ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-4225/13 от 03.04.2014 АС Республики Дагестан

г. Махачкала

 Дело №А15-4225/2013

Резолютивная часть решения объявлена  03  апреля  2014 г.

Решение в полном объеме изготовлено  10  апреля  2014 г.

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Магомедовой Ф.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гаджиевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению 

администрации муниципального образования "село Новочуртах" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к  администрации муниципального образования "Новолакский район" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным бездействия главы муниципального образования "Новолакский район", выраженного в непроведении разграничения земель,  обязании завершить процедуру разграничения земель,  постановлением передать все земельные участки в собственность администрации муниципального образования "село Новочуртах" и обязании передать оригиналы межевого дела и кадастровые паспорта на указанные земельные участки,

при  участии

от заявителя: представитель ФИО1  (доверенность №01 от 05.01.2014), глава администрации ФИО2 (удостоверение),

от заинтересованного лица:  представитель ФИО3 (доверенность №10 от 07.07.2012),

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального образования "село Новочуртах" Новолакского района Республики Дагестан (далее - заявитель, МО "село Новочуртах")  обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к администрации муниципального образования "Новолакский район" (далее - заинтересованное лицо, МО "Новолакский район") о признании незаконным бездействия главы муниципального образования "Новолакский район", выраженного в непроведении разграничения земель,  обязании завершить процедуру разграничения земель,  постановлением передать все земельные участки в собственность администрации муниципального образования "село Новочуртах" и обязании передать оригиналы межевого дела и кадастровые паспорта на указанные земельные участки. 

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении. В обоснование своих доводов представитель пояснил, что постановлением главы администрации МО «Новолакский район» №199-П от 19.11.2009 «Об утверждении материалов по разграничению государственной собственности на землю» утвержден перечень сформированных 76 земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения в границах муниципальных образований, согласно приложению (перечень сформированных земельных участков). В данный перечень вошли и 11 земельных участков, расположенных в границам МО «село Новочуртах», на которые у муниципального образования сельского поселения на основании статьи 15 Закона РД «О земле» от 29.12.2003 возникает право собственности.  В соглашении, заключенном администрацией МО «Новолакский район» с Министерством управления государственной собственностью Республики Дагестан в 2009 году, указано, что муниципальное образование в течение двух недель с момента представления материалов землеустройства рассматривает и принимает решение о предоставлении муниципальному образованию поселения в собственность земельного участка (п.2.2). В соответствии с п. 3 части 1 статьи 85 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального образования «Новолакский район» обязана была обеспечить безвозмездную передачу в муниципальную собственность сельского поселения имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения. Обращения главы администрации МО «село Новочуртах» к главе администрации МО «Новолакский район» оставлены без реагирования. В результате бездействия главы администрации МО «Новолакский район» муниципальное образование «село Новочуртах» лишено возможности в полной мере реализовать свои полномочия по распоряжению муниципальной собственностью.

Глава администрации МО «село Новочуртах» ФИО2 в судебном заседании пояснил, что администрацией МО «Новолакский район» в 2011 году завершена процедура разграничения государственной собственности на землю в отношении МО «сельсовет Новомехельтинский» и земельные участки общей площадью 973 га, находящиеся на территории с. Новомехельта Новолакского района переданы администрации МО «сельсовет Новомехельтинский». Муниципальное образование «село Новочуртах» Новолакского района является таким же равноправным муниципальным образованием как и МО «сельсовет Новомехельтинский», но глава администрации МО «Новолакский район» намеренно не завершает разграничение права собственности на землю в отношении МО «село Новочуртах», поскольку на разрешение данного вопроса оказывает давление Исполком региональной общественной организации «Общественный Совет чеченцев». Однако, все чеченцы, которые должны были переселиться в это село, уже вернулись, в селе проживает 70% жителей аварской национальности и 30% чеченцев, поэтому каких-либо оснований для ограничения права на получение в муниципальную собственность земель не имеется.

Заинтересованное лицо в отзыве и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований. В обоснование своей позиции представитель МО «Новолакский район» пояснила, что Соглашение «О совместном выполнении работ по территориальному землеустройству разграничения государственной (муниципальной) собственности на землю», на которое ссылается заявитель, было заключено между Министерством по управлению государственной собственностью Республики Дагестан и администрацией муниципального образования «Новолакский район», следовательно,  заявлять какие-то требования по исполнению данного соглашения администрация МО «село Новочуртах» никаких прав не имеет.  В постановлении главы МО «Новолакский район» №199-П от 19.11.2009 «Об утверждении материалов разграничения государственной собственности на землю», на которое также ссылается заявитель, как на основание проведения разграничения собственности на землю, ничего не сказано о передаче земли в собственность кому-либо, в данном постановлении речь идет только о формировании земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения в границах муниципальных образований. Ссылку заявителя на пункт 3 части 1 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заинтересованное лицо также считает основанной на неправильном понимании данной нормы закона, поскольку  указанная норма регламентирует порядок передачи имущества от органов государственной власти субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность, находящегося на день вступления в силу настоящей главы в собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом. Данная норма закона не имеет никакого отношения к вопросу разграничения государственной собственности на землю.

Представитель заинтересованного лица также пояснила в судебном заседании, что те же самые требования, по тем же основаниям были заявлены в федеральный суд Новолакского района РД прокурором Новолакского района РД в интересах МО «село Новочуртах» и других сельских поселений, решением которого требования прокурора удовлетворены. По апелляционной жалобе администрации МО «Новолакский район» Верховным судом Республики Дагестан  27.02.2014 принято определение, в котором дана оценка всем тем вопросам, которые рассматриваются в данном деле и согласно которому решение Новолакского районного суда от 08.10.2013 года отменено, производство по делу прекращено.

Представитель заинтересованного лица также представила в суд распоряжение Правительства Республики Дагестан №63-р от 25.02.2014 о резервировании земель кадастрового района 05:15 (Новолакский район) сроком до 7 лет и пояснила, что данное постановление принято с учетом сложившейся ситуацией в районе,  в целях реализации на территории Республики Дагестан постановления Съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23 июля 1991 г. «О практических мерах по выполнению решения Съездов народных депутатов Дагестанской ССР» и Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», пояснив при этом, что земли Новолакского района, в том числе и земли, находящиеся в границах  МО «село Новочуртах»,  относятся к землям, на которых в соответствии с решениями III Съезда депутатов Дагестанской АССР в порядке реабилитации репрессированных чеченцев-акинцев будет восстанавливаться Ауховский район и проведение разграничения земель до восстановления этого района может привести к ограничению прав чеченцев-акинцев на их территориальную реабилитацию.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица,  оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, постановлением главы МО "Новолакский район" от 19.11.2009 №199-П "Об утверждении материалов по разграничению государственной собственности на землю" утвержден перечень сформированных 76 земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения в границах муниципальных образований поселений общей площадью 12317 га, согласно приложению. Комитету по управлению муниципальной собственностью дано указание направить материал в отдел Управления Роснедвижимости по РД для осуществления постановки земельных участков на кадастровый учет.

 В перечень сформированных земельных участков по разграничению государственной собственности вошли и земельные участки, расположенные в границах МО "село Новочуртах".

В 2009 году между Министерством по управлению государственной собственностью Республики Дагестан и администрацией муниципального образования "Новолакский район"  заключено соглашение «О совместном выполнении работ по территориальному землеустройству  для разграничения государственной (муниципальной) собственности на  территории МО "Новолакский район" с целью постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, на которые у муниципальных образований сельских поселений данного муниципального района возникает право собственности при  разграничении государственной собственности на землю.

Глава   администрации МО "село Новочуртах"  обратился с письмом  от  22.08.2012  в адрес муниципального образования "Новолакский район" с просьбой принять решение о передаче в собственность сельскому поселению разграниченных земельных участков, но вопрос о передаче указанных земельных участков остался не решенным.

Заявитель полагая, что бездействие муниципального образования "Новолакский район" является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратился с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли эти действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Те же нормы закреплены в статье 15 Закона Дагестанской ССР «О земле» от 29.12.2003 №45. В соответствии с указанной нормой земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности Республики Дагестан, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Из приведенной нормы права следует, что передача земель, находящихся в распоряжении муниципального района, в собст­венность муниципального образования сельского поселения является правом муниципального района, а не обязанностью.

Судом установлено, что земли муниципальных образований Новолакского района, в том числе и земли, находящиеся в границах муниципального образования «село Новочуртах», освобождающиеся путем переселения представителей лакского народа на другое место проживания, предназначены для восстановления прав репрессированного чеченского народа и восстановления Ауховского района. Представители лакской национальности, проживающие в Новолакском районе, переселяются на другую территорию с изъятием находя­щихся в их пользовании или собственности земельных участков и предоставле­нием им других земельных участков, на которых им возводятся жилые дома, а также выплатой компенсации за принадлежащие им дома в Новолакском районе, то есть путем выкупа домов и земельных участков.

Статья 3 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» предусматривает реабилитацию репрессированных народов, которая означает признание и осуществление их права на восстановле­ние территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление националь­но - государственных образований, сложившихся до их упразднения. Реабилитация предусматривает возвращение народов, не имевших своих национально - государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания.

Постановлением Съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23 июля 1991 года «О практических мерах по выполнению решений Съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР «О реабилитации ре­прессированных народов» чеченцы-аккинцы, выселенные в феврале 1944 года из Ауховского района, признаны репрессированным народом в Дагестанской ССР с восстановлением Ауховского района и признано необходимым восстановление Ауховского района и прежних исторических названий населенных пунктов, вхо­дивших в состав этого района.

В пункте 1 статьи 27 Земельного кодекса РФ закреплено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 25 февраля 2014 года № 63-р земли кадастрового района 05:15 (Новолакский район) в целях реализации на территории Республики Дагестан постановления Съезда народ­ных депутатов Дагестанской ССР от 23 июля 1991 года «О практических мерах по выполнению решений Съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», по­становления Государственного Совета Республики Дагестан от 19 марта 1997 года № 37 «О постановлении III Съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23 июля 1991 года «О практических мерах по выполнению решений Съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и постановления Народного Со­брания Республики Дагестан от 31 марта 1997 года «О постановлении III Съезда народных депутатов Дагестанской ССР от 23 июля 1991 года «О прак­тических мерах по выполнению решений Съездов народных депутатов Даге­станской ССР и реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессирован­ных народов» зарезервированы сроком на 7 лет для восстановления прав че­ченцев - аккинцев, признанных указанными актами репрессированным наро­дом, а также Ауховского района.

Пунктом 2 данного распоряжения Правительства Республики Дагестан установлены ограничения оборотоспособности земель на территории нынеш­него Новолакского района, которые в силу указанных ограничений и требова­ний статьи 27 ЗК РФ до снятия этих ограничений не могут предоставляться в частную собственность.

Таким образом, указанным распоряжение Правительства Республики Дагестан спорные земельные участки ограничены в обороте сроком на 7 лет в силу принадлежности их к землям Новолакского района, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.

Судом так же установлено, что в связи с обращением главы администрации МО «село Новочуртах» в прокуратуру  о незаконных действиях главы администрации МО «Новолакский район» прокурор Новолакского района обратился в Новолакский районный суд Республики Дагестан в интересах МО «село Новочуртах» о признании незаконным бездействия главы администрации МО «Новолакский район» по непроведению разграничения земельных участков, относящихся к муниципальной собственности МО «село Новочуртах» и понуждению его к проведению их разграничения.

Решением Новолакского районного суда РД от 08.10.2013 требования прокурора удовлетворены.

Верховный суд Республики Дагестан, рассмотрев апелляционную жалобу администрации МО «Новолакский район» на решение Новолакского районного суда РД от 08.10.2013, определением от 27.02.2014 указанное решение отменил, на основании пункта 1 статьи 134 ГПК РФ производство по делу прекратил.

Требования, заявленные прокурором района в интересах МО «село Новочуртах» в Новолакский районный суд РД полностью идентичны требованиям, заявленным самой администрацией МО «село Новочуртах» в арбитражный суд.

Верховным судом Республики Дагестан в определении от 27.02.2014 все обстоятельства по аналогичному спору установлены и им дана правовая оценка.

В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле. Преюдициальная связь судебных актов арбитражного суда и суда общей юрисдикции обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также упоминаемым в актах Конституционного Суда Российской Федерации принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 № 2-П).

Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение. Условием преюдициальности выступает наличие в решении суда по ранее рассмотренному делу фактов, имеющих то или иное отношение к лицам, участвующим в деле, а идентичность состава участвующих в деле лиц не является обязательным условием преюдиции.

Администрация муниципального образования "село Новочуртах" освобождена от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 177, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления администрации муниципального образования "село Новочуртах", отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение суда может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки Ставропольского края) в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Дагестан.

Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://www.mahachkala.arbitr.ru.

Судья

             Ф.И. Магомедова