ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-1830/2021 от 18.11.2021 АС Республики Дагестан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

    г. Махачкала

    25 ноября 2021 г.                                                        

        Дело №А15-1830/2021      

Резолютивная часть решения объявлена  18 ноября 2021 г.                                                        

Решение изготовлено в полном объеме   25 ноября 2021 г.                                                        

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Батыраева Ш.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Газиевой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Министерства строительства Республики Дагестан (ИНН 0562067892, ОГРН 1070562001950)

к администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (ИНН 0562042520, ОГРН 1020502625219)

о взыскании 638 108 736,10 руб.,

при участии:

от истца: Мирзоев Л.Н. (по доверенности),

от ответчика: Мухаметзянов Ш.Я. (по доверенности),

от третьих лиц

МКУ "Финансовое управление г.Махачкалы": Махтиев Г.Г. (по доверенности),

УИЗО города Махачкалы: Омаров С.К. (по доверенности),

МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" город Махачкала": Магомедова З.А. (по доверенности),                  

от Правительства РД: Магомедэминов Р.Х. (по доверенности),

в отсутствие представителя третьего лица - Государственной корпорация – Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства,

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства Республики Дагестан (далее – Минстрой РД, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» (далее – администрация, ответчик) о взыскании 638 110 000 руб. бюджетных средств.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: на стороне истца Правительство Республики Дагестани государственная корпорация «Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Фонд), а на стороне ответчика - МКУ "Финансовое управление" администрации городского округа "город Махачкала", Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы и МКУ Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала". 

Исковые требования основаны на том, что в рамках реализации республиканской адресной программы переселения и муниципальной адресной программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «город Махачкала» и на основании соответствующего соглашения администрацией  получены бюджетные средства, но в связи с уменьшением количества аварийных многоквартирных домов на основании вступившего в законную силу решения суда, ответчик должен произвести возврат бюджетных средств в части исключенных из программы домов и выплатить фиксированную сумму штрафа в связи с ненадлежащим исполнением обязательств.

Ответчик в отзыве иск не признает со ссылкой на то, что до вступления в законную силу судебных актов об исключении части домов из программы в целях реализации указанной программы администрацией уже были приобретены соответствующие жилые помещения и собственниками аварийных домов подписаны договоры мены. В части взыскания штрафа администрация считает, что  соответствующим соглашением указанная мера ответственности для ответчика не предусмотрена.

Третьи лица: МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" город Махачкала" и МКУ "Финансовое управление г.Махачкалы" в отзыве иск считают необоснованным, со ссылкой на то, что администрация принимала все необходимые меры, направленные на реализацию спорной программы, неисполнение обязательств  и не достижение целевых показателей произошло вследствие независящихся от администрации обстоятельств. Далее излагаются те же доводы, что и  в отзыве администрации.  

Третье лицо – Правительство Республики Дагестан в отзыве иск считает обоснованным, просит суд его удовлетворить, излагает те же обстоятельства по спору, что изложены в исковом заявлении. Обязанность администрации по возврату спорных бюджетных средств в связи их нецелевым использованием и в связи с нарушением своих обязательств предусмотрено соответствующими пунктами соглашения о реализации спорной муниципальной программы.

Третьи лица: УИЗО города Махачкалы и Фонд отзывы на заявление не представили.

Определением суда от 06.10.2021 судебное разбирательство отложено на 11.11.2021. В судебном заседании до 18.11.2021 объявлен перерыв. В указанное время судебное заседание продолжено.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие третьего лица – Фонда, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. 

Представитель истца в судебном заседании заявил об уменьшении  исковых требований до 638 108 736, 10 руб., в связи с допущенной математической ошибкой   Исковые требования поддержал, просил суд их  удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске и взыскать сумму иска в доход республиканского бюджета.

Суд принимает уменьшение истцом исковых требований, так как они заявлены в соответствии со статьей 49 АПК РФ.

Представитель ответчик в судебном заседании иск не признал, просил суд в его удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Также пояснил, что администрация не могла предположить, что будет решение суда о признании актов о включении домов в программу незаконными.

Представители третьих лиц МКУ "Управление по реализации программы "Ветхое аварийное жилье" и улучшению жилищных условий" город Махачкала" и МКУ "Финансовое управление г.Махачкалы" и УИЗО города Махачкалы в судебном заседании иск не признали, просили суд в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в отзывах.

Представитель третьего лица – Правительства Республики Дагестан в судебном заседании исковые требований поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям изложенным в отзыве.

  Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в целях реализации на территории Республики Дагестан Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон №185-ФЗ) 07.08.2008 между Фондом и Республикой Дагестан заключен договор № 55-ЗС о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилого фонда (далее – договор № 55-ЗС).

Указами Президента и Главы Республики Дагестан от 25.07.2008 №140,  05.12.2013 №328,  09.11.2015 № 268 полномочия Республики Дагестан по взаимодействию с Фондом возложены на Минстрой РД.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 25.06.2013 №326 утверждена республиканская адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах», в рамках которой в Республике Дагестан до 01.09.2017  должны были быть расселены  192 аварийных многоквартирных дома (11 501, 61 кв.м.), в которых проживают 2 800 семей (далее - постановлением № 326).   

В рамках указанной компетенции между Фондам и Минстроем РД в 2013-2017 годах также заключены дополнительные соглашения от 07.07.2014 № 15, 09.06.2015 № 18 и 19.08.2016 № 21 к договору № 55-ЗС, определяющие правила взаимодействия сторон в целях исполнения решений Правления Фонда в 2014-2016 годах о предоставлении финансовой поддержки на региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Согласно пунктам 2.2. указанных соглашений на Минстрой РД возложены обязанности по обеспечению контроля за использованием средств Фонда, средств долевого финансирования бюджета субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

Порядок взаимодействия сторон при непосредственной реализации республиканской адресной программы переселения и муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «город Махачкала» на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением главы администрации г. Махачкалы от 24.04.2014 № 898 (далее - программа) регламентирован соглашениями от 22.08.2014 № ПС-3, от 01.12.2015 № 01-ПС и от 01.11.2016 № 01- ПС о долевом финансировании республиканской и муниципальной адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых согласно Федеральному закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», заключенными между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан и муниципальным образованием «город Махачкала».

Указанными соглашениями предусмотрены три этапа реализации указанных программ, так соглашением от 22.08.2014. № ПС – первый этап 2014 -2015 г.г; соглашением от 01.12.2015 № 01-ПС - второй этап 2015 -2016 г.г. и соглашением от 01.11.2016  № 01-ПС - третий этап 2016-2017 г.г.

В целях реализации указанных мероприятий 14.01.2015 между Минстроем РД и администрацией заключено соглашение №3-ФО о реализации республиканской и муниципальной адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых согласно Федеральному закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В республиканской адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах, утвержденной постановлением № 326, обязанности разработчика программы, его исполнителя, управления программой и оперативного контроля за ходом ее реализации возложены на Минстрой РД. Соисполнителями программы являлись Фонд и семь муниципальных образований, в том числе и ответчик.

Законами Республики Дагестан об утверждении республиканского бюджета Республики Дагестан на 2014, 2015 и 2016 годы Минстрой РД определено главным администратором доходов и главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Дагестан.

По предусмотренным в указанных соглашениях суммам финансовые средства были доведены до администрации в разрезе этапов программы переселения 2014-2015, 2015-2016 и 2016-2017 годов, что подтверждается заявками на кассовый расход: №1169 от 23.12.2014 (26 594 574 руб.); №1168 от 23.12.2014 (60 642 973 руб.); №565 от 29.08.2014 (98 926703,65); №537 от 27.08.2014 (110 941 305,56 руб.); №594 от 08.09.2015 (141 913 032,24 руб.); №595 от 08.09.2015 (180 793 402, 57 руб.); №537 от 28.08.2015 (116 910 121, 03 руб.); №221 от 27.05.2015 (50 000 000 руб.); №39 от 29.02.2016 (83 637 594,42 руб.); №118 от 25.04.2016 (146 300 982, 29 руб.); №271 от 30.06.2016 (10 000 000 руб.); №292 от 11.07.2016 (59 000 000 руб.); №321 от 03.08.2016 (10 868 598, 01 руб.); №344 от 18.08.2016 (195 154 387 руб.); №511 от 01.11.2016 (104 088 803,54 руб.) №574 от 02.11.2016 (211 043 600 руб.); №611 от 18.11.2016 (242 873 874,94 руб.); №630 от 05.12.2016 (113 999 999, 57 руб.) и №211 от 05.05.2017 (27 222 600 руб.).

В ходе реализации республиканской адресной программы переселения на территории г.Махачкалы постановлением администрации г. Махачкалы от 27.01.2020 №19 внесены изменения в муниципальную адресную программу, предусматривающие исключение из программы 31 дома на основании решений суда общей юрисдикции.

Общий объем финансирования программы переселения в результате уменьшился с 3 888 513 807,00 руб. до 3 228 716 940,48 руб., в том числе средства Фонда - с 2 187 969 865,96 руб. до 1 850 337 293,17 руб., республиканского бюджета Республики Дагестан - с 1 596 185 986,81 руб. до 1 296 309 823,50 руб. и муниципальных бюджетов - с 104 357 954,23 руб. до 82 069 823,81 руб.

В связи с изложенными обстоятельствами правлением Фонда согласно протоколу от 04.02.2021 №1044 принято решение, в соответствии с которым Республике Дагестан предписано обеспечить возврат в Фонд бюджетных средств в размере 338 232 572,79 руб., в том числе 337 632 572,79 руб. - сумма неизрасходованных средств Фонда при реализации программы переселения в 2013-2017 годах и 600 000 руб. - сумма возврата средств Фонда в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору, а именно за нарушения сроков устранения недостатков качества жилья и строительных дефектов.

В претензии от 31.03.2021 №11-04.4-2779/21 истец  указал администрации на необходимость обеспечить возврат выделенных на реализацию указанной программы бюджетных средств в размере 637  510 000 руб., из которых 337 630 000 руб. – средства федерального бюджета (Фонда), 299 870 000 руб. – средства республиканского бюджета и 600 000 руб. за ненадлежащее исполнения обязательств по договору.

На претензию истца администрация письмом от 16.04.2021 №51.01-51-13-1735/21 сообщила, что на 2021 год и планируемый период 2022 и 2023 годов финансовые средства на возврат в соответствии с ранее заключенными соглашениями в размере 637 510 000 руб. не предусмотрены в добровольном порядке.

Не возврат администрацией указанных средств явилось основанием предъявления иска по настоящему делу.  

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

На основании пункта 1 статьи 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 ГК РФ) является обеспечение восстановления нарушенного права.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, а также иными способами, предусмотренными законом. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Следовательно, избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Законом №185-ФЗ регламентирована деятельность Фонда, созданного для целей финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Пунктом 4 статьи 2 Закона №185-ФЗ определено понятие "предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда" как предоставление фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона №185-ФЗ средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 Закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 названной статьи.

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В статье 38 БК РФ сформулирован принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании пункта 1 части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Аналогичные бюджетные полномочия предусмотрены статьей 162 БК РФ для получателя бюджетных средств.

Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 БК РФ).

Любые действия, приводящие к использованию бюджетных средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Во исполнение вступивших в законную силу решений Ленинского районного суда г.Махачкалы (от 25 апреля 2018 г. по делу №2а-82/2018, от 5 марта 2018 г. по делу №2а-58/2018, от 2 августа 2018 г. по делу №2а-254/2018, от 18 апреля 2018 г. по делу №2а-888/2018, от 22 мая 2018 г. по делу №2а-120/2018, от 14 марта 2018 г. по делу №2а-138/2018), решений Советского районного суда г.Махачкалы (от 29 декабря 2017 г. по делу №2а-5230/2017, от 29 декабря 2017 г. по делу №2а-5049/2017, от 13 июня 2017 г. по делу №2а-1619/2017, от 28 декабря 2017 по делу №2а-2098/2017, от 27 декабря 2016 г. по делу №2а-6936/2016, от 29 декабря 2017 г. по делу № 2а-5050/2017, от 31 октября 2017г. по делу № 2а-5326/2017, от 27 декабря 2016 г. по делу №2а-6718/2016, от 22 ноября 2018г. по делу №2а-191/2018, от 24 декабря 2018 г. по делу №2а-2650/2018, от 18 января 2018г. по делу №2а-1693/2018), решений Кировского районного суда г.Махачкалы (от 31 августа 2018 г. по делу № 2а-2383/2018, от 12 марта 2018 г. по делу №2а-146/2018, от 8 июня 2018 г. по делу № 2а-266/2018, от 12 февраля 2018 г. по делу №2а-282/2018, от 22 марта 2016 г. по делу № 2а-834/2016, от 9 октября 2018 г. по делу № 2а-281/2018, от 27 апреля 2018 г. по делу № 2а-1831/2018, от 2 апреля 2018 г. по делу №2а-114/2018, от 14 марта 2019 г. по делу № 2а-3/2019) и определения Верховного суда Республики Дагестан от 22 марта 2016 г. по делу №33а-834/2016, на основании пункта 2.3.7 Соглашения от 14 января 2015 г. №3-ФО о реализации республиканской и муниципальной адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых согласно Закон №185-ФЗ, заключенного между Минстроем РД и администрацией, пункта 1 протокола совещания по вопросу направления годового отчета за 2019 год о реализации мероприятий республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Республики Дагестан в 2019 - 2024 годах" в Фонд и внесения изменений в региональные программы переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда в 2013 - 2017 годах и 2019 - 2024 годах, утвержденного заместителем Председателя Правительства Республики Дагестан В.В. Лемешко 20 января 2020 г. №11/7-19, в связи с письмом Фонда от 30 декабря 2019 г. №КЦ-07/2578, письмом Минстроя РД от 20 января 2020 г. №11-07.1-245/20, администрация постановлением от 27.01.2020 №19 внесла изменения в муниципальную адресную программу, исключив из ней 31 дома.

В связи с указанными изменениями, внесенными в программу самой администрацией,  уменьшилось количество признанных аварийными многоквартирных домов, переселение жильцов в которых необходимо было провести за счет бюджетных средств. В результате этого общий объем финансирования программы переселения уменьшился с 3 888 513 807,00 руб. до 3 228 716 940,48 руб., в том числе средства Фонда - с 2 187 969 865,96 руб. до 1 850 337 293,17 руб., республиканского бюджета Республики Дагестан - с 1 596 185 986,81 руб. до 1 296 309 823,50 руб. и муниципальных бюджетов - с 104 357 954,23 руб. до 82 069 823,81 руб.

Соответственно, в связи с исключением из республиканской адресной программы переселения 31 многоквартирного дома в г.Махачкале, остались незаселенными429 приобретенных жилых помещений(квартир) в многоквартирных домах, возведенных для переселения граждан в рамках программы переселения.

При этом администрация, хотя фактически и провела мероприятия по переселению жильцов из указанных 429 квартир за счет спорных бюджетных средств, но такое использование бюджетных средств не отвечает целям их получения, так как указанное количество домов не подпадают под критерии аварийного жилищного фонда, что свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).

В соглашениях от 22.08.2014. № ПС-3 (пункт 6.2) от 01.12.2015 № 01-ПС (пункт 2.3.10), соглашением от 01.11.2016  № 01-ПС (пункт 2.3.13) и соглашением от 08.08.2016 №20 о внесении изменений в договор от 07.08.2008 №55-ЗС (пункт 2.3.23) предусмотрена обязанность администрации обеспечивать целевое использование предоставленных бюджетных средств, а также возврат этих средств в случае нецелевого их использования.   

Вступившими в законную силу решениями судов общей юрисдикции установлен факт незаконного включения в указанную программу 31 дома или 429 квартир.  Администрация на основании указанных судебных актом своим постановлением от 27.01.2020 №19 исключила из программы указанные дома, что не оспаривается ответчиком.

Таким образом, факт нецелевого использования спорных бюджетных средств истцом доказан и подтверждается материалами дела.

Доводы администрации о том, что в момент включения указанных домов в программу она не знала о несоответствии их критериям аварийности, так как это установлено позже решениями суда и это обстоятельство свидетельствует об отсутствии факта нецелевого использования бюджетных средств суд отклоняет по следующим основаниям.

Установление требований к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляется межведомственной комиссией на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проведенной оценки соответствия помещения установленным требованиям, оценки соответствия указанных помещений и дома установленным требованиям по заявлению собственника помещения или заявлению гражданина (нанимателя) с приложением документов, представленных заявителем, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положением N 47).

Действие Положения N 47 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В силу пункта 44 Положения N 47 признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

В соответствии с пунктом 52 Положения N 47 решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Так как решения администрации о включении указанных 31 дома в программу решениями суда признаны незаконными, в связи с отсутствием у них признаков аварийности, то эти дома не являлись аварийными и в момент их включения в указанную программу. Соответственно администрация в лице его соответствующей комиссии, при принятии соответствующего решения с учетом требований  Положения N 47 не должна была включать эти дома в реализуемую программу.    

Согласно пункту 3 статьи 306.4 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению.

В связи изложенным исковые требования  в части взыскания 637 508 736,10 руб. являются обоснованными и суд их удовлетворяет.

Истцом также заявлены исковые требований о взыскании с администрации 600 000 руб. полученной финансовой поддержки в связи с просрочкой  устранения строительных дефектов.

Согласно пункту 6.5 договора №55-ЗС, внесенного в него соглашением от 08.08.2016 №20, в случае неоднократного нарушения сроков устранения строительных дефектов (недостатков) в многоквартирных домов, жилые помещения в которых предоставлены гражданам в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда субъект Российской Федерации обязуется возвратить полученную финансовую поддержку в сумме 100 000 руб. за каждый многоквартирный дом, в отношении которого допущены указанные нарушения.

В пункте 1.4 отчета рабочей группы Фонда от 13.08.2019 № 0-05/16 о результатах выездного мониторинга констатированы нарушения требований к качеству жилых помещений, предоставленных в рамках реализации программы переселения, а именно факты ввода в эксплуатацию шести домов по ул. Джигитская, 13Б, корпусов 3-8, в г.Махачкале без подключения к инженерным сетям, фактическое проживание граждан не обеспечено ввиду отсутствия теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения, в полном объеме не завершена отделка жилых помещений, в связи с чем дома были включены в соответствующий реестр обращений.

В целях устранения нарушений Республикой Дагестан был утвержден и представлен в Фонд план-график устранения нарушений, в соответствии с которым завершить необходимые мероприятия планировалось до 01.05.2019. Однако, по итогам проверки выявлено, что работы по устранению нарушений в полном объеме не выполнены: не устранено затопление подвалов, вентиляционные шахты не выведены за пределы кровли, не осуществлено подключение зданий к электроснабжению по постоянной схеме в указанных выше домах.

Указанные в отчете о результатах выездного мониторинга от 13.08.2019 № 0-05/16  нарушения сроков устранения недостатков качества жилья и строительных дефектов послужили основанием для вынесения Фондом решения от 13.08.2019 № 930, согласно которому подлежит возврату в Фонд средств в размере 600 000 руб. из расчета по 100 000 руб. за каждый из 6 (шести) корпусов многоквартирных домов по ул. Джигитская, 13Б.

Администрация, возражая против иска в указанной части ссылается на то, что она по условиям соглашения с Фондом не несет указанную ответственность.

Судом проверены указанные обстоятельства и установлено следующее.

Согласно пункту 6.8 договора №55-ЗС, внесенного в него соглашением от 08.08.2016 №20 субъект Российской Федерации с целью компенсации сумм, подлежащих возврату в Фонд в соответствии с пунктами 6.2-6.5 договора, обязан предусматривать в соглашениях о предоставлении муниципальным образованиям средств (субсидий) на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилого фонда с учетом обязательства субъекта Российской Федерации перед Фондом, а также обязанность муниципальных образований при заключении договоров с поставщиками и подрядчиками, предусматривать меры ответственности поставщиков и подрядчиков за нарушение своих обязательств. 

Таким образом, с учетом изложенных условий договора №55-ЗС и заключенного, между Минстроем РД и администрацией, в целях реализации указанного договора, соглашения №3-ФО от 14.01.2015 о реализации республиканской и муниципальной адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых, Законом №185-ФЗ, непосредственную ответственность за нарушение сроков устранения недостатков качества жилья и строительных дефектов в ходе реализации указанной программы несет соответствующее муниципальное образование, в данном случае муниципальное образование «город Махачкала».

При этом суд также учитывает, что указанные дома построены в рамках муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа «город Махачкала» на 2013-2017 годы», на основании муниципальных контрактов. Возведенные  дома переходили в муниципальную собственность;

Кроме того, обязательства устранения нарушений до 01.05.2019, принятые в соответствии с план - графиком устранения выявленных нарушений не выполнены именно администрацией, что констатировано в отчете о результатах выездного мониторинга от 13.08.2019 № 0-05/16, составленном рабочей группой Фонда.

Суд также учитывает и то обстоятельство, что все бюджетные средства на реализацию выполняемой администрацией адресной муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда Минстроем РД перечислены администрации и соответственно их возврат в указанном размере в связи с нарушением сроков устранения указанных выше строительных дефектов (недостатков) должен осуществляться администраций, кому эти средства перечислены.

С учетом изложенных обстоятельств исковые требований о взыскании с администрации 600 000 руб. также подлежат удовлетворению.

Истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о взыскании в доход федерального бюджета государственной пошлины судом не рассматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 49,167,170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

принять к рассмотрению уменьшение исковых требований до 638 108 736,10 руб.

        Исковые требования Министерства строительства Республики Дагестан удовлетворить.

       Взыскать с администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" в республиканский бюджет Республики Дагестан 638 108 736,10 руб.

      Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Дагестан.

Судья                                                                                                           Ш.М. Батыраев