ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-1299/08 от 22.07.2010 АС Республики Дагестан

город Махачкала Дело № А15- 1299/2008 23 июля 2010 года

резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2010 года

мотивированное решение изготовлено 23 июля 2010 года

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Ахмедова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алихановым Р.А., с участием в судебном заседании представителей администрации МО «Ахвахский район» ФИО1, ФИО2 (доверенность от 09.07.10), ФИО3 (доверенность от 09.07.10, удост. №505) представителя ТУ Росфиннадзора в РД ФИО4 (доверенность от 07.07.10), представителя Минфина РД ФИО5 (доверенность от 31.03.10), в отсутствие представителей Правительства РД и СЧС Дагестана, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела №А15-1299/2008 по заявлению администрации муниципального образования «Ахвахский район» о признании незаконным представления ТУ Росфиннадзора в Республике Дагестан от 14.08.2007 №03-04-19/1223,

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального образования «Ахвахский район» (далее- администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным (недействительным) представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Дагестан (далее- управление, ТУ Росфиннадзора в Республике Дагестан) от 14.08.2007 №03-04-19/1223.

Определением суда от 19.08.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Республики Дагестан (далее- Минфин РД), Правительство Республики Дагестан, Республиканская государственная служба по обеспечению мероприятий гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Дагестан (далее- СЧС Дагестана).

Решением суда от 22.09.2008, оставленным без изменения постановлением
 апелляционной инстанции от 09.02.2009, в удовлетворении заявления отказано. Суды признали причины пропуска срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, для оспаривания ненормативного правового акта неуважительными, отказав в его восстановлении. Кроме того, судебные инстанции указали, что изложенные в акте проверки от 20.06.2007 выводы управления о необоснованном использовании бюджетных средств администрация документально не опровергла.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.05.2009 вышеуказанные судебные акты по делу №А15-1299/2008 отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.

При этом суд кассационной инстанции в постановлении указал, что суду первой инстанции при новом рассмотрении следует дополнительно проверить доводы заявителя об уважительности причин пропуска срока на подачу заявления; оценить правомерность выводов управления о необоснованности произведенных администрацией выплат по иным основаниям; выяснить, в какой части денежные средства выделены гражданам неправомерно и в зависимости от установленного рассмотреть заявление администрации.

В соответствии с п.15 ч.2 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

Определением суда от 01.06.2009 дело принято к производству и его рассмотрение назначено в судебном заседании на 12-00час. 29.06.2009.

Определением суда от 29.06.2009 ходатайство заявителя удовлетворено, производство по делу №А15-1299/2008 приостановлено до разрешения судом общей юрисдикции материалов уголовного дела №7148.

Определением суда от 25.06.2010 производство по делу в связи с отпадением оснований, вызвавших приостановление производства по делу, возобновлено и дело назначено к судебному разбирательству на 11-00 час. 15 июля 2010 года.

В судебном заседании представители администрации заявленное требование поддержали, в порядке ст.49 АПК РФ уточнив, что ею не оспаривается указанное представление ТУ Росфиннадзора по РД в части о восстановлении администрацией МО «Ахвахский район» в федеральном бюджете средств на сумму 338 400 руб. (по 169 200 руб. компенсаций, неправомерно полученных гражданами ФИО6, уроженцем с. Кудиябросо и ФИО7, <...>), что установлено вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи судебного участка №41 Ахвахского района Республики Дагестан от 26.11.2008 и 29.03.2010.

Управление отзывом от 09.07.2010 и его представитель в судебном заседании заявление администрации не признали, ссылаясь на произведенные администрацией незаконные выплаты за счет средств резервного фонда компенсаций гражданам за жилье, утраченное в результате стихийного бедствия, на которое у граждан отсутствовали правоустанавливающие документы. Управление полагает, что иск неподведомственен арбитражному суду, поэтому производство по делу следует прекратить.

Министерство финансов Республики Дагестан отзывом и его представитель в судебном заседании пояснили, что блокировка расходов бюджетных средств на спорную сумму для муниципального образования «Ахвахский район» приостановлена до рассмотрения арбитражного дела, просили принять по делу законный и обоснованный на материалах дела судебный акт.

Государственное учреждение при Правительстве РД «Центр ГО и ЧС» письмом от 22.07.2010 сообщило суду, что участвующее по делу №А15-1299/2008 лицо- СЧС Дагестана согласно Указу Президента Республики Дагестан от 13.05.2009 №98 «О мерах по реализации Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.03.2008 №211, упраздена и исключена из структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан. ГУ «Центр ГО и ЧС» не имеет отношения к данному юридическому лицу и не является правопреемником СЧС Дагестана.

Правительство Республики Дагестан при новом рассмотрении дела отзыва на иск не представило, заявлением от 22.07.2010 №05-19999/02 просило рассмотреть дело по правилам статьи 156 АПК РФ без участия его представителя.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ по ходатайству представителей сторон был объявлен перерыв до 14-00час. 22.07.2010 для представления истребованных документов в полном объеме.

Суд, заслушав доводы и объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленное требование администрации с учетом уточнения от 22.07.2010 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.12.2006 №1780-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в 2006 году Правительству Республики Дагестан выделено 342094,2 тыс.руб. на выплату компенсаций за утраченное жилье гражданам РФ, пострадавшим в результате паводка, произошедшего в весенне-летний период 2005 годаг на территории Республики Дагестан, в том числе на прикутанных землях Ахвахского района.

Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 25.12.2006 №361-р средства, поступившие из федерального бюджета, распределены между районами РД, пострадавшими от паводка. Ахвахскому району выделено 83669,4 тыс.руб., в том числе для выплаты компенсаций жителям: сел. Изано - 48842,4 тыс.руб., сел. Кудиябросо -11787,6 тыс.руб., сел. Лологонитль -23039,4 тыс.руб. в местности «Камышкутан» Хасавюртовского района.

О выделении денежных средств Министерство финансов РД сообщило администрации уведомлением №1312/1 от 27.12.2006, перечисление денежных средств произведено платежным поручением №9995722 от 29.12.2006 и проведено по реестру финансирования №3 от 01.02.2007.

Управлением на основании централизованного задания от 31.03.2007 №43-01-02-25/842 проведена ревизия расходования средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты компенсаций гражданам Ахвахского района за жилье, утраченное в результате паводка. Полномочия лиц, проводивших проверку, подтверждены удостоверением от 31.05.2007 №210, подписанным руководителем управления.

Проверкой установлено нарушение администрацией бюджетного законодательства, в частности постановления Правительства РФ от 26.10.2000 №810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». Результаты проверки оформлены актом от 20.06.2007.

По результатам проверки управление вынесло представление №03-04-19/1223 от 14.08.2007, согласно которому администрации предложено необоснованно использованные федеральные бюджетные средства в сумме 83669,4 тыс.руб. восстановить в бюджет; Министерству финансов РД – принять меры по взысканию необоснованно использованных федеральных бюджетных средств в сумме 83669,4 тыс.руб. и восстановлению их в соответствующий бюджет.

Считая, что представление от 14.08.2007 нарушает его права и создает препятствия для осуществления экономической деятельности, администрация оспорила его в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) государственных органов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного суда, изложенной в Определении от 18.11.2004 №367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникшим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованное лицо вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Как видно из материалов дела, оспариваемое представление управлением в адрес администрации направлено простым письмом 14.08.2007, исходящий №03-04-19/1223 от 14.08.07 (л.д.7 т.2). Истец утверждает, что оспариваемое представление он получил 11.03.2008, входящий №14-01/32 от 11.03.2008, от Министерства финансов РД с письмом №14/01-32, в котором администрации предложено восстиановить необоснованно использованные бюджетные средства (л.д. 23-24 т.2).

Вместе с тем управлением не представлены в суд надлежащие и достоверные доказательства направления либо вручения нарочно администрации оспариваемого представления в августе 2007 года. Из пояснений заявителя, имеющихся в материалах дела, следует, что о существовании представления от 14.08.2007 администрации стало известно после получения 11.03.2008 письма Минфина РД о восстановлении в бюджете необоснованно использованных федеральных бюджетных средств в размере 83669,4 тыс.руб..

Поскольку отсутствуют доказательства, подтверждающие, что администрации о существовании оспариваемого представления стало известно ранее 11.03.2008, первоначально за защитой своих интересов заявитель обратился по делу №А15-808/08 в пределах срока, установленного статьей 198 АПК РФ.

Судом во исполнение указаний кассационной инстанции исследованы материалы арбитражного дела №А15-808/08, возбужденного по заявлению администрации муниципального образования «Ахвахский район» к ТУ Росфиннадзора по РД о признании незаконными акта проверки использования федеральных бюджетных средств от 20.06.2007 и представления от 14.08.2007.

Определением суда от 26.06.2008 по делу №А15-808/08 заявление администрации оставлено без рассмотрения. Исследованием материалов дела №А15-808/08 судом установлено, что основанием для принятия данного определения явилось то, что исковое заявление от 23.04.2008 №01-31/12 было подписано главой муниципального образования «Ахвахзский район» ФИО8 с учинением факсимильной подписи. Представители администрации ФИО1 и ФИО2, действовавшие от имени администрации Ахвахского района по доверенностям от 26.05.2008, не имели права подачи иска от имени администрации, так как доверенности на указанных лиц не содержат соответствующие полномочия совершать от имени администрации указанные действия. В рассматриваемых доверенностях на ФИО1 и ФИО2 указаны их права представлять интересы администрации МО «Ахвахский район» без расшифровки предоставленных им конкретных полномочий.

С заявлением о признании незаконным представления от 14.08.07 по настоящему делу №А15-1299/2008 администрация обратилась 25.07.2008.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Отказ в судебной защите недопустим.

По аналогии с нормами статьи 203 ГК РФ течение процессуального срока прерывается предъявлением иска в установленном порядке. После перерыва течение этого срока начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 Кодекса. Поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.

Учитывая, что заявитель первоначально по арбитражному делу №А15-808/08 в пределах процессуального срока обратился в суд, то есть предпринимал меры по своевременной защите нарушенного права и, учитывая, что администрация повторно обратилась в арбитражный суд с заявлением с небольшим пропуском срока, оценив в совокупности вышеуказанные обстоятельства, суд считает уважительными вышеперечисленные причины пропуска срока обращения в суд с настоящим заявлением и по правилам статьи 117 АПК РФ восстанавливает его заявителю, так как отказ в восстановлении срока по формальным основаниям лишает заявителя права на судебную защиту и возможности добиться рассмотрения своего заявления в компетентном суде. Отказ в правосудии в Российской Федерации недопустим. Кроме того, в материалах арбитражного дела №А15-808/08 не имеются какие-либо достоверные доказательства о том, что на исковом заявлении главой муниципального образования учинена именно факсимильная подпись.

Судом проверены полномочия лица, подписавшего заявление от 16.07.2008 (поступило в суд 25.07.2008) от имени администрации- и.о. главы муниципального образования «Ахвахский район» ФИО3 Согласно статье 29 устава МО «Ахвахский район» глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района, наделяется настоящим уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также возглавляет администрацию муниципального района (л.д.16 т.2). Согласно постановлений главы МО «Ахвахский район» от 10.01.2007 №2 и 19.06.2007 №42 глава администрации ФИО3 в случае временного отсутствия главы муниципального образования или досрочного прекращения им своих полномочий осуществляет исполнение в полном объеме полномочий главы муниципального образования «Ахвахский район». Следовательно, заявление по делу №А15-1299/08 подписано законным представителем юридического лица.

Суд считает, что деятельность администрации по расходованию бюджетных средств, выделенных на выплату компенсаций гражданам, является экономической.

Статьей 284 Бюджетного кодекса РФ установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства. Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 Кодекса выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств (пункт 2 статьи 284 БК РФ).

Оспариваемым представлением администрации предложено принять меры по восстановлению денежных средств в бюджет, то есть представление имеет признаки документа властно-распорядительного характера, возлагает на заявителя определенные обязанности в сфере экономической деятельности, поэтому спор о признании представления ТУ Росфиннадзора от 14.08.2007 недействительным подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Суд считает несостоятельным довод управления, изложенный в отзывах на иск о том, что оспариваемое представление является обязательным для рассмотрения, а не для исполнения и в нем отсутствует указание на применение мер принуждения, в случае его неисполнения.

В качестве критерия подведомственности спора о признании недействительным ненормативного акта арбитражному суду законодатель установил, в частности, возложение этим актом на заинтересованное лицо какой-либо обязанности. При этом в части 1 статьи 198 АПК РФ не конкретизирована сама обязанность, возложение которой свидетельствует о подведомственности спора арбитражному суду. Следовательно, не имеет значения, в какой форме выражена обязанность администрации в оспариваемом представлении. В данном случае, представление возлагает на администрацию обязанность восстановить денежные средства в бюджет, на Министерство финансов РД – взыскать необоснованно использованные денежные средства.

При этом министерство письмом от 04.03.2008 уведомило администрацию, что в случае не восстановления денежных средств в бюджет, в отношении муниципального образования «Ахвахский район» будет применена блокировка расходов средств республиканского бюджета на 2008 год и взыскание федеральных средств в бесспорном порядке.

Следовательно, оспариваемое представление создает для администрации препятствия в сфере экономической деятельности, влечет для заявителя последствия экономического характера и порождает экономический спор, относящийся к компетенции арбитражного суда.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 №810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с которыми перечень и содержание обосновывающих документов определяются соответствующей инструкцией.

Форма №3-а к Инструкции «Об учете и отчетности за использование финансовых средств на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий из резервного фонда Правительства РФ на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций» от 05.05.1994, утвержденной Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством финансов РФ, Министерством экономики РФ, предусматривает, что в числе основных сведений о повреждениях (разрушениях) жилых домов частного сектора, следует указать фамилию, имя, отчество владельца дома и членов его семьи (совместно проживающих).

Из акта проверки от 20.06.2007 следует, что администрация выплатила компенсацию по утрате жилья гражданам, не проживавшим и не прописанным в жилых домах, пострадавших от паводка; гражданам, имеющим в собственности иное жилье, помимо разрушенного; гражданам, не утратившим жилье в результате паводка и продолжающим проживать в жилых домах, имеющих незначительные повреждения; гражданам, не имеющим правоустанавливающих документов на жилые дома (самовольная постройка).

В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону (иному акту), наличия надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял оспариваемый акт, то есть на управление.

Согласно акту проверки от 20.06.2007 и представлению от 14.08.2007 неправомерность выплаты администрацией денежных средств гражданам указанных сел управление обосновало тем, что утраченное ими жилье являлось самовольными постройками, поэтому не подлежало компенсации. Кроме того, 11844,0 тыс.руб. выплачено лицам, на момент прорыва водохранилища не проживающим и не зарегистрированным в данном населенном пункте.

Администрация, оспаривая представление от 14.08.2007, указывает, что управлением не представлены доказательства о необоснованности произведенных администрацией Ахвахского района компенсационных выплат пострадавшим гражданам.

На основании Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации приняло постановление от 26.10.2000 №810, которым утвердило Правила выделения средств из резервного фонда по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила). В пункте 6 Правил (в редакции постановления от 20.11.2002 №836) содержится перечень мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, на которые выделяются средства резервного фонда. В частности, в подпункте "ж" пункта 6 указано, что за счет средств резервного фонда в установленном порядке осуществляется погашение государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации. В случае невозможности использования государственных жилищных сертификатов разрешается выплата компенсаций за утраченное жилье в соответствии с действующими в Российской Федерации социальными нормами. Использование средств из резервного фонда на другие цели запрещается.

Приведенные нормативные акты направлены на обеспечение защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций, включая восстановление прав, связанных с утратой жилья, независимо от правовых оснований, по которым жилье использовалось потерпевшими от стихийных бедствий лицами.

В постановлении кассационной инстанции от 20.05.2009 по рассматриваемому делу содержатся обязательные для исполнения судом и участвующими в деле лицами при новом рассмотрении дела правовые выводы о том, что спорные дома построены задолго до имевшего место паводка; в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в отношении этих домов приняты судебные решения о сносе. В связи этим выводы управления, о необоснованной выплате гражданам компенсаций на сумму 83669,4 тыс.руб. по мотиву отсутствия правоустанавливающих документов на дома (самовольные постройки) являются неправомерными. Следовательно, указанное основание не может свидетельствовать о нецелевом использовании бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 АПК РФ вступивший в законную силу приговор (постановление) суда по уголовному делу обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.

Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка №41 Ахвахского района РД от 26.11.2008 в отношении гражданина ФИО6, <...> установлено, что он получил 507 600 руб. компенсации за утраченное жилье в результате стихийного бедствия (паводка), имевшее место в Ахвахском районе в мае 2005 года, из них путем искажения действительного положения обманным путем незаконно получены 169200 руб., однако в связи с его деятельным раскаянием, признанием вины и готовностью возместить нанесенный ущерб уголовное дело прекращено в соответствии со ст. 28.1 и п.3 ст. 254 УПК РФ.

В отношении гражданина ФИО7, <...> установлено, что он путем искажения действительного положения, обманным путем незаконно получил 169 200 руб. компенсации за утраченное жилье в результате стихийного бедствия (паводка), имевшее место в мае 2005 года. Однако в связи с истечением сроков давности постановлением мирового судьи судебного участка №41 Ахвахского района РД от 29.03.2010 уголовное дело в отношении обвиняемого прекращено.

В связи с тем, что вступившими в законную силу судебными актами по уголовным делам установлено неправомерное получение жителями селений Кудиябросо и Изано ФИО6 и ФИО7 компенсаций за утраченное жилье денежных средств в общей сумме 338 400 руб., то указанные обстоятельства в силу п.4 ст. 69 АПК РФ не подлежат доказыванию по арбитражному делу №А15-1299/08.

На основании вышеизложенного заявление истца о признании незаконным оспоренного предписания в части восстановления в бюджет федеральных бюджетных средств в сумме 338 400 руб. удовлетворению не подлежит. К тому в этой части заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ в судебном заседании 22.07.2010 уточнил свои требования, заявив, что на указанную сумму в отношении указанных граждан представление не оспаривает.

В остальной части требование заявителя суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Суд при новом рассмотрении дела во исполнение указаний кассационной инстанции проверил и оценил правомерность выводов управления о необоснованности произведенных администрацией выплат по иным основаниям; выяснил, в какой части денежные средства выделены гражданам неправомерно.

Из оспариваемого представления следует, что из вышеперечисленной суммы (83669,4тыс.руб.) 11844,0тыс.руб. выплачено лицам, на момент прорыва водохранилища не проживающим и не зарегистрированным в данном населенном пункте.

В обоснование этих выводов управлением в порядке ст.65 и пункта 5 статьи 200 АПК РФ не представлены соответствующие доказательства. В судебном заседании об отсутствии таких доказательств заявил представитель управления.

Наоборот, в обоснование своего требования администрацией и СЧС РД в материалы дела представлены соответствующие доказательства.

Так, например, из ответа Отдела законодательства и федерального регистра в Республике Дагестан Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу от 24.08.2006 следует, что представленный пакет документов по оформлению компенсаций жителям населенных пунктов Изано, Кудияброссо и Лологонитль Ахвахского района соответствует требованиям Правил выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 №810 (л.д.111 т.1).

Из ответа Управления федеральной миграционной службы по Республике Дагестан от 17.08.2006 №1225 суд установил, что по 101 дому, разрушенным в результате прорыва Аксайского водохранилища, имевшего место 10 мая 2005 года в местности «Камышкутан» и включенным в реестр согласно распоряжению Правительства РД от 14.07.2005 №174-р, зарегистрированы и состоят на регистрационном учете семьи в селах Ахвахского района Республики Дагестан: в с.Изано в местности «Камышкутан»- 56 домов, в с.Кудиябросо в местности «Камышкутан»- 14 домов, в с.Лологонитль в местности «Камышкутан»- 31 домов, всего проживают в 101 разрушенных домах 487 человек. Местность «Камышкутан» территориально размещается на территории Хасавюртовского района Республики Дагестан и находится в административном подчинении Ахвахского района в соответствии с решением Совета Министров Дагестанской АССР и бюро обкома КПСС от 29.04.1956 №123/17 (л.д.112-114, 119-124 т.1).

Из ответа ГУП «Дагтехинвентаризация» от 23.03.2006 суд установил, что жители населенных пунктов Изано, Кудиябросо и Лологонитль, расположенные в местности «Камышкутан» Хасавюртовского района, другого жилья в одноименных населенных пунктах Ахвахского района не имеют (л.д.117 т.1).

Из справок Дагестанской региональной газовой компании от 11.08.2006 №6, Хасавюртовской центральной районной поликлиники от 11.08.2006, Северного отделения ОАО «ДЭСК» от 11.08.2006 №31, межрайонного отдела ОПФ РФ по РД от 11.08.2006 №1137/01, и других документов суд установил, что указанными службами обслуживаются населенные пункты прикутанных хозяйств Ахвахского района с.Изано, Кудиябросо и Лологонитль, расположенных в местности «Камышкутан» Хасавюртовского района (л.д.125-128 т.1).

Судом установлено, что обосновывающие материалы по стихийному бедствию были утверждены Правительством РД, согласованы со всеми соответствующими республиканскими органами и прошли экспертизу в Минфине России, Минэкономразвития России, МЧС России, Минрегионразвития России, Южном региональном центре по делам ГО ЧС и ПБ МЧС России. Указанными федеральными органами представленные материалы приняты как обоснование для включения 487 человек жителей населенных пунктов Камышкутан (с.Изано, Кудиябросо, Лологонитль) Ахвахского района в списки граждан, пострадавших в результате стихийного бедствия (л.д.157-180 т.2).

По результатам внесенных федеральными органами власти предложений распоряжением Правительства РФ от 20.12.2006 №1780-р Правительству РД выделены 342094,2 тыс.руб. на выплаты компенсаций за утраченное жилье пострадавшим гражданам, в том числе и жителям Ахвахского района в размере 83669,4 тыс.руб. Расчет компенсаций произведен в соответствии с социальными нормами жилья, предоставляемого гражданам Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 09.10.1995 №982), лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и среднерыночной стоимостью одного квалратного метра жилья по Республике Дагестан по данным Минрегионразвития РФ на день наступления чрезвычайной ситуации.

Материалами дела подтверждается, что распоряжением Правительства РД от 25.12.2006 №361-р Ахвахскому району выделены средства на выплату компенсаций за утраченное жилье в размере 83669400 руб., которые администрацией перечислены на лицевые счета пострадавших граждан, то есть использованы на цели, соответствующие условиям получения указанных бюджетных средств, определенными распоряжением Правительства РФ №1780-р и распоряжением Правительства РД №361-р (л.д.10, 96-103 т.1).

Из отчета администрации об использовании средств резервного фонда Правительства РД по состоянию на 01.07.2007 (приложение к приказу Минфина РД от 22.08.2005 №1198/3) следует, что бюджетные средства на сумму 83669,4 тыс.руб. выплачены в виде компенсаций за утраченное жилье гражданам, пострадавшим в результате прорыва Аксайского водохранилища в весенне-летний период 2005 года в местности «Камышкутан» (с.Изано, Кудиябросо, Лологонитль) (л.д.140 т.1).

Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что администрацией указанные бюджетные средства на сумму 83331000 руб. использованы по целевому назначению в виде выплаты пострадавшим гражданам (в количестве 485 человек) указанных населенных пунктов прикутанных хозяйств Ахвахского района, расположенных в Хасавюртовском районе Республики Дагестан, за исключением 338400 руб., неправомерно полученных жителем с.Изано ФИО7 в размере 169200 руб. для своей матери ФИО9 (№210, 219 по списку) и жителем с.Кудиябросо ФИО6 для внучки ФИО10 (№335, 337 по списку) в размере 169200 руб. Неправомерное получение бюджетных средств на сумму 338400 руб. подтверждены, как указано выше, вступившими в законную силу судебными актами мирового судьи судебного участка №41 и материалами расследования возбужденных уголовных дел.

Представленные администрацией 22.07.2010 в судебном заседании в материалы дела дополнительные документы о привлечении в качестве обвиняемого ФИО11 (постановление следователя СГ при ОВД по Ахвахскому району от 09.07.2010 по уголовному делу №91414)), неправомерно получившего безвозмездную субсидию на восстановление жилья собственными силами в размере 679000 руб., отношения к предмету рассматриваемого спора не имеет, поскольку ФИО11 не входит в список граждан, пострадавших в результате паводка и имеющих право на получение компенсации (л.д.157-180 т.2), кроме того, ему безвозмездная субсидия выделена на основании других распоряжений Правительства РД от 10.09.2007 №220-р и 19.04.2007 №66-р.

При новом рассмотрении дела судом установлено, что Указом Президента РД от 27.03.2008 №211 Республиканская государственная служба по обеспечению мероприятий гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности РД (СЧС РД) упразднена, в связи с чем производство по делу в отношении указанного юридического лица, участвующего в деле №А15-1299/08 в качестве третьего лица, подлежит прекращению в соответствии с п.5 ст. 150 АПК РФ.

Заявителем при обращении в суд представлена копия платежного поручения №115 от 21.07.2008 об уплате госпошлины в сумме 2000руб. без отметки кредитного учреждения о проведенной банковской операции. Указанное нарушение заявителем при рассмотрении дела не устранено.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ госпошлина по делу в связи с удовлетворением иска относится на ответчика, но поскольку управление от уплаты госпошлины освобождено в порядке статьи 333.37 НК РФ, вопрос о госпошлине судом не рассматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 117, 150, 167-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Дагестан

РЕШИЛ:

ходатайство заявителя удовлетворить, восстановить ему срок подачи заявления в арбитражный суд об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа, признав причины пропуска срока уважительными.

Заявление администрации муниципального образования «Ахвахский район» удовлетворить частично.

Признать недействительным как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации представление Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Дагестан от 14.08.2007 №03-04-19/1223 в части о восстановлении администрацией муниципального образования «Ахвахский район» в федеральном бюджете средств на сумму 83 331 000 руб.

В части признания недействительным представления Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Дагестан от 14.08.2007 №03-04-19/1223 о восстановлении администрацией муниципального образования «Ахвахский район» в федеральном бюджете средств на сумму 338 400 руб. (по 169 200 руб. компенсаций, полученных гражданами ФИО6, уроженцем с. Кудиябросо и ФИО7, уроженцем с. Изано, расположенных в прикутанных хозяйствах Ахвахского района) в удовлетворении требования отказать.

Производство по делу в отношении СЧС Дагестана прекратить в связи с его упразднением.

Решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.

Судья Д.А. Ахмедов