г. Махачкала
21 февраля 2013 года Дело №А15-2609/2012
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Магомедова Р.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Нефтялиевым Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление МРИ ФНС России №3 по РД (ОГРН<***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по (ОГРН <***>) о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан, выразившиеся в приостановлении операций по расходованию средств с лицевого счета МРИ ФНС №3 по РД,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 13.02.2013),
от заинтересованного лица – ФИО2, (доверенность №12-09/37 от 17.01.2013).
от УФНС России по РД – ФИО3 (доверенность от 06.02.2013),
от ООО «Беркут и К» - не явился, извещено,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 (далее – инспекция) по Республике Дагестан обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Управлению Федерального казначейства по РД (далее – Управление) о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан, выразившиеся в приостановлении операций по расходованию средств с лицевого счета МРИ ФНС №3 по РД.
Определением суда от 17.01.2013 судебное разбирательство назначено на 14.02.2013, а также к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены УФНС России по РД и ООО «Беркут и К».
Представитель инспекции в судебном заседании требования поддержал, просил суд заявление удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в заявлении и в дополнении к нему.
Представитель УФК по РД в судебном заседании требования инспекции не признал, просил суд в удовлетворении заявления отказать по основаниям и доводам, изложенным в отзыве и в дополнениях к нему.
Представитель УФНС России по РД требования инспекции считает обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям и доводам, изложенным в отзыве на заявление.
В судебном заседании объявлен перерыв до 12 часов 19.02.2013. В указанное время судебное заседание продолжено в том же составе.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ в совокупности все доказательства, суд считает, что в удовлетворении требований следует отказать на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда РД от 15.06.2012 по делу А15-679/2012 удовлетворены требования общества с ограниченной ответственности «Беркут и К» об обязании Межрайонной инспекции ФНС России №3 по РД направить в орган Федерального казначейства в установленном порядке решения №8915 от 20.03.2012 о возврате НДС в размере 1 084 749руб, №8912 от 20.03.2012 о возврате 13 153 650 руб. НДС, №8913 от 20.03.2012 о возврате 733 655 руб. НДС, №8914 от 20.03.2012 о возврате 788 267 руб. НДС и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
21.06.2012 на основании данного решения Арбитражным судом РД выдан исполнительный лист №АС002631614.
В связи с неисполнением требований исполнительного листа УФК по РД, руководствуясь пунктом 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), вынесло в отношении инспекции решение в форме уведомления от 28.09.2012 NУБЛ-12-9456 о приостановлении операций по расходованию средств с его лицевого счета в связи с неисполнением требований исполнительного документа.
В последующем УФК по РД возобновило операции по лицевому счету инспекции.
02.11.2012 Управление повторно вынесло в отношении инспекции решение в форме уведомления от 02.11.2012 NУБЛ-12-2155 о приостановлении операций по расходованию средств с его лицевого счета.
Инспекция считает, что действия УФК по РД являются противоправными, незаконным, и в связи с чем обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемое действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В своем заявлении инспекция указывает, что во исполнение решения Арбитражного суда РД от 15.06.2012 по делу А15-679/2012 ею были подготовлены и направлены решения о возмещении НДС ООО «Беркут и К» электронной почтой в адрес УФНС России по РД. В связи с отсутствием ответа инспекцией было направлено в УФНС России по РД письмо (напоминание) от 16.07.2012 о представлении информации об исполнении или неисполнении решений о возврате НДС.
В связи с неполучением ответа из УФНС России по РД инспекция письмом от 27.06.2012 направила решения от 20.03.2012 за №8912, 8913, 8914, 8915 о возврате НДС в УФК по РД.
Управление письмом от 02.07.2012 №03-33/1026 возвратило решения о возврате НДС без исполнения, в котором также сообщалось, что администратором доходов по главе 182 БК РФ является УФНС РФ по РД.
В связи с указанными выше доводами инспекция считает, что действия по исполнению решения суда ею выполнены, и основания для приостановления операций по расходованию средств отсутствуют. Считает, также что решение суда по делу А15-679/12 полностью исполнено на основании письма УФНС России по РД от 16.10.2012.
В отзыве на заявление Управление требования инспекции не признало, считает их незаконными и необоснованными в связи с тем, что органами налоговой службы были выполнены все необходимые действия (мероприятия) в соответствии с действующими законодательными актами.
Оценив доводы, изложенные в заявлении и в отзыве, а также пояснения представителей сторон в совокупности и их взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Бюджетным кодексом предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса путем предъявления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.
В качестве ограничительной меры, направленной на обеспечение исполнения решений судов, предполагающих возврат денежных средств из соответствующих бюджетов, Бюджетным кодексом предусмотрена возможность приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса. Применение данной меры является прямо установленной законом обязанностью органов Федерального казначейства.
По смыслу пунктов 5 - 7 статьи 242.3 Бюджетного кодекса срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
В силу абзаца первого пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса при неисполнении исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов). Операции по лицевым счетам не приостанавливаются лишь при наличии обстоятельств, перечисленных в абзаце втором указанного пункта статьи 242.3 Кодекса (отсрочка, рассрочка или отложение исполнения судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, либо его отмена или приостановление исполнения).
Приостановление в соответствии с пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса подразделением Федерального казначейства операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом трехмесячный срок взыскателю то, что ему причитается. Следовательно, в данных отношениях подразделение Федерального казначейства выступает именно в качестве специального федерального органа государственной власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых казначейских счетах. В этой сфере действия органа Федерального казначейства предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношениями должника с третьими лицами.
Обязанность по исполнению судебного акта лежит на должнике.
При неисполнении судебного решения в отведенный срок органы Федерального казначейства в предусмотренных пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
Из изложенного суд приходит к выводу что, Бюджетный кодекс наделяет Федеральное казначейство не только общими бюджетными полномочиями (по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и др.), но и возлагает на него особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статьи 166.1 и 242.3 Бюджетного кодекса).
Данный вывод суда согласуется с принятыми постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 №7608/11 и от 20.10.2010 №10247/10.
Должник согласно пункту 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации должен в течение десяти дней с момента получения им уведомления о поступлении исполнительного документа предоставить платежный документ для исполнения судебного акта и информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должно быть произведено перечисление денежных средств (далее информация о задолженности). В случае непредставления указанных документов орган Федерального казначейства приостанавливает совершение операций по лицевому счету получателя бюджетных средств, открытому должнику.
С единых счетов соответствующих бюджетов осуществляется администратором доходов соответствующего бюджета в порядке, установленном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 № 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", на основании платежного документа - Заявки на возврат (код по ведомственному классификатору форм документов 0531803).
Пунктом 8 статьи 176 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Судом установлено, что налоговые органы в лице МРИ ФНС России №3 по РД и УФНС России по РД в надлежащем порядке не оформили заявки на возврат и не направили их в установленные сроки в УФК по РД.
Данный факт подтверждается и письмом УФНС России по РД, в котором оно указывает, что инспекция направила в УФК по РД только решения от 20.03.2012 за №8912, 8913, 8914, 8915 о возврате НДС. Заявки на возврат суммы НДС в материалы дела ни инспекция ни УФНС России не представили.
Представитель УФК по РД в судебном заседании также подтвердил факт не получения ими поручений на возврат НДС.
Кроме того, в соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" на территориальные органы Федеральной налоговой службы возложены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с чем для включения в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее - Сводный реестр) инспекции Федеральной налоговой службы представляют в территориальный орган Федерального казначейства вместе с Заявкой на включение (изменение) реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета документы в соответствии с пунктом 3.3 Порядка ведения Сводного реестра, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.08.2008 N 80н.
При этом в соответствии с Приказом Федерального казначейства N 7н и Федеральной налоговой службы N САЭ-3-10/285 от 27 июня 2005 года "Об обмене информацией в электронном виде между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации" обмен информацией осуществляется между управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, при наличии полномочий администраторов доходов в Сводном реестре у инспекций Федеральной налоговой службы не требуется открытие лицевых счетов администраторов доходов бюджета.
Лицевой счет администратора доходов бюджета открывается только управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" (письмо Федерального казначейства от 24.12.2008 №42-7.1-15/5.2-602).
Кроме того, исполнение представленного исполнительного документа осуществляется в соответствии с пунктом 20 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 5 сентября 2008 года № 92н, согласно которому возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (далее - возврат (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм), осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с указанным Порядком. При полном перечислении денежных средств орган Федерального казначейства проставляет отметку на исполнительном документе о перечисленной сумме на основании Заявки на возврат.
При полном перечислении денежных средств должником по исполнительному листу представляются в орган Федерального казначейства сопроводительным письмом документы, подтверждающие исполнение исполнительного документа.
В соответствии с п. 3 ст. 9 и п. 1 ст. 30 НК РФ одним из участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, выступают налоговые органы, составляющие единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Согласно статьям 1 - 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, состоящую из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов. В силу статьи 10 названного Закона должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные НК РФ.
Поскольку налоговые органы в лице МРИ ФНС России №3 по РД и УФНС России по РД не осуществили действий по исполнению решения арбитражного суда в установленном законом порядке, в частности не представили в орган Федерального казначейства заявку на возврат налога в порядке, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н, сформированную на основании поручения на возврат налога отделение правомерно приостановило операции по расходованию средств на лицевом счете МРИ ФНС России №3 по РД на которую была возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО «Беркут м К» по делу А15-679/2012.
В нарушение указанных норм БК РФ должником не были представлены вышеуказанные документы.
Ввиду нарушения должником требований, установленных п. 3 ст. 242.3 БК РФ, Отделение в соответствии с БК РФ приостановило осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытых в отделении УФК до момента устранения нарушения.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований инспекции.
Стороны в соответствии со ст. 333.37 НК РФ освобождены от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем вопрос об её уплате судом не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления МРИ ФНС России №3 по РД отказать.
Решение суда вступает в законную силу в месячный срок со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Ессентуки Ставропольского края в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Судья Р.М. Магомедов