АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Махачкала
07 сентября 2012 г.
Дело №А15-1302/2011
Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено 07 сентября 2012 г.
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Батыраева Ш.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Безруковой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Дагэнергосеть» (ОГРН 1100562000208)
к Министерству промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан
о признании незаконными действий, выразившихся в принятии ряда противоречащих постановлений, в частности постановления от 13.04.2011 №01-16/611М, а также в создании группы и разработке механизма передачи электроэнергетического комплекса обществу с ограниченной ответственностью «Дагестанская объединенная сетевая компания»,
при участии
от заявителя: Гаджиев И.М. (доверенность от 03.02.2012),
от заинтересованного лица: Гаджиев А.А. (доверенность от 20.06.2012),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Дагэнергосеть» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Министерству промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан (далее – министерство) с заявлением о признании незаконными действий.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением от 19.07.2012 общество уточнило свои требования и просило признать незаконными действия министерства, выразившиеся в разработке ряда противоречащих закону постановлений, в частности постановления от 13.04.2011 №04-16/611М, в также в создании группы и разработке механизма передачи электроэнергетического комплекса обществу с ограниченной ответственностью «Дагестанская объединенная сетевая компания».
Заявление общества мотивировано тем, что, как следует из письма от 13.04.2011, министерство создало рабочую группу для разработки механизма и условий передачи муниципальных электрических объектов ООО «ДОСК». По мнению общества, действия, предпринимаемые рабочей группой министерства, не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы общества, создают препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности и противоречат требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральному закону «Об электроэнергетике», Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В судебном заседании представитель общества поддержал требования с учетом уточнений и просил их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям.
Министерство в отзывах и его представитель в судебном заседании требования общества признали необоснованными, поскольку постановление от 13.04.2011 №04-16/611М министерством не принималось, рабочая группа создана на основании распоряжения Правительства Республики Дагестан от 22.02.2011 №40-Р, разработанный рабочей группой план мероприятий, в котором указано о целесообразности предоставления электроэнергетических объектов ООО «ДОСК», носит рекомендательный характер.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав в порядке статьи 71 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Правительство Республики Дагестан издало распоряжение от 22.02.2011 №40-р об образовании рабочей группы по разработке механизма и условий передачи муниципальных электрических сетей на баланс ООО «ДОСК» в целях обеспечения энергетической безопасности муниципальных районов и городских округов, содержания распределительных энергетических сетей в нормативном состоянии и единого управления энергосистемой.
Рабочей группе в срок до 25.02.2011 предписано разработать механизм и условия передачи муниципальных электрических сетей на баланс ООО «ДОСК» и внести предложения для утверждения в правительство, в срок до 10.03.2011 - организовать реализацию пилотного проекта по передаче муниципальных электрических сетей трех муниципальных районов республики на баланс ООО «ДОСК» и в срок до 05.04.2011 - составить поэтапный план передачи муниципальных электрических сетей районов и городов республики на баланс ООО «ДОСК». Контроль за исполнением распоряжения возложен на Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан.
Из письма министерства от 13.04.20111 №04-16/611М, адресованного Правительству Республики Дагестан и главам муниципальных образований, следует, что на основании распоряжения Правительства Республики Дагестан от 22.02.1011 №40-р рабочей группой разработан следующий план мероприятий.
Согласно этому плану рабочая группа считает, что практическая реализация указанного распоряжения может быть осуществлена при условии надлежаще оформленных правоустанавливающих документов на объекты электроэнергетического хозяйства и включения их в реестр муниципальной собственности. Для этого муниципальным образованиям необходимо осуществить мероприятия по надлежащему оформлению правоустанавливающих документов на муниципальное имущество, в частности осуществить ревизию бесхозяйных объектов электроэнергетического хозяйства, находящихся на территории муниципального образования, составить перечень таких объектов с указанием наименования, месторасположения и иных характеристик, осуществить действия по принятию на учет бесхозяйных объектов в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 №580, и принять меры по обеспечению безаварийной эксплуатации и модернизации электроэнергетического хозяйства.
Учитывая, что указанные объекты нуждаются в поддержании технической исправности и обслуживании, рабочая группа полагает целесообразным на время осуществления процедуры признания права собственности на бесхозяйные объекты, выявленные по результатам ревизии, предоставить указанные объекты в управление специализированной организации на взаимовыгодных условиях.
Со ссылкой на то, что ООО «ДОСК» является участником инвестиционного проекта «Внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии», победившим по итогам конкурса, проведенного Агентством инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан в 2010 году, а также планирует своими ресурсами осуществить внедрение технологий энергосбережения, техническое, рабочая группа считает возможным передачу ему муниципального имущества в безвозмездное пользование сроком на 1 год на период оформления электрических сетей в собственность.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Обращение в арбитражный суд осуществляется в форме заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (часть 4 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В заявлении об уточнении своих требований от 19.07.2012 общество просит признать незаконными действия министерства, выразившееся в разработке постановления от 13.04.2011 №04-16/611М.
Однако министерство постановление с такими реквизитами не выносило.
В то же время в деле имеется письмо министерства от 13.04.2011 №04-16/611М, в котором, как было выше указано, рабочая группа, созданная распоряжением Правительства Республики Дагестан от 22.02.2011 №40-р, изложила свои рекомендации по реализации указанного распоряжения.
Поэтому суд приходит к выводу о том, что фактически обществом оспаривается законность мероприятий, изложенных в письме от 13.04.2011 №04-16/611М, и которые, по мнению рабочей группы, необходимо осуществить для реализации распоряжения Правительства Республики Дагестан от 22.02.2011 №40-р.
Суд считает, что указанные в письме от 13.04.2011 №04-16/611М мероприятия, а также вывод о целесообразности передачи электроэнергетических объектов в пользование ООО «ДОСК» в период оформления права собственности муниципальных образований на указанные объекты, являются мнением рабочей группы и носят рекомендательный характер, соответственно не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, не возлагают на него какие – либо обязанности, в связи с чем в удовлетворении требований общества в этой части следует отказать.
В удовлетворении требований общества о признании незаконным действий министерства по созданию рабочей группы следует отказать, поскольку министерство такие действия не совершало, а рабочая группа была создана распоряжением Правительства Республики Дагестан от 22.02.2011 №40-р.
Следует также отметить, что какие –либо ненормативные правовые акты на основании письма министерства от 13.04.2011 №04-16 Правительством Республики Дагестан не принимались, поскольку постановлением Федерального арбитражного суда Северо – Кавказского округа от 06.04.2012 по делу №А15-1214/2011 вышеуказанное распоряжение Правительства Республики Дагестан от 22.02.2011 №40-р, в целях исполнения которого рабочей группой был предложены мероприятия, изложенные в письме от 13.04.2011 №04-16/611М, признано недействительным.
При таких обстоятельствах суд считает, что общество не представило доказательств того, что оспариваемые действия нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не находит правовых оснований для удовлетворения требований общества.
При подаче заявления обществом уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167,170,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Дагэнергосеть» отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Судья
Ш.М. Батыраев