г. Махачкала
29 апреля 2013 года Дело №А15-205/2013
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Магомедова Р.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дагестанские лотереи» (ОГРН 1100570003929, ИНН 0570004381) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Северо-Кавказскому федеральному округу №19-03-28/69 от 11.01.2013 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000руб., предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Дагестанские лотереи» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд РД с заявлением о признании незаконным постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – управление) №19-03-28/69 от 11.01.2013 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000руб., предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Определением суда от 07.03.2013 заявление принято к производству и рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.
Дело рассмотрено по представленным сторонами материалам на основании статей 9, 65, 70, 131 и 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) в порядке упрощенного производства.
Арбитражный суд, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности все материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа управления от 12.10.2012 N54-н проведена проверка соблюдения обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В ходе проверки управление установило, что в нарушение требований ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон №115-ФЗ) и пункта 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 №28 (далее – положение о постановке на учет), общество в проверяемом периоде: 1) не состояло на учете в Росфинмониторинге; 2) в течение длительного времени осуществляло деятельность в отсутствие соответствующих действующему законодательству правил внутреннего контроля; 3) не назначило специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля; 4) не утвержден перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; 5) отсутствовала возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю.
По результатам проверки, зафиксированным актом от 14.12.2012 N46, составлен протокол об административном правонарушении от 21.12.2012 №19-03-28/116.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, инспекция приняла постановление от 11.01.2013 №19-03-28/69 о привлечении ООО «Дагестанские лотереи» <...> к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде наложения 50 000 рублей штрафа.
Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Из материалов дела следует, что с заявлением в арбитражный суд общество обратилось в пределах срока, предусмотренного частью 2 статьи 208 АПК РФ.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.
Субъектом ответственности являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом.
Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Законом №115-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Закона №115-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии со статьей 3 Закона №115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
ООО «Дагестанские лотереи» зарегистрировано 10.12.2010 и состоит на учёте в Межрайонной ИФНС России по г. Махачкале (ОГРН <***>, ИНН <***>).
В проверяемом периоде ООО «Дагестанские лотереи» осуществляет деятельность по организации азартных игр (организация лотерей, продажа лотерейных билетов), что подтверждается п. 3.2. устава ООО «Дагестанские лотереи», договорами на распространение лотерейных билетов №А 1209-05-3002 от 01.02.2011, № 05000 от 01.03.2011, № 35/25 от 02.03.2012, имеющимися в материалах проверки.
В статье 5 Закона №115-ФЗ закреплен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, одним из которых указаны организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
Таким образом, на заявителя как организацию, осуществляющую деятельность в соответствии с указанным перечнем в уставе, на основании статьи 5 Закона №115-ФЗ распространяются требования указанного Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 7 Закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.
На основании вышеизложенного на ООО «Дагестанские лотереи» распространяются все права и обязанности, установленные статьей 7 Федерального закона № 115 ФЗ для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
В ходе проведенной проверки управление установило:
1. В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28 утверждено Положение о постановке на учёт в Федеральной службе по финансовом) мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные орган (далее - Положение о постановке на учёт).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения о постановке на учёт организации, организующие и (или) проводящие лотереи, относятся к организациям, подлежащим постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение требований, установленных пунктом 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и пунктом 2 Положения о постановке на учёт, ООО «Дагестанские лотереи» в проверяемом периоде не состояло на учёте в Росфинмониторинге, мер по постановке на учёт для целей надлежащей организации внутреннего контроля не предпринимало.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 №27 «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».
Федеральной службой по финансовому мониторингу при постановке на учет организации предоставляется доступ к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии з экстремистской деятельности (далее – Перечень).
Таким образом, в отсутствие в течение длительного времени, а именно в проверяемом периоде, действий со стороны ООО «Дагестанские лотереи», направленных на постановку на учёт в Федеральной службе по финансовому мониторингу, у общества, соответственно, отсутствовала возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, поименованных в пункте 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, а также последующего приостановления таких операции в случаях, указанных в пункте 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Указанное бездействие ООО «Дагестанские лотереи» находится в прямой причинно-следственной связи, поскольку постановка на учёт соответствующих юридических лиц означает их нахождение в системе ПОД/ФТ и сигнализирует о наличии знаний в указанной сфере законодательства, что, безусловно, влияет на исполнение должным образом обязанностей, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ.
Следовательно, в нарушение установленных требований законодательства идентификация лиц, находящихся на обслуживании в ООО «Дагестанские лотереи», на предмет причастности их к экстремистской деятельности, для выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, не осуществлялась, перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, в работе не использовался.
3. Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, утверждаются руководителем организации, следовательно, являются основным, после законодательных актов, внутренним документом, и представляют собой совокупность программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансировании терроризма, а также документом, регламентирующим исполнение обязательных процедур в указанных целях.
В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что Правила внутреннего контроля ООО «Дагестанские лотереи» в проверяемом периоде не разработаны.
Следовательно, в течение длительного времени, а именно в проверяемом периоде ООО «Дагестанские лотереи» осуществляло деятельность в отсутствие
разработанных Правил внутреннего контроля, направленных на создание условий для надлежащего исполнения обществом требований Федерального закона № 115-ФЗ, то есть в отсутствие установленного порядка представления информации в уполномоченный орган, предусмотренного пунктом 7 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, установленных требований к подготовке и обучению кадров, в отсутствие критериев и признаков необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации, что свидетельствует о неисполнении обществом норм Федерального закона № 115-ФЗ и привело к нарушениям в части осуществления обязательных программ внутреннего контроля таких, как обучение сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.
В ходе проверки управление установило, что специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в ООО «Дагестанские лотереи», в проверяемом периоде не назначено.
Непринятие в течение длительного времени мер по постановке на учёт в Росфинмониторинге, отсутствие Правил внутреннего контроля, отсутствие соответствующего квалификационным требованиям специального должностного лица, ответственного за их реализацию, свидетельствует о неорганизации в ООО «Дагестанские лотереи» системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ должным образом и отсутствии возможности реализации процедур внутреннего контроля, в том числе осуществления обучения сотрудников в сфере ПОД/ФТ, выявления операций, подлежащих обязательному контролю.
4. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
1) идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, и установить следующие сведения:
- в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
- в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения;
2) предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации выгодоприобретателей, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, в том числе по установлению в отношении них сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи;
3) систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях.
В связи с этим Управление установило, что ООО «Дагестанские лотереи» не осуществлялась идентификация клиентов в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
5. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715.
Согласно пункту 3 Постановления требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
В соответствие со статьей 3 Федерального закона № 115-ФЗ осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма утверждено приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203, вступившим в силу 05.10.2010 (далее – Положение, утверждённое приказом №203).
В соответствии с пунктом 15 Положения, утверждённого приказом №203, целью обучения является получение сотрудниками организации знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимых для соблюдения ими законодательства
Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также правил внутреннего контроля организации, программ его осуществления и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля.
Согласно п. 2, 3 Положения, утверждённого приказом №203, руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В ходе проверки установлено, что руководителем ООО «Дагестанские лотереи» не утверждены перечни работников, обязанных проходить подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в проверяемом периоде.
Согласно п. 6 Положения, утверждённого приказом №203, обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проводится в следующих формах:
а) вводный инструктаж;
б) дополнительный инструктаж;
в) целевой инструктаж (получение работниками организаций базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ её осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);
г) повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Установлено, что требования Положения, утверждённого приказом №203, в ООО «Дагестанские лотереи» в проверяемом периоде не исполнялись, обучение кадров в целях ПОД/ФТ не проводилось.
В соответствии с п. 8 Положения, утверждённого приказом №203, дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом, в том числе, при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления.
Установлено, что в нарушение указанных требований законодательства обучение кадров в форме дополнительного инструктажа в ООО «Дагестанские лотереи» в проверяемом периоде не проводилось.
В соответствии с п. 10 Положения, утверждённого приказом №203, лица, назначаемые на должности руководителя и главного бухгалтера организации после вступления в силу настоящего Положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.
Таким образом, генеральный директор ООО «Дагестанские лотереи» ФИО1 и главный бухгалтер ФИО2 (обязанности главного бухгалтера возложены приказом № 18 от 10.12.2010) должны были пройти обучение в форме целевого инструктажа не позднее 10.12.2011.
Установлено, что в нарушение установленных требований ФИО1 и ФИО2 обучение в форме целевого инструктажа не проходили.
Таким образом, в соответствии со статьями 3, 7 Федерального закона №115-ФЗ обязанность по принятию внутренних организационных мер в целях соблюдения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по соблюдению требований законодательства, возлагается на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованные в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ.
Следовательно, ООО «Дагестанские лотереи» не исполнило требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, что повлекло представление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, с нарушением установленного срока, что образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
Все обстоятельства, изложенные выше, по совокупности, свидетельствуют о том, что ООО «Дагестанские лотереи» допущено правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, - неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган с нарушением установленного срока.
Суд с учетом изложенного приходит к выводу, что административным органом в ходе проведения проверки выявлены нарушения в деятельности общества такие, как: не утверждение перечня работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; не разработаны ежегодные планы-графики обучения, мероприятия по проверке знаний и навыков работников; специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля не направлено на прохождение целевого инструктажа; не осуществлен учет прохождения работниками организации обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Вышеуказанные нарушения установлены административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, подтверждены материалами дела, что свидетельствует о доказанности события административного правонарушения в действиях общества.
В своем заявлении общество указывает, чтоООО «Дагестанские лотереи» не является субъектом, нарушившим Федеральный закон №115-ФЗ, поскольку не организует и не проводит лотереи, лицензий на данный вид деятельности не имеет.
В ходе рассмотрения административного дела был заслушан генеральный директор общества, который указывал, что общество осуществляет деятельность по распространению лотерейных билетов и выплате выигрышей участникам лотереи в сумме, не превышающей 50 тысяч рублей, что подтверждается имеющимися в материалах проверки договорами на оказание соответствующих услуг организаторам лотереи. Следовательно, ООО «Дагестанские лотереи» не обязано было в проверяемом периоде принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Суд изучив доводы общества, приведенные в его заявлении, приходит к выводу, что они являются необоснованными на основании следующего.
В соответствии п.п. 8, 10 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" под проведением лотереи следует понимать осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и(или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи; распространителем лотерейных билетов является лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора.
Из анализа указанной нормы права следует, что наличие хотя бы одного из признаков, приведенных в вышеназванной статье, свидетельствует об осуществлении организацией деятельности по проведению лотереи.
Представленные в материалы дела договоры распространения лотерейных билетов свидетельствуют об осуществлении обществом деятельности по проведению лотереи.
Об этом свидетельствуют и выписка из ЕГРЮЛ в котором внесены сведения о кодах по ОКВЭД где указано, что одним из видов экономической деятельности является деятельность по организации азартных игр, что свидетельствует о прямом намерении осуществлять данную деятельность.
Также в уставе общества утвержденного общим собранием участников 23.09.2010 (пункт 9 протокола) указан предмет основанной деятельности как деятельность по организации азартных игр (организация лотерей, продажа лотерейных билетов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-Ф3 «О лотереях» (в ред. от 18.07.2011) распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, а также выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона №115-ФЗ организации, проводящие лотереи, относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-Ф3 «О лотереях» (в ред. от 18.07.2011) проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя, в том числе, заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Таким образом, ООО «Дагестанские лотереи», осуществляя деятельность по оказанию услуг по распространению лотерейных билетов и выплате выигрышей в соответствии с договорами на распространение лотерейных билетов №А 1209-05-3002 от 01.02.2011, № 05000 от 01.03.2011, № 35/25 от 02.03.2012, имеющимися в материалах дела об административном правонарушении, является организацией, проводящей лотереи. Следовательно, ООО «Дагестанские лотереи» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ.
Часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает доказанной вину общества в совершении правонарушения, поскольку в материалах дела доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд считает правомерным вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса.
Также административный орган в своем постановлении указал на то, что обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность (ст. 4.2; 4.3 КоАП РФ), не установлено.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу пункта 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Пункт 5 статьи 28.2 КоАП РФ устанавливает, что протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об
административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.
В постановлении Пленума ВАС РФ разъяснено, что согласно Кодексу законным представителем юридического лица является его руководитель, а также лицо, признанное в соответствии с законом или учредительным документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Данный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
Согласно абзацу 3 п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции от 10.11.2011) права, принадлежащие физическим лицам и законным представителям юридических лиц на основании ст. 28.2 КоАП РФ, осуществляются ими как лично, так и через защитника или иным лицом, действующим на основании доверенности, выданной этим физическим лицом или законным представителем юридического лица.
Указанные выше требования административным органом соблюдены, а именно: общество извещено о проведении в его отношении проверки, время и место составления протокола об административном правонарушении, направления его в адрес общества, а также извещения общества о времени и месте рассмотрения материалов административного правонарушения.
Кроме того, на рассмотрении материалов по делу об административном правонарушении присутствовал генеральный директор ФИО1 полномочия которого были проверены и подтверждены приказом от 10.12.2010 принятого на основании протокола собрания участников от 23.09.2010.
Данный факт заявителем не оспаривается и подтвержден материалами дела.
Состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.27 КоАП РФ, посягает на установленный порядок противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Суд с учетом фактических обстоятельств совершения административного правонарушения, оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, полагает, что в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к экономическим интересам государства в целом.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление общества является необоснованным и не подлежащим удовлетворению согласно части 3 статьи 211 АПК РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 177, 208, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Дагестан
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Дагестанские лотереи» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Северо-Кавказскому федеральному округу №19-03-28/69 от 11.01.2013 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50 000руб., предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Дагестан в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья Р.М. Магомедов