ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-1548/10 от 28.05.2012 АС Республики Дагестан

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 мая 2012 года

Дело № А15-1548/2010

г. Махачкала

Резолютивная часть решения объявлена 28 мая 2012 года

Мотивированное решение изготовлено 29 мая 2012 года

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Алиева А. А,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахмедовой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению администрации муниципального образования «Новолакский район»

о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 17.06.2010 по делу о нарушении антимонопольного законодательства №14/13-ОВ/2010,

при участии:

от заявителя - не явились,

от заинтересованного лица - не явились,

от третьих лиц:

от МО «Новолакский район» - не явились,

от КУМС Новолакского района – не явились,

от ФИО1 - ФИО1 (паспорт),

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального образования «Новолакский район» (далее – администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан (далее – заинтересованное лицо, УФАС по РД, Управление) от 17.06.2010 по делу о нарушении антимонопольного законодательства №14/13-ОВ/2010.

Определением суда от 31.08.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель ФИО1 и Комитет по управлению муниципальной собственностью Новолакского района.

Определением суда от 26.10.2010 производство по делу №А15-1548/2010 приостановлено до рассмотрения Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.07.2010 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда 30.09.2010 по делу №А15-836/2010.

Определением суда от 02.02.2011 производство по делу возобновлено.

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.03.2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011, заявленные администрацией требования удовлетворены. Решение и предписание управления от 17.06.2010 признаны незаконными, как не соответствующие требованиям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Судебные акты мотивированы тем, что действующее законодательство не содержит норм, обязывающих проводить торги в случаях предоставления земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.08.2012 решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.03.2011 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу № А15-1548/2010 отменены в части признания незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 17.06.2010 и в указанной отменной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

Лица, участвующие в деле, кроме индивидуального предпринимателя ФИО1, извещенные в установленном порядке, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей не заявили.

Дело рассматривается по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.

Рассмотрев заявление, исследовав и оценив в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ все материалы дела, суд считает данное заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 26.07.2006 предприниматель обратился в адрес администрации с заявлением о выделении земельного участка для строительства торговой базы стройматериалов, магазина и центра отдыха в районе с. Гамиях (Новострой) площадью 1 га.

По заявлению предпринимателя согласован земельный участок в размере 1 га на землях муниципального образования с. Гамиях Новолакского района, вынесено постановление администрации от 24.10.2006 № 114-П, которым предписано согласовать предварительный выбор земельного участка площадью 1 га из земель, находящихся в введении администрации с. Гамиях для строительства торговой базы стройматериалов.

На основании названного постановления согласованы границы спорного земельного участка, составлена схема согласования его границ, подписанная лицами, заведено землеустроительное дело спорного земельного участка, осуществлено его межевание и кадастровый учет.

21 сентября 2007 года в еженедельной газете Новолакского района опубликованы данные о конкурсе на реализацию права на заключение договора аренды земельного участка площадью 1 га с кадастровым номером 05:50:000037:0092.

По результатам рассмотрения материалов предварительного согласования выбора и формирования земельного участка площадью 1 га, главой муниципального образования «Новолакский район» принято постановление от 06.12.2007 № 119-П о предоставлении предпринимателю спорного земельного участка на праве аренды сроком на 49 лет из земель, находящихся в ведении администрации с. Гамиях, для строительства торговой базы стройматериалов.

В ходе осуществления проверки администрации на предмет соблюдения антимонопольного законодательства управлением выявлены нарушения, выразившиеся в предоставлении предпринимателю на праве аренды земельного участка для строительства без проведения публичных процедур.

Управлением возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 14/13-ОВ/2010, по результатам которого принято решение от 17.06.2010, в котором администрация признана нарушившей пункт 3 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ в е? адрес вынесено предписание от 17.06.2010. В предписании указано на необходимость отмены постановления главы администрации от 06.12.2007 № 119-П «О предоставлении предпринимателю ФИО1 земельного участка площадью 1 га на праве аренды из земель администрации с. Гамиях (Новострой)».

Не согласившись с решением и предписанием управления от 17.06.2010, администрация обратилась в арбитражный суд.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Во исполнение указаний суда кассационной инстанции судом дополнительно исследован вопрос о выполнении администрацией всех предусмотренных законом требований о порядке представления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

В силу пунктов 2, 5, 6 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта.

Как видно из материалов дела, Администрация МО "Новолакский район" не принимала решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта. По заявлению ИП ФИО1 лишь сформирован земельный участок и составлен акт выбора земельного участка.

Согласно части 8 статьи 31 ЗК РФ именно решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Глава МО "Новолакский район" принял постановление от 06.12.2007 № 119-П о предоставлении ИП ФИО1 земельного участка, рассмотрев материалы предварительного согласования выбора и формирования земельного участка площадью 1 га из земель администрации с.Гамиях, сформированного по заявлению ИП ФИО1

Земельный кодекс РФ предусматривает процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, а не предварительного согласования выбора и формирования земельного участка.

Из материалов дела видно, что решения о предварительном согласовании места размещения объекта администрация не принимала. А при отсутствии данного решения - отсутствуют основания для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Заявления ФИО1 от 18.10.2006 и 26.07.2006 не содержат просьбы о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, не выражает желание предпринимателя согласовать место размещения объекта, а следовательно, и готовности предпринимателя осуществить работы по формированию земельного участка.

В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения 9 каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Из представленного документа не следует, что к нему имеются приложения.

Имеющийся деле чертеж границ предварительного формирования земельного участка не является таким приложениями, так как не содержит сведений о том, что он являются составной частью акта, не содержат даты составления и даты согласования, не указывают на кадастровый план или кадастровую карту; сведений о предназначении участка для строительства также не имеется.

Постановление администрации от 24.10.2006 № 114-П «О предварительном согласовании выбора и формирования земельного участка площадью 1 га из земель администрации с. Гамиях (Новострой)» не содержит указания на утверждение акта выбора земельного участка, кроме того, оно издано на год ранее акта выбора земельного участка от 26.10.2007, поэтому не соответствует требованиям статьи 31 ЗК РФ, предъявляемым к решению о предварительном согласовании места размещения объекта.

Решение администрации о проведении торгов (конкурса, аукциона), или предоставлении земельного участка без их проведения отсутствует.

Акт от 26.10.2007, составленный комиссией, созданной распоряжением администрации, о предоставлении права аренды на земельный участок площадью 1 га с кадастровым номером 05:50:000037:0092 без проведения торгов при отсутствии других претендентов таким решением не является.

Постановление Администрации от 24.10.2006 №114-п и от 06.12.2007 № 119-п приняты с нарушением требований статей 30, 31, 34 ЗК РФ. Земельный участок предоставлен предпринимателю избирательно, без проведения публичных процедур, чем ограничена возможность доступа других хозяйствующих субъектов к получению права на заключение договора аренды земельного участка.

Кроме того, администрацией не опровергнут довод антимонопольного органа, указанный в оспариваемом решении УФАС о том, что не соблюдена также процедура предоставления земельного участка под строительство объекта.

Суд кассационной инстанции указал на то, что в материалах дела имеются две выписки из государственного реестра земель со сведениями о земельных участках под разными кадастровыми номерами. Данные выписки подготовлены разными территориальными отделами Федерального агентства кадастра недвижимости. В одной из выписок имеются сведения об ином номере земельного участка. Указанным обстоятельствам суды оценку не дали.

Во исполнение указания кассационной инстанции суд исследовал данный вопрос и установил следующее.

Как пояснила представитель администрации в отзыве от 01.12.2011 выписка, выданная в виде кадастрового плана земельного участка, в материалах дела имеется одна, где указан кадастровый номер земельного участка 05:50:000037:0092. Второй документ является одним из документов межевого дела, который прямого отношения к процедуре предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не имеет. Данное доказательство просили исключить из числа доказательств.

Во исполнение указаний суда кассационной инстанции суд исследовал вопрос о возможности МО «Новолакский район» распоряжаться данным земельным участком.

Как установлено судом и не оспаривается другими лицами, участвующими в деле, администрации сел Новолакского района имеют земельные участки в границах Кумторкалинского района, предоставленные для переселения лакской части населения на новое место жительства во исполнение решения III Съезда народных депутатов ДАССР 1991 года в целях восстановления прав репрессированных жителей района, которые были реабилитированы. На момент принятия решения Кумторкалинского района не существовало, он образован в 1993 году. Вопросы предоставления земельных участков на данной территории решаются администрациями Новолакского района совместно с администрациями сел, в ведении которых указанные земли находятся, согласно постановлению Госсовета № 108 от 25.08.2003.

Кассационная инстанция также указала, что суды надлежаще не исследовали вопрос о публичном размещении сведений о выделяемом участке, как по сроку публикации, так и по вопросу о том, информированы ли жители соответствующих районов о возможном предоставлении конкретного участка под строительства нежилого объекта.

Пункт 3 статьи 31 Земельного Кодекса РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.

Таким образом, по правилам статьи 31 Кодекса акт выбора земельного участка для строительства оформляется (утверждается) по результатам (после) информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении соответствующего земельного участка.

Из дополнительно представленных заявителем доказательств (акт выбора земельного участка) видно, что он согласован 26.10.2007.

Однако, из материалов дела видно, что согласование выбора земельного участка под строительство торговой базы стройматериалов для ФИО1 (постановление главы МО «Новолакский район» от 24.10.2006) осуществлен ранее публикации информационного сообщения в газете "Голос времени" (21.09.2007), что не соответствует закрепленному в статьях 30 и 31 Кодекса порядку предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

По смыслу положений пункта 3 статьи 31 Кодекса обязательное публичное информирование населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса). Заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.

Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.

Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования. Изложенный правовой подход закреплен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.

(Данная правовая позиция соответствует позиции, изложенной в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 02.06.2011 по делу N А15-1403/2010)

Как следует из материалов дела, постановление администрации от 24.10.2006 № 114-п принято по результатам рассмотрения заявления предпринимателя; землеустроительное дело оформлено по договору, заключенному с предпринимателем; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения не проводилось, решение о проведении торгов не принималось, торги не проводились.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения: форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы; срок принятия решения об отказе в проведении торгов; предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные; наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; наименование организатора торгов; начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона", размер задатка и реквизиты счета для его перечисления; форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах; условия конкурса; место, дата, время и порядок определения участников торгов; место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов; срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка; дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности; проект договора купли-продажи или аренды земельного участка; сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.

Публикация 21 сентября 2007 года в газете «Голос времени» №38-39 об объявлении конкурса на реализацию права на заключение договора аренды земельного участка площадью 1 га не содержит необходимых условий и не соответствует требованиям пункта 8 названного постановления Правительства.

Согласно статье 31 Кодекса заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывает назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

В заявлениях предпринимателя ФИО1 от 26.07.2006, 18.10.2006 отсутствует обоснование размера земельного участка и предполагаемое место размещения объектов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 177, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления в части признания незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 17.06.2010 отказать.

Решение вступает в законную силу в месячный срок со дня его принятия и может быть обжаловано в тот же срок в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Ессентуки через Арбитражный суд Республики Дагестан.

Судья А. А. Алиев