г. Махачкала 28 июня 2022 г. Дело №А15-3646/2021 Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2022 г. Решение в полном объеме изготовлено 28 июня 2022 г. |
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Батыраева Ш.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Эскендеровой С.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Кадар" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 13 900 000 руб. средств гранта,
при участии:
от истца: ФИО1 (по доверенности),
от ответчика: ФИО2 (председатель),
от третьего лица: ФИО3 (по доверенности),
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД (далее – истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Кадар" (далее – кооператив, ответчик) о взыскании 13 900 000 руб., бюджетных средств, полученных в 2020 году из республиканского бюджета в качестве гранта на развитие материально-технической базы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Счетная палата Республики Дагестан (далее – третье лицо, счетная палата).
Исковые требования основаны на том, что ответчику в 2020 году был предоставлен грант на развитие материально-технической базы в размере 13 900 000 руб. В ходе проведенной счетной палатой проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств выявлено, что указанный грант получен необоснованно, без соблюдения условий предоставления грантов, допущено нецелевое и неэффективное использование средств гранта.
Ответчик в отзыве и в дополнениях к нему исковые требования не признает со ссылкой на отсутствие нарушений условий получения гранта и его расходования. В настоящее время строительство убойного цеха завершено в полном объеме, выполняются работы по приобретению оборудования, их установка и монтаж. В ходе реализации указанных мероприятий обеспечивается одновременное использование средств гранта и собственных средств.
Счетная палата в отзыве иск поддерживает, со ссылкой на необеспечение финансирования мероприятий за счет собственных средств по направлениям плана расходов, в части пропорциональной оплаты не менее 40% собственных средств стоимости приобретений, определенных в плане расходов, что, по мнению счетной палаты, свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств. При подаче документов для целей получения спорного гранта, кооператив представил выписку по банковскому счету о наличии собственных средств по состоянию на 01.10.2021 в размере 5 702,0 тыс. руб., однако согласно выписке по счету по состоянию на 01.03.2021 остаток указанных средств составляло 18,2 тыс. руб., что по мнению счетной палаты, свидетельствует о нарушении кооперативом условий соглашения.
Определением от 30.05.2022 судебное разбирательство отложено 21.06.2022.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, просил суд в его удовлетворении отказать по основаниям и доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица в судебном заседании иск поддержал, просил суд его удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в отзыве.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 05.10.2020 кооператив обратился в министерство с заявкой №03 на получение гранта на развитие материально-технической базы, представив необходимые документы для получения гранта, которые приняты министерством.
19.10.2020 министерство и кооператив заключили Соглашение №1296 (далее - Соглашение), предметом которого является предоставление в 2020 году 13 900 000 руб. гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственным потребительским кооперативам (пункт 1.1 раздела 1 Соглашения).
Согласно заявке на кассовый расход №3167 от 26.10.2020 министерство произвело перечисление на специальный счет кооператива в Управлении Федерального казначейства по Республике Дагестан бюджетных средств гранта в размере 13 900 000 руб.
В 2021 году счетная палата провела плановую проверку министерства на предмет использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий «Развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов», подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса», государственной программы Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
По итогам проведенной проверки счетной палатой 25.03.2021 составлен акт проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных кооперативу, в котором зафиксировано следующее.
В заявке, поданной на участие в конкурсе и согласно плану кооперативом были предусмотрены расходы на общую сумму 23 319,2 тыс. руб., которые соответствуют бизнес-плану, в том числе: строительство убойного цеха - 13 334,0 тыс. руб.; приобретение оборудования для убойного цеха - 9 985,2 тыс. руб.
Согласно плану расходов указанные средства составляют 13 900,0 тыс. руб. - гранта и 9 419,2 тыс. руб.- собственные средства
Заявитель при подаче документов в министерство представил выписку по счету о софинансировании с исходящим остатком на 01.10.2020 года в размере 5 702,0 тыс. рублей, что составляет 40% от суммы запрашиваемого гранта. Однако, на момент проверки кооперативом была представлена выписка по счету о софинансировании с исходящим остатком на 01.03.2021 года в сумме 18,2 тыс. руб., чем нарушен подпункт «б» пункта 4.3.2 Соглашения.
По итогам проверки счетная палата пришла к выводу о невыполнении кооперативом условий Соглашения и вынесла в адрес министерства предписание от 02.04.2021 №09пд-05, в котором предписано обеспечить в установленном законом порядке в полном объеме возврат гранта в размере 13 900 000 руб., предоставленного кооперативу.
16.04.2021 министерство направило кооперативу претензию №12-09/1-16-1900/21 с предложением возвратить 13 900 000 руб. средства гранта в течение тридцати дней со дня получения претензии, которая оставлена кооперативом без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в арбитражный суд с иском о взыскании с кооператива указанной суммы гранта.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, бюджетные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими (пункт 3 статьи 306.4 БК РФ).
Порядок и условия предоставления спорного гранта определены, действовавшим в спорный период, «Порядком представления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам Республики Дагестан на развитие материально-технической базы», утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 23.04.2020 №75 (далее – Порядок).
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 6 Порядка получатель гранта обязуется оплачивать не менее 40 процентов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов, стоимости приобретений, определенных в плане расходов;
использовать грант в строгом соответствии с планом расходов в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет кооператива, а также использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно для развития материально-технической базы кооператива.
Для целей получения гранта согласно подпункту «к» пункта 9 Правил заявитель вместе с другими документами также представляет выписку из расчетного счета, открытого в российской кредитной организации, подтверждающую наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 40 процентов от запрашиваемой суммы гранта, в том числе собственных средств не менее 10 процентов. Выписка должна быть заверена кредитной организацией, а также выдана не ранее года подачи заявки на участие в конкурсном отборе.
Согласно пункту 23 Порядка получатель гранта несет ответственность за нецелевое использование средств гранта, за недостоверность представленных документов и информации в отчетах, указанных в пунктах 32 и 33 настоящего Порядка, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Средства гранта подлежат возврату в случае выявления по фактам проверок, проведенных Министерством или органами государственного финансового контроля:
а) нарушения получателем гранта условий, установленных при его предоставлении;
б) необоснованного (нецелевого) расходования средств (части средств) гранта;
в) недостижения показателей результативности использования гранта, устанавливаемых Министерством в соглашении (пункт 24 Правил).
Доводы министерства и счетной палаты основаны на том, что кооперативом в ходе выполнения плана мероприятий не обеспечено выполнение финансирования мероприятий за счет собственных средств по направлениям плана расходов, в части оплаты не менее 40% собственных средств стоимости приобретений, определенных в плане расходов.
Судом проверены указанные доводы и с учетом представленных ответчиком документов, связанных с осуществлением мероприятий по плану установлено следующее.
Согласно подпунктом «а» и «б» пункта 4.3.2. Соглашение получатель гранта – кооператив обязался обеспечить выполнение финансирования мероприятий за счет средств гранта по направлениям плана расходов в размере 13 900 000 руб. в течение 24 месяцев со дня перечисления гранта на его лицевой счет, а также выполнение финансирования указанных мероприятий за счет собственных средств по направлениям плана расходов в размере 9 419 243,5 руб. По истечении 24 месяцев со дня получения гранта исполнитель обязался представить в министерство отчет о полном целевом использовании средств (подпункт «д» пункта 4.3.2. Соглашения).
Согласно представленным кооперативом документов о выполнении плана мероприятий по использования средств гранта суд установил следующее.
09.11.2020 между кооперативом и ООО «Интерстрой» заключен договор подряда №55/20 на выполнение работ по строительству пункта убоя на 40 голов крупнорогатого ската и 500 голов мелкорогатого скота в сел. Чанчурбе Буйнакского района Республики Дагестан.
Согласно акту о приемке выполненных работ, затрат (форма №КС-2) и справке о стоимости выполненных работ затрат (форма №КС-3) от 19.04.2021 подрядчиком выполнены и заказчиком приняты строительные работы на общую сумму 2 541 827 руб., которые согласно платежному поручению от 28.05.2021 №2 оплачены кооперативом за счет средств гранта.
Согласно акту о приемке выполненных работ, затрат (форма №КС-2) и справке о стоимости выполненных работ затрат (форма №КС-3) от 28.06.2021 подрядчиком выполнены и заказчиком приняты строительные работы на общую сумму 2 040 702,49 руб., которые согласно платежному поручению от 28.06.2021оплачены кооперативом за счет средств гранта.
Согласно акту о приемке выполненных работ, затрат (форма №КС-2) и справке о стоимости выполненных работ затрат (форма №КС-3) от 19.07.2021 подрядчиком выполнены и заказчиком приняты строительные работы на общую сумму 5 624 943 руб., которые согласно платежному поручению от 19.07.2021 оплачены кооперативом за счет средств гранта.
Таким образом, кооперативом из средств гранта, произвел оплату общей стоимости выполненных работ и услуг по договору подряда №55/20 от 09.11.2020 подрядчику на общую сумму 10 207 472,49 руб.
Во исполнение указанного договора подряда от 09.11.2020 подрядчиком также были выполнены работы, а кооперативом приняты на общую сумму 7 119 769 руб. согласно актам формы №КС-2 и справкам формы №КС-3 от 24.12.2020 на общую сумму 1 794 617 руб., от 31.05.2021 - 1 331 496 руб., от 11.08.2021 - 3 993 656 руб., которые оплачены кооперативом за счет собственных средств согласно платежным поручениям №4 от 24.03.2022 (1 450 000 руб.), №5 от 28.03.2022 (1 300 000 руб.), № 7 от 19.04.2022 (930 000 руб.).
20.12.2021 во исполнение мероприятий по плану между кооперативом и ООО «Институт профессиональной оценки, экспертиз и проектирования» заключен на выполнить работы по строительству линий убоя скота. Согласно акту форм №КС-2 и справке форм №КС-3 от 11.04.2022 заказчик принял выполненные работы на общую сумму 845 017,50 руб., которые также оплачены кооперативом за счет собственных средств.
Таким образом, кооператив произвел оплату за счет собственных средств стоимость выполненных подрядчиками работ при строительстве пункта убоя скота на общую сумму 7 964 786,50 руб.
Из смысла подпункта «к» пункта 9 Правил наличие у получателя собственных средств в размере 40% от размера гранта, которые будут использоваться пропорционально со средствами гранта, является одним из условий предоставления заявителю гранта.
При этом согласно вышеуказанным документам подтверждается факт возведение ответчиком в соответствии с Соглашением и плану расходов убойного цеха. Средства гранта на указанные цели израсходованы в размере 10 207 472, 49 руб., а собственные средства в размере 7 964 786,50 руб., что составляет более 43% от всех потраченных средств на выполнение указанных мероприятий.
Материалы дела подтверждают и сторонами не оспаривается, что кооперативом в соответствии с условиями Соглашения завершены работы по возведению здания убойного цеха, что подтверждается представленными в материалы дела и указанными выше договорами подряда, актами формы № КС-2 и справка формы № КС-3, а также фотоматериалами.
При этом срок выполнения условий Соглашения о предоставлении спорного гранта согласно подпункту «а» пункта 4.3.2. истекает 26.10.2022, в связи с чем выводы о нарушении кооперативом подпунктов «а» и «б» пункта 6 Порядка и подпункта «б» пункта 4.3.2. Соглашения, по условиям, которых получатель гранта обязуется оплачивать не менее 40%, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10%, стоимости приобретений, определенных в плане расходов, суд считает преждевременным.
Судом также отклоняются доводы истца и третьего лица о нарушении порядка и оснований предоставления кооперативу спорных средств гранта, так как на момент подачи заявки о предоставлении гранта кооператив подтвердил наличие у него средств в размере более 40% от планируемых расходов на оплату стоимости приобретений, определенных в плане расходов. Кроме того, согласно вышеуказанным договорам строительного подряда и платежным документам кооператив уже произвел оплату указанных расходов за счет собственных средств в размере более 40% от общей суммы расходов. В связи с чем суд считает, что кооперативом не нарушены условия и порядок получения гранта
Также подлежат отклонению и доводы истца и третьего лица о нецелевом и неэффективном использовании кооперативом бюджетных средств, полученных в виде спорного гранта со ссылкой на то, что нарушена пропорциональность использования средств гранта и собственных средств при каждом приобретении согласно плану расходов, так как такая обязанность не предусмотрена ни условиями Соглашения, ни Порядком получения и расходования гранта. Из плана расходов (приложение №1 к Соглашению) следует, что предлагаемая к софинансированию за счет гранта и собственных средств на развитие материально технической базы кооператива общая сумма средств составляет 23 319 243,5 руб., из которых 13 900 000 руб. средства гранта и 9 419 243,5 руб. собственные средства. При этом на строительство убойного цеха предусмотрены средства в размере 13 334 030 руб., а на оборудование для убойного цеха 9 985 213,5 руб., от общей суммы всех средств, включая средства гранта и собственные средства получателя. Таким образом, условиями соглашения не предусмотрена обязанность получателя гранда непосредственно при каждом приобретении осуществлять одновременное расходование средств гранда и собственных средств в размере не менее 40%. Указанная пропорция по условиям соглашения и плану должна быть соблюдена исходя из итогового объема всех расходов по плану.
При этом суд также учитывает, что согласно Порядку спорные бюджетные средства в виде гранта предоставлены кооперативу в целях выполнения мероприятий, направленных на реализации Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717 и государственной программой Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 №673.
Информация о реализации кооперативом указанных мероприятий также размещена 04.06.2022 на официальном сайте самого министерства по ссылке – http://mcxrd.ru/news/item/8446, где указано, что заместитель председателя Правительства Республики Дагестан и министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан побывали в сел. Чанкурбе Буйнакского района, где ознакомились с реализацией кооперативом, получившим грант, инвестиционного проекта по строительству убойного цеха. Возведение цеха началось весной 2021 года и должно быть завершено в октябре текущего года. На сегодняшний день проект реализован примерно на 80%,
С учетом изложенных обстоятельств, взыскание в судебном порядке по иску того же министерства выделенных кооперативу спорных бюджетных средств в виде гранта, при наличии доказательств возведения в соответствии с условиями Соглашения убойного цеха, а также при наличии факта продолжения выполнения кооперативом указанных мероприятий будет противоречить целям государства, которые преследовались при принятии Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717 и государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 №673. Кроме того срок реализации кооперативом целей получения спорного гранта по условиям Соглашения на момент проведения проверки счетной палатой, предъявления министерством иска и рассмотрения судом данного дела не истекли.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований суд не установил.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110,156,167,170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ИНН <***>) к сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Кадар" (ИНН <***>) о взыскании 13 900 000 руб. средств гранта отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Судья Ш.М. Батыраев