ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-1740/13 от 05.08.2015 АС Республики Дагестан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Махачкала

10 августа 2015 года                                                                                   Дело №А15-1740/2013

 Резолютивная часть решения объявлена  5 августа 2015 года

 Решение в полном объеме изготовлено 10 августа 2015 года

            Судья Арбитражного суда Республики Дагестан Ахмедов Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Магомедовой А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по исковому заявлению Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (ИНН <***>, ОГРН <***>)и Правительства Республики Дагестан к муниципальному образованию «сельсовет Хасанайский» (ИНН <***>, ОГРН <***>) и ФИО1 об истребовании земельного участка общей площадью 673245 кв.м., с кадастровым номером 05:01:00 0108:263, расположенного по адресу: Бабаюртовский район, муниципальное образование «сельсовет Хасанайский», из чужого незаконного владения ответчика,

с участием в судебном заседании:

от истца- не явились, извещен,

от соистца (правительства)- ФИО2 (доверенность от 14.01.2015),

от ответчика ФИО3 (глава МО, паспорт 82 03630042), ФИО4 (доверенность от 21.05.2014),

от соответчика- лично  ФИО1 (паспорт 82 00334019),

от третьего лица (кооператива) - ФИО5 (председатель), ФИО6 (доверенность от 28.08.2014),

от третьего лица (районной администрации)- ФИО7 (доверенность от 04.08.2015),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещены,

УСТАНОВИЛ:

  Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к муниципальному образованию "сельсовет Хасанайский" (далее- муниципальное образование) об истребовании земельного участка общей площадью 673 245 кв. м с кадастровым номером 05:01:00 0108:263, расположенного по адресу: Бабаюртовский район, муниципальное образование "сельсовет Хасанайский", из чужого незаконного владения ответчика.

  К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены племенное хозяйство СПК «Красный Октябрь» (далее- кооператив), ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Республике Дагестан (далее- кадастровая палата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее-  управление, Росреестр) и администрация муниципального образования «Бабаюртовский район» (далее- районная администрация).

Решением суда от 02.10.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.02.2014, в иске отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.07.2013 принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

 При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции определением от 01.09.2014 Правительство Республики Дагестан привлечено к участию в деле в качестве соистца, а определением от 23.09.2014 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО1 как арендатор спорного земельного участка.

  Определением суда от 20.11.2014 процессуальный статус ФИО1 изменен, он привлечен к участию в деле в качестве соответчика.

   Определением суда от 23.12.2014 производство по делу прекращено. Судебный акт мотивирован тем, что спор по иску с участием в качестве соответчика физического лица арбитражному суду неподведомствен.

   Не согласившись с определением от 23.12.2014, кооператив и министерство обжаловали его в суд апелляционной инстанции.

   Постановлением апелляционного суда от 23.03.2015 определение суда от 23.12.2014 отменено, вопрос направлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

   Апелляционный суд пришел к выводу о том, что для правильного установления подведомственности спора исследованию подлежит вопрос о целях приобретения ФИО1 права аренды спорного участка, так как последний фактически не лишен возможности осуществлять предпринимательскую деятельность и при отсутствии у него статуса индивидуального предпринимателя.

   Постановлением кассационной инстанции от  02.06.2015 указанное постановление апелляционной инстанции оставлено без изменения, кассационная жалоба истца- без удовлетворения. Суд кассационной инстанции указал, что в период нахождения дела в производстве арбитражного суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО1, являющийся арендатором спорного земельного участка по краткосрочному договору аренды от 01.03.2014  № 01 (срок действия договора установлен с 01.03.2014 до 31.12.2014). У ФИО1 отсутствует статус индивидуального предпринимателя. Однако подлежит исследованию вопрос, для чего ФИО1 приобрел право аренды спорного участка, так как фактически он не лишен возможности осуществлять предпринимательскую деятельность и при отсутствии у него статуса индивидуального предпринимателя. Кроме того, на момент подачи иска (24.06.2013) ФИО1 не являлся арендатором спорного земельного участка, владение арендатора является опосредованным и краткосрочным. Суд первой инстанции также не принял во внимание указание суда кассационной инстанции о том, что применительно к данному делу (разрешается спор о праве на землю между двумя публично-правовыми образованиями) обстоятельства, связанные с фактом владения спорным имуществом, не имеют определяющего значения.

Определением суда от 15.06.2015 дело принято к новому рассмотрению, предварительное судебное заседание  назначено на 08.07.2015.  Определением суда от 08.07.2015 в удовлетворении заявления председателя кооператива об отводе судьи Ахмедова Д.А. от рассмотрения дела №А15-1740/2013 отказано.

Определением суда от 08.07.2015 предварительные слушания по делу завершены, судебное разбирательство по делу назначено на 05.08.2015.

Представитель истца (министерства) в судебное заседание не явился.

           Представитель соистца (правительства) в судебном заседании поддержал заявленное требование по иску и просил удовлетворить иск и истребовать из чужого незаконного владения муниципального образования «сельсовет «Хасанайский» Бабаюртовского района   и арендатора ФИО1 (с.Хасанай) в пользу истцов земельный участок площадью 673245 кв.м с кадастровым номером 05:01:000108:263, расположенного по адресу: Бабаюртовский район, МО «сельсовет «Хасанайский».

             Ответчик (муниципальное образование) в отзыве на иск и его представители в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать по основаниям, указанным в отзыве от 05.08.2015. Ответчик также ссылается на наличие вступившего в законную силу решения по делу №А15-841/12, по которому в удовлетворении исковых требований по иску кооператива  к муниципальному образованию и районной администрации о признании недействительным постановления МО «Бабаюртовский район» от 30.12.2009 №458 и о признании государственной регистрации права собственности МО «сельсовет Хасанайский» от 03.11.2011 №05-05-24/009/2011-160 отказано.

             Соответчик (ФИО1) письменный отзыв на иск не представил. В судебном заседании с сопроводительным письмом представил для приобщения к материалам дела копию договора №2 аренды земельного участка от 02.02.2015, заключенного им с муниципальным образованием сельское поселение «сельсовет Хасанайский» на срок по 31.12.2015. Просил в удовлетворении иска отказать по доводам отзыва ответчика. Пояснил, что он статусом индивидуального предпринимателя не обладает,  арендуемый им спорный земельный участок площадью 673245 кв.м с кадастровым номером 05:01:000108:263, расположенный по адресу: Бабаюртовский район, МО «сельсовет «Хасанайский», им  и  еще одним пастухом (напарником) используется в целях выпаса крупного рогатого скота примерно 520 голов, принадлежащего жителям с.Хасанай,  с оплатой по 100 руб. с одного КРС в месяц.  Получаемый ими доход от выпаса общественного скота  (примерно 50-52тыс.руб.) им делится поровну. Иной деятельностью, приносящий ему доход, он не занимается.

             Третье лицо (кооператив) в отзыве на иск  и его представители  в судебном заседании просили иск удовлетворить, ссылаясь на то, что муниципальное образование  скрытно и незаконно регистрировало право собственности на спорный земельный участок, выборочно приватизировав часть земли отгонного животноводства мерою 673455 кв.м, принадлежащий Республике Дагестан и ранее находившийся в бессрочном пользовании колхоза (правопреемника).

             Третье лицо (районная администрация) в отзыве на иск и его представитель в судебном заседании требования истцов не признали,  ссылаясь на правомерность передачи спорного земельного участка в собственность муниципального образования на основании постановления администрации МО «Бабаюртовский район» от 30.12.2009 №458 и государственной регистрацией права собственности на этот участок. Минимуществом РД, заявляя требования об истребовании земельного участка в порядке статьи 301 ГК РФ, не представлены доказательства, того, что оно является собственником спорного земельного участка.

              Третье лицо (Управление Росреестра по РД) в отзыве на иск требования истцов не признало, ссылаясь на государственную регистрацию права собственности муниципального образования в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие судебного акта оставило на усмотрение суда.

               Третье лицо (кадастровая палата)  в отзыве на иск принятие судебного акта оставило на усмотрение суда. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Письмом от 31.07.2015 в суд для приобщения к материалам дела  направлена кадастровая выписка на земельный участок с кадастровым номером 05:01:000108:263, в графе 15 которой правообладателем указано МО «сельсовет Хасанайский».

                 По правилам статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено по имеющим в деле доказательствам в отсутствие истца и иных третьих лиц (Росреестра и кадастровой палаты), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в т.ч. публично путем размещения информации на Интернет-сайте суда.

 Суд, заслушав доводы и объяснения представителей сторон и третьих лиц, исследовав и оценив в совокупности и во взаимной связи все материалы дела, выполнив указания кассационной инстанции, приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, чтопостановлением Совета Министров Дагестанской АССР и бюро обкома КПСС от 29.04.1956 № 123/17 утвержден проект распределения между районами зимних пастбищ, расположенных в пределах Дагестанской АССР, в разрезе районов и в разрезе пользователей (пункт 1). Пунктом 9 постановления определено, что зимние пастбища закрепляются за колхозами навечно с внесением дополнений в выданные им государственные акты на бессрочное пользование землей. Указанным постановлением колхозу "Красный Октябрь" было предусмотрено отведение отгонных зимних пастбищ госфонда в Бабаюртовском районе площадью 1546,2 га  (л.д. 51-53 т.2).

   Распоряжением Совета Министров ДССР от 20.12.1991 № 431-р принято предложение Госкомзема ДССР об изъятии 50 тыс. га земель у хозяйств Республики Грузия и переводе их в состав специального земельного фонда Дагестанской ССР (пункт 1), а также об изъятии у хозяйств Дагестанской ССР 2543 га земель, расположенных в Бабаюртовском и Кизилюртовском районе с переводом их в государственный земельный запас и передачей в ведение сельских Советов под расширение сельских населенных пунктов (пункт 2). Пункт 3 распоряжения предусматривал компенсацию земель хозяйствам, у которых изымаются земли под расширение сельских населенных пунктов, в соответствии с приложением № 2 (л.д.5-38 т.1).

   Согласно приложению №1 к распоряжению №431-р у колхоза предполагалось изъятие 70 га сельскохозяйственных угодий для передачи колхозу "Хасанайский" в Бабаюртовском районе. В соответствии с приложением №2 кооперативу взамен изымаемых земель предполагалось выделение 300 га сельскохозяйственный угодий в Ногайском районе.

   Распоряжением Правительства Республики Дагестан 21.03.2002  № 65-р  принято предложение Госкомзема и Минсельхозпрода Республики об изъятии земель отгонного животноводства площадью 33 935 га у землепользователей, расположенных в пределах границ Ногайского и Тарумовского районов и переводе их в специальный земельный фонд Республики Дагестан (пункт 1); этим же актом (пункт 4) распоряжение от 20.12.1991 N 431-р признано утратившим силу в части предоставления земель землепользователям, указанным в приложении к распоряжению (л.д.40-42 т.1)

   В список землепользователей, у которых изымаются земли отгонного животноводства (приложение № 1), включен колхоз «Красный Октябрь».

   20.12.2007 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись о праве собственности Республики Дагестан на земельный участок с кадастровым номером 05:01:00 01 46:0005, площадью 28238460 кв. м, расположенный в Бабаюртовском районе на землях СПК «Красный Октябрь».

   Из материалов кадастрового дела видно, что на основании распоряжения от 20.12.1991 № 431-р на территории Бабаюртовского района для сельскохозяйственного производства сформирован земельный участок площадью 673245 кв.м, который поставлен на государственный кадастровый учет 11.03.2009 с присвоением кадастрового номера 05:01:000108:263 (л.д. 94-107, т.2).

   Постановлением  районной администрации от 30.12.2009 №458 участок с кадастровым номером 05:01:000108:263 площадью 673245 кв. м снят с баланса администрации района и передан в собственность муниципального образования (л.д. 50 т.2).

   На основании данного постановления от 30.12.2009 №458 в ЕГРП внесена запись от 03.11.2011 № 05-05-24/009/2011-160 о праве собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 05:01:000108:263, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.11.2011 (л.д. 27 т.1).

   Полагая, что муниципальное образование незаконно приобрело право собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:01:000108:263 площадью 673245 кв.м (у него отсутствуют основания для владения спорным имуществом), министерство обратилось с иском об истребовании участка из незаконного владения муниципального образования.

   В соответствии с пунктом 15 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда  кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

    В постановлении арбитражного суда кассационной инстанции от 04.07.2014 по делу №А15-1740/2013 ( которым судебные акты первой и апелляционной инстанции отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции) указано, что при новом рассмотрении суду необходимо исследовать и оценить по правилам статьи 71 АПК имеющиеся и дополнительно представленные участвующими в деле лицами доказательства; установить наличие (отсутствие) у истца прав на земельный участок; также учесть, что применительно к данному делу (разрешается спор о праве на землю между двумя публично-правовыми образованиями) обстоятельства, связанные с фактом владения спорным имуществом именно ответчиком, не будут иметь определяющего значения.

    Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном   Кодексом.

     Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.  В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными названной статьей, либо иными способами, предусмотренными законом.

     Выбор способа защиты права избирается заявителем, при этом он должен соответствовать характеру допущенного нарушения, удовлетворение заявленных требований должно привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.

     Согласно пункту 2 части 1 и пункту 4 части 2 статьи 60  Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

     В силу пункта 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

      Восстановление нарушенного права собственности или иных вещных прав возможно лишь путем заявления материально-правового требования, например, признания сделки недействительной (ничтожной), применения последствий недействительности сделки и требования об изъятии (истребовании) имущества из чужого незаконного владения.  По рассматриваемому делу истцом заявлено требование об истребовании спорного земельного участка из незаконного владения ответчиков.

Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что  каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

      В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.  Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

      Требования истцов мотивированы следующим. В связи с наличием спора и незавершенностью процесса формирования находящийся в пользовании племенного хозяйства СПК «Красный Октябрь» земельный участок площадью 673245 кв. м не был включен в перечень участков, на которые у Республики Дагестан возникает право собственности (как на земли отгонного животноводства). Муниципальное образование сформировало участок с нарушением установленных правил (не согласовав границы с собственником и землепользователем участка) и в отсутствие правовых оснований осуществило государственную регистрацию права муниципальной собственности на участок. С учетом изложенного, право собственности Республики Дагестан подлежит защите с использованием правового механизма, предусмотренного статьей 301 ГК РФ.

      В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

      В пунктах 32 и 36 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее- постановление от 29.04.2010 №10/22) содержатся следующие разъяснения. Собственник (иной титульный владелец) вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен. Лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности (иное вещное право) на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца. При этом факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

     Право собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 05:01:000108:263 удостоверено сведениями из ЕГРП (запись от 03.11.2011 № 05-05-24/009/2011-160).

     Министерство, выступающее от имени Республики Дагестан, при обращении с иском указало на принадлежность участка с кадастровым номером 05:01:000108:263 к республиканской собственности (как земель отгонного животноводства- пастбища).

     Таким образом, настоящий иск заявлен в целях разрешения вещно-правового спора публично-правовых образований на земельный участок с кадастровым номером 05:01:000108:263, образованный на территории Бабаюртовского района.

     Согласно абзацу третьему пункта 2 постановления от 20.04.2010 №10/22 иски об истребовании имущества относятся к искам о правах на недвижимое имущество.

      В пункте 52 постановления от 20.04.2010 №10/22 разъяснено следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

       С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 32 и 36 постановления от 29.04.2010 №10/22, истец должен доказать наличие у него права собственности (иного вещного титула) на истребуемое индивидуально-определенное имущество, наличие этого имущества в натуре, незаконность владения (выбытие имущества помимо воли), отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи.

       Из Положения о министерстве, утвержденном  постановлением Правительства РД от 26.03.2013 №154, следует, что министерство является органом исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченным осуществлять проведение на территории Республики Дагестан единой государственной политики по управлению государственным имуществом, в том числе земельными ресурсами, находящимися в собственности Республики Дагестан; управление и распоряжение в пределах своей компетенции государственным имуществом Республики Дагестан, в том числе земельными ресурсами и т.д. (л.д.51-58 т.1).

      Следовательно, министерство как уполномоченный орган и правительство, вступившее в дело в качестве соистца, являются заинтересованными лицами в предъявлении настоящего иска об истребовании  спорного земельного участка из чужого незаконного владения ответчиков.

      Из постановления Совета Министров Дагестанской АССР и бюро обкома КПСС от 29.04.1956 №123/17, распоряжения Совета Министров ДССР от 20.12.1991 №431-р и распоряжения Правительства Республики Дагестан 21.03.2002 №65-р видно, что указанные акты принимались по вопросам о перераспределении, предоставлении (изъятии) земель отгонного животноводства (пастбищ), в том числе расположенных в Бабаюртовском районе Республики.

      Из кадастрового паспорта от 11.03.2009 № 0001/201/09-0379 и протокола осмотра от 17.07.2013 следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 05:01:000108:263 с разрешенным использованием- для сельскохозяйственного производства относится к сельскохозяйственным угодьям (пастбища).

       В соответствии с частью 3 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территориях субъектов Российской Федерации, в которых исторически сложились традиционные формы отгонного животноводства, территории и границы муниципальных образований устанавливаются в соответствии с положениями статей 10 - 13 настоящего Федерального закона с учетом законодательства субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства, и особенностей расселения населения на указанных территориях.

      Согласно пункту 3 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель.

      Статьями 1, 2 Закона Республики Дагестан от 09.10.1996 №18 «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» (далее- Закон №18) предусмотрено, что под землями отгонного животноводства понимает земли, расположенные в исторически сложившихся границах Республики Дагестан, используемые для ведения отгонного животноводства и другого технологически связанного с ним сельскохозяйственного производства, а также земли, занятые государственными трассами скотопрогонов, выделенные в установленном порядке для передвижения скота, стоянок и выпаса по пути следования с летних пастбищ на зимние и обратно. В зависимости от характера систематического использования земли отгонного животноводства подразделяются на пашню, пастбища, сенокосы и другие угодья в соответствии с установленной классификацией.

      Данные земли используются не только для выпаса скота (отгонные пастбища), но и в других целях, связанных с содержанием скота, строительством животноводческих помещений и строений, домов для временного или постоянного проживания животноводов и их семей, заготовкой кормов на сенокосных участках (в том числе на орошаемых землях). В зонах отгонного животноводства находится большое количество мелиорированных земель, в том числе пашни и сенокосов с действующей оросительно-осушительной сетью.

     Статьей 3  Закона №18 предусмотрено, что земли отгонного животноводства являются собственностью Республики Дагестан, имеют особый статус и не подлежат приватизации.

              В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок площадью 673245 кв.м с кадастровым номером 05:01:000108:263, расположенный по адресу: Бабаюртовский район, МО «сельсовет «Хасанайский»,  в силу закона как земельный участок сельскохозяйственного назначения относится к землям отгонного животноводства (пастбища) и является собственностью Республики Дагестан.

     Из материалов дела и объяснений представителей сторон и третьих лиц судом установлено, что  распоряжение Совета Министров ДССР от 20.12.1991 №431-р в части изъятия 70 газемель у колхоза «Красный Октябрь», переводе их в госземзапас и передаче в ведение сельских Советов под расширение сельских населенных пунктов (согласно приложению № 1), в том числе у колхоза «Красный Октябрь»- 70 га,  для передачи колхозу «Хасанайский» в Бабаюртовском районе, не исполнено.

    Хозяйствам, у которых изымаются земли под расширение сельских населенных пунктов, предусматривалось произведение компенсации земель согласно приложению №2 (пункт 3 распоряжения № 431-р); колхозу «Красный Октябрь» предлагалось изъятие 70 га сельскохозяйственных угодий компенсировать 300 га сельскохозяйственный угодий в Ногайском районе.

    21 марта 2002 года распоряжением Правительства Республики Дагестан №65-р признано утратившим силу распоряжение от 20.12.1991  №431-р в части предоставления земель землепользователям, указанным в приложении №1 к распоряжению № 65-р, в числе которых колхоз «Красный Октябрь» (300 га в Тарумовском районе). Правительством Республики Дагестан принято предложение Госкомзема и Минсельхозпрода республики об изъятии земель отгонного животноводства у землепользователей, расположенных в пределах границ Ногайского и Тарумовского районов, согласно приложению №1, и переводе их в специальный земельный фонд Республики Дагестан (пункт 1 распоряжения № 65-р).

               Из акта обследования земельного участка от 23.07.2015 следует, что земельный участок площадью 673245 кв.м с кадастровым номером 05:01:000108:263, расположенный по адресу: Бабаюртовский район, МО «сельсовет «Хасанайский», относится к категории земель сельхозназначения (пастбища), используется  физическими лицами для выпаса скота на основании краткосрочного договора аренды, на земельном участке объекты недвижимости не имеются.

                В судебном заседании представители сторон и третьих лиц заявили, что спорный земельный участок и земельный участок площадью 70 га, указанный в распорядительных документах Правительства РД, является одним и тем же участком, поскольку в результате проведения кадастровых работ площадь этого участка уточнена  и определена  мерою 673245 кв.м. Никем из участвующих в деле лиц по предложению суда не выразило согласие или желание назначить по этому вопросу судебную экспертизу.

                Из представленного соответчиком ФИО1 в материалы дела копии договора №2 аренды земельного участка от 02.02.2015 (подлинник обозревался в судебном заседании) следует, что муниципальное образование (арендодатель) предоставляет, а ФИО1 (арендатор) принимает в аренду земельный участок общей площадью 673245 кв.м  с кадастровым номером 05:01:000108:263, расположенный в с.Хасанай Бабаюртовского района, для использования в целях выпаса общественного поголовья скота. На участке объекты недвижимости отсутствуют. Срок действия договора аренды установлен с 02.02.2015 по 31.12.2015. Объект аренды передан арендатору по передаточному акту от  02.02.2015.

               Судом из пояснений и представленных в материалы дела дополнительных документов установлено, что спорным земельным участков фактически  владеет и распоряжается муниципальное образование, которым  данное имущество передано арендатору ФИО1 во временное арендное пользование сроком  по 31.12.2015 на основании распоряжения от 15.01.2015 №3 и договора аренды от 02.02.2015 №2.

               Несмотря на то, что арендатор ФИО1 не обладает статусом индивидуального предпринимателя, он фактически занимается предпринимательской деятельностью, приносящий ему доход (прибыль) от такой деятельности. В судебном заседании ФИО1 пояснил суду, что он статусом индивидуального предпринимателя не обладает,  арендуемый им спорный земельный участок площадью 673245 кв.м с кадастровым номером 05:01:000108:263, расположенный по адресу: Бабаюртовский район, МО «сельсовет «Хасанайский», им  и  еще одним пастухом (напарником) используется в целях выпаса крупного рогатого скота примерно 520 голов, принадлежащего жителям с.Хасанай,  с оплатой по 100 руб. с одного КРС в месяц.  Получаемый ими доход от выпаса общественного скота  (примерно 50-52тыс.руб. в месяц) им делится поровну. Иной деятельностью, приносящий ему доход, он не занимается.

             В постановлении кассационной инстанции от 04.07.2014 по делу №А15-1740/2013 содержится вывод о том, что суды при разрешении спора также не учли, что владение публично-правовыми (в том числе муниципальными) образованиями землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности нередко является распорядительным (не предполагает фактического господства над вещью). При этом реестровый публичный собственник предполагается фактическим владельцем недвижимого имущества.

              Частью 1 статьи 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

               Согласно статье 3 Закона №18 управление и распоряжение землями отгонного животноводства осуществляется Правительством Республики Дагестан или уполномоченным им органом. Изменение статуса земель отгонного животноводства осуществляется Правительством Республики Дагестан.

             Суд считает, что районной администрацией с превышением своих полномочий и  нарушением требований законодательства сформирован спорный земельный участок  площадью  673245 кв.м из земель отгонного животноводства (пастбищ), произведены работы по государственному кадастровому учету этого участка  с кадастровым номером 05:01:000108:263 в марте 2009 года, необоснованно принят на свой баланс и  затем на основании постановления от 30.12.2009 №458 передан (сняв с баланса райадминистрации) в собственность  муниципальному образованию сельское поселение «сельсовет Хасанайский» для целей сельскохозяйственного производства (л.д.78-80 т.2).

              Муниципальным образованием свое право  собственности на спорный земельный участок зарегистрировано на основании указанного постановления районной администрации от  30.12.2009 №458 (л.д.27 т.1) Данный ненормативный  правовой акт муниципального органа в силу статей 12, 13 ГК РФ является  недействительным актом органа местного самоуправления, который не соответствует закону и иным правовым актам, а также  нарушает права и охраняемые законом  публичные интересы Республики Дагестан.

             Следовательно, государственная регистрация права собственности муниципального образования на спорный земельный участок, произведенная на основании недействительного  ненормативного правового акта органа местного самоуправления от 30.12.2009 №458, также является недействительной.

    В материалах  дела не имеются, муниципальным образованием и районной администрацией не представлены  доказательства делегирования  Правительством Республики Дагестан (или уполномоченным органом)  им права распоряжаться спорным земельным участком, относящимся к землям отгонного животноводства (пастбища).

    Таким  образом, выполнив указания кассационной инстанции, судом установлено, что отношении земельного участка отгонного животноводства (пастбища) площадью  673245 кв.м с кадастровым номером 05:01:000108:263  статусом собственника обладает Правительство Республики Дагестан (в лице его уполномоченного органа- Минимущества РД). 

     Доводы представителя ответчика и третьего лица (районной администрации) о том, что при наличии зарегистрированного и не признанного недействительным права собственности муниципального образования на спорный земельный участок нельзя ставить вопрос об истребовании спорного имущества, не соответствуют закону и основаны на ошибочном толковании  правовых норм.

      Как указано в пункте 52 постановленияот 29.04.2010 № 10/22,  зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

       Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

       В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.

     По рассматриваемому делу истцами (которые не владеют спорным земельным участком) выбран  правильный и верный способ защиты нарушенного права- истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков (виндикационный иск).

     Ссылка ответчика на то, что вступившими в законную силу судебными актами по делу №А15-841/2012 в удовлетворении иска племхоза СПК «Красный Октябрь» к муниципальному образованию о признании права собственности недействительным и по другим требованиям отказано, неосновательна.  

     Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.07.2012 по делу №А15-841/2012 (с учетом определения об исправлении опечатки от 02.08.2012) принято уточнение (дополнение) к заявлению от 06.06.2012, принят отказ от заявления в части требований о признании недействительным кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 05:01:000108:263, производство по делу в этой части прекращено. Требования кооператива о признании недействительным постановления администрации муниципального образования «Бабаюртовский район» от 30.12.2009 №458 и государственной регистрации права (регистрационный номер 05-05-24/009/2011-160 от 30.11.2011) оставлены без удовлетворения в связи с избранием истцом ненадлежащего способа защиты права. В остальной части заявленные требования удовлетворены. Суд обязал муниципальное образование «сельсовет «Хасанайский» не чинить препятствия в пользовании земельным участком площадью 67 3245 кв. м, находящимся в пользовании кооператива.

    Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2013 решение от 30.07.2012 (с учетом определения об исправлении опечатки от 02.08.2012) в части удовлетворения исковых требований отменено, в указанной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований кооператива к муниципальному образованию «сельсовет «Хасанайский» о нечинении препятствий в пользовании земельным участком площадью 67 3245 кв. м. Судебный акт мотивирован тем, что истцом не представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие его право на спорный участок, создание условий невозможности использования по целевому назначению земельного участка, обладающего индивидуально определенными признаками, совершения ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем своих прав в отношении земельного участка.  

   Судебный акт апелляционной инстанции  по делу №А15-841/2012 оставлен без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.06.2013.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истцов об истребовании спорного земельного участка из чужого незаконного владения ответчиков (виндикационный иск) являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Истцы и ответчик (муниципальное образование) в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами.

                 На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

                         иск удовлетворить. Истребовать из чужого незаконного владения муниципального образования «сельсовет «Хасанайский» Бабаюртовского района   и арендатора ФИО1 (с.Хасанай) в пользу истцов земельный участок площадью 673245 кв.м с кадастровым номером 05:01:000108:263, расположенного по адресу: Бабаюртовский район, МО «сельсовет «Хасанайский».

Исполнительный лист по делу выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Дагестан.

           Судья                                                                                                        Д.А.Ахмедов