АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Махачкала
6 ноября 2015 г. Дело № А15-2743/2015
Резолютивная часть решения объявлена 2 ноября 2015г.
Полный текст решения изготовлен 6 ноября 2015г.
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Исаева М.С, при ведении протокола судебного заседания секретарем Алиевым А.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Комитета по управлению имуществом г.Махачкалы (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании отсутствующим права собственности Республики Дагестан на помещения №8, 12-43 на 1 этаже, 8-9 и 20-25 на 2 этаже (кадастровый номер №05:40:000062:8684) общей площадью 531,2 кв.м., расположенные по адресу пр.И.Шамиля,44-а; не применении распоряжения Мингосимущества РД №153-р от 26.05.2009; о признании права собственности МО ГО "город Махачкала" на помещения №8, 12-43 на 1 этаже, №8-9 и 20-25 на 2 этаже общей площадью 531,2 кв.м. (кадастровый номер №05:40:000062:8684), расположенные по адресу пр.И.Шамиля, 44-а; об обязании аннулировать запись регистрации №05-05/001-05/140/001/2015-6953/2 от 17.06.2015 и к Государственному бюджетному учреждению Республики Дагестан "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании город Махачкала" (ОГРН <***>) об обязании освободить переданные по договору №2 от 01.01.2006 помещения № 8, 12- 43 на 1-м этаже, №8, 9, 20-25 на 2-м этаже литера "А" общей площадью 531,2 кв.м. (кадастровый номер 05-05-01/098/2009-177), расположенные по адресу: <...> а,
с участием в судебном заседании
от истца: ФИО1 (доверенность),
от ответчика-Мингосимущества РД: представитель ФИО2.(доверенность от 24.08.2015)
от ответчика - ГБУ РД "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании город Махачкала": представитель ФИО3 (доверенность от 17.03.2015),
от третьего лица - Управления Росреестра по РД - представитель не явился,
от третьего лица: представитель не явился,
от МИД РФ в лице представительства в РД - представитель не явился,
от Администрации ГО "город Махачкала": представитель ФИО4 (доверенность),
от Правительства РД: представитель ФИО5 (доверенность),
от ликвидкомиссии Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - председатель ликвидкомиссии ФИО6,
от ОАО "Дагстройиндустрия"- представитель - не явился,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом города Махачкалы (далее - комитет) обратился в суд с иском к ГБУ Республики Дагестан "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании "Город Махачкала" (далее - учреждение) о возложении на него обязанности освободить занимаемые нежилые помещения N 8, 12-43 на 1-м этаже, а также N 8-9, 20-25 на 2-м этаже (литера А; кадастровый номер 05-05-01/098/2009-177), расположенные по адресу: просп. И. Шамиля, 44-а, общей площадью 498,2 кв. м, в которых ранее размещался детский сад N 57 (далее - спорное имущество), и переданные по договору от 01.01.2006 N 2 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 23.09.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.12.2014, комитету отказано в удовлетворении заявленных требований. Судебные акты мотивированы тем, что право собственности комитета не могло возникнуть на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1). Данное имущество включено в перечень объектов, отнесенных к государственной собственности Республики Дагестан. После передачи в ведение администрации города Махачкалы основных и оборотных средств Махачкалинского территориального центра социального обслуживания населения и включения его в структуру Управления социальной защиты населения города Махачкалы (25.12.2001) спорное имущество вновь было передано в собственность Республики Дагестан, внесено в реестр государственной собственности и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Фактически спорное имущество передано Республике Дагестан 28.04.2009. После передачи муниципального имущества в государственную собственность Республики Дагестан и подписания учреждением и Министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан обязательства по оперативному управлению объектами нежилого фонда Республики Дагестан (09.06.2009) договор от 01.01.2006 N 2 утратил силу на основании статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.04.2015 судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом указано, что суды не учли, что Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, самостоятельных требований относительно предмета спора не заявило; из материалов дела не следует, что зарегистрированное право муниципальной собственности оспорено в установленном законом порядке.
Кроме того, отказывая в удовлетворении требований, суды сослались на приложение N 9 (акт оценки стоимости предприятия по состоянию на 01.07.1992), которое в материалах дела отсутствует, и постановление Президиума Верховного Совета Республики Дагестан от 10.03.1993 "О разграничении государственной собственности в Республике Дагестан на федеральную, государственную и муниципальную собственность", согласно которому Махачкалинский производственно-строительный комбинат включен в перечень объектов, отнесенных к государственной собственности Республики Дагестан, однако в дело представлен документ, в перечень предприятий которого включены Махачкалинский специализированный строительный комбинат и Махачкалинский комбинат строительных материалов. Сведения о Махачкалинском производственно-строительном комбинате в постановлении отсутствуют. Иные документы, подтверждающие изложенные обстоятельства, в материалах дела не имеются. При указанных обстоятельствах выводы судов являются преждевременными.
Комитет по управлению имуществом г.Махачкалы обратился в арбитражный суд также с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан о признании отсутствующим зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности Республики Дагестан на помещения №8; 12-43 1 эт., 8-9, 20-25 2эт. кадастровый номер №05:40:000062:8684, расположенные по адресу пр.И.Шамиля, 44-а, общей площадью 531,2 кв.м.; не применении распоряжения Мингосимущества РД №153-р от 26.05.2009; признании права собственности за МО ГО "город Махачкала" на помещения №8; 12-43 1 эт., 8-9, 20-25 2эт. кадастровый номер №05:40:000062:8684, расположенные по адресу пр.И.Шамиля, 44-а, общей площадью 531,2 кв.м.; обязании Управления Росреестра по РД аннулировать запись регистрации №05-05/001-05/140/001/2015-6953/2 от 17.06.2015, которое определением от 24.07.2015 принято к производству и возбуждено дело №А15-2743/2015.
Определением от 30.09.2015 указанные дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения под номером №А15-2743/2015.
Представитель истца в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования, предъявленные к Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан и ГБУ Республики Дагестан "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании "город Махачкала", по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.
Представители ответчиков просили в иске отказать по основаниям, указанным в отзывах на исковое заявление. Заявили также, что за Республикой Дагестан зарегистрировано право собственности на спорное здание, а за ГБУ Республики Дагестан "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании "город Махачкала" - право оперативного управления.
Представитель Администрации ГО "город Махачкала" поддержал требования истца и просил их удовлетворить.
Председатель ликвидкомиссии Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в судебном заседании заявил, что решение по данному спору оставляет на усмотрение суда.
Представитель Правительства РД просил в иске отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что в иске следует отказать по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, комитет и государственное учреждение "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании "Город Махачкала" подписали договор от 01.01.2006 N 2, по условиям которого комитет принял на себя обязательство предоставить учреждению во временное пользование часть здания, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 498,2 кв. м для использования под офис. Договор заключен без указания срока его действия (пункт 1.3 договора). Спорное имущество передано по акту передачи помещений здания муниципального нежилого фонда от 10.01.2006.
Договором предусмотрено, что изменение, расторжение, прекращение договора допускается по соглашению сторон. Вносимые дополнения и изменения рассматриваются сторонами в месячный срок и оформляются дополнительным соглашением (пункт 6.1 договора).
Порядок и условия досрочного расторжения договора в одностороннем порядке и выселения пользователя из занимаемых помещений предусмотрены в пунктах 6.2.1 - 6.3.3 договора.
Комитет во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", поручения временно исполняющего обязанности Президента Республики Дагестан "О возврате зданий учреждений дошкольного, начального и среднего профессионального образования ранее перепрофилированных и установления их пользователей, а также представления рациональных предложений по использованию этих объектов", пункта 6 протокола заседания Совета по координации деятельности контролирующих правоохранительных органов в финансово-бюджетной сфере при Президенте Республики Дагестан от 26.06.2013 N 2 "О принятии мер по возвращению зданий школьных учреждений и использованию их по прямому назначению" и в соответствии с пунктом 1 статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации направил учреждению письмо об освобождении в месячный срок занимаемых помещений.
Поскольку учреждение добровольно не освободило спорные помещения, комитет обратился в суд с иском о выселении. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то обстоятельство, что спорное имущество является муниципальной собственностью. Данное право зарегистрировано в установленном законом порядке.
Управление Росреестра по РД зарегистрировало право собственности Республики Дагестан на объект - нежилые помещения общей площадью 531,2 кв.м. (номера на поэтажном плане:8; 12-43- 1 эт.; 8-9, 20-25 - на 2 эт. этаж1:2, расположенные по адресу: г. Махачкала, пр. Шамиля, д. №44 "а", и выдало свидетельство о регистрации права от 17.06.2015. Документом-основанием для регистрации права послужили акт приема-передачи имущества от 20.04.2009 г. и распоряжение №153-р от 26.05.2009.
23.07.2015 зарегистрировано право оперативного управления ГБУ Республики Дагестан "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании "город Махачкала" на указанные объекты. Документом-основанием для регистрации права послужило обязательство №225 по оперативному управлению объектами государственного нежилого фонда РД от 09.06.2009.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения комитета с иском к министерству о признании отсутствующим зарегистрированного за Республикой Дагестан права собственности на спорные объекты недвижимости; о не применении распоряжения Мингосимущества РД №153-р от 26.05.2009 и признании права собственности за МО ГО "город Махачкала" спорные помещения, а также обязать Управления Росреестра по РД аннулировать запись регистрации №05-05/001-05/140/001/2015-6953/2 от 17.06.2015.
Из материалов дела видно и установлено судом, что право муниципальной собственности на нежилые помещения площадью 531,2 кв. м (N 8, 12-43, 1-го этажа и 8-9, 20-25, 2-го этажа), расположенные по адресу: <...> (литера А), зарегистрировано 25.09.2009 на основании выписки из реестра объектов муниципальной собственности г. Махачкала от 02.06.2009 N 121; о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 05-АА N 232484 (т. 1, л.д. 25).
Однако согласно пункту 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Госкомимущество РД приняло 20.07.1992 распоряжение №56-р о даче согласия на приватизацию Махачкалинского производственно-строительного комбината (МПСК) путем преобразования его в акционерное общество открытого типа.
Решением Ленинского райисполкома г. Махачкалы 10.09.1992 №1052 зарегистрировано АООТ «Дагстройиндустрия». Согласно п.2.2 устава его учредителем является Госкомимущество РД.
Как следует из материалов приватизации ОАО «Дагстройиндустрия», детский сад №57 входил в состав имуществ Махачкалинского производственно-строительного комбината (МПСК), что подтверждается актом оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 по Махачкалинскому ПСК (приложение №1 к плану приватизации. Однако согласно плану приватизации он вошел в перечень имущества, не подлежащего приватизации. В приложении №9 (акт оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.07.1992) детский садик включен в состав имущества, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации.
Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Дагестан от 10.03.1993 №112-//НС во исполнение постановления Верховного Совета Республики Дагестан от 26.02.1993 «О разграничении государственной собственности в Республике Дагестан на федеральную, республиканскую и муниципальную собственность» Махачкалинский производственно-строительный комбинат (МПСК) включен в перечень объектов, отнесенных к государственной собственности Республики Дагестан.
Следовательно, право собственности у истца на спорные нежилые помещения не могло возникнуть на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничение государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
В материалы дела представлены акты приемки-передачи основных средств от 12.11.1996, которые подписаны представителями ОАО «Дагстройиндустрия» и Дагестанского территориального центра социального обслуживания населения Министерства социальной защиты населения Республики Дагестан. К ним приложены и оттиски печатей указанных лиц.
Согласно постановлению Правительства РД от 17.12.1998 № 240 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Республики Дагестан», Махачкалинский территориальный центр социального обслуживания населения г. Махачкалы (далее - Территориальный центр) находился в ведении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.
В последующем постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от 29.12.1999 №112-11 НС Территориальный центр со всеми основными и оборотными средствами включен в перечень объектов, относимых к муниципальной собственности, исключением его из перечня объектов государственной собственности Республики Дагестан, сохранив в оперативном управлении представительств МИД России в РД помещения, занимаемые им по адресу: <...>.
Во исполнение указанного постановления Народного Собрания Республики Дагестан, Правительство РД приняло постановление от 15.11.2001 № 245 «О передаче Махачкалинского территориального центра социального обслуживания населения в ведение администрации г. Махачкалы», которым Министерству государственного имущества Республики Дагестан совместно с Министерством труда и социального развития Республики Дагестан предложено передать в установленном порядке Администрации г. Махачкалы основные и оборотные средства Махачкалинского территориального центра социального обслуживания населения.
Мингосимущество РД 07.12.2001 приняло распоряжение №691-р о создании комиссии для передачи в муниципальную собственность Махачкалинского территориального центра социального обслуживания населения.
10.12.2001 Администрацией г. Махачкалы принято постановление №221 о включении переданного в ведение Администрации г. Махачкалы Махачкалинского территориального центра социального обслуживания населения в структуру Управления соцзащиты населения г. Махачкалы, а комитету по управлению имуществом г. Махачкалы предложено передать основные и оборотные средства в оперативное управление УСЗН г. Махачкалы.
25.12.2001 составлен акт приема-передачи имущества Махачкалинского территориального центра социального обслуживания населения в муниципальную собственность.
В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004г №122-ФЗ, находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Согласно ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в статьях 26.2, 26.3, 26.3.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии под. 24 п.2 ст. 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно Уставу ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании «город Махачкала» данное учреждение обеспечивает реализацию полномочий органов государственной власти Республики Дагестан в области социальной защиты населения
Правительство Республики Дагестан приняло постановление от 30 декабря 2005 года № 242 «О создании территориальных органов социальной защиты населения и подведомственных учреждений социального обслуживания населения Министерства труда и социального развития Республики Дагестан», которым администрациям муниципальных районов и городских округов рекомендовано передать в республиканскую собственность ранее занимаемые управлениями социальной защиты населения и учреждениями социального обслуживания населения муниципальных районов и городских округов помещения с последующим закреплением их согласно акту приема - передачи за вновь созданными управлениями и учреждениями.
Положения статьи 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004г №122-ФЗ (далее- Закон от 22 августа 2004г №122-ФЗ), устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу (Определение Конституционного Суда РФ от 07.12.2006 N 542-О).
Во исполнение указанного постановления Правительства Республики Дагестан главой Администрации г. Махачкалы приняты постановления от 30 декабря 2005 года № 2955 и от 16 мая 2007 года № 917 «О мерах по выполнению постановления Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2005 года № 242 «О создании территориальных органов социальной защиты населения и подведомственных учреждений социального обслуживания населения Министерства труда и социального развития Республики Дагестан», согласно которым принято решение безвозмездно передать спорные помещения в собственность Республики Дагестан.
28.04.2009 составлен акт приема-передачи имущества, согласно которому Администрация г. Махачкалы передала, а ГУ ЦСОГПВиИ в МО г. Махачкале приняло имущество – часть здания по пр. И. Шамиля, 44 «а» площадью 531,2 кв.м. Акт подписан представителями Администрации г. Махачкалы и ГУ ЦСОГПВиИ в МО в г. Махачкала. Акт утвержден Министерством по управлению государственной собственностью Республики Дагестан. Передача имущества согласована с Министерством труда и социального развития Республики Дагестан.
Председатель ликвидкомиссии Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в судебном заседании пояснил, что он как председатель ликвидкомиссии был уполномочен главой Администрации г. Махачкалы на передачу спорного имущества согласно постановлению Администрации ГО "город Махачкала" от 16.05.2007 в собственность Республики Дагестан. В связи с этим он как уполномоченное лицо администрации подписал имеющийся в деле акт приема-передачи от 20.04.2009.
Следовательно, по волеизъявлению органа местного самоуправления осуществлена передача спорых помещений в государственную собственность Республики Дагестан.
Министерством по управлению государственной собственностью Республики Дагестан 26.05.2009 принято распоряжение №153-р о принятии в государственную собственность Республики Дагестан части здания по адресу: <...> «а» с общей площадью 531,2 кв.м. Этим же распоряжением утвержден акт приема-передачи имущества из муниципальной собственности в государственную собственность Республики Дагестан, а также указанное имущество закреплено на праве оперативного управления за ГУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании г. Махачкала».
Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан и ГУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании г. Махачкала» 09.06.2019 подписали обязательство №225 по оперативному управлению объектами нежилого фонда Республики Дагестан, согласно которому министерство передает, а учреждение принимает для пользования на праве оперативного управления помещения нежилого фонда Республики Дагестан, расположенные по адресу: <...> «а», общей площадью 531 кв.м. При этом в соответствии со ст. 216 ГК РФ стороны не зарегистрировали право оперативного управления на недвижимое имущество.
Имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ГУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании г. Махачкала», внесено в реестр государственного имущества Республики Дагестан, что подтверждается свидетельством №0017.
25.09.2009 Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Дагестан зарегистрировало право собственности МО ГО «город Махачкала» на нежилые помещения общей площадью 531,2 кв.м.(номера на поэтажном плане: 8,12-43- 1 эт., 20-25 2 эт., литер «А» (часть), расположенные по адресу: <...>. 44 «а», и выдало свидетельство о госрегистраци права от серии 05-АА №232484.
Основанием для госрегистрации права собственности муниципального образования указана выписка из реестра объектов муниципальной собственности г. Махачкалы №121 от 02.06.2009, выданная Комитетом по управлению имуществом г. Махачкалы.
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности г. Махачкалы от 02.06.2009 №121 основанием для занесения указанного имущества в реестр объектов муниципальной собственности г. Махачкалы послужило постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Однако согласно п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В связи с этим выписка из реестра объектов муниципальной собственности г. Махачкалы от 02.06.2009 №121 не могла послужить основанием для госрегистрации права собственности МО ГО «город Махачкала» на спорные нежилые помещения.
Кроме того, согласно ст. 154 Закона от 22 августа 2004г. №122-ФЗ передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения.
Указанный акт подписан уполномоченным лицом учреждения.
Согласно ст. 154 Закона от 22 августа 2004г №122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями. Этой же нормой установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
В настоящее время право собственности на спорные объекты недвижимости зарегистрировано за Республикой Дагестан, а право оперативного управления за ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании г. Махачкала».
Коме того, фактически спорные помещения переданы Республике Дагестан 28.04.2009 и находятся в фактическом владении ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании г. Махачкала».
Право оперативного управления в данном дела комитетом не оспаривается.
После передачи муниципального имущества в государственную собственность Республики Дагестан и подписания учреждением и министерством указанного обязательства договор №2 от 01.01.2006 утратил силу.
Кроме того, изменение, расторжение, прекращение договора допускается по соглашению сторон. Вносимые дополнения и изменения рассматриваются сторонами в месячный срок и оформляются дополнительным соглашением (п.6.1 договора).
Порядок и условия досрочного расторжения договора в одностороннем порядке и выселения пользователя из занимаемых помещений предусмотрены в п.6.2.1-6.3.3 договора.
Если в течение срока действия договора меняется организационно-правовая форма пользователя, вид деятельности на объекте, площадь объекта, занимаемая пользователем для осуществления социально значимого вида деятельности, решение о внесении изменений в договор принимается комитетом в порядке, установленном для предоставления объектов нежилого фонда в аренду, и оформляется дополнительным соглашением сторон (п.7.4 договора).
Какие-либо решения, принятые в соответствии с указными пунктами договора от №2 от 01.01.2006, истец в материалы дела также не представил.
Более того, договор от 01.01.2006 №2 фактически подписан Центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании «город Махачкала», который согласно пункту 2 постановления главы Администрации г. Махачкалы от 30.12.2005 ликвидирован в лице ФИО7, уволенного в порядке перевода с 30.12.2005.
Ответчик согласно выписке из ЕГРЮЛ, приложенной истцом к исковому заявлению, зарегистрирован в качестве юридического лица только 03.02.2006, т.е. после подписания указанного договора.
Следовательно, доводы истца о том, что спорные помещения были переданы ответчику на основании договора №2 от 01.01.2006, не состоятельны.
Истец в соответствии со ст. 49 АПК РФ не заявил об изменении ни основания иска, ни предмета иска.
Иные требования, в частности о признании недействительной сделки по передаче спорного имущества в государственную собственность или об истребовании имущества из чужого незаконного владения истцом в данном деле не заявлены.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований к ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании г. Махачкала» не имеется. В связи с этим в иске комитета к ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании г. Махачкала» следует отказать полностью.
В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В абзаце 4 пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее-Постановление 10/22 от 29.04.2010) разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
С учетом указанной позиции высших судебных инстанций относительно возможности обращения с требованием о признании права отсутствующим, такой способ защиты прав может быть использован в том случае, если истец фактически владеет имуществом, зарегистрированное право другого лица на которое просит признать отсутствующим, нет возможности оспаривания оснований регистрации права за ответчиком. Для признания права отсутствующим истец должен привести доказательства отсутствия правовых оснований для государственной регистрации права ответчика на спорный объект недвижимого имущества, а также подтвердить основания возникновения своего права на спорное имущество.
Из части 4 пункта 52 Постановления от 29.04.2010 №10/22 следует, что право на предъявление иска об оспаривании обременения (признание права отсутствующим) имеет лицо, владеющее этим имуществом.
Владение спорным объектом может проявлять себя в таких фактах, как осуществление эксплуатационных расходов. Доказывание владения осуществляется путем установления названных фактов. Факт владения не может основываться на предположениях.
Комитет не представил доказательства несения им эксплуатационных расходов по спорным объектам.
Как следует из материалов дела, расходы на содержание спорных объектов несет ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании г. Махачкала».
Следовательно, истцом избран ненадлежащий способ защиты, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах в иске комитета к министерству о признании отсутствующим зарегистрированного за Республикой Дагестан права собственности на спорные объекты недвижимости следует отказать, а также не подлежат удовлетворению требования о не применении распоряжения Мингосимущества РД №153-р от 26.05.2009 и об обязании Управления Росреестра по РД аннулировать запись регистрации №05-05/001-05/140/001/2015-6953/2 от 17.06.2015.
Комитетом также заявлены требования о признании права собственности за МО ГО "город Махачкала" на помещения №8; 12-43 1 эт., 8-9, 20-25 2эт. кадастровый номер №05:40:000062:8684, расположенные по адресу: пр.И.Шамиля, 44-а, общей площадью 531,2 кв.м.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.
Как видно из материалов дела, одними из заявленных муниципальным образованием "город Махачкала" требований были требования о признании отсутствующим у ответчиков права собственности на спорные нежилые помещения и о признании права собственности за истцом на эти нежилые помещения.
Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем совместном Постановлении Пленумов N 10/22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (пункты 58, 59) разъяснил, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (пункт 52 вышеуказанного Постановления Пленумов).
По смыслу указанных выше разъяснений предъявление иска о признании права отсутствующим возможно в случае, если нарушенное право не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
Следовательно, исковые требования о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим и признании за лицом права собственности на то же недвижимое имущество являются взаимоисключающими и не подлежащими рассмотрению одновременно.
Истцу судом неоднократно было предложено уточнить исковые требования, что им не было исполнено.
Кроме того, иски о признании права собственности на недвижимое имущество и о признании отсутствующим зарегистрированного права в отношении объекта недвижимого имущества, при доказанности наличия иной совокупности фактических обстоятельств дела, подлежат удовлетворению лишь в тех случаях, когда на момент вынесения решения по делу спорный объект недвижимого имущества находится в фактическом владении истца.
Из материалов дела следует и подтверждается истцом, что муниципальное образование утратило владение в отношении спорных нежилых помещений, что исключает возможность удовлетворения требования о признании права собственности муниципального образования на спорные объекты недвижимости.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца не имеется, и в удовлетворении их следует отказать полностью.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Комитета по управлению имуществом г.Махачкалы отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Дагестан в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу, если оно было предметом рассмотрения Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Судья М.С.Исаев