26 августа 2013 года г. Махачкала Дело № А15- 1337/2013
Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 26 августа 2013 года.
Судья Арбитражного суда Республики Дагестан Алиев А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахмедовой Г.М., рассмотрев дело по заявлению Сулейман- Стальского райпо к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РД о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с.Касумкент, Новый поселок, напротив райбольницы, и обязании внести запись в государственный кадастр земель о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с.Касумкент, Новый поселок, напротив райбольницы,
при участии представителей:
от заявителя - не явились,
от заинтересованного лица – не явились,
от третьего лица - ФИО1 (паспорт, доверенность от 02.06.11),
УСТАНОВИЛ:
Сулейман-Стальское райпо (далее – райпо) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РД (далее - Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД) о признании незаконной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с.Касумкент, Новый поселок, напротив райбольницы, и обязании внести запись в государственный кадастр земель о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с.Касумкент, Новый поселок, напротив райбольницы.
Определением суда от 30.05.2013 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено крестьянско-фермерское хозяйство "Руслан" (далее - КФХ "Руслан").
Определением суда от 24.07.2013 судебное разбирательство назначено на 11 часов 26.08.2013.
Ходатайством от 23.08.2013 заявитель просит провести судебное разбирательство без их участия.
Представитель заинтересованного лица, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Райпо Сулейман-Стальского района на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 1542 кв.м., расположенный по адресу: Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с.Касумкент, с кадастровым номером 05:13:000001:4441, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.06.2011 серии 05-АА № 402400.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД по заявлению КФХ "Руслан» 08.02.2013 поставил на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 05:13:000001:5900.
Райпо Сулейман-Стальского района, посчитав постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900 (решение от 08.02.2013 №005-301/13-5445) незаконной, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пунктом 2 статьи 1 Федеральным закона «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом о недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий (далее - кадастровые сведения).
3
Одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости, закрепленных в пункте 1 статьи 4 названного закона, является сопоставимость кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Состав, структура кадастровых сведений, правила внесения кадастровых сведений в реестр объектов недвижимости и ведения кадастровых дел установлены Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.02.2010 №42 (далее - Порядок).
В силу пункта 5 Порядка реестр объектов недвижимости состоит из:
1) реестров объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях (далее - Реестры);
2) форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках (далее - формы ГРЗ КР), и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.
Реестры создаются на основе государственных реестров земель кадастровых округов на электронных носителях, являющихся составной частью Единого государственного реестра земель.
Для ведения Реестров используется автоматизированная информационная система ГКН (АИС ГКН).
Из пункта 7 Порядка следует, что формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов содержат сведения о ранее учтенных земельных участках и их кадастровых номерах на бумажных носителях.
Внесение новых записей в формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов прекращено с 01.03.2008. Внесение новых сведений о ранее учтенных земельных участках или сведений о прекращении их существования осуществляется в реестре. В случае снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка его подраздел на бумажном носителе закрывается, а формы закрытого подраздела ГРЗ КР включаются в кадастровое дело такого земельного участка.
Пунктом 9 Порядка определено, что сведения о ранее учтенных земельных участках в реестре должны соответствовать сведениям о таких земельных участках, содержащимся в документах государственного земельного кадастра.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок, в отношении которого совершены оспариваемые действия, имеет кадастровый номер 05:13:000001:5900, площадь 1400+/-26.19 кв.м.
Указанный земельный участок постановлениями администрации МО «Сельсовет Касумкентский» от 30.09.1998 №80 и Администрации Сулейман-Стальского района от 11.06.1997 №113 был выделен крестьянскому фермерскому хозяйству «Руслан».
На основании постановления администрации Сулейман-Стальского района от 11.06.1997 №113 крестьянскому фермерскому хозяйству «Руслан» выдано свидетельство №501 на право владения, пожизненно наследуемого владения на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 19.06.1997.
Постановление администрации МО «Сельсовет Касумкентский» от 30.09.1998 №80 отменено постановлением администрации Сулейман-Стальского района от 15.06.2000 №196 в связи с тем, что отведенный хозяйству земельный участок ранее предоставлен райпо Сулейман-Стальского района.
Постановление администрации Сулейман-Стальского района от 11.06.1997 №113 отменено постановлением администрации Сулейман-Стальского района от 26.12.1997 №267 в связи с тем, что отведенный хозяйству земельный участок ранее предоставлен райпо Сулейман-Стальского района.
КФХ «Руслан» обращалось в Арбитражный суд РД с заявлением об отмене постановления администрации Сулейман-Стальского района от 26.12.1997 №267. На основании данного заявления было возбуждено дело №А15-77/1998, в котором КФХ «Руслан» в удовлетворении заявления было отказано решением суда от 29.09.1998,
(оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.11.1998 и постановлением кассационной инстанции от 09.03.1999.
Судом по делу №А15-77/1998 установлено, что постановление администрации Сулейман-Стальского района от 11.06.1997 №113 принято с нарушением действующего на тот момент земельного законодательства и нарушало права и интересы Сулейман-Стальского райпо.
КФХ «Руслан» также обращалось в Арбитражный суд РД с заявлением о пересмотре решения суда от 29.09.1998 по делу №А15-77/1998 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением Арбитражного суда РД от 06.02.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2012, в удовлетворении заявления о пересмотре решения суда от 29.09.1998 по вновь открывшимся обстоятельствам отказано.
В решении Арбитражного суда РД от 12.08.1999 по делу №А15-1051/99 указано, что распоряжением главы администрации Касумкентской сельской администрации от 05.09.1995 №79 за райпо закреплен земельный участок площадью 0,14 га, районным комитетом по земельным ресурсам выдано свидетельство о праве на постоянное (бессрочное) пользование землей от 27.07.1999 №05-13-04-01-000730, поэтому суд обязал КФХ "Руслан" снести самовольные строения на занятом им земельном участке площадью 0,7 га.
Решением Арбитражного суда РД от 28.11.2003 по делу № А15-1681/2003 удовлетворен иск райпо на сумму 309 706 рублей о взыскании с КФХ «Руслан», как незаконного землепользователя, дохода, полученного от использования земельного участка, принадлежащего Сулейман-Стальскому райпо.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда РД от 26.04.2007, оставленным в силе постановлением Федерального арбитражного суда Северо- Кавказского округа по делу №А 15-472/2006, удовлетворено требование Сулейман- Стальского райпо об истребовании земельного участка площадью 0,14 га у КФХ "Руслан". Суд пришел к выводу, что КФХ "Руслан" не имеет прав на спорный земельный участок и незаконно его использует.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, котором участвуют те же лица.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900 Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД не учтены обстоятельства, установленные вступившими в силу перечисленными судебными актами.
Кроме того, в силу частей 2-6 статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться правообладатели объектов недвижимости.
Судебными актами по делам №А15-77/1998, №А15-1051/99, №А15-1681/2003 и №А15-472/2006 установлено, что КФХ "Руслан" не имеет правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на земельный участок площадью 0,14 га.
Как видно из материалов дела, глава КФХ "Руслан" ФИО2 25.01.2013 обратился в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного в РД, Сулейман-Стальском районе, с.Касумкент.
На основании данного заявления составлен межевой план от 25.01.2013 и 08.02.2013 выдан кадастровый паспорт земельного участка.
Основанием для составления межевого плана и выдачи кадастрового паспорта послужило свидетельство от 19.06.1997 №501 на право владения, пожизненно наследуемого владения на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданное КФХ "Руслан" постановлением администрации Сулейман-Сталького района от 11.06.1997 №113.
Постановление администрации Сулейман-Стальского района от 11.06.1997 №113 отменено постановлением администрации Сулейман-Сталського района от 26.12.1997 №267 в связи с тем, что отведенный хозяйству земельный участок ранее предоставлен райпо Сулейман-Стальского района распоряжением Касумкентской администрации от 05.09.1995 №79.
Поскольку постановление администрации Сулейман-Стальского района от 11.06.1997 №113 отменено, свидетельство от 19.06.1997 №501 не является документом, подтверждающим право КФХ "Руслан" на земельный участок площадью 0,14 га. Данное обстоятельство подтверждено вступившими в силу судебными актами по делам №А15-77/1998, №А15-1051/99, №А15-1681/2003 и №А 15-472/2006.
Данное обстоятельство подтверждается также справкой райкомзема от 24.06.2013, полученной по запросу Сулейман-Стальского райпо, где указано, что свидетельство от 19.06.97 №501, выданное КФХ "Руслан", отменено (аннулировано) на основании постановления администрации Сулейман-Стальского района от 26.12.1997 №267.
Как видно из материалов дела, у Сулейман-Стальского райпо имеется зарегистрированное право постоянного (бессрочного) пользования землей площадью 1542 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.06.2011 №05-АА 402400. Основанием для выдачи данного свидетельства послужило распоряжение Касумкентской сельской администрации от 05.09.1995 №79.
По данным АИС ГКН, указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 05:13:000001:4441.
Кроме того, заинтересованным лицом при постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900 не учтены следующие обстоятельства.
Согласно п.21 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя и следующих документов:
- свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
- государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" ;
- свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" ;
- документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
- выписки из похозяйственной книги, оформленной в соответствии с Приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 г. N 146 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок";
- договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;
- иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Согласно п.34 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия) являются:
- отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия (например, принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую не уполномоченным органом);
- противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в ГКН (за исключением случаев поступления документов для учета изменений объектов
недвижимости);
- отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.
Поскольку постановление администрации Сулейман-Стальского района от 11.06.1997 №113 отменено постановлением администрации Сулейман-Стальского района от 26.12.1997 №267, следовательно, отсутствие документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, служило основанием для Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД в порядке п.34 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия).
Кроме того, из материалов дела видно, что земельный участок КФХ «Руслан» с кадастровым номерам 05:13:000001:5900 полностью накладывается на земельный участок Сулейман-Стальского райпо с кадастровым номерам 05:13:000001:4441.
Спора относительно тождественности земельного участков и смежеств у лиц, участвующих в деле, не имеется.
Границы земельного участка КФХ "Руслан" налагаются на границы земельного участка Сулейман-Стальского райпо с кадастровым номером 05:13:000001:4441, поставленного на кадастровый учет в 2011 году.
Из представленных ответчиком в материалы дела схемы геодезических построений и акта согласования границ земельного участка главы КФХ "Руслан" за номером 05:13:000001:5900 видно, что данный земельный участок граничит от пункта Н1 до Н2 с Сулейман-Стальским райпо. Однако согласования границ земельного участка главы КФХ "Руслан" за номером 05:13:000001:5900 от пункта Н1 до Н2 с Сулейман-Стальским райпо не проведено и обратное в материалах дела не имеется.
Сулейман-Стальское райпо утверждает, что оно при составлении акта согласования границ земельного участка главы КФХ "Руслан" за номером 05:13000001:5900 не извещалось о проведении согласования границ земельного участка и не участвовало при его составлении от пункта Н1 до Н2.
Представителями ответчика и третьего лица не представлены в дело доказательства извещения Сулейман-Стальского райпо при составлении акта согласования границ земельного участка главы КФХ "Руслан" за номером 05:13:000001:5900.
Из представленных ответчиком в материалы дела схемы геодезических построений и акта согласования границ земельного участка Сулейман-Стальского райпо за номером 05:13:000001:4441 видно, что данный земельный участок граничит со следующими землепользователями:
- от пункта Н4 до Н5 с муниципальным образованием "село Касумкент",
- от пункта Н5 до Н7 с ФИО3,
- от пункта Н7 до Н9 с ФИО4,
- от пункта Н9 до Н10 с ОАО "ДЭП-32",
- от пункта Н10 до Н11 с ФИО6,
- от пункта Н11 до Н4 с Сулейман-Стальским райпо.
Из представленных ответчиком в материалы дела схемы геодезических построений и акта согласования границ земельного участка главы КФХ "Руслан" за номером 05:13:000001:5900 видно, что данный земельный участок граничит со следующими землепользователями:
- от пункта Н1 до Н2 с Сулейман-Стальским райпо,
- от пункта Н2 до Н3 с муниципальным образованием "село Касумкент",
- от пункта Н3 до Н7 с ФИО3,
- от пункта Н7 до Н8 с ОАО "ДЭП-32",
- от пункта Н8 до Н1 с ООО "Орфей" ФИО5
Заявителем представлены в материалы дела пояснения ФИО5 от 22.07.2013, из которых следует, что на основании договора купли-продажи от 11.10.1997 она приобрела магазин у ФИО6
Таким образом, земельный участок главы КФХ "Руслан" за номером 05:13:000001:5900 полностью накладывается на земельный участок Сулейман-Стальского райпо с кадастровым номером 05:13:000001:4441, и эти участки граничат с одними и теми же землепользователями.
В силу ч. 3 ст. 38, ч. 4, 40 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица); при этом предметом согласования является определение местоположения границ выделяемого земельного участка, смежных с земельным участком заинтересованного лица. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения других границ не принадлежащего ему земельного участка или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью (п. 4 ст. 39 Федерального закона). Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом РФ порядке (п. 5 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Собственник недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого этой недвижимостью и необходимого для ее использования в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно пункту 7 данной статьи в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В соответствии с пунктом 7 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России. В подпункте "а" пункта 9 Положения определено, что работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты.
В подпунктах 14.1 и 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, указано, что определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который(которые) подписывается (подписываются) всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.
Отказ смежного землепользователя либо его уклонение от подписания акта согласования границ земельного участка не препятствует дальнейшему утверждению проекта границ, результатов межевания и выдаче кадастрового плана на земельный участок.
Таким образом, из совокупности положений ч. ч. 3, 4 ст.40 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" и п. 14.1 - 14.4 "Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства", утвержденных Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003, также следует, что немотивированный отказ смежного землепользователя либо его уклонение от подписания акта согласования границ земельного участка не препятствуют дальнейшему
утверждению проекта границ, результатов межевания и выдаче кадастрового плана на указанный участок; при этом споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом РФ порядке.
При постановке на кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера 05:13:000001:5900 Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД обязан был проверить уже имеющиеся сведения в государственном земельном кадастре в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:4441, вследствие чего орган кадастрового учета имел возможность обнаружить наложение границ земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900 на земельный участок с кадастровым номером 05:13:000001:4441. Неисполнение указанной обязанности органом кадастрового учета привело к нарушению принципа сопоставимости кадастровых сведений со сведениями,
содержащимися в других государственных информационных ресурсах и, как следствие, нарушению прав Сулейман-Стальского райпо.
Таким образом, действия Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан по кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900 по заявлению КФХ «Руслан» незаконны.
На основании распоряжения Касумкентской администрации от 05.09.1995 №79 указанный участок предоставлен райпо Сулейман-Стальского района в постоянное (бессрочное) пользование.
При таких обстоятельствах внесением в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке КФХ "Руслан" будут затронуты права смежного землепользователя.
Доводы, изложенные в отзыве заинтересованного лица о том, что на основании поступивших из следственных органов документов, из содержания которых следовало, что распоряжение №79 от 05.09.1995 является поддельным, и то, что были расхождения в площадях в правоустанавливающем документе и межевом плане Сулейман-Стальского райпо, и на основании этого было принято решение от 06.06.2011 №292 о приостановке
государственного кадастрового учета объекта недвижимости, являются необоснованными по следующим основаниям.
Кадастровый паспорт Сулейман-Стальскому райпо был выдан 01.06.2011, вместе с тем постановление о подложности распоряжения от 05.09.1995 №79 вынесено 23.06.2011 (которое в последующем было отменено постановлением от 05.10.2011, что подтверждено постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2012 по делу №А15-77/1998).
Таким образом, 06.06.2011 в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД не могла поступить информация о подложности распоряжения от 05.09.1995 №79, поскольку постановление следователя датировано 23.06.2011.
г
При постановке на кадастровый учет земельного участка с номером 05:13:000001:5900 решением от 08.02.2013 №005-301/13-5445, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РД был обязан проверить уже имеющиеся сведения в кадастре в отношении земельного участка с номером 05:13:000001:4441, обнаружить наложение границ этих участков и в соответствии со статьей 28 Закона о кадастре приостановить учет участка с номером 05:13:000001:5900.
Поскольку постановка на учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900 в границах, совпадающих с границами земельного участка с номером 05:13:000001:4441, нарушает права и интересы Сулейман-Стальского райпо, то суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
При таких обстоятельствах суд считает, что постановка на учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900 решением от 08.02.2013 №005-301/13-5445, произведена с нарушением федерального закона.
Сулейман-Стальское райпо также просит восстановить срок для обращения в арбитражный суд, поскольку о наличии оспариваемого кадастрового паспорта ему стало известно 12.02.2013.
Согласно части 1 статьи 198 Кодекса граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов государственной власти, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 198 Кодекса установлено, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину,
организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после принятия заявления к производству суда в предварительном судебном или в судебном заседании. Заявитель вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если срок пропущен по уважительной причине, ходатайство подлежит удовлетворению. Отсутствие причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 №367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такие ходатайства подлежат удовлетворению.
Из содержания указанных норм следует, что срок для подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта не является пресекательным и может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству лица, участвующего в деле, обратившегося с таким заявлением, если суд признает причину пропуска срока уважительной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск без уважительных причин установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обжалование является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного правового акта.
Материалы дела свидетельствуют, что Сулейман-Стальскому райпо стало известно о кадастровом паспорте за номером 05:13:000001:5900 12.02.2013. Доказательства, подтверждающие, что Сулейман-Стальское райпо могло знать (узнало) о наличии оспариваемого кадастрового паспорта ранее, материалы дела не содержат и иное заинтересованным лицом не доказано.
Узнав об этом, заявитель 12.02.2013 устно обратился к директору Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД для устранения нарушенных прав и разрешения спора внесудебным порядком.
Директор Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД письмом от 12.02.2013 №16-211-13 поручил провести служебную проверку и приостановить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900.
Согласно статье 192 Приказа Минэкономразвития России от 18.05.2012 N 292 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости" жалоба (претензия), поступившая в орган кадастрового учета, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб (претензий), в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа кадастрового учета, должностного лица органа кадастрового учета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Однако о результатах служебной проверки Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД в установленном порядке райпо не известило.
Тем самым, суд считает уважительными причинами пропуска срока обращения в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 167-170, 176-177, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
восстановить заявителю срок для обращения в арбитражный суд.
Заявление Сулейман-Стальского райпо удовлетворить.
Признать незаконной постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с.Касумкент, Новый поселок, напротив райбольницы (решение от 08.02.2013 №005-301/13-5445).
Обязать Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РД внести запись в Государственный кадастр земель о прекращении существования земельного участка с кадастровым номером 05:13:000001:5900, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Сулейман-Стальский район, с.Касумкент, Новый поселок, напротив райбольницы.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд г.Ессентуки через Арбитражный суд РД.
Судья А.А. Алиев