г. Махачкала 15 апреля 2022 г. Дело №А15-3647/2021 Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2022 г. Решение в полном объеме изготовлено 15 апреля 2022 г. |
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Батыраева Ш.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Газиевой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к сельскохозяйственному потребительскому обслуживающему кооперативу "Надежда" (ИНН <***>, 1170521000320)
о взыскании 21 900 000 руб., полученных в 2020 году из республиканского бюджета в качестве гранта на развитие материально-технической базы,
при участии:
от истца: ФИО1 (по доверенности) и ФИО2 (по доверенности)
от ответчика: ФИО3 (председатель),
в отсутствие третьего лица,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РД (далее – истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому обслуживающему кооперативу "Надежда" (далее – кооператив, ответчик) о взыскании 21 900 000 руб., полученных в 2020 году из республиканского бюджета в качестве гранта на развитие материально-технической базы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Счетная палата Республики Дагестан (далее – третье лицо, счетная палата).
Исковые требования основаны на том, что ответчику в 2020 году был предоставлен грант на развитие материально-технической базы в размере 21 900 000 руб. В ходе проведенной счетной палатой проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств выявлено, что указанный грант получен необоснованно, без соблюдения условий предоставления грантов, допущено нецелевое и неэффективное использование средств гранта.
Ответчик отзыв на исковое заявление не представил.
Счетная палата в отзыве иск поддерживает, со ссылкой на то, что кооператив в нарушение условий соглашения о получении гранта все расходы осуществлены за счет полученных бюджетных средств без использования, указанных при получении спорного гранта, собственных средств отраженных на специальном счете в казначействе, допущено нецелевое и неэффективное использование средств гранта.
Определением от 09.03.2022 судебное разбирательство отложено 08.04.2022.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представители истца в судебном заседании исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, пояснил, что указанные в иске нарушения условий соглашения о получении гранта признал, что они совершены прежним руководителем.
Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 18.08.2020 кооператив обратился в министерство с заявкой на получение гранта на развитие материально-технической базы, представив необходимые документы для получения гранта, которые приняты министерством.
21.09.2020 министерство и кооператив заключили соглашение №1265 (далее - Соглашение) предметом которого является предоставление в 2020 году гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственным потребительским кооперативам (пункт 1.1 раздела 1 Соглашения).
Согласно заявке на кассовый расход №2875 от 05.10.2020 министерство произвело перечисление на специальный счет кооператива, открытый в казначействе Республики Дагестан 21 900 000 руб.
В 2021 году счетная палата провела плановую проверку министерства на предмет использования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий «Развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов», подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса», государственной программы Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», в ходе которой выявлено, что кооперативом грант получен необоснованно при несоблюдении условий его предоставления. Нарушены подпункт «а» и «б» пункта 6 Порядка предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материальной базы, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 23.04.2020 №75 (далее – Порядок) и подпункта «б» пункта 4.3.2 Соглашения, а именно не обеспечено выполнение финансирования мероприятий за счет собственных средств по направлениям плана расходов, в части оплаты не менее 40% собственных средств стоимости приобретений, определенных в плане расходов. Согласно представленному ответчиком в министерство отчету о расходовании средств гранта по стоянию на 31.12.2020 средства гранта израсходованы в размере 12 378 000 руб., из которых 3 128 000 перечислены на счет ООО «Югтрансойл» (г.Махачкала), а 9 250 000 руб. ООО «Регионнефтьгазпереработка» (г. Москва). У указанных юридических лиц основным видом экономической деятельности является оптовая торговля твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами.
Счетная палата установила, что все указанные расходы кооператив оплатил за счет средств гранта, без одновременного пропорционального расходования собственных средств.
Согласно бизнес плану, представленному кооперативом в министерство вместе с заявкой на получения спорного гранта, размер гранта составляет 21 900 000 руб. соответственно 40 процентов от указанной суммы составляет 7 860 000 руб., а 10 процентов составляет 2 190 000 руб. Порядком допускается привлечение вклада заемных средств в размере 30% от суммы проекта. В данном случае с учетом размера полученного гранта 21 900 000 руб., заемные средства могли быть привлечены в размере 6 570 000 руб.
При этом согласно Плану расходов кооператива, предлагаемого к софинансированию за счет гранта на развитие материально-технической базы, планировались поочередно расходы на следующие приобретения: строительство убойного цеха 11 325 000 руб., приобретение оборудования для убойного цеха 11 590 000 руб., приобретение седельного тягача 9 300 000 руб. и грузового автомобиля «Камаз» 4 350 000 руб.
По итогам проверки счетная палата установила необеспечение кооперативом финансирования мероприятий по гранту за счет собственных средств, в части пропорциональной оплаты не менее 40% собственных средств стоимости приобретений, определенных в плане расходов и вынесла в адрес министерства предписание от 27.04.2021 №10пд-05, в котором предписано обеспечить в установленном законом порядке в полном объеме возврат гранта в размере 21 900 000 руб., представленного кооперативу.
19.05.2021 министерство направило кооперативу претензию №12-09/2-26-2355/21 с предложением возвратить 21 900 000 руб. средства гранта в течение тридцати дней со дня получения претензии, которая оставлена кооперативом без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в арбитражный суд с заявлением о взыскании с кооператива спорной суммы гранта.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, бюджетные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими (пункт 3 статьи 306.4 БК РФ).
Порядок и условия предоставления спорного гранта определены, действовавшим в тот период, «Порядком представления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам Республики Дагестан на развитие материально-технической базы», утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 23.04.2020 №75 (далее – Порядок).
Согласно подпунктов «а» и «б» пункта 6 Порядка получатель гранта обязуется оплачивать не менее 40 процентов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов, стоимости приобретений, определенных в плане расходов;
использовать грант в строгом соответствии с планом расходов в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет кооператива, а также использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно для развития материально-технической базы кооператива.
Для целей получения гранта согласно подпункту «к» пункта 9 Правил заявитель вместе с другими документами также представляет выписку из расчетного счета, открытого в российской кредитной организации, подтверждающую наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 40 процентов от запрашиваемой суммы гранта, в том числе собственных средств не менее 10 процентов. Выписка должна быть заверена кредитной организацией, а также выдана не ранее года подачи заявки на участие в конкурсном отборе.
Согласно пункту 23 Порядка получатель гранта несет ответственность за нецелевое использование средств гранта, за недостоверность представленных документов и информации в отчетах, указанных в пунктах 32 и 33 настоящего Порядка, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Средства гранта подлежат возврату в случае выявления по фактам проверок, проведенных Министерством или органами государственного финансового контроля:
а) нарушения получателем гранта условий, установленных при его предоставлении;
б) необоснованного (нецелевого) расходования средств (части средств) гранта;
в) недостижения показателей результативности использования гранта, устанавливаемых Министерством в соглашении (пункт 24 Правил).
Суд установил, что согласно выписке по расчетному счету кооператива, представленного им при подаче заявки на получение спорного гранта, остаток денежных средств на 18.08.2020 составлял 8 800 0000 руб.
Согласно представленной ПАО «Сбербанк» по запросу суду информации по счету кооператива №40703810660320001814, который был указан в заявке на получение спорного гранта, остаток денежных средств по нему по состоянию на 25.08.2020 составляет 0 руб.
При этом соглашение о предоставлении спорного гранта между министерством и кооперативом заключено 21.09.2020, средства гранта непосредственно для его использования кооперативу был предоставлен 05.10.2020.
То есть на момент заключения соглашения о представлении спорного гранта, а также на момент их предоставления у кооператива на указанном в заявке счете не было собственных и заемных средств средств, которые он намеревался использовать одновременно с использованием средств гранта.
Согласно представленному кооперативом в министерство отчету о расходовании средств на выполнение мероприятий, указанных в плане по состоянию на 31.12.2020 средства гранта израсходованы в размере 12 378 000 руб., из которых 3 128 000 перечислены на счет ООО «Югтрансойл» (г.Махачкала), а 9 250 000 руб. ООО «Регионнефтьгазпереработка» (г. Москва). При этом счетная палата установила, что все указанные расходы кооператив оплатил за счет средств гранта, без одновременного пропорционального расходования собственных средств, что подтверждается представленными казначейством документами. Также отсутствуют доказательства приобретение кооперативам у указанных контрагентов товаров, работ (услуг) по условиям соглашения и плану расходования средств.
Из смысла подпункта «к» пункта 9 Правил наличие у получателя собственных средств в размере 40% от размера гранта, которые будут использоваться пропорционально со средствами гранта, является одним из условий предоставления заявителю гранта.
В судебном заседании представитель ответчика признал наличие указанных нарушений, допущенных предыдущим руководителем кооператива и подтвердил снятие собственных средств со счета кооператива до получения гранта.
Таким образом, суд установил, нарушение условий и порядка получения кооперативом спорного гранта.
Согласно подпункту «б» пункта 6 Порядка получатель обязуется использовать грант в строгом соответствии с планом расходов в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет кооператива, а также использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно для развития материально-технической базы кооператива.
Согласно графику этапов реализации проекта по истечении 3-го квартала, то есть до конца сентября 2021 года должно были завершены этапы по строительству помещения для убойного цеха, приобретение и монтаж оборудования, приобретение техники.
Согласно подпункту «б» пункта 4.3.3 соглашения кооператив, как получатель спорного гранта обязался обеспечить выполнение финансирования мероприятий за счет собственных средств по направлениям плана расходов, утвержденной конкурсной комиссией в размере 14 665 230 руб.
Однако в ходе проверки реализации проекта кооператива «Строительство убойного пункта»" мощностью 50 голов КРС или 500 голов МРС в смену проектной стоимостью 36565, 2 тыс. руб., проведенной министерством с выездом на место с участием начальника УСХ администрации МО «Левашинский район», установлено, что на территории Левашинского района вблизи «Урминского кольца» расположен земельный участок площадью 3 900 кв.м., который согласно документам, предоставленным кооперативом, предназначен для строительства бойни. На день проверки, по истечении 24 месяцев после получения гранта, кооперативом проведены работы только по выравниванию грунта на участке 30*50 метров, какие-либо другие работы кооперативом не проведены.
С учетом указанных обстоятельств суд установил, что кооператив неправомерно получил спорные средства гранта, так как допущены нарушения получателем гранта условий, установленных при его предоставлении, допущено необоснованное (нецелевое) расходование средств гранта и нет достижения показателей результативности использования гранта, установленных в соглашения, что согласно пункта 24 Правил является основанием для возврат полученного гранта.
Отзыв на исковое заявление с возражениями кооперативом не представлен.
Так как кооператив по претензии министерства не осуществил возврат спорных бюджетных средств, то исковые требования суд удовлетворяет в полном объеме.
В связи с удовлетворением исковых требований и в связи с тем, что истец освобожден от уплаты госпошлины и им она не была уплачена в доход федерального бюджета, то в соответствии со статьей 110 АПК РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 128 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110,156,167,170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
иск удовлетворить.
Взыскать с сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива "Надежда" в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан 21 900 000 руб., полученных в 2020 году из республиканского бюджета в качестве гранта на развитие материально-технической базы.
Взыскать с сельскохозяйственного потребительского обслуживающего кооператива "Надежда" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 128 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Судья Ш.М. Батыраев