АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Махачкала
18 декабря 2015 года Дело №А15-3224/2015
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено 18 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Лачинова Ф.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ахмедхановой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А15-3224/2015 по исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Министерству культуры Республики Дагестан и Комитету по государственным закупкам Республики Дагестан о признании незаконным решения заказчика Министерства культуры Республики Дагестан в не проведении вскрытия конвертов,
при участии в судебном заседании:
от Министерства культуры РД – представитель ФИО2 (доверенность),
от Комитета по государственным закупкам РД – представитель ФИО3 (доверенность),
от ООО «Дагагропромпроект» - представитель ФИО4 (доверенность),
в отсутствие других лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству культуры Республики Дагестан и Комитету по государственным закупкам Республики Дагестан о признании незаконным решения заказчика Министерства культуры Республики Дагестан в не проведении вскрытия конвертов.
Истцом также заявлено об отсрочке уплаты государственной пошлины.
Одновременно заявителем подано заявление о принятии обеспечительных мер до принятия окончательного судебного акта.
Определением суда от 25.08.2015 отказано в принятии обеспечительных мер.
Определением суда от 25.08.2015 исковое заявление принято к производству и назначено предварительное судебное заседание на 23.09.2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление ФАС России по РД.
Определением суда от 23.09.2015 судебное разбирательство по делу назначено на 12.11.2015.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Дагагропромпроект».
Определением суда от 12.11.2015 рассмотрение искового заявления отложено на 11.12.2015.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО «Дагагропромпроект» заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства на другой срок.
В судебном заседании представители ответчиков Министерства культуры РД и Комитета по государственным закупкам РД возражали по поводу ходатайства об отложении судебного разбирательства на другой срок, исковые требования не признали и просили суд в удовлетворении искового заявления отказать по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление.
Дело рассмотрено по представленным материалам на основании статей 9, 65, 70 и 131 АПК РФ.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности все материалы дела, приходит к выводу, что в удовлетворении искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 следует отказать по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 05 июня 2015 года Комитет по государственным закупкам РД разместил закупку № 0103200008415001156 по разработке проектно-сметной документации на создание инфраструктуры (инженерное обеспечение) и строительства дома танца Лезгинка» для нужд Министерства культуры Республики Дагестан (№1311).
15.07.2015 было размешено извещение и конкурсная документация с изменениями. Основанием для внесения изменений явилось предписание контролирующего органа, т.е. Управления ФАС по РД, № 587К-2015 от 01.07.2015.
31.07.2015 на основании Решения Заказчика (организации, осуществляющей определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для заказчика) от 31.07.2015 были внесены изменения в извещение и в конкурсную документацию.
Последние изменения были внесены на основании Решения Заказчика (организации, осуществляющей определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для заказчика) от 12.08.2015.
Согласно исковому заявлению Решение, принятое Заказчиком 31.07.2015 истец считает незаконным, необоснованным и противоречащим Федеральному закону №44-ФЗ.
Согласно извещению от 15.07.2015 и пункту 4.1 информационной карты документации от 15.07.2015 срок подачи заявок на участие в конкурсе: с момента размещения в единой информационной системе составляет до «10» часов «00» минут (время местное) 05.08.2015.
ИП ФИО1 подана заявка на участие в открытом конкурсе по разработке проектно-сметной документации на создание инфраструктуры (инженерное обеспечение) и строительства дома танца Лезгинка» для нужд Министерства культуры Республики Дагестан в 9 часов 40 минут 05 августа 2015 года (№1311). Однако вскрытие конвертов не состоялось.
То, что вскрытие конвертов не состоялось, в Комитете по государственным закупкам Республики Дагестан пояснили тем, что 31 июля 2015 года были внесены изменения в конкурсную документацию и срок подачи заявок был продлен до 17.08.2015.
Указанные действия истец считает незаконными и противоречащими Федеральному закону №44-ФЗ по следующим основаниям.
Согласно ч.4 ст. 49 и ч.6 ст.50 Федерального закона №44-ФЗ Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок - на участие в открытом конкурсе.
С изменениями извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация были размешены на сайте zakupki.gov.ru в 17 часов 38 минут 31.07.2015, то есть с нарушением сроков внесения изменения в конкурсную документацию.
Согласно ч.1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, в связи с тем, что из Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не следует иное, указанный в ч.4 ст.49 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ срок подлежит исчислению со следующего дня после размещения в единой информационной системе изменений в извещение и конкурсную документацию.
Из содержания статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник закупки имеет право обжаловать в судебном порядке или и порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальны нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок, в части, касающейся, в том числе планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта; под закупкой товара, работы, услуги для обеспечениягосударственных или муниципальных нужд - совокупность действии, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, начинающихся с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершающихся исполнением обязательств сторонами контракта; под участником закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.
Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлены специальные сроки при совершении заказчиком, участниками закупки действий, направленных на заключение контракта, однако порядок исчисления сроков указанным законом не установлен.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ГК РФ) установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, изменения в конкурсную документацию должны были быть внесены 30.07.2015г., а не 31.07.2015г., так как если изменения вносятся 31.07.2015г. до даты окончания срока подачи заявок, то есть до 05.08.2015г. на участие в открытом конкурсе остается не 5 (пять) дней, а 4 (четыре) дня, в связи с этим обратились в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Республики Дагестан от 27 марта 2014 г. № 133 утвержден Порядок взаимодействия органа исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченного на осуществление функций по регулированию контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Республики Дагестан, и государственных и иных заказчиков (далее- Порядок взаимодействия).
Комитет по государственным закупкам Республики Дагестан в соответствии с пунктом 2 Порядка взаимодействия является органом исполнительной власти Республики Дагестан, уполномоченным на осуществление функций по регулированию контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных нужд Республики Дагестан и государственных и иных заказчиков.
В соответствии с данным Порядком взаимодействия Комитетом на основании заявки Министерства культуры Республики Дагестан на проведение процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 5 июня 2015 г. на Официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, опубликовано извещение об осуществлении закупки по разработке проектно- сметной документации на создание инфраструктуры (инженерное обеспечение) и строительства дома танца «Лезгинка» для нужд министерства.
Также в соответствии с разделом III Порядка взаимодействия заказчики, в том числе по собственной инициативе или в связи с запросом участника закупки о даче разъяснений положений документации о закупке, или в соответствии с предписанием органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, направляют в уполномоченный орган предложения о внесении изменений в документацию о закупке не менее чем за два рабочих дня до окончания срока, установленного Законом о контрактной системе.
В функции уполномоченного органа в соответствии с Порядком взаимодействия не входит согласование либо утверждение документации заказчика.
Также пункт 18 Порядка взаимодействия предусматривает, что уполномоченный орган и заказчики несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в соответствии с разграничением функций, предусмотренных Порядком, в том числе в части утверждения документации.
При проведении указанного конкурса неоднократно подавались жалобы в Дагестанское УФАС по различным основаниям. В связи с данными обстоятельствами проведение процедур конкурса приостанавливалось, в документацию и извещение о проведении закупки вносились изменения и продлевались сроки подачи заявок.
В соответствии с редакцией извещения о проведении Конкурса от 15.07.2015 датой и временем окончания подачи заявок являлось 05.08.2015 10:00. Заказчиком внесены изменения в извещение и конкурсную документацию 31.07.2015, т.е. за пять дней до окончания срока подачи заявок.
В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней с этой даты направляется заказными письмами конкурсная документация.
В соответствии со ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Из содержания ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе усматривается, что законодатель определил сроки внесения изменений в документацию о Конкурсе в днях, а не в часах. Заказчиком требование к срокам внесения изменений в документацию о Конкурсе исполнено.
Вместе с тем заявителем ФИО1 ранее была подана жалоба в Дагестанское УФАС о нарушении сроков внесения изменений в конкурсную документацию, то есть по основанию, указанному в поданном в арбитражный суд исковому заявлению. В результате рассмотрения жалобы комиссией Дагестанского УФАС 18.08.2015 по делу № 587К-2015 принято решение о признании жалобы необоснованной.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 (далее по тексту - Федеральный закон № 44-ФЗ) определено, что данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В силу положений, установленных частями 1, 2 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2).
Перечень случаев внесения изменений в планы-графики размещения заказов приведен в приказе Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» № 761/20н от 27.12.2011
Так, внесение изменений в планы-графики закупок осуществляется в случаях:
1) изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленные в результате подготовки к размещению конкретного заказа, вследствие чего невозможно размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком;
2) изменения планируемых сроков приобретения товаров, работ, услуг, способа размещения заказа, срока исполнения контракта;
3) отмены заказчиком, уполномоченным органом предусмотренного планом-графиком размещения заказа;
4) образовавшейся экономии от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) возникновения обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно;
6) выдачи заказчику, уполномоченному органу предписания уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.
С учетом указанных обстоятельств, отсутствуют со стороны учреждения нарушения сроков публикации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ.
Кроме того, согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В силу пункта 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.
Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Конкретный способ защиты подлежит применению в случае, если иные способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных либо оспариваемых прав и интересов.
Как пояснил в судебном заседании суду представитель учреждения, контракт частично исполнен.
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, суду не представлено.
Суду не представлено доказательств о том, что с учетом частичного выполнения строительных работ, остальная часть работ может быть произведена без ущерба иным лицом, в том числе путем проведения повторного размещения заказа.
Признание торгов недействительными должно привести к восстановлению нарушенных прав и интересов лица, предъявившего соответствующий иск (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 № 739-О-О, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 №12573/11).Такая правовая позиция изложена в постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А15-74/2015.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьями 8 и 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, с учетом пояснений представителя стороны, которые в силу статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются доказательством (Глава 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), приходит к выводу о том, что оспаривание ИП ФИО1 размещения заказа, с учетом заключения государственного контракта, который частично исполнен, не приведет к восстановлению нарушенного права.
При таких обстоятельствах в удовлетворении искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 следует отказать.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку в иске отказано, расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 159, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью «Дагагропромпроект» об отложении рассмотрения дела отказать.
В удовлетворении искового заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 9000 руб. по заявлению о принятии обеспечительных мер и по исковому заявлению.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Дагестан в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья Ф.С. Лачинов