ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-2277/15 от 02.11.2015 АС Республики Дагестан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Махачкала

9 ноября 2015 года Дело № А15-2277/2015

Резолютивная часть решения объявлена 2 ноября 2015г.

Мотивированное решение изготовлено 9 ноября 2015 г.

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Абдуллаева К.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Меджидовым Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела №А15-2277/2015 по исковому заявлению ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" к войсковой части №6913 о взыскании 3 415 470 руб. 70 коп. задолженности за поставленный газ,

при участии представителей сторон:

от истца – ФИО1, доверенность от 01.01.2015,

от ответчика - ФИО2, доверенность от 24.06.2015 и ФИО3, доверенность №17 от 21.05.2015,

от третьего лица войсковой части 6752 -ФИО4, доверенность №38-ЮС от 21.09.2015 и ФИО5, доверенность №ЮС-32 от 21.09.2015,

от третьего лица ФБУ " Дагестанский ЦСМ" - не явились,

УСТАНОВИЛ:

ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к войсковой части №6913 (далее – ответчик, в/ч №6913) о взыскании 3 415 470 руб. 70 коп. основной задолженности за газ, поставленный с января по март 2015 года по договору №12-4-33/00-1389/15 от 01.01.2015.

В обоснование своих исковых требований общество указало, что между ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" и войсковой частью №6913 был заключен договор поставки газа№ 12-4-33/00-1389/15 от 01.01.2015.

Согласно п. 2.1. Договора истец принял на себя обязательство поставлять газ на выходе ГРС (место приёма-передачи газа), а ответчик равномерно отбирать и оплачивать стоимость газа.

Во исполнение условий договора поставки газа, покупателю в период с 01.01.2015 по 31.03.2015 был поставлен природный газ.

В ходе проверки 30.01.15 состояния и применения средств измерений измерительного комплекса учета природного газа войсковой части 6913 было выявлено отсутствие датчика перепада давления на счетчике и на фильтре, нет нормативно- технических документов на фильтре, а также отсутствует теплотехнический расчет, проект на узел учета газа.

В соответствии с п. 23 Правил поставки газа в РФ, при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.

В соответствии с п. 4.1 договора, при отсутствии узлов учета газа у покупателя, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, при несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов, при непредставлении покупателем данных о расходе газа, а также при недопуске представителя поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа, определение количества поставляемого газа производится по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок исходядя из 24 часов их работы в сутки, за весь период неисправности.

На основании проведенной проверки, узел учета газа войсковой части 6913 признан непригодным для учета потребляемоо газа, а расчет потребленного ответчиком газа за период с 01.01.15 по 31.03.15 произведен в соответствии с п. 4.1 и 44 договора и п. 23 Правил поставки газа в РФ, по мощности газопотребляющего оборудования.

Ответчик за спорный период оплату за потребленный природный газ полностью или частично не произвел.

Таким образом, общая сумма долга ответчика перед ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» за вышеуказанный период составляет 3 415 470 руб. 60 коп., которых просит взыскать с войсковой части 6913 в пользу общества.

Определением арбитражного суда от 26.06.205 исковое заявление общества принято к производству, возбуждено дело за №А15-2277/2015 и начата подготовка дела к судебному разбирательству, предварительное судебное заседание было назначено на 23.07.2015.

Судебные заседания по данному делу неоднократно откладывались в связи с неявкой представителей сторон, непредставлением ими истребованных у них дополнительных доказательств, по ходатайству сторон об отложении рассмотрения дела в связи с привлечением к участию в деле третьих лиц, которых просил привлечь ответчик и его представители.

В отзыве на исковое заявление войсковая часть 6913 с исковыми требованиями заявителя не согласилась и указала следующее.

20 февраля 2015 г. между ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» (далее - Поставщик) и войсковой частью 6913 (далее - Потребитель) подписан государственный контракт на поставку газа №12-4-33/00-1389/15 (далее - Контракт).

В соответствии с п. 8.1 Контракта, он вступает в законную силу с момента его подписание обеими сторонами и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г.

Согласно Контракту Поставщик обязуется поставлять газ в период с 01 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г., а Потребитель обязуется получать (выбирать) и оплачивать Поставщику стоимость потреблённого газа и оказанные услуги в сроки и на условиях определенных, контрактом по действующим на момент расчета ценам. По условиям контракта поставщик обязался поставлять, а Потребитель - получать и оплачивать газ в согласованных объемах.

Правоотношения сторон с учетом правового положения Потребителя регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон .N"9 44-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона №44-ФЗ он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В контракте стороны определили объем поставляемого в I квартале 2015 года газа - 21,30 тыс. куб. м на общую сумму 113 416,17 руб. Между тем поставщик заявил о взыскании задолженности за 601,17 куб м газа на сумму 3415470,60 руб.

С учетом правового положения войсковой части правоотношения сторон возможны только в рамках государственных контрактов, заключенных в установленном Законом порядке, взыскиваемая сумма не предусмотрена лимитами выделенных Потребителю бюджетных средств.

Из анализа справки, выданной начальником квартирно-эксплуатационной службы от 26 июня 2015 г. № 31, видно что, в спорный период объем и, следовательно, стоимость газа увеличились более чем в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года (январь 2014 года - 9,1 куб. м, январь 2015 года - 31,91 куб. м.(262,483 куб. м.), февраль 2014 года - 7,4 куб. м, февраль 2015 года - 23,94 куб. м. (174,988), март 2014 года. - 5,7 куб. м, март 2015 года - 22,56 куб. м. (163,699).

В соответствии с пунктом 4.1. заключенного между сторонами контракта количество поставленного газа определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя.

В соответствии с пунктом 4.4 договора период времени, в течение которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя исходя из 24 часов их работы в сутки, начинается в случае несоответствия узла учета газа покупателя действующим нормативным документам (ГОСТ 8.586.1-5-2005, ГОСТ 8.740-2011) - с момента обнаружения несоответствия поставщиком газа.

В соответствии с п. 4.5 договора на каждом узле учета газа с помощью средств измерений должны определяться: время работы узла учета; расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях; среднечасовая и среднесуточная температура газа, среднечасовое и среднесуточное давление газа.

Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация, правила о котором согласно пункту 2 статьи 540 ГК РФ применяются и к договору газоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства, обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Статьями 8 и 18 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что поставки газа производятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации.

Как это видно из заключенного между сторонами контракта, поставка газа осуществлялась не для удовлетворения личных, семейных коммунально-бытовых нужд ответчика, а для осуществления деятельности учреждения, обеспечивающей безопасность государства.

Правоотношения по поставке газа потребителям не для удовлетворения личных, семейных коммунально-бытовых нужд регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05 февраля 1998 года № 162, а правила учета газа на период договорных отношений - Правилами учета газа, утвержденными 14 октября 1996 года Министерством топлива и энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством строительства Российской Федерации, Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и АО "Росгазификация».

Согласно пункту 4 Правил поставки газа до начала использования газа в качестве топлива покупатель должен выполнить технические условия на присоединение к газораспределительной системе газоиспользующего оборудования. Технические условия на подключение к газотранспортной и газораспределительной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией (пункт 4 Правил).

Ни Правилами поставки газа, ни Правилами учета газа, ни самим контрактом, заключенным между сторонами, не предусмотрен обязательный перечень контрольно-измерительных приборов, входящих в комплект узла учета газа, после установки которых должна производиться поставка газа войсковой части 6913.

Учет газа, поставленного войсковой части 6913, осуществлялся по приборам учета типа ХТ-16-МТ-250, срок годности которого свидетельством о поверке N 005171 был установлен до сентября 2019 года, а также установлены:

преобразователь давления измерительный С Д В - И -1,00-4-20м А Г)34 22- 0605-3-К00, который прошёл проверку 28 августа 2014 года;

термопреобразователь сопротивления ТСП - Н 3.1.00.02.3.3.0, который также прошел проверку 22 ноября 2014 года;

вычеслитель количества газа ВКГ-ЗТ, который прошёл проверку 03 июня 2014 года и датой очередной проверки определено 3 июня 2018 года.

Поскольку нормативные акты не определяли на период заключения между сторонами договора поставки газа обязательный перечень контрольно-измерительных приборов, входящих в комплект узла учета газа, а поставка газа войсковой части 6913 на основании заключенного договора с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года осуществлялась на основании показаний названных приборов учета газа, предполагается, что узел учета газа войсковой части 6913 мог состоять из вышеперечисленных приборов.

При отсутствии узлов учета у поставщика, их неисправности или отсутствии действующего поверительного клейма, количество поданного газа определяется но данным газораспределительной организации или потребителя газа (по соглашению сторон) (тот же пункт 2.2 Правил учета газа).

Учет количества газа, подаваемого газораспределительной организацией потребителю газа, должен осуществляться по узлам учета потребителя газа (тот же пункт Правил).

Пунктом 23 Правил поставки газа предусмотрено, что при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны.

Таким образом, из приведенных норм права вытекает, что по общему

правилу измерение и учет количества поставляемого газа для нормальных условий осуществляется по показаниям узла учета газа либо передающей стороны, либо потребителя.

Из материалов дела следует, что 30 января 2015 года была произведена проверка состояния и применения средств измерений измерительных комплексов учета природного газа у войсковой часты 6913, результаты проверки оформлены актом от 30 января 2015 года.

По результатам проверки представителями ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" признано, что средства измерений, входящих в состав измерительного комплекса на узле учета газа войсковой части 6913, не укомплектованы в полном объеме и в силу этого состояние и условия эксплуатации средств измерений на узле учета газа войсковой части 6913 не соответствуют технической документации, а именно ГОСТу 8.586.-15.2005., 8.740.-2011, исходя из чего предложено объем потребленного газа определить исходя из мощности газопотребляющего оборудования.

Однако в данном случае неполная укомплектованность измерительного комплекса узла учета газа не могло служить основанием для определения объема газа исходя из мощности газопотребляющего оборудования.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 8.740-21)11 "Государственная система обеспечения единства измерений. Расход и количество газа. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных: и вихревых расходомеров и счетчиков" утвержден во исполнение Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" приказом Госстандарта от 13 декабря 2011 года N1049-ст "Об утверждении национального стандарта", этот стандарт утвержден для добровольного применения и введен действие с 1 января 2013 года.

Этим стандартом установлена новая методика измерений объемного расхода и объема, приведенных к стандартным условиям, природного, нефтяных товарных и других однокомпонентных и многокомпонентных газов с помощью турбинных, роторных (ротационных) и вихревых расходомеров и счетчиков газа. При этом он наряду со счетчиком газа в числе основных средств измерений, необходимых для корректировки показаний средств измерений объема и расхода газа и приведения объемного расхода и объема газа к стандартным условиям с учетом теплофизических характеристик и физико-химических параметров газа, предусмотрел и средства измерений давления, температуры, плотности и компонентного состава газа.

Данный стандарт введен в действие с условием добровольного применения, т.е. применения путем выражения доброй воли сторон по контракту поставки газа.

Кроме того, в тексте самого контракта (пункты 4.2 и 4.4) имеется ссылка на ГОСТ 8.586.-15.2005., 8.740-2011, что указывает на то, что правила этого национального стандарта учитывались при заключении договора на условиях, на которых он заключен.

Правила поставки газа, определяя, что учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в контракте поставки газа (пункт 22), а при неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно- измерительным приборам принимающей газ стороны, не регулируют состав и комплектность контрольно-измерительных приборов принимающей газ стороны, а также коррекцию количества газа для учета газа с учетом дополнительных параметров (по температуре или по температуре и давлению) с обязательным применением автоматических корректоров.

Требования к организации учета количества газа, контроля его параметров, а также общие технические требования к узлам учета газа, определяются Правилами учета газа (пункт 1.2 Правил учета газа).

Согласно пункту 2.5 Правил учета газа измерение и учет количества газа, осуществляемые по узлам учета потребителя газа и поставщика, производится по методикам выполнения измерений, аттестованным в установленном порядке.

В соответствии с пунктами 2.4 и 2.5 вышеназванных Правил учета газа  на каждом узле учета газа с помощью средств измерений должны определяться расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях.

Измерение и учет количества газа, осуществляемые по узлам учета потребителя газа и поставщика, производится по методикам выполнения измерений, аттестованным в установленном порядке.

В силу того же пункта 2.5 этих Правил по согласованию поставщика и потребителя газа определение количества газа может проводиться по приборам с автоматической коррекцией по температуре или по температуре и давлению.

На узле учета должна быть предусмотрена регистрация на бумажных носителях всех измеряемых параметров газа.

Анализ этой нормы Правил показывает, что определение количества с применением приборов автоматической коррекции по температуре и давлению должно проводиться по согласованию поставщика и потребителя газа.

Отсюда вытекает, что режим поставки газа и его учета с применением приборов автоматической коррекции по температуре и/или давлению могут быть признаны нарушенными со всеми последствиями в том случае, если применение этих приборов было предусмотрено соглашением между сторонами и несмотря на это, потребитель не установил такие приборы (т.е. у него отсутствуют такие приборы) либо эти приборы неисправны.

Как это следует из материалов дела, не соответствие узла учета войсковой части 6913 требованиям ГОСТ 8.740-2011 "Государственная система обеспечения единства измерений. Расход и количество газа. Метод измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомере счетчиков" ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» установлено при проверке, проведенной 30 января 2015 года.

Заключая контракт на поставку газа от 20 февраля 2015 года и пользуясь своим правом на свободу заключения договора (статья 421 ГК РФ), принимая во внимание то, что узел учета газа не укомплектован приборами учета давления и температуры, в пункте 4.4 договора предусмотрели условие о времени, с которого объем газа следует определить по мощности газопотребляющего оборудования.

Согласно этому пункту договора период времени, в течение которого расход газа определяется по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя исходя из 24 часов их работы в сутки, начинается: в случае отсутствия у покупателя узла учета газа - с момента начала работы неопломбированных газопотребляющих установок, а не возможности определения времени начала работы оборудования - с момента последней проверки; в случае несоответствия узла учета газа покупателя действующим нормативным документам (ГОСТ 8 586 1-5-2005. ГОСТ 8 740-2011) - с момента обнаружения несоответствия поставщиком газа.

Как следует из акта проверки от 30 января 2015 года, представители ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», осуществляющие проверку состояния и применения средств измерении измерительного комплекса учета природного газа у войсковой части 6913, признали, что узел учета газа у войсковой части 6913 имеется, но он не соответствует действующим нормативным документам.

Отсюда следует, что период времени, в течение которого расход газа подлежит определению исходя из проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя исходя из 24 часов их работы в сутки, начинается с момента обнаружения несоответствия узла учета газа указанному ГОСТу.

Такое несоответствие, как указано, установлено актом от 30 января 2015 года.

Следовательно, оснований для определения объема газа по проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок покупателя исходя из 24 часов их работы в сутки не имелось.

Согласно показаниям счетчика газа за январь, февраль, март был использован газ в объеме 18 321 куб. м, который с корректировкой на температуру и давление составляет 77359,3 куб. м.

Общество 10.09.2015 представило в арбитражный суд возражения на отзыв в/ч 6913 на исковое заявление, в котором сообщило следующее.

В отзыве на исковое заявление ответчик указывает, что ни правилами поставки газа, ни самим договором, заключенным между сторонами, не предусмотрен обязательный перечень контрольно-измерительных приборов, входящих в комплект узла учета газа.

Указанные доводы ответчика считаем необоснованными по следующим основаниям:

- п. 2.9 «Правил учета газа» предусмотрено, что измерение объема газа выполняется по аттестованным в установленном порядке методам измерений;

- п. 5.1 ФЗ № 102 «Об обеспечении единства измерений», измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по аттестованным методикам измерений;

- перечень контрольно-измерительных приборов, входящих в комплект узла учета газа, предусмотрен ГОСТ Р 8.740-2011 «Методика измерений при помощи турбинных, ротационных и вихревых расходометров и счетчиков».

В соответствии с п. 3.1.7 ГОСТа к основным средствам измерений относятся: средства измерений объема и расхода газа, а также средства измерений теплофизических характеристик и физико-химических параметров газа, используемых для корректировки показаний средств измерений объема и расхода газа и приведения объемного расхода и объема газа к стандартным условиям.

Примечание:   к основным средствам измерений относятся, например, счетчик газа, средства измерений давления, температуры, плотности и компонентного состава газа.

В соответствии с п.3.1.8 к дополнительным средствам измерений относятся: Средства измерений, предназначенные для контроля работоспособности средств измерений объема и расхода газа, дополнительных устройств и выполнения требований к условиям измерений.

Примечание:   к дополнительным средствам измерений относятся например, средства измерений перепада давления на фильтрах, счетчике, устройстве подготовки потока.

Пунктом 4.5 заключенного контракта установлено, что на узле учета газа так же должны быть установлены средства измерения давления газа.

Пунктом 3.1.8 ГОСТа установлено, что средства измерений перепада давления на фильтрах так же относятся к средствам измерений.

На узле учета газа ответчика средства измерений перепада давления на фильтрах отсутствовали, доказательств того, что датчики перепада давления были установлены ответчиком ни в момент проведения проверки, ни после не представлены. Более того, в письме от 12.02.15 № 85 ответчик просит производить расчеты исходя из показаний узла учета газа до устранения недостатков.

Как видно из Акта приемки узла учета газа в эксплуатацию, ответчиком узел учета газа приведен в соответствие с ГОСТом только 30.03.2015.

Пунктом 23 Правил поставки газа в РФ предусмотрено, что при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.

Исходя из вышеуказанного, проведение истцом расчетов объемов газа по мощности газопотребляющего оборудовани, соответствует действующим нормативным документам.

Довод ответчика о том, что ГОСТ утвержден для добровольного применения, считаем необоснованным, так как ни в самом ГОСТе, ни в Приказе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 № 1049-ст не говорится что ГОСТ утвержден для добровольного применения.

В отзыве ответчик (стр. 8 абзац 1,2,3) указывает следующее: «определение количества газа с применением приборов автоматической коррекции по температуре и давлению должно проводиться по согласованию поставщика и потребителя газа. Отсюда вытекает, что режим поставки газа и его учета с применением приборов автоматической коррекции по температуре и давлению могут быть признаны нарушенными со всеми последствиями в том случае, если применение этих приборов было предусмотрено соглашением между сторонами и, несмотря на это, потребитель не установил такие приборы, либо эти приборы не исправны».

Здесь представитель ответчика просто не увидел разницы между двумя разными словами.

СОГЛАСОВАТЬ - Привести в надлежащее соотношение, соответствие с чем-нибудь.

СОГЛАШЕНИЕ - Взаимное согласие, договорённость.

Далее ответчик указывает, что в соответствии с заключенным контрактом, период времени, в течение которого расход газа определяется по мощности газопотребялющего оборудования исходя из их работы 24 часа в сутки должно проводиться с момента обнаружения несоответствия «УУГ» ГОСТу, так как узел учета газа у ответчика имеется, однако он не соответствует действующим нормативным документам.

Данный вывод ответчика считаем необоснованным по следующим основаниям.

Вышеуказанным ГОСТом указано, какие средства измерений должны находиться на узле учета газа. В совокупности все предусмотренные ГОСТом средства измерений называются УЗЛОМ УЧЕТА ГАЗА. Отсутствие указанных датчиков делает недействительными показания вычислительного прибора (электронный корректор). Следовательно, остается только механический счетчик, который называется «прибором учета газа», а не «узлом учета газа».

В акте проверки от 30.01.15 сделан вывод: «Узел учета газа не является коммерческим». Более того, помимо отсутствия датчиков перепада давления, было установлено отсутствие теплотехнического расчета, проекта на узел учета газа, акта аккредитации, акта замера внутреннего диаметра.

В связи с тем, что на момент проведения проверки отсутствовали предусмотренные ГОСТом датчики перепада давления, следовательно, то что ответчик называет узлом учета газа, не может называться узлом учета газа.

Довод ответчика о том, что истец не известил ответчика о том, что надо приводить УУГ в соответствие с ГОСТом, не обоснован, так истец не обязан указывать потребителям на приведение УУГ в соответствие с ГОСТом, более того, в соответствии с п.25 Правил поставки газа в РФ, ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений.

Довод ответчика о том, что одновременно работает только один котел, также не обоснован и не подтвержден документально, при проведении проверки было установлено газопотребляющее оборудование в количестве 3 штуки, в графе «резервный» количество оборудования не прописано, представителем потребителя ФИО6 также каких-либо возражений по поводу неработающего или резервного оборудования не заявлено.

В письме от 07.05.15 № 295 ответчик указывает, что акт проверки был подписан не руководителем организации, далее указывает, что акт проверки не был представлен для ознакомления руководителю организации, следующим пунктом ответчик указывает, что акт проверки составлен в одном экземпляре, а в адрес ответчика представлена копия данного акта.

Из акта проверки от 30.01.15г. следует, что при составлении акта принимал участие работник организации - начальник КЭС ФИО6, который в ознакомлении и получении экземпляра акта расписался.

Ответчик в отзыве на иск указывает, что ответчик является учреждением МВД РФ, финансируется из бюджета и взыскание с него денежных средств, превышающих предусмотренных контрактом, не предусмотрено.

Арбитражным судом РД по делу № А15-1445/12 удовлетворены исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» к ФКУ войсковая часть 7629 о взыскании 2 398 338 руб. 73 коп. неосновательного обогащения в связи с несанкционированным отбором природного газа.

В связи с вышеизложенным общество считает доводы указанные ответчиком в отзыве на исковое заявление необоснованными.

Также сообщает, что во исполнение определения суда, истцом ответчику были представлены акты сверок расчетов для их подписания, однако ответчик от их подписания, хотя бы с возражениями уклоняется.

Счета-фактуры также были представлены ответчику инженером по учету газа ТУ г.Махачкалы, однако ответчик отметку о получении не проставляет.

Войсковая част 6913 на возражения ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" от 10.09.2015 на отзыв ответчика на исковое заявление указала следующее.

С доводами общества ответчик не согласен по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3.1.7. ГОСТа к основным средствам измерений относятся: счетчик газа, средства измерений давления, температуры, плотности и компонентного состава газа.

Узел учета газа войсковой части 6913 на момент проверки, то есть на 30 января 2015 года, был оборудован в соответствии с требованиями п. 3.1.7. ГОСТа и позволял определить объем фактически потребленного газа.

Так, в соответствии с п.4.5. заключенного контракта, на узле учета газа войсковой части 6913 были установлены средства измерения, позволяющие определить: время работы узла учета; расход и количество газа в рабочих и нормальных условиях; среднечасовую и среднесуточную температуру газа; среднечасовое и среднесуточное давление газа.

В соответствии с п.3.1.8 ГОСТа, средства измерения перепада давления на фильтрах относятся к дополнительным средствам измерения, тем самым не являются обязательными, так как ни самим заключённым контрактом, ни ГОСТом (п. 9.1.4. ГОСТа) не определено обязательное их наличие на узле учета газа.

В соответствии с приложением № 4 к заключенному контракту (техническое соглашение) п.3.2. «Перечень газопотребляющего оборудования и узлов учета газа» Заявителем не определен и не согласован с войсковой частью 6913 состав узла учета газа.

Согласно п.9.1.4. ГОСТа в состав дополнительных средств измерений (далее-СИ) могут входить: СИ перепада давления для оценки технического состояния турбинных и ротационных РСГ, УОГ, УПП и струевыпрямителей.

Из анализа п.9.1.4. ГОСТа следует, что датчик перепада давления на счетчике, который отсутствовал на момент проверки (30 января 2015 года), не обязательно должен быть установлен, так как не влияет на определение объема фактически потребленного газа, а нужен лишь для определения технического состояния счетчика газа.

Доводы заявителя, что войсковой частью 6913 узел учета газа приведен в соответствие с ГОСТом только 30.03.2015, не является действительным, так как акт проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТа был подписан 13.03.2015 ФБУ «Дагестанский ЦСМ».

Также в своем возражении на отзыв заявитель указал, что «ГОСТом указано, какие средства измерений должны находиться на узле учета газа. В совокупности все предусмотренные ГОСТом средства измерений называются УЗЛОМ УЧЕТА ГАЗА». Однако в ГОСТе не указано само определение УЗЛА УЧЕТА ГАЗА и что обязательно должно входить в него, также в приложении №4 к государственному контракту заявителем не указан состав узла учета газа.

В акте проверки от 30.01.2015 указано, что войсковой частью 6913 методика выполнения измерений не выполняется, ссылаясь при этом на ГОСТ 8.586- 05, ПР 50.2.019-96, ПР 50.2.019-06 которые утратили свою силу на момент составления акта, т.е. ФИО7 была дана неверная оценка методики выполнения измерений.

С учетом правового положения войсковой части 6913 правоотношения сторон возможны только в рамках государственных контрактов, заключенных в установленном Законом порядке, в которых должны быть предусмотрены объемы поставки газа с разбивкой по месяцам и стоимость (порядок определения стоимости) газа.

Пунктом 3.2. Технического соглашения (приложение №4) предусмотрено, что количество поставляемого газа (объем) определяется в соответствии с договорами поставки газа.

В государственном контракте, заключённом с заявителем, определен объем поставляемого в I квартале 2015 года газа - 21,30 тыс. куб. м на общую сумму 113 416,17 руб., т.е. сторонами на этапе согласования контракта было достигнуто соглашение, согласно которому Заявитель взял на себя обязательства поставить газ в указанных в п. 2.1. контракта объемах.

Согласно статье 310 ГК РФ не допускается одностороннее изменение условий обязательства.

Из анализа п. 3 контракта следует, что изменение объема поставляемого газа производится по соглашению сторон. Между войсковой частью 6913 и Заявителем не было подписано соглашение об изменении объема поставляемого газа, тем самым Заявитель не выполнил обязанности, определенные статьей 310 ГК РФ и Контрактом.

Заявитель в качестве примера законности своих действий указал, что «Арбитражным судом РД по делу № А15-1445/12 удовлетворены исковые требования ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» к ФКУ войсковая часть 7629 о взыскании 2398338 руб. 73 коп. неосновательного обогащения в связи с несанкционированным отбором природного газа», данный довод не имеет отношения к делу, так как войсковая часть 6913 не осуществляла несанкционированный отбор природного газа.

14 сентября 2015 года за исх. № 679 в адрес Заявителя было направлено письмо, из которого следует, что войсковая часть 6913 готова оплатить фактический объем потребленного газа за январь, февраль, март 2015 года, тем самым выполнить обязательства, которые возложены согласно заключенному контракту.

Счета - фактуры и акты сверок, представленные обществом, не были подписаны войсковой частью 6913 в связи с тем, что они не соответствуют фактическим данным потребления газа и выставлены с завышением объемов и без составления соглашения с войсковой частью 6913 об изменении объема поставляемого газа.

По ходатайству представителя в/ч 6913 и общества арбитражный суд определением от 18.09.2015 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФБУ "Дагестанский ЦСМ", а определением суда от 22.10.2015 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена войсковая часть 6752.

ФБУ "Дагестанский ЦСМ" в своем отзыве на иск сообщило, что по заявке войсковой части 6913 от 05.03.2015 с выездом на место ведущий специалист инженер ФИО8 провел проверку узла измерений объема расхода газа в/с 6913.

В результате проверки узла измерений войсковой части №6913 было установлено:

"Наличие всех основных и вспомогательных средств измерений: счетчик- газа СГ16 МТ-250, вычислитель количества газа (корректор объема газа) ВКГ- 3 Г, преобразователь давления измерительный СДВ-И-1,00-4-20мА03422-0605- 16-МТ-250, термопреобразователь сопротивления ТСП-НЗ Л.00.02.3.3.0, дифманометр показывающий, стрелочный ДСП-80В, индикатор перепада давления на счетчик, прошедших поверку в установленном порядке.

Наличие дополнительных и вспомогательных устройств: фильтр газа ФГС-50, измерительный трубопровод, задвижка.

Наличие необходимой технической документации (руководство по эксплуатации, паспорт) на СИ, дополнительные и вспомогательные устройства и действующие свидетельства на СИ.

Соответствие монтажа средств измерений, вспомогательных и дополнительных устройств, требованиям эксплуатационной документации.

Соответствие условий проведения измерений требованиям раздела В ГОСТ 8.740-2011. По результатам проверки составлен акт о замере внутреннего диаметра измерительного трубопровода (ИТ). Подтверждено, что относительная погрешность измерений внутренних диаметров ИТ до счетчика и после счетчика в каждом диаметральном направлений не превышает 0,3%, что соответствует пункту 9.5,6 ГОСТ 8.740-2011.

На узел измерений составлен Акт от 13.03.2015 проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения ГОСТ 8.740-2011, подтверждающий его соответствие нормативным требованиям".

Третье лицо-войсковая часть 6752 отзыв на иск не представила, но его представители в судебном заседании 2.11.2015 дали подробные пояснения по вопросам передачи котельной в/ч 6913.

В судебное заседание 22.10.2015 ведущий инженер ФБУ "Дагестанский ЦСМ" ФИО9, допрошенный судом в качестве свидетеля по данному делу, показал, что 05.03.2015 от командира войсковой части 6913 в ФБУ "Дагестанский ЦСМ" поступила заявка на проведение проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТа УУГ. По указанию заместителя руководителя ФБУ "Дагестанский ЦСМ" он выехал 11.03.2015 в воинскую часть №6913, где им была проведена проверка УУГ ответчика, по результатам проверки УУГ нарушения не выявлены, он на момент проверки соответствовал требованиям ГОСТа.

Представитель истца в судебных заседаниях 18.09., 16 и 22.10., 02.11.2015 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и возражениях общества на отзыв ответчика, и просил суд взыскать с войсковой части №6913 задолженности за газ, поставленного ему обществом с января по март 2015г. в размере 3415470руб. 70 коп.

Представители ответчика в судебных заседаниях 18.09., 16 и 22.10., 02.11.2015 исковые требования общества не признали по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Они пояснили, что на момент проверки, то есть на 30 января 2015 г., котельная, где установлены газовые котлы, на балансе ответчика не находилась, она принадлежала войсковой части №6752. Котельная от войсковой части №6752 передана войсковой части №6913 в феврале 2015г. Войсковые части 6752 и 6913 расположены на территории одного военного городка по адресу: <...>. Котельная поставляет тепловую энергию и горячую воду для обеих воинских частей.

В судебном заседании представитель в/ч 6752 пояснил, что в/ч 6913 была сформирована в июле 2014 года приказом МВД РФ, котельная где установлены газовые котлы, на балансе ответчика не находилась, она принадлежала войсковой части №6752. Процесс передачи котельной от войсковой части №6752 к войсковой части №6913 длился с октября 2014 г. по февраль 2015г., акт передачи котельной был подписан в феврале 2015 года.

Заявку на потребление газа на 2015 год подавала в/ч 6752 в апреле 2014года.

Заслушав представителей истца, ответчика и третьего лица - в/ч 6752, показания свидетеля ФИО9, исследовав материалы дела, оценив доводы сторон и их представителей в обосновании своих требований и возражений Арбитражный суд Республики Дагестан пришёл к выводу об отказе обществу в удовлетворении его иска по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между обществом и войсковой частью №6913 заключен государственный контракт на поставку газа за №12-4-33/00-1389/15 (далее-контракт), по условиям которого общество обязалось поставлять в/ч №6913 газ с 01.01.2015 по 31.12.2015, а в/ч №6913 – получать (выбирать) и оплачивать обществу стоимость газа.

В соответствии с частью 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Исходя из пункта 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 №162, поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов. Пунктом 30 указанных Правил поставки газа предусмотрено, что поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Арбитражный суд в силу статьи 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) должен обеспечить равную судебную защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в деле.

Общество свои требования обосновало договором поставки газа №12-4-33/00-1389/2015 от 01.01.2015, актом от 30.01.2015 проверки состояния и применения средств измерений и измерительного комплекса учета природного газа В\Ч 6913 (далее-акт от 30.01.2015), в котором сделан вывод о несоответствии узла учета газа в/ч 6913 (далее-УУГ), требованиям действующих нормативно-технических документов и расчетам расхода газа по проектной мощности трех котлов в течении 24 час. в сутки за период с 01.01 по 29.03.2015 и считает, что за январь-март 2015г. в/ч 6913 потребил в объеме газ на сумму 3415470руб. 60 коп. и просит эту сумму взыскать.

Согласно статье 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Кроме копии акта от 30.01.2015 общество не представило в материалы дела другие доказательства, подтверждающие неисправность УУГ, установленного в/ч 6913, и не опровергло доказательства, представленные в/ч 6913 том, что УУГ ответчика был исправен и в/ч 6913 не потребила 601,170тыс.куб.м. газа.

В соответствии частью 2 ст. 64 АПК РФ в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.

В силу ч.1 ст. 75 АПК РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.

Войсковая часть 6913 представила в материалы дела письменные доказательства и его представители в судебных заседаниях объяснили, что в котельной ответчика установлены три отопительных котла, из которых один котел в нерабочем состоянии и не эксплуатируется, а два котла прошли все проверки и признаны пригодными. Один котел исправно работает, а второй является резервным.

Мощность одного котла достаточна для подачи тепла и горячей воды для нужд войсковых частей военного городка.

Ответчик в своих возражениях и его представители в судебном заседании также пояснили, что в/ч 6913 котельная с установленными там котлами передана 11.02.2015 от в/ч 6752, у которой она ранее находилась.

Во время проверки и составления акта от 30.01.2015 котельная находилась в оперативном управлении в/ч 6752, а не в/ч 6913.

Государственный контракт на поставку газа №12-4-33/00-1389/2015 в/ч №6913 не заключен 01.01.2015, он подписан 20.02.2015 с протоколом разногласий.

В обоснование своих доводов и возражений по исковому заявлению и пояснениям представителя истца в судебных заседаниях в/ч 6913 представила в суд: распоряжение Территориального управления Росимущества в РД от 28.01.2015 №19-Р «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за войсковой частью 6913 СК РК ВВ МВД РФ», которым изъяты из оперативного управления войсковой части 6752 и переданы войсковой части 6913 Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России котельная, литер Ф (подпункт 7 п.1 распоряжения);

Акт №00000016 от 11.02.2015 о приеме-передаче войсковой части 6913 от войсковой части 6752 котельной, расположенной по адресу: <...>., который подписан членами комиссии и утвержден командирами обеих войсковых частей.

Технические условия №13-08/36 от 20.08.2003 на проектирование газоснабжения котельной военного городка войсковой части 6752 и положительное заключение по нему.

Паспорт на установленные в котельной в/ч 6913 счетчик газа СГ 16МТ, СГ 75 МТ, преобразователь давления измерительный заводской №84972, вычислитель качества газа ВКГ-ЗТ, из которых видно, что они в июне и августе 2014 года прошли испытания и признаны годными.

Ответчиком предоставлено также свидетельство о поверке №107 от 18.09.2014, выданное ФБУ «Дагестанский ЦСМ», из которого видно, что подвергнут проверке и признан годным к применению принадлежащий в/ч 6752 счетчик газовый СГ-16МТ-250 (заводской номер 8020973).

Из акта от 13.03.2015 проверки состояния и применения средств измерений и соблюдения требований ГОСТ Р.8.740-2011, представленного в материалы дела ответчиком, видно, что ФБУ «Дагестанский ЦСМ» провело проверку комплекса для измерений количества газа в котельной в/ч 6913 и пришла к выводу: узел учета газа соответствует требованиям ГОСТ 8.740-2011 и признан годным к эксплуатации в качестве коммерческого измерительного комплекса.

Из представленного в/ч 6913 в материалы дела государственного контракта на поставку газа №12-4-33/00-1389/15 для в/ч 6913, приложений №1-4 к нему, протокола разногласий и извещения о рассмотрении протокола разногласий к государственному контракту №12-4-33/00-1389/15 усматривается, что этот государственный контракт с протоклом разногласий подписан 20.02.2015, извещение о результатах рассмотрения протокола разногласий датировано 27.02.2015.

Доводы представителей ответчика в судебном заседании о том, что в акте от 30.01.2015 инженер общества ФИО7 вывод о несоответствии УУГ в/ч 6913 сделал, ссылаясь на утратившие силу ГОСТ 8.586-05, ПР 50.2.019-96, ПР 50.2.019.-06. Подписав государственный контракт и приложение №4 техническое соглашение к государственному контракту на поставку газа №12-4-33/00-1389/15, общество не указало состав УУГ в/ч 6913 и не сделало никаких замечаний к УУГ, а значит, считало его исправным, общество также не опровергло, а сослалось на то, что это общество не обязано указывать потребителям на приведение УУГ в соответствие с ГОСТом, ответственность за техническое состояние и проверку средств измерений учета газа несут организации, которым они принадлежат.

Общество вышепредставленные в/ч 6913 письменные доказательства о исправности своего УУГ и подписании договора 20.02.2015 с протоколом разногласий не опровергло.

Не опровергнуты обществом и доводы ответчика о том, что из установленных в котельной в/ч 6913 трех котлов только один постоянно работает, один котел резервный , а один в нерабочем состоянии и в котельной ведется книга учета движения топлива, в которую ежедневно заносятся показания счетчика. Эта книга представлена на обозрение суда, а копия ее с записями за январь-март 2015 года приобщена к материалам дела.

Как заявили представители ответчика в судебных заседаниях, исходя из данных учета показаний счетчика за январь-март 2015 года в/ч 6913 потребила газ в объеме 31,91 тыс.куб.м. в январе, 23,94 тыс.куб.м. в феврале и 22,56 тыс. куб. м. в марте 2015 года, а всего за эти три месяца 76,41 тыс.куб.м. газа за тот же период 2014 года в/ч 6913 потреблен газ в объеме 22,2 тыс. куб.м., а предъявленный к взысканию за три месяца 2015 года объем 601,170тыс. куб.м. на сумму 3415470руб. в 10 раз больше, чем за аналогичный период 2014 года, и такая сумма не предусмотрена лимитами выделенных для в/ч 6913 бюджетных средств на 2015 год.

В п.1.2 контракта стороны определили, что настоящий контракт заключен на основании утвержденных главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов для оплаты оговоренного объема газа.

С учетом правового положения в/ч 6913 правоотношения с обществом возможны только в рамках государственных контрактов, заключенных в установленном Законом порядке, в которых должны быть предусмотрены объемы поставки газа с разбивкой по месяцам и его стоимость.

В государственном контракте на поставку газа №12-4-33/00-1389/15 стороны обязались: общество поставить газ в/ч 6913 в первом квартале 2015 года 21,300тыс. куб.м., на сумму 113416 руб. 17 коп., а за 2015год в объеме 55тыс.куб.м. на сумму 292858 руб. 65 коп., а в/ч 6913 принять этот объем газа и оплатить его стоимость (п.2.1-2.5 контракта).

Войсковая часть 6913 в отзыве на иск, его представители в судебных заседаниях ссылались на то, что объемы поставки газа и его стоимость определены в государственном контракте, эти данные переданы в органы федерального казначейства и выходить за пределы установленных контрактом и лимита бюджетных обязательств расходов на приобретение газа в/ч 6913 не вправе.

Из пункта 2.2 контракта, заключенного обществом и в/ч 6913, видно, что при получении покупателем уведомления о лимитах бюджетных обязательств федерального бюджета на 2015год, поставляемого в соответствии с Порядком исполнения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2015 год, утвержденным приказом Минфина РФ, о чем покупатель уведомляет поставщика., покупателю будет произведена корректировка поставки необходимого объема газа в соответствии с дополнительным соглашением в пределах выделенных бюджетом средств. Потребление газа свыше согласованных объемов при отсутствии дополнительных соглашений не допускается.

По этим основаниям арбитражный суд принимает доводы в/ч 6913 о недопустимости одностороннего изменения контракта и возложения на федеральный бюджет дополнительных обязательств, что фактически имеет место при определении объемов поставки газа за январь-март 2015 года примененным обществом методом.

Согласно п.5.2 контракта покупатель , то есть в/ч 6913, осуществляет оплату поставленного газа за счет средств соответствующего бюджета.

Представленные истцом расчеты расхода в/ч 6913 газа по мощности газопотребляющего оборудования ответчика исходя из подачи им газа в течение 24 час. в сутки за январь-март 2015 года суд считает необоснованными в виду следующего.

Обществом расчет расхода газа в/ч 6913 за январь-февраль 2015года сделан исходя из мощности и работы 3-х отопительных котлов, а за март 2015 года по мощности 2 котлов отопительных, а почему никак не пояснило, хотя ответчик утверждал, что подключен и работал в спорном периоде один котел.

Актом от 13.03.2015 ФБУ "Дагестанский ЦСМ" подтверждается, что в день составления этого акта УУГ в/ч 6913 был исправен и соответствовал ГОСТам.

Несмотря на это, расчет расхода в/ч 6913 сделан обществом за период с 01.03. по 29.03.2015, а не с 01.03 по 13.03.2015.

Суд приходит к выводу, что общество нарушило нормы ст. 309 ГК РФ и не соблюдало условия контракта, заключенного им с в/ч 6913, по следующим основаниям.

Исходя из п.2.1 контракта общество должно было поставить в/ч 6913 согласованный с ней объем газа в 2015году с разбивкой по кварталам и месяцам.

Стороны согласовали , что обществом в/ч будет поставлен газ в объем в январе- 8.500тыс. куб.м., в феврале-6.800тыс.куб.м., а в марте-6тыс.куб.м.

Из этого следует, что общество обязалось не превышать в одностороннем порядке согласованные объемы поставки и следующей из этого обязанность принимать со своей стороны все предусмотренные меры для обеспечения контроля за количеством подаваемого им газа.

А из расчета расхода газа за январь 2015года, представленного истцом, видно, что в январе 2015 года общество поставило в/ч 6913 ежесуточно 8467,2 куб.м. газа, то есть столько, сколько должно было поставить по контракту за весь январь 2015года.

Частью 3.1 статьи 70 АПК РФ установлено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Истец в материалы дела не представил доказательств, подтверждающих получение в/ч №6913 с января по март 2015 года 601,17тыс. куб. м. на сумму 3415470 руб. 60 коп.

Представители в/ч 6913 в судебных заседаниях заявляли, что войсковая часть готова оплатить стоимость фактически потребленного газа в спорный период при выставлении обществом счетов-фактур.

Пунктом 5.6 контракта установлено, что фактическая стоимость газа, выбранного по настоящему контракту в месяц поставки газа отражается в товарной накладной на отпуск газа, конденсата по форме ТОРГ-12.

Врио командира войсковой части 6913 письмом от 14.09.2015 за №679 предлагал обществу выставить счета-фактуры на оплату стоимости фактического потребленного в/ч 6913 газа в январе-марте 2015 года, который составлял в январе 30,8576 куб.м., за февраль 23,9371 куб.м., за март 22,5646 куб.м., но обществом счета-фактуры и товарные накладные по форме ТОРГ-12 за январь-март 2015г. на оплату стоимости этих объемов газа не направило в/ч 6913.

Общество в материалы дела не представило расчет стоимости газа, объем потребления которого за январь-март 2015 года признает в/ч 6913 и не просило суд взыскать ее с ответчика, поэтому судом этот вопрос не рассматривался, так как представитель общества и в судебных заседаниях заявлял о взыскании 3415470руб. 70 коп. стоимости газа, объем потребления которого рассчитан на основании акта от 30.01.2015.

Согласно статье 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствии совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Общество вправе рассчитать стоимость газа, объем потребления которого в январе-марте 2015 года признает в/ч 6913 и выставить счета-фактуры на оплату.

На основании вышеизложенного арбитражный суд, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами по делу доказательства, пришел к выводу о том, что общество не доказало обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований, не опровергло возражения ответчика и его доводы, а поэтому считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований отказано, судебные расходы по государственной пошлине следует отнести на истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Дагестан в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Судья К.И. Абдуллаев