ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-1763/11 от 13.10.2011 АС Республики Дагестан

город Махачкала

 Дело №А15-1763/2011       

13 октября  2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2011 года

Решение в полном объеме изготовлено 13 октября 2011 года    

          Судья Арбитражного суда Республики Дагестан Ахмедов Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алихановым Р.А., рассмотрев  в  судебном заседании материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Управлению ФМС по Республике Дагестан о признании незаконным и отмене постановления от  28.06.2011 №022002  о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ и наложении административного  штрафа в размере  250 тыс.руб., 

с участием  в заседании:

от заявителя- ФИО1 (паспорт 82 01591962),  ФИО2 (доверенность от 14.02.2011),  

от заинтересованного лица-  ФИО3 (доверенность от 29.12.2010), ФИО4 (доверенность от 17.07.2011), ФИО5 (доверенность от 13.10.2011), ФИО6 (доверенность от 13.10.2011),

УСТАНОВИЛ:

            индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее- заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Республике Дагестан (далее- управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от  28.06.2011 №022002 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- Кодекс, КоАП РФ), и наложении административного штрафа в размере  250 тыс.рублей. 

 Определением суда от 12.09.2011 предварительные слушания по делу завершены,  рассмотрение дела по существу назначено на 14час.30мин. 12.10.2011.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании  с 12.10.2011 до 12час.30мин.  13.10.2011 был объявлен перерыв.

Предприниматель и его представитель в судебном заседании поддержали заявленное требование и просили его удовлетворить по указанным в заявлении основаниям. Заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Заинтересованное лицо в отзыве и его представители в судебном заседании  заявление предпринимателя не признали, ссылаясь на доказанность события  вменяемого административного правонарушения и соблюдения управлением процессуального порядка привлечения предпринимателя к указанной административной ответственности.

Заслушав доводы и объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление предпринимателя удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что в ходе оперативно-профилактического мероприятия на основании распоряжения от  16.06.2011 №1/9/65 по вопросу соблюдения предпринимателем ФИО1 требований миграционного законодательства установлено, что в цеху по производству  разовых пакетов, расположенном по адресу: <...> установлено привлечение предпринимателем к трудовой деятельности (в качестве рабочего)  гражданина Республики Азербайджан ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при отсутствии у него оформленного разрешения на работу в Российской Федерации.

Наличие выявленных нарушений зафиксировано в акте проверки  и в протоколе об  административном правонарушении от 16.06.2011 №0511-022002.

Постановлением управления от 28.06.2011 по делу об административном правонарушении №022002  предприниматель  привлечен к  административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ,  в виде взыскания штрафа в размере 250 тыс. рублей.  Копия указанного постановления направлена предпринимателю 28.06.2011 и вручена адресату 09.08.2011.

Считая указанное постановление административного органа незаконным, предприниматель обжаловал его 12 августа 2011 года  в арбитражный суд.

Материалами дела установлено, что предусмотренный  частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ)    срок подачи заявления об оспаривании решения административного органа заявителем не пропущен.

Рассмотрев по существу материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с  пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон №115-ФЗ) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Пунктами 2, 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ установлено, что работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров; работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников; иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Согласно статье 2 Закона №115-ФЗ разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

 В соответствии с частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В пункте 1 примечания к статье 18.15 Кодекса указано, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

В примечании к статье 18.1 КоАП РФ предусмотрено, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

 Данное положение согласуется с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в силу абзаца 2 статьи 67 которого трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Судом установлено, что при проверке 16.06.2011 в 10час.30мин. административный орган в цеху предпринимателя ФИО1  по производству  разовых пакетов обнаружил иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в качестве  рабочего без соответствующих разрешительных документов, что подтверждается собранными по делу достоверными и допустимыми доказательствами (в том числе и  видеофильмом), объяснениями предпринимателя и иностранного рабочего ФИО7  

Административным органом правомерно составлены протокол об осмотре помещений, территорий от 16.06.2011 (подписан ФИО1), протокол по факту привлечения предпринимателем иностранного гражданина к трудовой деятельности  и вынесено соответствующее постановление о привлечении  предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.

В силу  части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу  частей 1 и 2 статьи 26.2   Кодекса наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

 В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд приходит к выводу, что в действиях предпринимателя  содержится вменяемое ему административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.15 Кодекса. При  эксплуатации  цеха  по производству разовых пакетов предпринимателем  в  своей деятельности допущены  нарушения требований Закона  №115-ФЗ. Акт проверки  и протокол об административном правонарушении от  16.06.2011, в которых зафиксированы нарушения миграционного законодательства, составлены с участием предпринимателя, от подписания которых он отказался, что удостоверено актом  от 16.06.2011. В своих письменных объяснениях от  16.06.2011 предприниматель ФИО1 и иностранный гражданин ФИО7 полностью  признали факт совершения ими нарушения требований миграционного законодательства, отметив, что  иностранный рабочий у предпринимателя работает с 02.05.2011 в цеху по производству разовых пакетов в качестве рабочего со сдельной формой оплаты труда.

Указанные обстоятельства нашли свое объективное подтверждение в  материалах видеофильма, представленного управлением для приобщения в материалы дела и просмотренного с участием сторон  в ходе судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах, суд  приходит к выводу о нарушении заявителем требований миграционного законодательства и привлечении иностранного гражданина ФИО7 к труду в отсутствие у него разрешения на работу, о наличии в действиях  предпринимателя состава вменяемого ему административного правонарушения, соблюдению административным органом порядка привлечения к административной ответственности.  Допущенная административным органом при составлении акта проверки опечатка в дате его составления 17.06.2011 вместо 16.06.2011 не влечет за собой незаконность действий работников управления при проведении проверочных мероприятий.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ административный орган  доказал обстоятельства, послужившие основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной  частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ. На  предпринимателя  оспариваемым постановлением наложен  минимальный размер штрафа в сумме 250тыс.руб.

Представителем заявителя в заявлении от 12.08.2011 и  в судебном заседании заявлено ходатайство о применении к спорным правоотношениям статьи 2.9.Кодекса.

Согласно  пунктам 18, 18.1  постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.  

 Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем она определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

 Суд, исследовав обстоятельства дела и оценив  в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, а также, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного предпринимателем правонарушения,  приходит к выводу о том, что  административное правонарушение в сфере миграционного законодательства, совершенное предпринимателем ФИО1 с умыслом, содержат опасную угрозу (реальной и потенциальной) охраняемым общественным отношениям, причиняет существенный вред интересам граждан Российской Федерации, общества и государства.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.  В судебном заседании предприниматель пояснил (об этом указано и в его объяснениях от 16.06.2011), что он знал (или должен был знать)  о необходимости получения работодателем разрешения  на осуществление трудовой деятельности гражданином Республики Азербайджан в принадлежащем ему цеху по производству разовых пакетов.

Следовательно, он сознательно и с умыслом совершил вменяемое ему административное правонарушение. Последующее поведение предпринимателя (отказ от подписания акта проверки, протокола об административном правонарушении и неявка на рассмотрение материалов проверки) свидетельствует об игнорировании им требований законодательства и нежелании   установить все фактические обстоятельства совершенного им административного правонарушения.

 Статьей 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленный государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 Кодекса административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В материалах дела об административном правонарушении нет доказательств и судом при рассмотрении дела в порядке статьи 4.2 КоАП РФ не установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность предпринимателя ФИО1, в том числе  его раскаяние, как лица, совершившего административную ответственность.

Совершенное  предпринимателем правонарушение посягает на общественные отношения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, основания для признания нарушения малозначительным с применением статьи 2.9 Кодекса судом не установлено.

 Судом также установлено и материалами дела подтверждается, что иностранный рабочий ФИО7 постановлением Управления ФМС России по РД от 16.06.2011 №022001 привлечен к административной ответственности по  ст.18.10. с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 2тыс.руб. Штраф добровольно уплачен по чеку-ордеру от 18.06.2011  Дагестанского ОСБ №8590 Сбербанка России.

Доводы  предпринимателя, изложенные в заявлении, не соответствуют законодательству и обстоятельствам спора, а потому не принимаются судом во внимание.

Суд отклоняет довод общества о нарушении административным органом требований Закона №294-ФЗ исходя из того, что этот закон не относится к законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях и не регламентирует правоотношения по привлечению к административной ответственности, а потому нарушения Закона №294-ФЗ (в том числе, грубые) не влекут признание результатов административного расследования недействительными и не являются основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.01.2011 по делу №А53-11254/2010).

Материалами дела установлено, что указанная проверка при осуществлении контроля и надзора в сфере миграции согласно части 4 статьи 1 Закона №294-ФЗ не подпадает (до 01.08.2011) под действие указанного федерального закона.

Порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности административным органом соблюден, постановление о назначении наказания вынесено уполномоченным в силу положений статьи 23.67 Кодекса должностным лицом, в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к ответственности, с соблюдением прав, предоставляемых лицу, привлекаемому к ответственности, нормами КоАП РФ.

Согласно пункту 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями  168-170, 176, 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Дагестан

РЕШИЛ:

          в удовлетворении  заявленного требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Республике Дагестан от  28.06.2011 №022002 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, <...>) к административной ответственности по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ и наложении штрафа 250тыс.рублей  отказать. 

Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Дагестан.

         Судья                                                                                                               Д.А.Ахмедов