город Махачкала Дело №А15-2776/2010 11 марта 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2011 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 марта 2011 года
Судья Арбитражного суда РД Ахмедов Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Алихановым Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ООО СМП «Юждаг» к МРИ ФНС РФ №1 по РД (с. Магарамкент) и МРИ ФНС РФ №3 по РД (г.Дербент), о взыскании процентов на сумму 414842 руб. за несвоевременный возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов,
при участии в судебном заседании представителей:
истца – ФИО1 ( директор, паспорт <...>),
ответчика (МРИ ФНС №1)– не явились, извещен,
ответчика (МРИ ФНС №3)- не явились, извещен,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью строительно-монтажное предприятие «Юждаг» (далее- общество, ООО СМП «Юждаг») обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Республике Дагестан (далее- налоговая инспекция №1) и Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Республике Дагестан (далее- налоговая инспекция №3) с исковым заявлением о взыскании 414842 руб. за несвоевременный возврат переплаты и излишне взысканных налогов.
Определением суда от 21.01.2011 предварительные слушания по делу завершены, дело назначено к судебному разбирательству на 21.02.2011, в судебном заседании с 21.02.2011 до 12-00час. 22.02.2011 был объявлен перерыв.
Определением суда от 22.02.2011 судебное разбирательство в порядке части 5 статьи 158 АПК РФ отложено на 11-00час. 11.03.2011.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) истец письменным заявлением от 24.02.2011 уточнил требования по иску, согласно которым в соответствии со статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации просит обязать:
-налоговую инспекцию №1 начислить и уплатить истцу за просрочку возврата налогов 88862 руб. процентов по единому налогу по УСН, 955 руб. процентов по земельному налогу, 108920 руб. процентов по налогу на пользователей автодорог и по налогу на приобретение транспортных средств;
-налоговую инспекцию №3 начислить и уплатить истцу 31424 руб. процентов за просрочку возврата налога на добавленную стоимость.
В судебном заседании представитель общества ФИО1 исковые требования (с учетом уточнения от 24.02.2011) поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Налоговая инспекция №1 в отзыве исковые требования общества не признала, ссылаясь на невозможность принятия решения об уплате процентов по налогам в связи со снятием указанного юридического лица с налогового учета. В судебное заседание 11.03.2011 представитель инспекции не явился, надлежащим образом извещен.
Налоговая инспекция №3 в отзыве от 21.01.2011 пояснила, что сумма переплаты по НДС 321900 руб. возвращена обществу, а проценты за несвоевременный возврат налога будет произведена после получения из налоговой инспекции №1 необходимых документов.
Заявлением от 21.02.2011 и 09.03.2011 налоговая инспекция №3 просит рассмотреть дело в отсутствие ее представителя
По правилам статьи 156 АПК РФ судом дело рассмотрено по имеющимся в деле документам и доказательствам в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, выслушав доводы и объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования общества (с учетом уточнения от 24.02.2011) подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
ООО СМП «Юждаг» состоит на налоговом учете в МРИ ФНС России №3 по РД с 14.09.2009 с присвоением ИНН <***>, юридический адрес: Магарамкентский район, с. Картас-Казмаляр.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
В силу статьи 32 НК РФ налоговые органы в Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, вести в установленном порядке учет налогоплательщиков.
Налоговая инспекция должна в пределах своей компетенции исполнять возложенные на нее обязанности, в том числе выносить законные решения и ненормативные акты; принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов; направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора; представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа; осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов; по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статьей 33 НК РФ предусмотрено, что должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов; корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Пунктом 10 статьи 78 НК РФ установлено, что в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Аналогичная норма содержится и пункте 5 статьи 79 НК РФ, согласно которой сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С удом в соответствии с указанной нормой закона исследованы и оценены доводы общества и основания иска.
Материалами дела установлено, что вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Дагестан:
1) от 17.03.2010 по делу №А15-2309/09 суд обязал Межрайонную инспекцию ФНС России №1 по Республике Дагестан возвратить обществу с ограниченной ответственностью строительно-монтажное предприятие «Юждаг» в установленном законодательством о налогах и сборах порядке за счет общих поступлений в местный бюджет (муниципального образования «Магарамкентский район) земельный налог на сумму 9866 руб., излишне взысканный налоговой инспекцией по инкассовым поручениям №233, 234 от 15.12.2005; налог по упрощенной системе налогообложения на сумму 422220 руб., излишне уплаченный по платежному поручению №15 от 11.09.2006, а также обязал Межрайонную инспекцию ФНС России №3 по Республике Дагестан возвратить обществу с ограниченной ответственностью строительно-монтажное предприятие «Юждаг» в установленном законодательством о налогах и сборах порядке за счет общих поступлений в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 321900 руб., излишне взысканной (в сумме 16900 руб.) по инкассовому поручению №237 от 19.12.2005 (списано банком 20.06.2006) и излишне уплаченного по платежным поручениям №10 от 17.08.2006 (в сумме 89000 руб.) и №13 от 11.09.2006 (в сумме 216000 руб.).
2) от 24.05.2010 по делу №А15-1318/2009 суд обязал Межрайонную инспекцию ФНС России по Республике Дагестан в месячный срок со дня принятия решения возвратить ООО СМП «Юждаг» (Магарамкентский район) излишне взысканные на основании инкассовых поручений №231 от 15.12.2005 №232 от 15.12.2005 и №235 от 15.12.2005 и по требованию №181 от 01.11.2005 налоги в сумме 322884 руб., составляющие налог на пользователей автомобильных дорог на сумму 265650 руб. и налог на приобретение транспортных средств на сумму 57234 руб.
Таким образом, поскольку исковые требования истца об обязании ответчиков начислить и уплатить ему проценты в соответствии со статьями 78, 79 НК РФ основаны на вступивших в законную силу судебных актах Арбитражного суда Республики Дагестан по делам №А15-2309/09 и №А15-1318/09, то требования общества по иску являются обоснованными и подлежащими удовлетворению частично (с учетом уточнения цены иска).
В судебном заседании представитель истца подтвердил, вышеуказанные суммы переплат по налогам ответчиками возвращены на расчетный счет (224053 руб. налог по УСН, 321900 руб. НДС, 9779 руб. земельного налога возвращены 07.12.2010 по платежным поручениям №6644, 6733, 6575, а 265650,14 руб. налога на пользователей автодорог и 57234 руб. налога на приобретение автотранспорта возвращены 30.11.2010 по платежным поручениям №51, 50), однако в нарушение требований ст.78, 79 НК РФ возврат налогов налоговыми инспекциями произведены без начисления и уплаты соответствующих процентов. Указанные неправомерные действия побудили истца обратиться в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании процентов.
Материалами дела установлено, что досудебное урегулирование спора о возврате переплаты по налогам обществом согласно его заявлению от 16.08.2007 №31 произведено в установленном порядке с налоговой инспекцией №1 с.Магарамкент, на учете которой оно состояло до 14.10.2009. С указанной даты общество перешло на налоговый учет в налоговую инспекцию №3 г.Дербент, с которой досудебное урегулирование спора об обязании возвратить НДС согласно налоговому законодательству не требуется, так как налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
Следовательно, просрочка возврата налогоплательщику переплаты по указанным налогам и начисление (уплата) процентов в соответствии со статьями 78, 79 НК РФ исчисляется с 17 сентября 2007 года по день фактического возврата истцу указанных налогов. При этом в соответствии с правилами Банка России календарный год равняется 360 дней, а календарный месяц- 30 дней.
В порядке части 3 статьи 103 АПК РФ суд проверил цену иска и расчет исковой суммы. Согласно уточненному расчету исковой суммы от 24.02.2011 истец просит обязать первого ответчика начислить и уплатить ему 88862 руб. процентов по налогу УСН, 955 руб. процентов по земельному налогу и 108920 руб. по налогам на пользователей автодорог и на приобретение транспортных средств, а второго ответчика- 31424 руб. процентов по НДС, всего сумма процентов по иску составляет 230161 руб.
При этом судом установлено, что учетная ставка рефинансирования Банка России по периодам просрочки, начиная с 17.09.2007 (спустя месяц после окончания срока рассмотрения заявления истца от 16.08.2007 №31) по 29.11.2010 (а по НДС и части налога по УСН- по 26.08.2008) истцом применена правильно. Однако в расчетах по количеству дней просрочки по каждому виду налога имеются ошибки, что судом уточнены и исправлены.
Уточненные суммы процентов составляют: по налогу УСН- 87339,39 руб., по земельному налогу- 939,22 руб., по налогу на пользователей автодорог- 91773,95 руб., по налогу на приобретение транспортных средств-19772,57 руб., по НДС- 30918,02 руб., всего на сумму 230743,15 руб.
Суд считает, что исковые требования на сумму 230743,15 руб. подлежат удовлетворению, а в остальной части иска требования истца удовлетворению не подлежат.
Определением суда от 24.12.2010 истцу, исходя из его имущественного положения, была предоставлена отсрочка от уплаты госпошлины по делу на сумму 13296,84 руб. (цена иска 414842 руб.) до разрешения спора по существу. Согласно статье 333.37 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Согласно статье 110 АПК РФ госпошлина по делу в отказанной в удовлетворении части иска суд относит на истца.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Дагестан
РЕШИЛ:
исковые требования ООО СМП «Юждаг» удовлетворить частично.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России №1 по Республике Дагестан в установленном законодательством о налогах и сборах порядке за счет общих поступлений в местный бюджет начислить и уплатить обществу с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие «Юждаг» (ИНН <***>, Магарамкентский район, с.Картас-казмаляр Республики Дагестан) проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата:
-по налогу по упрощенной системе налогообложения- 87339 руб.39 коп.;
-по земельному налогу- 939 руб. 22 коп.;
-по налогу на пользователей автодорог- 91773 руб.95 коп.;
-по налогу на приобретение транспортных средств- 19772 руб. 57коп.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России №3 по Республике Дагестан в установленном законодательством о налогах и сборах порядке за счет общих поступлений в федеральный бюджет начислить и уплатить обществу с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие «Юждаг» (ИНН <***>, Магарамкентский район, с.Картас-казмаляр Республики Дагестан) 30918 руб. 02 коп. процентов за каждый календарный день нарушения срока возврата налога на добавленную стоимость.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Строительно-монтажное предприятие «Юждаг» (ИНН <***>, Магарамкентский район, с.Картас-казмаляр Республики Дагестан) в доход федерального бюджета 5900 руб. 89 коп. госпошлины по делу в отказанной части удовлетворения исковых требований.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Д.А.Ахмедов