19 ноября 2010 года Дело № А15-2082/10 г.Махачкала
Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2010 года.
Судья Арбитражного суда Республики Дагестан Алиев А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Оруджевым Х.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО «Эруни и К»
об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу № 495 от 09.09.2010 по делу об административном правонарушении
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 (паспорт <...> выдан ОВД Магарамкентского района 11.05.04), ФИО2 (доверенность от 28.09.10),
от заинтересованного лица – не явились.
УСТАНОВИЛ :
общество с ограниченной ответственностью «Эруни и К» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее – управление, административный орган) № 495 от 09.09.2010 по делу об административном правонарушении, которым ООО «Эруни и К» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
В судебном заседании руководитель и представитель общества поддержали заявление, просил его удовлетворить.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем, дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 04.08.2010 МРУ Росалкогольрегулирование по Южному Федеральному округу, на основании приказа руководителя от 31.12.2009 № 121, проведена плановая документарная проверка представленных обществом в управление 09.07.2010 деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2010 года.
В ходе проверки выявлено, что объемы оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, отраженные в декларации, значительно ниже, чем зафиксировано в БД ЕГАИС, также в декларации отсутствуют отражение поставок по некоторым ТТН, которые зафиксированы в БД ЕГАИС.
В ходе проверки было установлено, что обществом в нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) представлялись недостоверные декларации за проверяемый период, о чем 04.08.2010 составлен акт N 788 плановой документарной проверки общества.
04.08.2010 определением № 495 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении общества возбуждено административное производство.
23.08.2010 должностным лицом административного органа, в отсутствии законного представителя общества, составлен протокол N 495 от 23.08.2010 об административном правонарушении.
09.09.2010 постановлением N 495 по делу об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа - 40 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Часть 4 названной статьи устанавливает правило, согласно которому по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется только прямым умыслом.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Порядок учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренный пунктом 2 названной статьи, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством РФ.
Частью 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ установлен запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В судебном заседании руководитель общества пояснил, что в связи с предоставлением некачественных услуг интернет связи (постоянные перебои связи), а также с постоянными отключениями электроэнергии в условиях сельской местности предотвратить воздействие вредоносных программ на программное обеспечение и программные средства и обеспечить сохранность информации об объеме производства и поставки продукции, фиксируемой и передаваемой в единую информационную систему, практически невозможно.
10.07.2010 был обнаружен аппаратный сбой на «Обмен-ПР», о чем свидетельствует акт от 10.07.10. Из акта усматривается, что для устранения сбоя необходим физический доступ к аппаратному обеспечению, что невозможно без снятия пломб на корпусе системного блока. В связи с чем, по акту № 08-08/02-430 от 05.08.2010 с технических средств «Обмен ПР» обществом были сняты пломбы (печати) 2008 0034103, 2008 0034104 9корпус) «Обмен ПР».
В связи с данными техническими неполадками оборудования, связанные с передачей информации в БД ЕГАИС, общество было лишено возможности своевременного создания новых исправленных версий с уточненными сведениями об отгрузке продукции в адрес ООО «Марина» и ООО Фирма «Тефи» от 28.04.2010, за 2 квартал 2010 года.
Из за некачественного оказания услуг интернет связи, пришлось отказаться от них и заключить новый договор с другим оператором в целях обеспечения высокоскоростной связи. После устранения технических и программных неисправностей связанных с передачей информации в БД ЕГАИС, были незамедлительно внесены корректировки в отчетах.
Поэтому со стороны общества не было никакого умышленного искажения данных в декларации.
Таким образом, объективной стороной вменяемого Обществу в вину правонарушения является включение заведомо искаженных данных в декларацию об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Привлечение к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ возможно лишь при доказанности факта заведомого искажения данных, указанных в декларации.
Привлекаемое к ответственности лицо должно сознавать противоправность своих действий, осуществляемых с целью уменьшения общего объема реализованной продукции, сокрытия или занижения налогов либо с целью иного незаконного улучшения финансового состояния организации.
Частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Доказательств наличия умысла в действиях Общества Управление не представило.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Поскольку при описании объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст.15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, законодатель указывает на заведомое искажение данных, недоказанность заведомого, умышленного характера деяния свидетельствует о недоказанности субъективной стороны вменяемого Обществу в вину административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 25.4 Кодекса законными представителями юриди-ческого лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Из материалов дела видно, что законным представителем общества является ФИО1.
05.08.2010 Управление направило в адрес руководителя общества по месту нахождения общества (368780, Республика Дагестан, <...>) извещение № 495 02/599-11-08 о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении 23 августа 2010 года на 12 часов.
В судебном заседании руководитель общества оспаривает получение уведомления, заявив, что направленное в адрес общества извещение получено посторонним лицом.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля работник почтовой связи ФИО3, пояснила, что почтовая корреспонденция Управления, направляемая в адрес общества, доставлялась ею в учебный центр по адресу: <...> и вручалась дальней родственнице руководителя общества Эфендие-вой Раиде, которая с сентября 2010 года отказалась принимать от нее письма в адрес руководителя общества, сказав, что не имеет никакого отношения к ООО «Эруни и К».
Также в качестве свидетеля в судебном заседании была допрошена ФИО4, которая пояснила, что она действительно является дальней родственницей руководителя общества ФИО1 и получала от почтальона корреспонденцию для передачи руководителю общества. Пояснила, что в трудовых отношениях с обществом не состоит. Почтовые извещения ею своевременно не вручались руководителю общества в связи с тем, что или его не бывало на месте, или она забывала о необходимости их вручения руководителю общества. В последующем ФИО1 запретил ей получать корреспонденцию, адресованную обществу.
В судебном заседании свидетелю ФИО4 было представлено на обозрение почтовое извещение с отметкой о вручении 13.08.10, которая подтвердила, что в этом почтовом извещении она собственноручно учинила подпись в графе «получил».
Визуально также заметно, что подпись, учиненная на письменных показаниях ФИО4, и подпись, учиненная на почтовом уведомлении, с датой вручения 13.08.2010 совпадают.
В соответствии с пунктами 33, 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. Порядок доставки почтовых отправлений в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи. Извещения о регистрируемых (заказных) почтовых отправлениях, принимаемых от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемых адресату (его законному представителю) с его распиской в получении, опускаются в соответствии с указанными на них адресами в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи. Вручение регистрируемых почтовых отправлений адресатам (законным представителям) осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность. При этом на оборотной стороне извещения указываются паспортные данные получателя. На представленных управлением в материалы дела почтовых уведомлениях имеется только подпись лица, получившего корреспонденцию.
На основании изложенного суд находит, что почтовое извещение от 04.08.2010 № 495 о необходимости явки для составления протокола, направленное Управлением по адресу места нахождения юридического лица, фактически не вручены законному представителю юридического лица или его работнику, состоящему в трудовых отношениях, а вручены постороннему лицу, которое и учинило в почтовом уведомлении подпись с датой их получения 13.08.2010.
Доказательств вручения указанного извещения законному представителю юриди-ческого лица в материалах дела не имеется и иное не доказано.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных право-нарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Данным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и представить объяснения и замечания по его содержанию.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным ли-цом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Непредставление административным органом возможности представителю общества участвовать в составлении протокола об административном правонарушении и реализовать права, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенным нарушением.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Фе-дерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотре-нии дел об административных правонарушениях" указанные нарушения влекут призна-ние постановления административного органа незаконным и его отмену.
Руководитель общества в судебном заседании заявил письменный отказ от заявления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Отказ руководителя общества от заявления в части прекращения производства по делу об административном правонарушении не противоречит закону, не нарушает публичные интересы, а также права и интересы других лиц.
При таких обстоятельствах, отказ от заявления в указанной части следует принять и прекратить производство по делу в этой части.
Руководствуясь статьями 167- 171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
принять отказ от заявления в части прекращения производства по делу об административном правонарушении. Производство по делу в этой части прекратить.
Постановление по делу об административном правонарушении от 09.09.2010 № 495 принятое Управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу о привлечении ООО «Эруни и К» к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.
Решение суда вступает в силу в десятидневный срок со дня его принятия и может быть обжаловано в тот же срок в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Ессентуки через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Судья А.А. Алиев