статьи 22 Закона «О недрах»; за совершение указанного правонарушения предусмотрена ответственность по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 08.04.2013 №02/01-08/2013, назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении №02/01-08/2013 на 22.04.2013 на 12 час. 00 мин. по адресу: РД, г. Махачкала, ул. Буганова, 17 «Б», кабинет №20.

Извещением от 08.04.2013 №02-822 руководителю общества предложено явиться в Управление Росприроднадзора по РД 22.04.2013 по адресу: РД, г. Махачкала, ул. Буганова, 17 «Б», 2-й этаж, кабинет №20.

В связи с отказом руководителя группы по охране окружающей среды и энергосбережения Абдурагимова З.А. от подписания и получения акт проверки от 08.04.2013 предписание от 08.04.2013, протокол об административном правонарушении от 08.04.2013, определение от 08.04.2013 и извещение от 08.04.2013 направлены обществу почтой, которые вручены последнему 15.04.2013.

По результатам рассмотрения названного выше административного дела в присутствие руководителя группы по охране окружающей среды и энергосбережения общества Абдурагимова З.А. управление постановлением от 22.04.2013 №36 общество признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено ему административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.

В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии оспариваемого постановления.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подавшего жалобу, может быть восстановлено судом.

Согласно части 3 статьи 113 АПК РФ процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями, а в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Оспариваемое постановление заинтересованным лицом принято 22.04.2013, оно обжаловано обществом в суд 30.04.2013 согласно дате на почтовом штемпеле на конверте.

Обществом не пропущен срок для обращения с заявлением в арбитражный суд, настоящее заявление подано в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности установлен главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Управлением процессуальные документы составлены с извещением заявителя в присутствии его представителя, что и не оспаривается обществом.

В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности. Не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (статья 1.6 КоАП РФ).

Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

К обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении правонарушения.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона «О недрах» пользователь недрами обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Согласно статье 11 Закона «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, образует пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, что признается одним из существенных обстоятельств, подлежащих доказыванию при осуществлении производства по делу об административном правонарушении.

Основанием для привлечения общества к административной ответственности явилось пользование недрами с нарушений условий лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой составной частью лицензии МАХ 00474 НР на право пользования недрами.

Лицензия МАХ №00474 НР выдана обществу на два вида пользования недр: на геологическое изучение и на добычу газа, конденсата и нефти на месторождении «Ачи-Су».

Привлекая общество к административной ответственности за несоблюдение условий лицензионного соглашения по лицензии МАХ №00474 НР, управление факт пользования обществом недрами в виде геологического изучения недр либо добычи газа, конденсата и нефти, то есть наличие в его действиях события административного правонарушения, не установило.

В акте проверки и протоколе об административном правонарушении от 08.04.2013 управление указывает, что обществом не выполнен пункт 1.3 дополнительного соглашения №1 к лицензии МАХ №00474НР от 19.01.2010, со следующим содержанием: «Пункт 1.3 - до 1-го квартала 2010 года разработать (актуализировать) и утвердить проект опытно-промышленной эксплуатации месторождения с определением сроков и объемов дальнейших работ по обустройству месторождения - не выполнено».

Фактически, как следует из дополнительного соглашения №1 (Приложение №6 к лицензии МАХ 00474 НР) к лицензионному соглашению об условиях пользования недрами в целях геологического изучения и добычи газа, конденсата и нефти на месторождении с остаточными запасами «Ачи-Су» (подлинники обозревались в судебном заседании) пункт 1.3. названного дополнительного соглашения №1 к лицензионному соглашению (Приложение №1 к лицензии МАХ00474НР) изложен в редакции: «До 1-го квартала 2004 года разработать и утвердить проект опытно-промышленной эксплуатации месторождения с определением сроков и объемов дальнейших работ по обустройству месторождения».

Актуализировать проект опытно-промышленной эксплуатации месторождения в пункте 1.3 названного выше дополнительного соглашения №1 к лицензии не был предусмотрен, однако в акте проверки и протоколе об административном правонарушении об этом указвается.

Обществом представлены по делу на обозрение суда подлинные доказательства выполнения пункта 8.5 лицензионного соглашения к лицензии МАХ №00474НР (пункт 1.3 дополнительного соглашения №1 к названной лицензии) в срок 2002 и 2006 годах. В частности, представлен рабочий проект обустройства верхнемеловой газоконденсатной залежи месторождения «Ачи - Су», разработанный проектно-технологическим центром ООО «Каспийгазпром» в 2002 году, и проект опытно-промышленной эксплуатации скважины 150-г «Ачи-Су», разработанный проектно-технологическим центром ООО «Каспийгазпром» в 2006 году.

Указанное свидетельствует о том, что на день проведения управлением проверки и составления акта проверки, протокола об административном правонарушении от 08.04.2013 обществом было выполнено требование пункта 8.5 лицензионного соглашения к лицензии МАХ 00474НР и последнее не занималось геологическим изучением недр.

Согласно протоколу Дагестаннедра №3 от 10.02.2011 и письменному сообщению последнего от 05.07.2013 №579 на запрос суда в части геологического изучения недр обществом выполнены все условия лицензионного соглашения (пробурена поисково-оценочная скважина №150, проведены все исследования в скважине).

В обоснование того, что на момент проведения управлением проверки завершено геологическое изучение недр, обществом представлены акт приемки законченной строительством оценочно-поисковой скважины №150Г месторождения «Ачи-Су» от 15.12.2003, акт рабочей комиссии по передаче на баланс законченной строительством скважины от 30.10.2003, утвержденный заместителем министра Минприродных ресурсов РФ 25.02.2004 протокол от 12.02.2004 №15(м) - 2004 заседания центральной комиссии Минприроды РФ по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых(секция нефти и газа) за 2003 год по ООО «Каспийгазпром», а также фотоснимок завершенного строительством скважины «Ачи-Су».

За не ввод в опытно-промышленную эксплуатацию скважины №150г в срок - 2010 год (пункт 8.4 лицензионного соглашения) административная ответственность по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ не предусмотрена.

Административная ответственность по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена именно за пользование недрами с нарушением лицензионных условий.

Протоколом №5 от 14.02.2013 Дагестаннедра рекомендовано обществу в 2013 году разработка проектной документации на скважину №150 «Ачи-Су» и обеспечить ввод скважины в эксплуатацию. В данном случае указано не о разработке предусмотренного пунктом 8.5 дополнительного соглашения №1 проекта по лицензионному соглашению (п.1.2 дополнительного соглашения №1), а актуализировать (делать актуальным) и утвердить проектную документацию на скважину №150 «Ачи-Су».

Таким образом, материалами дела не подтверждается и управлением документально не доказано наличие в действиях общества состава правонарушения, за совершение которого предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Следовательно, оспоренное постановление от 22.04.2013 №36 о наложении на общества штрафа в размере 400000 рублей по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ является незаконным.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действия 9бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В оспоренном предписании обществу предписано в срок до 10.07.2013 разработать (актуализировать) и утвердить проект опытно-промышленной эксплуатации месторождения «Ачи-Су» с определением сроков и объемов дальнейших работ по обустройству месторождения и приступить к опытно-промышленной эксплуатации скважины №150г «Ачи-Су».

Предписание вынесено управлением на основании акта проверки от 08.04.2013. Судом установлено и материалами дела подтверждается, что управлением не выявлено в действиях общества состава правонарушения, за совершение которого установлена ответственность по часть 2 статьи 7.3 КоАП РФ. А выдача предписания предусмотрена по устранению выявленного административного правонарушения.

Орган, выдавший лицензию МАХ №00474 НР (Дагестаннедра), согласно протоколу №5 от 14.02.2013 указало обществу в 2013 году (до 01.01.2014) осуществить разработку, то есть актуализировать, проектную документацию на скважину №150 «Ачи-СУ» и обеспечить ввод скважины в опытную эксплуатацию. Срок действия лицензии МАХ №00474 НР истекает 31.12.2014.

И указанный в предписании срок - 10.07.2013 в силу изложенных выше обстоятельств нереальный, предписание в этот срок неисполнимое.

Следовательно, выданное обществу предписание от 08.04.2013 №02/01-08/2013 по результатам проверки является незаконным, поскольку оно не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает прав и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Требование заявителя о признании незаконным и отмене оспоренного постановления является обоснованным и подлежит удовлетворению, следует признать незаконным постановление управления от 22.04.2013 №36 о наложении на общество по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ штрафа в размере 400 000 рублей и отменить его полностью.

Требование о признании незаконным предписания от 08.04.2013 №02/01-08/2013 об устранении нарушений в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований является обоснованным, следует признать незаконным предписание управления от 08.04.2013 №02/01-08/2013, как несоответствующее требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176-177, 198, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

признать незаконным постановление Управления Росприроднадзора по РД от 22 апреля 2013 года №36 о наложении на ООО «Газпром трансгаз Махачкала» по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ штрафа в размере 400 000 рублей и отменить его полностью.

Признать незаконным предписание Управления Росприроднадзора по РД от 08 апреля 2013 года №02/01-08/2013 об устранении нарушений в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья З.Т.Тагирова