ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-4261/2017 от 03.04.2018 АС Республики Дагестан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Махачкала

10 апреля 2018г.

Дело №А15-4261/2017

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2018г.

Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2018 г.

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Исаева М.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Меджидовым Р.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Правительства Республики Дагестан к Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан (ОГРН <***>, ИНН <***>), обществу с ограниченной ответственностью "ДКК-СТ" (ОГРН <***>, ИНН <***>/051201001) и обществу с ограниченной ответственностью «Стройинвестком» (ОГРН 1-020502523227, ИНН <***>) о признании недействительными распоряжения Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (правопредшественник Министерства по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан) от 17.01.2014 №9-р и договора аренды земельного участка от 17.01.2014 №2 с применением последствия недействительности сделки,

с участием в судебном заседании

от истца: представители ФИО1 (доверенность),

от ответчика - Министерства по земельным и имущественным отношениям: представитель ФИО2 (доверенность),

от ответчика - ООО "ДКК-СТ": представитель ФИО3 (доверенность),

от ответчика – ООО «Стройинвестком»: представитель не явился.

от Администрации МО «Дербентский район»: представитель не явился.

УСТАНОВИЛ:

Правительство Республики Дагестан обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Министерству по земельным и имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан и обществу с ограниченной ответственностью "ДКК-СТ" и обществу с ограниченной ответственностью «Стройинвестком» о признании недействительным распоряжения Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (правопредшественник Министерства по земельным и имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан) от 17.01.2014 №9-р в части предоставления ООО "Стройинвестком" земельного участка из категории земель сельхозназначения площадью 16,0125га с кадастровым номером 05:07:000088:738 и о признании недействительным договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан от 17.01.2014 №2 с применением последствия недействительности сделки (с учетом уточнения).

В последующем истец завил ходатайство о признании недействительным договор от 19.12.2014 о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды от 17.01.2014 №2 и принятии его к рассмотрению, что суд считает необходимым оставить без удовлетворения, поскольку увеличение размера исковых требований не может быть связано с предъявлением дополнительных исковых требований, которые не были заявлены в исковом заявлении. Кроме того, одновременное изменение предмета и основания иска АПК РФ не допускает.

Им же заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи искового заявления в части признания недействительным расплряжения Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан от 17.01.2014 №9-р в части предоставления ООО "Стройинвестком" земельного участка из категории земель сельхозназначения площадью 16,0125га с кадастровым номером 05:07:000088:738.

Министерство по земельным и имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан в отзыве на исковое заявление указывает, что вопрос оставляет на усмотрение суда. Его представитель в судебном заседании не возражал против исковых требований.

ООО "ДКК-СТ" в отзыве на исковое заявление просит в иске отказать в связи с истечением срока исковой давности.

ООО «Стройинвестком» отзыв на исковое заявление не представило.

Третье лицо- Администрация МО "Дербентский район" отзыв на исковое заявление не представило.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом уточнения, просит восстановить срок подачи искового заявления и удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании с 30.03 по 03.04.2018 объявлялись перерывы.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей истца и Минимущества РД, исследовав в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок площадью 16,0125 кв.м с кадастровым номером 05:07:000088:738 из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: РД, Дербентский район был включен в реестр земельных участков инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан, утвержденный председателем Совета по формированию инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан- министром земельных и имущественных отношений Республики Дагестан. Мингосимущество РД, не являясь уполномоченным лицом на предоставление в аренду земель инвестиционного фонда, в нарушение Закона Республики Дагестан от 07.10.2008 №42 и постановлений Правительства Республики Дагестан от 11.10.2010 №368 и от 07.04.2011 №95 передал спорный земельный участок в долгосрочную аренду ООО "Стройинвестком", которое не является участником инвестиционной деятельности.

Как следует из материалов дела, земельный участок категория земли: – земли сельскохозяйственного назначения- для сельскохозяйственного использования, площадью 160125 кв.м. с кадастровым номером 05:07:000088:738, расположенный по адресу: РД, Дербентский район принадлежит на праве собственности Республике Дагестан, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права от 02.08.2010 серии 05-АА №323006.

17 января 2014г. Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан приняло распоряжение №9-р о предоставлении ООО "Стройинвестком" земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 16,0004 га с кадастровым номером 05:07:000088:742 и площадью 16,0125 га с кадастровым номером 05:07:000088:738, расположенных на территории Дербентского района, на праве аренды сроком на 49 лет для сельскохозяйственного использования. На основании указанного распоряжения между Министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (арендодатель) и ООО "Стройинвестком" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан от 17.01.2014 №2 со сроком аренды с 17 января 2014г. до 17 января 2063 года, согласно которому арендодатель предоставляет, в арендатор принимает в аренду земельный участок из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с кадастровым номером 05:07:000088:738, находящийся по адресу: Дербентский район, для сельскохозяйственного использования, в границах, указанных в кадастровом паспорте (карте, плане) участка, прилагаемого к настоящему договору и являющегося его неотъемлемой частью, общей площадью 16,0125 га.

Согласно п. 3.1 договора размер арендной платы составляет 1004 руб. в год без учета налога на добавленную стоимость.

Сторонами составлен также передаточный акт к договору от 17.01.2014 №2.

Договор прошел госрегистрацию (зарегистрирован 01.08.2014).

19 декабря 2014г. ООО "Стройнвестком" (правообладатель) и ООО "ДКК-СТ" (правоприобретатель) подписали договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан от 17 января 2014г. №2, согласно которому правообладатель- арендатор по договору аренды от 17.01.2014 №2 передает все права и обязанности правоприобретателю- новому арендатору- в отношении земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с кадастровым номером 05:07:000088:738, находящийся по адресу: Дербентский район, для сельскохозяйственного использования, общей площадью 16,0125га со сроком аренды до 17 января 2063 года.

Указанный договор также прошел госрегистрацию (зарегистрирован 14.01.2015).

В ходе проверки соблюдения антикоррупционного законодательства при организации деятельности ГУП "им.Карла Маркса" Дербентского района Республики Дагестан, Управлением Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан установлено, что Министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан в нарушение требований Закона Республики Дагестан от 07.10.2008 №42 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан" и положений постановления Правительства Республики Дагестан от 11 октября 2010 года №368 "О формировании инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан", земельные участки, в том числе спорный земельный участок площадью 16,0125 га с кадастровым номером 05:07:000088:738, переданы в аренду на 49 лет без заключения инвестиционных соглашений.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с данным иском.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Согласно части 4 указанной статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом (часть 1 статьи 117 АПК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 N 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Кодекса, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Исходя из положений абзаца второго части 4 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на восстановление пропущенного процессуального срока арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте.

Истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи заявления в части признания недействительным распоряжения Минимущества РД от 17.01.2014 №9-р., мотивировав это тем, что о принятии распоряжения ему стало известно после получения информации от Управлениия Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан по результатам проверке соблюдения антикоррупционного законодательства в деятельности ГУП "им.Карла Маркса" Дербентского района Республики Дагестан. Кроме того, он был лишен возможности подать надлежащим образом исковое заявление по причинам, не зависящим от него, то есть в связи с непредставлением Комитетом по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан запрошенных материалов, в частности копии распоряжений и заключенных на их основе договоров аренды земельных участков.

Приведенные истцом обстоятельства, послужившие основанием для пропуска срока на обжалование распоряжения Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан от 17 января 2014г. №9-р в части предоставлении ООО "Стройинвестком" земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 16,0125 га с кадастровым номером 05:07:000088:738, расположенного на территории Дербентского района, на праве аренды сроком на 49 лет для сельскохозяйственного использования, суд считает уважительным и в связи с этим возможным удовлетворить ходатайство Правительства Республики Дагестан от 25.01.2018 о восстановлении срока подачи заявления о признании недействительным распоряжения Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан от 17.01.2014 №9-р в части предоставлении ООО "Стройинвестком" земельного участка площадью 16,0125 га с кадастровым номером 05:07:000088:738, расположенного на территории Дербентского района Республики Дагестан на праве аренды сроком на 49 лет для сельскохозяйственного использования.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 10 Закона РСФСР от 26.06.1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РСФСР, обеспечивается государственными органами РСФСР, республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными программами, а равно в соответствии с установленными законодательством, действующим на территории РСФСР, условиями пользования землей и другими природными ресурсами.

В силу подпункта 29 п. 2 ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти» от 06.10. 1999 г. № 184-ФЗ организация и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.7 Федерального закона от 25.02.1999 г. № Э9-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» субъекты инвестиционной деятельности обязаны осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами).

В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона Республики Дагестан от 07.10.2008 г. № 42 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан» государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан осуществляется в форме разработки и (или) экспертизы бизнес-планов, проектной документации инвестиционных проектов, обеспечения земельных участков, на которых реализуются либо планируются к реализации инвестиционные проекты, необходимой инженерной инфраструктурой, равно как, согласно п. 4 данной статьи, в форме формирования инвестиционных площадок.

Во исполнение положений Закона РД от 07.10.2008 г. №42 постановлением Правительства РД от 11.10.2010 №368 утверждено Положение о порядке формирования инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан.

Согласно указанному постановлению Правительства Республики на земельных участках, включенных в инвестиционный земельный фонд Республики Дагестан, по согласованию с заинтересованными лицами не проводятся работы, препятствующие дальнейшему формированию их под реализацию инвестиционных проектов (площадок). Данные земельные участки могут быть предоставлены в краткосрочную аренду сроком до одного года для целей, не создающих препятствий при реализации инвестиционного проекта.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 07.04.2011 г. № 95 утверждено также Положение об инвестиционных площадках Республики Дагестан, которое определяет порядок формирования и условия функционирования инвестиционных площадок Республики Дагестан.

В соответствии с п.1.2 Положения инвестиционная площадка - свободный земельный участок или земельный участок с расположенными на нем зданиями и сооружениями, с необходимой инженерной инфраструктурой и землеустроительной документацией, предлагаемый для реализации инвестиционных проектов. Участники инвестиционной площадки - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории инвестиционной площадки и состоящие на налоговом учете на территории Республики Дагестан.

Согласно п.3.2 Положения, территория инвестиционной площадки формируется путем определения перечня земельных участков, включаемых в границы инвестиционной площадки.

Управление инвестиционными площадками и координация деятельности участников инвестиционных площадок возлагается на уполномоченный орган и управляющую компанию (п.4.1 Положения).

Согласно Положению Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по управлению инвестиционными площадками Республики Дагестан, в функции которого входит заключение инвестиционных соглашений с участниками инвестиционных площадок, осуществление контроля за соблюдением их условий, внесение предложений об изменении границ инвестиционных площадок, разработка типового паспорта инвестиционной площадки, ведение реестра инвестиционных площадок Республики Дагестан и осуществление подбора участников инвестиционной площадки с учетом предварительного перечня участников инвестиционной площадки и иные полномочия.

Минимущество РД не представило доказательства подтверждающие, что управление инвестиционными площадками и координация деятельности участников инвестиционных площадок было возложено на него в спорный период.

Согласно п.7.2 Положения, лицо, намеревающееся стать участником инвестиционной площадки, представляет уполномоченному органу заявление на заключение инвестиционного соглашения с приложением перечня документов, в числе которых: заявка на осуществление деятельности на территории инвестиционной площадки; паспорт инвестиционного проекта по установленной форме; сведения о площади земельного участка, необходимого для деятельности (при наличии потребности в нем);годовая бухгалтерская отчетность за предыдущий год и истекший период текущего года с отметкой налогового органа по месту постановки на налоговый учет организации; справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам; копии свидетельств о государственной регистрации, других учредительных документов; утвержденный заявителем бизнес-план, проектная и иная технологическая документация, наличие положительного заключения государственной экспертизы.

Ответчики не представили доказательства свидетельствующие, что ООО "Стройинвестком" подало уполномоченному органу заявление на заключение инвестиционного соглашения с приложением перечня документов указанных в пункте 7.2 Положения.

В соответствии с Положением «О порядке формирования инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан», утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 октября 2010 г. № 368 «О формировании инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан» на земельных участках, включенных в инвестиционный земельный фонд Республики Дагестан, по согласованию с заинтересованными лицами не проводятся работы, препятствующие дальнейшему формированию их под реализацию инвестиционных проектов (площадок). Данные земельные участки могут быть предоставлены в краткосрочную аренду сроком до 1 года для целей, не создающих препятствий при реализации инвестиционного проекта, что указано

Минимущество РД, не являющееся уполномоченным органом по управлению инвестиционными площадками Республики Дагестан, передало аренду ООО "Стройинвестком", не являющейся инвестором, не подававшей заявку на осуществление деятельности на территории инвестиционной площадки и не представившей паспорта инвестиционного проекта, бизнес-плана и другой необходимой документации, земельный участок, включенный в инвестиционный земельный фонд Республики Дагестан, на период, превышающий разрешенный вышеуказанным постановлением Правительства Республики Дагестан № 368 от 11 октября 2010 г. срок аренды земель указанного фонда, для целей не связанных с реализацией инвестиционного проекта, что противоречит указанным ненормативным правовым актам и нарушает интересы Республики Дагестан.

При таких обстоятельствах требования истца в части признания недействительным распоряжения Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (правопредшественник Минимущества РД) от 17.01.2014 №9-р в части предоставлении ООО "Стройинвестком" земельного участка площадью 16,0125 га с кадастровым номером 05:07:000088:738, расположенного на территории Дербентского района Республики Дагестан на праве аренды сроком на 49 лет для сельскохозяйственного использования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Истец просит также признать недействительным в соответствии с п.2 ст. 168 ГК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан от 17.01.2014 №2, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан и ООО "Стройинвестком" и применить последствия недействительности сделки в виде приведения сторон в первоначальное положение (ответчику ООО "ДКК СТ" возвратить Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан земельный участок площадью 16,0125га с кадастровым номером 05:07:000088:738, а Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан - все полученное от ответчиков по недействительному договору аренды от 17.01.2014 №2).

Судом установлено, что договор аренды от 17.01.2014 №2 заключен с нарушением Закона Республики Дагестан от 07.10.2008 № 42 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан», Положения о порядке формирования инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства РД от 11.10.2010 №368 «О формировании инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан», Положения об инвестиционных площадках Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 07.04.2011 г. № 95 и посягает на публичные интересы, поскольку земельный участок переданный в долгосрочную аренду ООО "Стройинвестком" для целей, не связанных с реализацией инвестиционного проекта был предназначен для создания благоприятных условий в целях реализации инвестиционных проектов и развития экономики Республики Дагестан.

В соответствии с п.2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца в части признания недействительным указанного договора аренды также подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика - ООО "ДКК-СТ" об истечении срока исковой давности по требованию о признании договора недействительным, не состоятельны.

Согласно п.1 ст.181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.

Судом установлено, что Правительство Республики Дагестан не является стороной оспариваемого договора. В связи с этим трехлетний срок исковой давности по указанным требованиям подлежит исчислению с момента, когда истца стало известно об оспариваемом договоре.

Как следует из материалов дела и пояснений представителей истца, Правительству Республики Дагестан об оспариваемом договоре стало известно в октябре 2016 года, когда оно получило письмо Управления по противодействию коррупции Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан с предложением принять меры к аннулированию оспариваемого договора.

Исковое заявление подано в суд 19.07.2017, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности с момента, когда Правительству Республики Дагестан из вышеуказанного письма начальника Управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан стало известно о заключении Минимуществом РД с ООО "Стройинвестком" спорного договора аренды.

Сведений о каких-либо обстоятельствах, позволяющих прийти к выводу о том, что Правительство Республики Дагестан знало или должно было узнать наличие оспариваемого договора ранее октября 2016 года, в материалах дела не имеется.

Доводы ответчика ООО "ДКК-СТ" о том, что Правительство Республики Дагестан должно было узнать о заключении Минимуществом РД оспариваемого договора не позднее даты его регистрации также несостоятельны.

Как разъяснено в пункте 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.

Доказательства свидетельствующие, что истец знал или должен знать о записи в ЕГРН об обременении спорного земельного участка, в деле не имеются.

Ответчик связывает начало течения срока исковой давности по ничтожной сделке с моментом начала исполнения договора. В связи с этим судом неоднократно были истребованы у ответчиков доказательства, подтверждающие исполнение обязательств по оспариваемому договору.

В обоснование своих доводов ответчик - ООО "ДКК-СТ" представило в материалы дела договор аренды от 17.01.2014, подписанный от имени Минимущества РД министром ФИО4 передаточный акт (приложение к договору №2), подписанный от имени Минимущества РД - заместителем министра ФИО5 Однако в передаточном акте не указана дата его составления. Кроме того, передаточный акт (оригинал) имеющийся в деле правоустанавливающих документов, который был представлен в Управление Росреестра по РД при проведении госрегистрации договора аренды, не подписан Мингосимуществом РД. В нем также не указана дата и год его составления. Минимущество РД не представило в материалы дела ни оригиналы договора аренды и передаточного акта, ни их копии, мотивировав это отсутствием их.

Из договора б\н от 01.10.2017, акта о приемке выполненных работ от 11.01.2017, платежных поручений от 21.11.2017 №246 №269от 11.12.2017, справки от 15.06.2015, платежных поручений №120 от 10.07.2015, №105 от 17.06.2015, №789 от 25.05.2015, договора на оказание услуг от 06.05.2015, акта приемки выполненных работ от 16.06.2015, не следует, что они имеют какое-либо отношение к спорному земельному участку. В связи с этим указанные документы не могут быть приняты судом как доказательства свидетельствующие, что спорный земельный участок был передан арендатору в 2014г.

Ответчик - ООО "ДКК-СТ" в подтверждение исполнения им обязательств по договору аренды представил в материалы дела копию платежного поручения №70 от 19.03.2018, из которого следует, что он на счет Министерства по управлению имуществам Республики Дагестан перечислил арендную плату на сумму 1004 руб. за земельный участок с кадастровым номером 05607:000088:738.

Из акта сверки взаимных расчетов по указанному договору аренды земельного участка, представленного в материалы дела Минимуществом РД следует, что по состоянию на 31.12.2017 за ответчиком ООО "Стройинвестком" числиться задолженность в сумме 3971 руб. 99 коп. Сальдо на начальное составляет 2967 руб. 99 коп.

Доказательства, подтверждающие, что до 19.03.2018 были исполнены обязательства по уплате арендных платежей, ответчики в суд не представили.

Согласно ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика - ООО "ДКК-СТ" о том, что истек срок исковой давности по данному требованию, не состоятельны и суд их отклоняет.

Правительством Республики Дагестан заявлено также о применении последствий недействительности сделки, что суд считает необходимым удовлетворить.

В соответствии с п.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно п. 9 ст. 22 ЗК РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

По смыслу статьи 392.3 ГК РФ стороны договора и третье лицо вправе согласовать переход всех прав и обязанностей одной из сторон договора третьему лицу. В этом случае к третьему лицу переходит комплекс прав и обязанностей по договору в целом, в том числе в отношении которых не предполагается совершение отдельной уступки или перевода долга. Если с согласия арендодателя арендатор и третье лицо заключили договор перенайма, то третье лицо полностью заменяет первоначального должника в отношениях с кредитором и обязано вносить арендную плату за все периоды пользования имуществом, в том числе до вступления в договор, если в соглашении о передаче договора не предусмотрено иное. Вместе с тем, если такой перенаем правомерно происходит без согласия арендодателя, например, в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 22 ЗК РФ, первоначальный и новый арендаторы, по общему правилу, несут солидарную ответственность перед арендодателем за встречное исполнение в ответ на исполнение, осуществленное арендодателем до заключения соглашения о передаче договора (статья 323 ГК РФ).

Поскольку, как подтвердил ответчик и не оспорил истец, фактически спорный земельный участок площадью 16,0125 га с кадастровым номером 05:07:000088:738 в настоящее время находится во владении у ООО "ДКК-СТ", суд считает необходимым применить последствия недействительности сделки в виде приведения сторон в первоначальное положение: ответчику ООО "ДКК СТ" возвратить Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан земельный участок площадью 16,0125 га с кадастровым номером 05:07:000088:738, а Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан все полученное от ответчиков по недействительному договору аренды от 17.01.2014 №2 возвратить им.

Согласно ст. 110 АПК РФ с ООО "ДКК-СТ" и ООО "Стройинвестком" в доход федерального бюджета следует взыскать госпошлину в размере 9000 руб. (соответственно 6000 руб. и 3000 руб.)

Руководствуясь ст. 198, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

удовлетворить ходатайство Правительства Республики Дагестан от 25.01.2018 и восстановить Правительству Республики Дагестан срок подачи заявления о признании недействительным распоряжения Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан от 17.01.2014 №9-р в части предоставлении ООО "Стройинвестком" земельного участка площадью 16,0125 га с кадастровым номером 05:07:000088:738, расположенного на территории Дербентского района Республики Дагестан на праве аренды сроком на 49 лет для сельскохозяйственного использования.

Признать недействительным распоряжения Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (правопредшественник Минимущества РД) от 17.01.2014 №9-р в части предоставлении ООО "Стройинвестком" земельного участка площадью 16,0125 га с кадастровым номером 05:07:000088:738, расположенного на территории Дербентского района Республики Дагестан на праве аренды сроком на 49 лет для сельскохозяйственного использования.

Признать недействительным договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан от 17.01.2014 №2, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан и ООО "Стройинвестком". Применить последствия недействительности сделки в виде приведения сторон в первоначальное положение: ответчику ООО "ДКК СТ" возвратить Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан земельный участок площадью 16,0125 га с кадастровым номером 05:07:000088:738, а Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан - все полученное от ответчиков по недействительному договору аренды от 17.01.2014 №2.

Ходатайство Правительства Республики Дагестан о принятии к рассмотрению дополнительных требований о признании недействительным договора от 19.12.2014 о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды от 17.01.2014 №2 оставить без удовлетворения.

Взыскать с ООО "ДКК-СТ" и ООО "Стройинвестком" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 9000 руб. (соответственно 6000 руб. и 3000 руб.)

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Судья М.С. Исаев