ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-3685/18 от 03.10.2018 АС Республики Дагестан

г. Махачкала

08 октября 2018 года                                                                         Дело  №А15-3685/2018

Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 08  октября 2018 года.

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Цахаева С.А.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем Омаевым Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйство РД (ОГРН 1070562001950)  к Управлению Федерального казначейства по Республике Дагестан (ОГРН 1020502632941) о признании акта плановой выездной проверки  от 15.05.2018 и представления УФК по РД от 27.06.2018 №103-21-08/2513 незаконными,

            в отсутствие надлежаще уведомленных представителей сторон,

УСТАНОВИЛ:

Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйство РД (далее – министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд РД с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее –УФК)  о признании акта плановой выездной проверки  от 15.05.2018 и представления УФК по РД от 27.06.2018 №103-21-08/2513 незаконными.

Определением суда от 18.09.2018 подготовка по делу завершена, судебное разбирательство по нему назначено на 17 час. 00 мин. 03.10.2018.

Стороны, надлежаще уведомленные о времени месте судебного разбирательства явку в суд своих представителей не обеспечили, в связи с чем суд определил: судебное разбирательство по делу провести в их отсутствие в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором заявление не признает, просит суд производство по делу в части оспаривания акта проверки прекратить, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

03.10.2018 судом от заявителя получено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможности обеспечить явку в суд представителя.

Суд, рассмотрев указанное ходатайство в его удовлетворении отказывает, так как невозможность обеспечить явку в суд представителя в силу ст. 158 АПК РФ не является основанием для отложения судебного разбирательства.

Рассмотрев заявленные требования, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности все доказательства, арбитражный суд производство по делу в части признания акта плановой выездной проверки  от 15.05.2018 прекращением в удовлетворении  заявленных требований в остальной части отказывает на основании следующего.

Как следует из материалов дела, УФК в соответствии с приказом от 04.05.2018 №206 в период с 07.05.2018 по 15.06.2018 в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан проведена плановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.

По итогам проведения проверки руководителем проверочной группы Министру строительства и ЖКХ Республики Дагестан вручен акт проверки от 15.05.2018, а также направлено представление от 27.06.2018 № 103-21-08/2513 с требованиями рассмотреть информацию об указанных в настоящем представлении нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения.

В акте проверки и в оспоренном представлении  зафиксировано следующее: в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ, подпункта «6» пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169 и пунктов 4.3.3. и 4.3.8.7. Соглашения от 16.02.2017 № 069-08-445 Республикой Дагестан не обеспечено достижение в полном объеме показателя результативности предоставления субсидий из федерального бюджета на поддержку государственной программы субъекта Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, то есть не принят (не внесены изменения) закон субъекта РФ об ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства, предусмотрев, в том числе повышенные с 1 января 2021 года административной ответственности для лиц, не обеспечивших благоустройства принадлежащих им объектов в соответствии требованиями правил благоустройства муниципальных образований, в результате чего подлежат возврату из бюджета Республики Дагестан в федеральный бюджет денежные средства в сумме 6560480,00 рублей (код по классификатору нарушений 02 05 04 00 01 05).

Не согласившись с содержанием акта проверки от 15.05.2018 и вынесенным представлением Минстрой РД обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Управлению о признании незаконными акта проверки от 15.05.2018 и представления от 27.06.2018 № 103-21-08/2513.

Суд прекращает производство по делу в части требования о признании недействительным акта плановой выездной проверки от 15.05.2018 на основании следующего.

Под ненормативным актом государственного органа или органа местного самоуправления, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Оспариваемый по данному делу акт плановой выездной проверки  от 15.05.2018 не отвечает признакам ненормативного акта, поскольку не содержит положений властно-распорядительного характера, обязательных для лиц, которых акт касается , то есть не устанавливает, не изменяет или не отменяет права и обязанности заявителя. Оспариваемый акт является документом процедурного характера, которым зафиксированы результаты проведенной проверки.

Таким образом, в силу статьи 27 АПК РФ требование учреждения о признании акта проверки  от 16.11.2017 недействительным арбитражному суду не подведомственно и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ суд прекращает производство по делу в этой части.

В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).

На основании пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Гражданского кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права.

Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса способами, а также иными способами, предусмотренными законом. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Следовательно, избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 4 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (далее - Правила),  плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом контрольных мероприятий Федерального казначейства, который утверждается руководителем Федерального казначейства по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, и планами контрольных мероприятий территориальных органов Федерального казначейства, которые утверждаются руководителями территориальных органов по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства.

Частью 2 статьи 269.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Согласно ч. 3 указанной статьи БК РФ порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169 (далее - Правила № 169), Соглашением о предоставлении в 2017 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, заключенным между Министерством строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Дагестан, от 16.02.2017 № 069-08-445 (далее - Соглашение) в 2017 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды предоставлена субсидия в размере 656 048 000 рублей 00 копеек.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14.03.2017 № 61а «О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан» утверждена подпрограмма «Формирование современной городской среды в Республике Дагестан» на 2017 год (далее - Подпрограмма). Ответственным исполнителем подпрограммы определено Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.

Согласно пункту 4.3.3. Соглашения, Правительством Республики Дагестан принято обязательство по достижению значений показателей результативности исполнения мероприятий, указанных в Приложении № 3 к Соглашению, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды. В соответствии с пунктом 4.3.8.7 Соглашения, пунктом 5 Приложения № 3 к Соглашению предусмотрен следующий показатель результативности исполнения мероприятий Подпрограммы: «Принятие (изменение) не позднее 1 ноября 2017 года закона субъекта Российской Федерации об ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства, в котором, в том числе, предусмотрено повышение с 1 января 2021 года административной ответственности для лиц, не обеспечивших благоустройство принадлежащих им объектов в соответствии требованиями правил благоустройства муниципальных образований.

Согласно данным отчета о достижении показателей результативности по состоянию на 01.01.2018, представленного Минстроем РД в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, показатель результативности, указанный в пункте 5 приложения № 3 к Соглашению, достигнут.

Проверкой установлено, что в Республике Дагестан ответственность за нарушение муниципальных правил благоустройства предусмотрена главой 3 Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях от 13.01.2015 № 10 (далее - Кодекс). Между тем, в нарушение условий Соглашения Республикой Дагестан не принят закон о внесении изменений в Кодекс в части, касающейся повышения с 1 января 2021 года административной ответственности за нарушение муниципальных нормативных правовых актов по вопросам благоустройства территории муниципального образования (как того предусматривает Соглашение).

Не состоятельна также и ссылка Минстроя РД на письмо и.о. директора Департамента городской среды Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации.

Согласно статье 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Как предусмотрено пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и

телеграмм не допускается.

Вышеуказанное письмо является лишь субъективным мнением противоречащим действующему законодательству.

Так, согласно пункта 10 Правил № 169 предоставление субсидий из федерального бюджета осуществляется на основании соглашения, составленного в соответствии с типовой формой соглашения, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации, и содержащего в том числе и обязательства субъекта Российской Федерации.

Вышеуказанные обязательства перечислены в подпункте «д» пункта 10 Правил № 169, одним из которых является обеспечение принятие(изменение)не позднее 1 ноября 2017 г. закона субъекта Российской Федерации об ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства,в том числе, повышение с 1 января 2021 г. административной ответственности для лиц, не обеспечивших благоустройство принадлежащих им объектов в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципальных образований.

Следовательно, тем субъектам Российской Федерации, в которых закон об ответственности за нарушение муниципальных правил благоустройства отсутствовал, необходимо было его принять, предусмотрев, в том числе, повышение с 1 января 2021 г. административной ответственности. А тем субъектам, где вышеуказанный закон уже был принят, необходимо было внести изменения в части повышения административной ответственности с 1 января 2021 г.

В связи с изложенными обстоятельствами суд установил, что  обстоятельства и нарушения, изложенные в оспоренном представлении имеют место.

С учетом изложенного суд в соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ установил, что оспоренное заявителем представление управления соответствуют требованиям закона, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, изложенные в нем нарушения и обстоятельства подтверждаются материалами дела, поэтому  суд в удовлетворении заявления администрации отказывает.

          На основании изложенного, руководствуясь статьями  150 (п.1, ч.1), 151, 156, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

производство по делу в части признания акта плановой выездной проверки  от 15.05.2018 прекратить.

В остальной части в удовлетворении заявления Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйство РД о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан  от 27.06.2018 №103-21-08/2513 отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки Ставропольского края) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Дагестан.

 Судья                                                                                            С.А. Цахаев