АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Решение
16 апреля 2010 дело № А15-2343/ 09 г. Махачкала
Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 16 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Гасанова Э.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Магомедовым А.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Министерства по управлению государственной собственностью Республики Дагестан
к Управлению Федеральной регистрационной службы РФ по Республике Дагестан и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан
о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 195 га с кадастровым номером 05-05-01/041/ 2008- 058( запись регистрации от 28.05.2008 05-АА № 135834)
при участии в судебном заседании представителей:
от истца – ФИО1 (доверенность от 08.12.2009) , ФИО2 (доверенность от 30.03.2010 №65), ФИО3.( доверенность от 30.03.2010 № 64)
от ответчика (УФРС)- ФИО4 (доверенность от 03.02.2010 №34)
от ответчика ( ТУ Росимущества) –ФИО5.( доверенность от 01.02.2010)
от третьих лиц:
Управление Роснедвижимости по РД – не явился, извещено
Агентство по лесному хозяйству РД- ФИО6 (доверенность от 31.03.2010)
ФГУ « Земельная кадастровая палата по РД»- ФИО7- ( доверенность 12.01.2009)
Министерство строительства и ЖКХ РД- не яв.
Администрация муниципального образования « Новолакский район» - ФИО8- зам. главы администрации (доверенность от 18.03.2010)
Государственное учреждение «Пригородное лесничество»- ФИО9-помощника лесничего ( доверенность от 31.03.2010 № 13)
установил:
Министерство по управлению государственной собственностью Республики Дагестан (далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - ТУ Росимущества в РД) и Управлению Федеральной регистрационной службы Российской Федерации по Республике Дагестан (далее- УФРС по РД) о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации в лице Теруправления Росимущества на земельный участок площадью 195 га с кадастровым номером 05-05-01/041/2008-058, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации серии 05-АА № 135834 от 28.05.2008 .
Определением суда от 05.11.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство строительства и ЖКХ Республики Дагестан, Управление Роснедвижимости по Республике Дагестан, ФГУ «Земельная кадастровая палата по РД» и Комитет Правительства РД по лесному хозяйству.
Определением суда от 02.02.2010 производство по делу № А15-2343/2009 было приостановлено по ходатайству Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан.
Определением суда от 18.03.2010 производство по делу возобновлено и назначено судебное заседание на тот же день.
От истца поступило заявление от 26.01.2010 № 02—189/ 08 об уточнении исковых требований, в котором он просит суд признать право собственности Республики Дагестан на земельный участок площадью 195 га, расположенный в 71 квартале ( ранее квартал 79) Кумторкалинского участкового лесничества ГУ « Пригородное лесничество» в границах муниципального образования «Кумторкалинский район», истребовать указанный земельный участок из незаконного владения Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РД и обязать Управление ФРС по РД исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации от 28 мая 2008 года серии 05-АА № 135834.
Истец в порядке статьи 49 АПК РФ вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу , изменить основание или предмет иска.
Определением суда от 18.03.2010 приняты к рассмотрению уточненные требования ФИО10, а также удовлетворены ходатайства истца и ответчика о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на стороне истца-Администрацию МО «Новолакский район», на стороне ответчика- ГУ «Пригородное лесничество». Рассмотрение дела отложено на 31.03.2010. В судебном заседании объявлен перерыв на 06.04.2010 в связи с необходимостью представления дополнительных документов по делу.
06.04.2010 истец в порядке статей 47 и 49 АПК РФ вновь уточнил исковые требования, просил суд истребовать земельный участок площадью 195 га из незаконного владения ГУ «Пригородное лесничество», привлечь к участию в деле в качестве ответчика ГУ «Пригородное лесничество» и дополнительно заявил требование обязать Управление Федеральной регистрационной службы по РД исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации от 30.01.2009 № 05-05-00/2009- 276.
Определением от 06.04.2010 суд принял к рассмотрению уточнения истца, привлек к участию в деле в качестве соответчика ГУ «Пригородное лесничество», за которым зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, и принял дополнительное требование к совместному рассмотрению с первоначальным иском, считая это целесообразным.
ТУ Росимущества в РД в отзыве на исковое заявление исковые требования не признает, ссылаясь на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 195 га как земли лесного фонда, указывает, что распоряжение Правительства РД от 05.07.1994 № 300-р о закреплении за вновь организуемыми хозяйствами, переселяемыми из Новолакского района в Кумторкалинский район, земель лесного фонда Махачкалинского лесхоза в 79 квартале площадью 200 га принято с нарушением действующего на тот момент лесного законодательства, поэтому просит суд в иске отказать.
Управление ФРС по РД в отзыве на исковое заявление указывает, что государственная регистрация права собственности на лесной участок – защитные леса площадью 195 га осуществлена в силу закона в соответствии с ч.1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, кроме того отмечает, что в ГК РФ, в Законе о регистрации не предусмотрен такой способ защиты, как признание недействительным зарегистрированного права, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Агентство по лесному хозяйству РД , ГУ «Пригородное лесничество», ФГУ « Земельная кадастровая палата» по РД в отзывах исковые требования считают необоснованными, исходя из того, что Управлением ФРС по РД зарегистрировано право собственности РФ на спорный земельный участок как земли лесного фонда законно, что нашло подтверждение во вступивших в законную силу судебных актах по делам № А15- 280/ 2001- М, № А15-2352/2003-13, № А15-861/2006, №А 15- 1527/ 2007 и др.
Минстрой РД в отзыве от 30.11.2009 указывает, что постановлением Совета Министров ДАССР от 05.05.1980 побережье Каспийского моря от северной части г.Махачкалы до реки Сулак отнесено к зонам отдыха местного значения, основные направления его развития определены генпланом «Махачкалинского взморья»,проектами детальной планировки(ПДП) зон отдыха «Караман-7», куда входит и спорный земельный участок 195 га.
Администрация муниципального образования «Новолакский район» в отзыве на исковое заявление указывает, что требования министерства подлежат удовлетворению, так как на основании решения третьего Съезда народных депутатов от 23.07.1991 для переселения лакской части населения Новолакского района была определена территория площадью 8504 га , в том числе 200 га земель г.Махачкалы и был выдан Новолакскому району госакт на право пользования этими землями.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 11 час. 13.04.2010.
В судебном заседании представитель истца просил удовлетворить иск с учетом уточнения, поскольку спорный земельный участок относится к зонам отдыха местного значения, расположен в границах г. Махачкалы, неправомерно зарегистрированное право федеральной собственности на этот участок нарушает права Республики Дагестан по использованию городских лесов, которые в лесной фонд не входят и не могли быть отнесены к землям федеральной собственности.
Представители ответчиков просили в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление.
Представитель администрации МО «Новолакский район» в судебных прениях заявила, что исковые требования обоснованны, Управление ФРС не имело права зарегистрировать право собственности за Российской Федерацией в лице ТУ Росимущества на 195 га земель, отведенных в установленном порядке Новолакскому району.
Представители третьих лиц, принимавшие участие в судебном заседании, заявили, что разрешение спора оставляют на усмотрение суда.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд находит иск подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, Управлением ФРС по РД зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок( земли лесного фонда- защитные леса) площадью 195 га с кадастровым ( условным) номером 05-05-01/ 041/ 2008- 058, расположенный в 71 квартале ( ранее- квартал 79) Кумторкалинского участкового лесничества ГУ «Пригородное лесничество» в границах муниципального образования «Кумторкалинский район», о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 28.05.2008 и сделана в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации № 05-05-01/ 041/ 2008-128. Основанием регистрации послужила часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ.
ТУ Росимущества в РД своим распоряжением от 16.07.2008 № 123-р предоставило в постоянное(бессрочное) пользование ГУ «Пригородное лесничество» указанный лесной участок.
Истец, полагая, что регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок 195га и права постоянного(бессрочного) пользования ГУ «Пригородное лесничество» нарушены права и законные интересы Республики Дагестан, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела арбитражным судом установлено, что в целях практической реализации мероприятий « Программы перехода Дагестанской АССР к рыночной экономике на 1990- 1991 годы», одобренной вторым Съездом народных депутатов ДАССР, Верховный Совет Дагестанской АССР принял постановление от 18.01.1991 « О первоочередных мерах, обеспечивающих реализацию прав собственности Дагестанской АССР и местных Советов народных депутатов Дагестанской АССР», согласно которому исключительной собственностью Дагестанской АССР являются земля, ее недра, растительный и животный мир, прибрежный шельф Каспийского моря , леса, воздушный бассейн в пределах территории республики.(п.1)
Пунктом 2 постановления Верховный Совет уполномочил Совет Министров ДАССР распоряжаться и управлять государственной собственностью Дагестанской АССР.
Это положение соответствовало действующему в то время российскому земельному законодательству. Земельный кодекс РСФСР предоставлял возможность республикам, входящим в состав РСФСР, самим устанавливать формы собственности на землю. В Законе РСФСР о земельной реформе от 27 декабря 1990 года зафиксирована была государственная собственность на землю в виде федеральной собственности на землю и собственности республик, а также частная собственность граждан.
В соответствии с Законом ДССР «О земельной реформе» от 16.05.1991 все земли на территории Дагестанской ССР являются достоянием народов, проживающих на данной территории. Владение, пользование и распоряжение землей регулируются законами Союза ССР, РСФСР и ДССР, актами местных Советов народных депутатов, изданных в пределах их полномочий.
Право распоряжаться землей в Дагестанской ССР предоставляется Советам народных депутатов.
Статьей 13 Закона ДССР от 16.05.1991 «О земле» ( в ред. Закона от 29.06.1993) к ведению Верховного Совета ДССР в области регулирования земельных отношений отнесено распоряжение землями в границах Дагестанской ССР.
Согласно ст. 131 Конституции (Основного закона) Российской Федерации-России от 12.04.1978 (с изменениями от 27 октября 1989г., 31 мая,16 июня, 15 декабря 1990г., 24мая,3 июля, 1 ноября 1991 г., 9,10 декабря 1992г.) высшими органами государственной власти республик в составе Российской Федерации являются Съезды народных депутатов.
Третьим Съездом народных депутатов ДССР в соответствии с Законом РСФСР от 26.04.1991 «О реабилитации репрессированных народов» было принято постановление от 23.07.1991 « Об отводе земель для вновь образуемого Новолакского района», согласно которому в целях восстановления Ауховского района и решения связанных с этим вопросов с учетом высказанного желания переселить лакское население Новолакского района на земли, находящиеся в пользовании ряда колхозов и совхозов Лакского, Гунибского, Кизилюртовского районов, ОПХ ДНИИСХ г. Махачкалы площадью всего 8304 га, а также земли Махачкалинского мехлесхоза площадью 200 га, с последующим образованием Новолакского административного района.
Во исполнение данного постановления земли 200 га постановлением администрации Кумторкалинского района от 17.06.94 № 20 и распоряжением Совета Министров – Правительства Республики Дагестан от 05.07.94 № 300-р были переданы хозяйствам Новолакского района как леса колхозов и совхозов без права использования под социально-бытовые и хозяйственные нужды.
Таким образом, реабилитация репрессированных народов, в том числе и территориальная является государственной программой и действия органов государственной власти Республики Дагестан по предоставлению переселяемым сельхозпредприятиям земель севернее г.Махачкалы, покрытых и непокрытых лесами, в соответствии с законодательством являются правомерными. Право собственности на землю, леса, недра в пределах территории Дагестана у Республики Дагестан возникло в 1991 году. Цели и мотивы принятия третьим Съездом народных депутатов в тот сложный переходный период указанного постановления были обусловлены необходимостью такого урегулирования земельных отношений, которое должно было служить законным основанием восстановления нарушенных прав чеченцев-аккинцев , репрессированных в 1944 году и выселенных из мест постоянного проживания. Вышеприведенные законы и иные нормативные правовые акты с точки зрения их системного и историко-политического толкования позволяют арбитражному суду считать, что указанные спорные земли также являются собственностью Республики Дагестан, и органы государственной власти республики имели тогда право распоряжаться указанными землями. При этом Конституцией(Основным Законом) РФ(ст.11) и действующим в то время земельным законодательством ДССР было предусмотрено, что земля и недра, воды, растительный животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик.
Распоряжением Совета Министров – Правительства Республики Дагестан от 24.08.94 № 373-р утверждена экспликация земель гослесфонда, включенных в границу Кумторкалинского района согласно приложению, по которому земли 79 квартала Сулакского мастерского участка при Махачкалинском мехлесхозе включены в границы Кумторкалинского района и находятся во владении и пользовании колхозов и совхозов Новолакского района.
Утверждение экспликации указанных земель, включенных в границу восстановленного Кумтокалинского района, и связанные с этим распорядительные действия Правительства РД не противоречили закону, что было предметом судебного разбирательства и вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 26.01.2001 по делу№А15-280/2001-М подтверждена их правомерность.
Из материалов дела видно, что спорный земельный участок площадью 195 га числится как лесной участок квартала 71 (ранее 79 квартала) Кумторкалинского участкового лесничества ГУ «Пригородное лесничество» , который в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 28.05.2008 является собственностью Российской Федерации и распоряжением ТУ Росимущества от 16.07.2008 № 123-р предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГУ «Пригородное лесничество».
Однако указанный земельный участок еще в 1991 году, как следует из вышеизложенного, предоставлен колхозам и совхозам Новолакского района. Поэтому ТУ Росимущества распорядилось этим участком неправомерно.
Кроме того, постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 25.08.2003 № 108 земли, отведенные переселяемым хозяйствам Новолакского района, были переданы в ведение сельских муниципальных образований этого же района.
Указанные нормативные акты государственных органов Республики Дагестан действующие, никем они не оспорены и не отменены.
Следует учитывать также, что согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства от 10 октября 2007 г. №МГ- 06-27/6842 леса, расположенные в границах черты поселений, установленной до вступления в силу Лесного кодекса РФ от 29.01.1997, подлежат исключению из состава земель лесного фонда и передаче их в состав земель поселений.
Ответчики в своих отзывах ссылаются на нормы Основ лесного законодательства РФ от 06.03.1993 и Лесного кодекса РФ 1997 года , которые якобы нарушены органами государственной власти Республики Дагестан при принятии вышеназванных нормативных правовых актов в части спорных земель.
Однако из материалов дела видно, что собственность на все земли, ее недра, леса и др. объекты на территории Дагестана была признана за Республикой Дагестан, и на основании постановления третьего Съезда народных депутатов выдан вновь образуемому Новолакскому району государственный акт на право пользования землей площадью 9274,73 га от 12.11.1991 А-1 № 410155.
Согласно Конституции Республики Дагестан, принятой Конституционным Собранием 10.07.2003, земля и другие природные ресурсы в Республике Дагестан используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Несмотря на это обстоятельство, Управлением ФРС по РД 28.05.2008 было зарегистрировано за Российской Федерацией право собственности на лесной участок как земли лесного фонда - защитные леса площадью 195 га в Кумторкалинском районе Республики Дагестан на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ.
Поскольку в споре о праве собственности и истребовании имущества из чужого незаконного владения ответчиком является правообладатель, а не регистрирующий орган, арбитражный суд считает, что истец вправе в соответствии со ст.ст. 12,301 ГК РФ требовать признания за ним права собственности на земельный участок и истребовать его из незаконного владения Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в РД.
Министерством в качестве доказательства представлена также выписка из реестра государственного имущества Республики Дагестан, из которой усматривается, что на земельные участки на землях сельских администраций «Гамияхский» и «Тухчарский» Кумторкалинского района (Новосторой) выданы ГУ «Научно-клиническое объединение Дагестанский центр кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии министерства здравоохранения Республики Дагестан» свидетельства о госрегистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 16.04.2009 как земли особо охраняемых территорий площадью 3.8221 га и 3.1180 га, которые являются частью спорного земельного участка. По этому вопросу ранее было принято Правительством РД распоряжение от 01.08.2001 № 260-р ,которым согласно предложениям Госкомзема РД, Госкомархстроя РД и администрации Новолакского района изъято у хозяйств Новолакского района на территории Кумторкалинского района 7 га земель, расположенных в районе загородного пляжа «Черные камни», и предоставлены эти земли Минздраву РД для строительства больницы на 100 коек с поликлиникой на 200 посещений в смену.
Более того, распоряжением Правительства РД от 24.10.2008 № 266-р исключен квартал № 79 в приложении к распоряжению Совета Министров – Правительства РД от 24.08.1994 №373-р и поручено Агентству по лесному хозяйству РД, Территориальному управлению Росимущества в РД, Управлению Роснедвижимотси по РД и администрациям муниципальных образований «Кумторкалинский район», «Новолакский район» внести соответствующие изменения в материалы лесоустройства, учета лесного фонда и земельно-кадастровую документацию.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Материалы дела в совокупности свидетельствуют, что Министерством представлено достаточно доказательств, подтверждающих принадлежность спорного земельного участка Республике Дагестан.
Вместе с тем право собственности на него зарегистрировано за Российской Федерацией и при этом Управлением ФРС по РД не была проведена надлежащая правовая экспертиза представленных документов, за два дня после получения документов было выдано свидетельство о государственной регистрации. ТУ Росимущества как уполномоченный орган распорядилось им , предоставив земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование ГУ « Пригородное лесничество».
Однако неправомерное распоряжение чужим имуществом не порождает у лица, которое распорядилось данным имуществом, прав на это имущество и одновременно прекращения прав управомоченного лица на данное имущество.
В то же время по данным Управления Роснедвижимости по РД на спорной территории 195 га поставлены на кадастровый учет земельные участки многих землепользователей по кадастровым кварталам: 05:50:000032; 05:50:000033; 05:50:000034; 05:50:000035 и др.
В силу изложенных обстоятельств государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и права постоянного( бессрочного) пользования ГУ «Пригородное лесничество» является незаконной и поэтому подлежат исключению из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации от 28.05.2008 № 05-05-01/041/2008- 128 и от 30.01.2009 № 05-05-00/2009-276, сделанные Управлением ФРС по РД.
Указом Президента Республики Дагестан от 3 марта 2010 года № 54 «О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан» переименовано Министерство по управлению государственной собственностью Республики Дагестан в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан, в связи с чем необходимо произвести в соответствии со ст. 48 АПК РФ процессуальное правопреемство.
В соответствии со ст.333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты госпошлины освобождены государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В связи с этим вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 48, 105, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
произвести замену Министерства по управлению государственной собственностью Республики Дагестан его правопреемником – Министерством земельных и имущественных отношений Республики Дагестан.
Исковые требования удовлетворить.
Признать право собственности Республики Дагестан на земельный участок площадью 195 га с кадастровым номером 05: 50:00 00 67:0005 согласно кадастровому плану участка от 21 декабря 2005 года, расположенный в 71 квартале( ранее квартал 79) Кумторкалинского участкового лесничества ГУ «Пригородное лесничества.
Истребовать указанный земельный участок из незаконного владения Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан и ГУ « Пригородное лесничество».
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей регистрации от 28.05.2008 № 05-05-01/041/2008-128 и от 30.01.2009 № 05-05-01/2009- 276.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия.
Судья Э.А.Гасанов