АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ г. Махачкала 19 октября 2012 г. Дело №А15-1892/2012 Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2012 года. Полный текст решения изготовлен 19 октября 2012 года. |
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Омаровой П.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алигаевым Ш.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием при содействии Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда систем видеоконференц-связи дело №А15-1892/2012 по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу о привлечении открытого акционерного общества "Дагестан-Этанол" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представителя ФИО1 (доверенность от 02.03.2012 №У8-1775/05, удостоверение от 28.04.2012 №075),
от заинтересованного лица – представителя ФИО2 (доверенность от 03.09.2012 №2, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – заявитель, управление, МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Дагестан-Этанол" (далее – заинтересованное лицо, общество, ОАО "Дагестан-Этанол") к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление управления мотивировано тем, что общество осуществило поставку этилового спирта ректификованного без представления в установленном порядке уведомления о поставке этилового спирта.
Общество в отзыве на заявление просит в удовлетворении заявления управления отказать, поскольку уведомление от 19.06.2012 №1 о поставке этилового спирта в количестве 230 дал в этот же день было направлено в МРУ Росалкогольрегулирования. В уведомлении датой поставки указано 01.08.2012, фактически поставка была произведена 27.06.2012, поскольку срок действия лицензии общества истекал. Поставка была осуществлена при наличии всех товарно-сопроводительных документов, уведомление о поставке было направлено в управление и получено им до осуществления поставки.
Определением суда от 21.09.2012 судебное разбирательство по делу назначено на 15 часов 18 октября 2012 года.
Представитель заявителя, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда, поддержала заявление управления, просила его удовлетворить по изложенным в нем основаниям и привлечь общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Представитель общества в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований административного органа по основаниям и доводам, изложенным в отзыве на заявление.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по ходатайству представителя заинтересованного лица объявлялся перерыв до 19 октября 2012 года.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела и оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что в удовлетворении заявления МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО о привлечении общества к административной ответственности следует отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ОАО "Дагестан-Этанол" является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в этом качестве 16.10.1995, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 15.08.2012.
Общество осуществляет деятельность по производству, хранению и поставке этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), в том числе головной фракции этилового спирта на основании выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка лицензия Б №089246 от 29.07.2011 сроком действия до 21.06.2012.
МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО проведена документарная проверка в отношении ОАО "Дагестан-Этанол", в результате которой выявлено, что по данным декларации "Об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", представленной ОАО "Дагестан-Этанол" за 2 квартал 2012 года, обществом осуществлена поставка спирта этилового ректификованного из пищевого сырья по товарно-транспортной накладной №Е24905 АЕ199105 от 27.07.2012 по уведомлению №1 от 19.06.2012, в то время как согласно заявке о фиксации в ЕГАИС 10544000001227080 зафиксированы сведения об отгрузке в адрес ОАО "Махачкалинский винзавод" спирта этилового ректификованного из пищевого сырья в объеме 0,23 тыс. дал по накладной №1 от 26.06.2012. В представленном в управление уведомлении №1 от 19.06.2012 указана фактическая дата поставки продукции с 01.08.2012.
По результатам документарной проверки ведущим специалистом-экспертом отдела контроля за декларированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ФИО3 составлен акт №У8-а345/08 от 19.07.2012, и управлением вынесено определение №08-12/346 от 20.07.2012 о возбуждении в отношении ОАО "Дагестан-Этанол" дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ и проведении административного расследования. Этим же определением обществу предложено в трехдневный срок со дня получения определения представить в МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО объяснения по вышеуказанным фактам с приложением копий документов, подтверждающих поставку алкогольной продукции (ТТН, справки к ТТН, договор).
Определение от 20.07.2012 №08-12/346 сопроводительным письмом от 20.07.2012 №У8-6300/08 направлено обществу и получено им 30.07.2012.
В письме от 30.07.2012 №7 общество указало, что уведомление №1 от 19.06.2012 о поставке этилового спирта направлено в управление в тот же день, дата поставки в уведомлении указано с 01.08.2012, отпуск спирта осуществлен 27.07.2012 с оформлением всех необходимых документов. Вместе с указанным письмом в адрес управления бщество направило копии договора на поставку этилового спирта от 19.06.2012 №1, уведомления №1 от 19.06.2012, почтовой квитанции от 19.06.2012, товарно-транспортной накладной №01 от 27.06.2012, справок к ТТН, раздел "А", раздел "Б", удостоверения №1 о качестве, декларации о соответствии и извещения об уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции от 19.06.2012.
Усмотрев в действиях общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, управление составило протокол об административном правонарушении №08-12/346-3 от 08.08.2012 и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 64 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частью 4 статьи 14.17 Кодекса.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу является структурным подразделением Росалкогольрегулирования, которая на основании Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №154, осуществляет контроль и надзор за юридическими лицами, работающими в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с должностным регламентом, утвержденным приказом управления от 24.10.2011 №12 (пункт 3.1.16) и перечнем должностных лиц Росалкогольрегулирования, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 24.07.2009 №27, ведущий специалист-эксперт отдела по контролю за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Межрегионального управления Росалкогольрегулирования по СКФО ФИО4 уполномочен на осуществление мероприятий по проведению государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями, и составление протокола об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 14.17 КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон №171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 11 Закона №171-ФЗ предусмотрено, что производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
Суд установил, что в спорный период общество осуществляло деятельность по производству, хранению и поставке этилового спирта на основании лицензии Б №089246.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 10.2 Закона №171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции).
5) заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона №171-ФЗ поставки и перевозки этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются при условии представления уведомления.
Пунктом 5 этой же статьи Закона №171-ФЗ установлено, что порядок представления организациями уведомлений и их форма утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 06.03.2012 №42 утвержден Порядок представления организациями уведомлений, представляемых при закупке этилового спирта для производства алкогольной продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке и перевозке этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее – Порядок представления уведомлений). Этим же приказом утверждена форма уведомления, подтверждающего поставку этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции.
Согласно пункту 3 Порядка представления уведомлений организации, осуществляющие поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и (или) нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют уведомление по форме согласно приложению №3 к настоящему приказу в территориальный орган по месту своего нахождения.
В силу пункта 5 Порядка уведомления представляются организацией до осуществления поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и (или) нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции по каждой партии, закупаемой, поставляемой и перевозимой продукции раздельно.
Под партией продукции подразумевается объем продукции, закупаемой (передаваемой), поставляемой или перевозимой одной организацией, одного наименования, вида и даты закупки (передачи), поставки или перевозки.
Вид закупаемой, поставляемой, перевозимой продукции указывается в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", в том числе с указанием объемной доли этилового спирта в процентах.
Уведомление может быть представлено организацией через уполномоченного в установленном порядке представителя организации или направлено в виде почтового отправления с описью вложения.
В случае представления уведомления через уполномоченного в установленном порядке представителя организации территориальный орган не вправе отказать в принятии уведомления и обязан поставить на копии уведомления отметку о дате ее принятия.
Исходя из указанных положений, общество уведомление о предстоящей поставке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно было представить в Управление непосредственно до осуществления поставки продукции.
Статья 28.2 КАП РФ содержит требования к составлению протокола об административном правонарушении.
Представленный управлением протокол об административном правонарушении от 08.08.2012 №08-12/346-3 соответствует предъявляемым статьей 28.2 КоАП РФ требованиям к его содержанию. Протокол составлен в отсутствие представителя общества, извещенного о времени и месте составления протокола, о чем представлено извещение №08-12/346-2 от 25.07.2012, сопроводительное письмо от 26.07.2012 №У8-6562/08 и почтовое уведомление о вручении от 02.08.2012. Копия протокола направлена обществу сопроводительным письмом от 09.08.2012 №У8-7083/08.
Таким образом, Управлением соблюден процессуальный порядок составления протокола об административном правонарушении.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В протоколе об административном правонарушении указано, что ОАО "Дагестан-Этанол" не представлено уведомление о поставке спирта этилового ректификованного в адрес ОАО "Махачкалинский винзавод" ИНН <***> по товарно-транспортной накладной №01 от 27.06.2012 в объеме 0,23 тыс. дал.
Между тем из материалов дела усматривается, что уведомление №1 от 19.06.2012 о поставке в адрес ОАО "Махачкалинский винзавод" спирта этилового ректификованного в объеме 230 дал направлено обществом в МРУ Росалкогольрегулирования 19.06.2012 и поступило в управление 26.06.2012, что подтверждается отметкой на уведомлении о его поступлении и представителем заявителя в судебном заседании.
В уведомлении период поставки указан с 01.08.2012.
Согласно договору №1 от 19.06.2012, товарно-транспортной накладной №01 от 27.06.2012, счету-фактуре №01 от 27.06.2012, справкам к ТТН раздел "А" и раздел "В", представленным обществом в управление письмом от 30.07.2012, ОАО "Дагестан-Этанол" в адрес ОАО "Махачкалинский винзавод" 27.06.2012 осуществлена поставка спирта этилового ректификованного в количестве 230 дал. Данная поставка отражена в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленной обществом в управление за 2 квартал 2012 года, в которой дата отгрузки ошибочно указана 27.07.2012. Приведенная в акте документарной проверки от 19.07.2012 ссылка заявителя на то, что в декларации указана отгрузка по товарно-транспортной накладной №Е249ВЕ05 АЕ199105, не подтверждается материалами дела, поскольку в представленной декларации за 2 квартал 2012 года указаны номера транспортных средств Е249ВЕ05 и АЕ199105, которые также указаны и в товарно-транспортной накладной №01 от 27.06.2012.
Таким образом, материалами дела подтверждается и в ходе судебного разбирательства установлено, что поставка спирта этилового ректификованного в адрес ОАО "Махачкалинский винзавод" обществом осуществлена при наличии всех предусмотренных пунктом 1 статьи 10.2 Закона №171-ФЗ сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота. Уведомление №1 от 19.06.2012 о поставке представлено по форме, утвержденной приказом Росалкогольрегулирования от 06.03.2012 №42, в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по федеральному округ по месту своего нахождения до осуществления поставки. Алкогольная продукция отгружена в том же объеме, тому же покупателю, которые указаны в уведомлении №1 от 19.06.2012. Уведомление представлено в управление до осуществления поставки.
При этом согласно данным декларации об объемах производства и оборота этилового спирта и декларации об объемах использования этилового спирта, представленных обществом в управление за 2 квартал 2012 года, остаток этилового спирта на конец отчетного периода равен нулю. Доказательства того, что общество осуществляло поставку этилового спирта в адрес ОАО "Махачкалинский винзавод" после 01.08.2012 (в период указанный в уведомлении №1 от 19.06.2012), в материалах дела не имеется и заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах факт совершения обществом указанного в протоколе №08-12/346-3 от 08.08.2012 административного правонарушения, выразившего в непредставлении уведомления о поставке спирта этилового ректификованного в адрес ОАО "Махачкалинский винзавод" по товарно-транспортной накладной №01 от 27.06.2012 в объеме 0,23 тыс. дал, не подтверждается материалами дела, в связи с чем в удовлетворении заявления управления следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-171, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления МРУ Росалкогольрегулирования по СКФО от 16.08.2012 №у8-7302/05 о привлечении открытого акционерного общества "Дагестан-Этанол" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Дагестан в течение 10-дневного срока со дня его принятия.
Судья П.М. Омарова