АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Махачкала
19 апреля 2018 г. Дело № А15-4263/2017
Резолютивная часть решения объявлена 12 апреля 2018 г.
Решение в полном объеме изготовлено 19 апреля 2018 г.
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Магомедова Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гаджибековым С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Правительства Республики Дагестан к Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан, ООО «ДКК-СТ» и ООО «Стройинвестком» о признании недействительными распоряжения от 17.01.2014 №9-р, договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан от 17.01.2014 №1 и применении последствий недействительности сделки,
при участии представителей сторон и третьих ли согласно протоколу судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Республики Дагестан обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан (далее - министерство) и обществу с ограниченной ответственностью «ДКК-СТ» (далее - общество) о признании недействительными распоряжения от 17.01.2014 №9-р (в части), договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан от 17.01.2014 №1 и применении последствий недействительности сделки в виде возврата земельного участка.
Истец заявил об уточнении требований и просил признать распоряжение министерства недействительным в части предоставления земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 16,0004 га с кадастровым номером 05:07:000088:742.
Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок площадью 16,0004 кв.м. с кадастровым номером 05:07:000088:742 из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: РД, Дербентский район был включен в реестр земельных участков инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан, утвержденный председателем Совета по формированию инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан - министром земельных и имущественных отношений Республики Дагестан. Министерство, не являясь уполномоченным лицом на предоставление в аренду земель инвестиционного фонда, в нарушение Закона Республики Дагестан от 07.10.2008 №42 и постановлений Правительства Республики Дагестан от 11.10.2010 №368 и от 07.04.2011 №95 передало спорный земельный участок в долгосрочную аренду ООО "Стройинвестком", которое не является участником инвестиционной деятельности.
Министерство отзывом на иск разрешение дела оставил на усмотрение суда.
26.09.2017 от общества поступил отзыв, в котором указывается на пропуск истцом срока исковой давности.
На отзыв общества истцом представлены возражения, против вышеуказанного довода истцом также представлено апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 09.10.2017 по делу №33-4531 Дербентского районного суда по аналогичному гражданскому делу.
Дело рассмотрено по представленным сторонами материалам на основании статей 9, 65, 70 и 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав пояснения представителей сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 71 АПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, земельный участок категория земли: – земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного использования, площадью 160 004 кв.м. с кадастровым номером 05:07:000088:742, расположенный по адресу: РД, Дербентский район принадлежит на праве собственности Республике Дагестан, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права от 23.08.2010 серии 05-АА № 323172 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.10.2016.
17 января 2014г. Министерство по управлению государственным имуществом РД приняло распоряжение №9-р о предоставлении ООО "Стройинвестком" земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 16,0004 га с кадастровым номером 05:07:000088:742 и площадью 16,0125 га с кадастровым номером 05:07:000088:738, расположенных на территории Дербентского района, на праве аренды сроком на 49 лет для сельскохозяйственного использования. На основании указанного распоряжения между Министерством по управлению государственным имуществом РД (арендодатель) и ООО "Стройинвестком" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан от 17.01.2014 №1 со сроком аренды с 17 января 2014г. до 17 января 2063 года, согласно которому арендодатель предоставляет, в арендатор принимает в аренду земельный участок из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с кадастровым номером 05:07:000088:742, находящийся по адресу: Дербентский район, для сельскохозяйственного использования, в границах, указанных в кадастровом паспорте (карте, плане) участка, прилагаемого к настоящему договору и являющегося его неотъемлемой частью, общей площадью 16,0004 га.
Согласно пункту 3.1 договора размер арендной платы составляет 1003 рубля в год без учета налога на добавленную стоимость.
Сторонами составлен также передаточный акт к договору от 17.01.2014 №1.
ООО "Стройнвестком" (правообладатель) и ООО "ДКК-СТ" (правоприобретатель) подписали договор о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан от 17 января 2014г. №1 от 19.12.2014, согласно которому правообладатель - арендатор по договору аренды от 17.01.2014 №1 передает все права и обязанности правоприобретателю - новому арендатору - в отношении земельного участка из категории "земли сельскохозяйственного назначения" с кадастровым номером 05:07:000088:742, находящийся по адресу: Дербентский район, для сельскохозяйственного использования, общей площадью 16,0004 га со сроком аренды до 17 января 2063 года.
Указанный договор прошел госрегистрацию (зарегистрирован 14.01.2015).
В ходе проверки соблюдения антикоррупционного законодательства при организации деятельности ГУП "им. Карла Маркса" Дербентского района Республики Дагестан, Управлением Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан установлено, что Министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан в нарушение требований Закона Республики Дагестан от 07.10.2008 №42 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан" и положений постановления Правительства Республики Дагестан от 11 октября 2010 года №368 "О формировании инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан", земельные участки, в том числе спорный земельный участок площадью 16,0004 га с кадастровым номером 05:07:000088:742, переданы в аренду на 49 лет без заключения инвестиционных соглашений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Согласно части 4 указанной статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом (часть 1 статьи 117 АПК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 N 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Кодекса, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Исходя из положений абзаца второго части 4 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на восстановление пропущенного процессуального срока арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте.
Истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи заявления в части признания недействительным распоряжения Минимущества РД от 17.01.2014 №9-р, мотивировав это тем, что о принятии распоряжения ему стало известно после получения информации от Управления Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан по результатам проверке соблюдения антикоррупционного законодательства в деятельности ГУП "им. Карла Маркса" Дербентского района Республики Дагестан. Кроме того, он был лишен возможности подать надлежащим образом исковое заявление по причинам, не зависящим от него, то есть в связи с непредставлением Комитетом по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан запрошенных материалов, в частности, копии распоряжений и заключенных на их основе договоров аренды земельных участков.
Приведенные истцом обстоятельства, послужившие основанием для пропуска срока на обжалование распоряжения Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан от 17 января 2014г. №9-р в части предоставлении ООО "Стройинвестком" земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 16,0004 га с кадастровым номером 05:07:000088:742, расположенного на территории Дербентского района, на праве аренды сроком на 49 лет для сельскохозяйственного использования, суд считает уважительным и в связи с этим возможным удовлетворить ходатайство Правительства Республики Дагестан от 25.01.2018 о восстановлении срока подачи заявления о признании недействительным распоряжения министерства.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 10 Закона РСФСР от 26.06.1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РСФСР, обеспечивается государственными органами РСФСР, республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными программами, а равно в соответствии с установленными законодательством, действующим на территории РСФСР, условиями пользования землей и другими природными ресурсами.
В силу подпункта 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти» от 06.10. 1999 г. № 184-ФЗ организация и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 25.02.1999 г. № Э9-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» субъекты инвестиционной деятельности обязаны осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами).
В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона Республики Дагестан от 07.10.2008 г. № 42 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан» государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан осуществляется в форме разработки и (или) экспертизы бизнес-планов, проектной документации инвестиционных проектов, обеспечения земельных участков, на которых реализуются либо планируются к реализации инвестиционные проекты, необходимой инженерной инфраструктурой, равно как, согласно пункту 4 данной статьи, в формеформирования инвестиционных площадок.
Во исполнение положений Закона РД от 07.10.2008 г. №42 постановлением Правительства РД от 11.10.2010 №368 утверждено Положение о порядке формирования инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан.
Согласно указанному постановлению Правительства Республики на земельных участках, включенных в инвестиционный земельный фонд Республики Дагестан, по согласованию с заинтересованными лицами не проводятся работы, препятствующие дальнейшему формированию их под реализацию инвестиционных проектов (площадок). Данныеземельные участки могут быть предоставлены в краткосрочную аренду сроком до одного года для целей, не создающих препятствий при реализации инвестиционного проекта.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 07.04.2011 г. № 95 утверждено также Положение об инвестиционных площадках Республики Дагестан, которое определяет порядок формирования и условия функционирования инвестиционных площадок Республики Дагестан.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения инвестиционная площадка - свободный земельный участок или земельный участок с расположенными на нем зданиями и сооружениями, с необходимой инженерной инфраструктурой и землеустроительной документацией, предлагаемый для реализации инвестиционных проектов. Участники инвестиционной площадки - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории инвестиционной площадки и состоящие на налоговом учете на территории Республики Дагестан.
Согласно пункту 3.2 Положения, территория инвестиционной площадки формируется путем определения перечня земельных участков, включаемых в границы инвестиционной площадки.
Управление инвестиционными площадками и координация деятельности участников инвестиционных площадок возлагается на уполномоченный орган и управляющую компанию (пункт 4.1 Положения).
Согласно Положению Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по управлению инвестиционными площадками Республики Дагестан, в функции которого входит заключение инвестиционных соглашений с участниками инвестиционных площадок, осуществление контроля за соблюдением их условий, внесение предложений об изменении границ инвестиционных площадок, разработка типового паспорта инвестиционной площадки, ведение реестра инвестиционных площадок Республики Дагестан и осуществление подбора участников инвестиционной площадки с учетом предварительного перечня участников инвестиционной площадки и иные полномочия.
Министерство не представило доказательства подтверждающие, что управление инвестиционными площадками и координация деятельности участников инвестиционных площадок было возложено на него в спорный период.
Согласно пункту 7.2 Положения лицо, намеревающееся стать участником инвестиционной площадки, представляет уполномоченному органу заявление на заключение инвестиционного соглашения с приложением перечня документов, в числе которых: заявка на осуществление деятельности на территории инвестиционной площадки; паспорт инвестиционного проекта по установленной форме; сведения о площади земельного участка, необходимого для деятельности (при наличии потребности в нем);годовая бухгалтерская отчетность за предыдущий год и истекший период текущего года с отметкой налогового органа по месту постановки на налоговый учет организации; справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам; копии свидетельств о государственной регистрации, других учредительных документов; утвержденный заявителем бизнес-план, проектная и иная технологическая документация, наличие положительного заключения государственной экспертизы.
Ответчики не представили доказательства, свидетельствующие о подаче ООО "Стройинвестком" уполномоченному органу заявления на заключение инвестиционного соглашения с приложением перечня документов указанных в пункте 7.2 Положения.
В соответствии с Положением «О порядке формирования инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан», утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 октября 2010 г. № 368 «О формировании инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан» на земельных участках, включенных в инвестиционный земельный фонд Республики Дагестан, по согласованию с заинтересованными лицами не проводятся работы, препятствующие дальнейшему формированию их под реализацию инвестиционных проектов (площадок). Данные земельные участки могут быть предоставлены в краткосрочную аренду сроком до 1 года для целей, не создающих препятствий при реализации инвестиционного проекта, что указано
Минимущество РД, не являющееся уполномоченным органом по управлению инвестиционными площадками Республики Дагестан, передало в аренду ООО "Стройинвестком", не являющемуся инвестором, не подававшему заявку на осуществление деятельности на территории инвестиционной площадки и не представившему паспорта инвестиционного проекта, бизнес-план и другую необходимую документацию, земельный участок, включенный в инвестиционный земельный фонд Республики Дагестан, на период, превышающий разрешенный вышеуказанным постановлением Правительства Республики Дагестан № 368 от 11 октября 2010 г. срок аренды земель указанного фонда, для целей не связанных с реализацией инвестиционного проекта, что противоречит указанным ненормативным правовым актам и нарушает интересы Республики Дагестан.
При таких обстоятельствах требования истца в части признания недействительным распоряжения Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (правопредшественник министерства) от 17.01.2014 №9-р в части предоставлении ООО "Стройинвестком" земельного участка площадью 16,0004 га с кадастровым номером 05:07:000088:742, расположенного на территории Дербентского района Республики Дагестан на праве аренды сроком на 49 лет для сельскохозяйственного использования, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Истец просит также признать недействительным в соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан от 17.01.2014 №1, заключенный между Министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан и ООО "Стройинвестком" и применить последствия недействительности сделки в виде приведения сторон в первоначальное положение (ответчику ООО "ДКК СТ" возвратить Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан земельный участок площадью 16,0004 га с кадастровым номером 05:07:000088:742, а министерству - все полученное от ответчиков по недействительному договору аренды от 17.01.2014 №1).
Судом установлено, что договор аренды от 17.01.2014 №1 заключен с нарушением Закона Республики Дагестан от 07.10.2008 № 42 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан», Положения о порядке формирования инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства РД от 11.10.2010 №368 «О формировании инвестиционного земельного фонда Республики Дагестан», Положения об инвестиционных площадках Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 07.04.2011 г. № 95 и посягает на публичные интересы, поскольку земельный участок, переданный в долгосрочную аренду ООО "Стройинвестком" для целей, не связанных с реализацией инвестиционного проекта был предназначен для создания благоприятных условий в целях реализации инвестиционных проектов и развития экономики Республики Дагестан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца в части признания недействительным указанного договора аренды также подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика - ООО "ДКК-СТ" об истечении срока исковой давности по требованию о признании договора недействительным, суд считает несостоятельными.
Согласно пункту 1 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.
Судом установлено, что Правительство Республики Дагестан не является стороной оспариваемого договора. В связи с этим трехлетний срок исковой давности по указанным требованиям подлежит исчислению с момента, когда истцу стало известно об оспариваемом договоре.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей истца, Правительству Республики Дагестан об оспариваемом договоре стало известно в октябре 2016 года, когда оно получило письмо Управления по противодействию коррупции Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан с предложением принять меры к аннулированию оспариваемого договора.
Исковое заявление подано в суд 19.07.2017, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности с момента, когда Правительству Республики Дагестан из вышеуказанного письма начальника Управления по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан стало известно о заключении министерством с ООО "Стройинвестком" спорного договора аренды.
Сведений о каких-либо обстоятельствах, позволяющих прийти к выводу о том, что Правительство Республики Дагестан знало или должно было узнать наличие оспариваемого договора ранее октября 2016 года, в материалах дела не имеется.
Доводы ответчика ООО "ДКК-СТ" о том, что Правительство Республики Дагестан должно было узнать о заключении министерством оспариваемого договора не позднее даты его регистрации также несостоятельны.
Как разъяснено в пункте 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Доказательства, свидетельствующие, что истец знал или должен знать о записи в ЕГРН об обременении спорного земельного участка, в деле не имеются.
Ответчик связывает начало течения срока исковой давности по ничтожной сделке с моментом начала исполнения договора. В связи с этим судом неоднократно были истребованы у ответчиков доказательства, подтверждающие исполнение обязательств по оспариваемому договору.
В обоснование своих доводов ответчик представил в материалы дела договор аренды от 17.01.2014 № 1, подписанный от имени министерства министром ФИО1 передаточный акт (приложение к договору №2), подписанный от имени министерства - заместителем министра ФИО2 Однако в передаточном акте не указана дата его составления. Кроме того, передаточный акт (оригинал) имеющийся в деле правоустанавливающих документов, который был представлен в Управление Росреестра по РД при проведении госрегистрации договора аренды, не подписан министерством. В нем также не указана дата и год его составления. Министерство не представило в материалы дела ни оригиналы договора аренды и передаточного акта, ни их копии, мотивировав это их отсутствием.
Из актов о приемке выполненных работ от 16.06.2015, от 11.01.2018, справки о стоимости выполненных работ и затрат от 16.06.2015 платежных поручений от 10.07.2015 № 120, от 17.06.2015 № 105, от 13.01.2015 № 1, от 26.05.2015 № 89, от 13.01.2015 № 2, от 20.11.2017, от 11.12.2017 не следует, что они имеют какое-либо отношение к спорному земельному участку. В связи с этим указанные документы не могут быть приняты судом как доказательства свидетельствующие, что спорный земельный участок был передан арендатору в 2014г.
Ответчик - ООО "ДКК-СТ" в подтверждение исполнения им обязательств по договору аренды представил в материалы дела копию платежного поручения №70 от 19.03.2018, из которого следует, что он на счет Министерства по управлению имуществам Республики Дагестан перечислил арендную плату на сумму 1004 руб. за земельный участок с кадастровым номером 05607:000088:742.
Из акта сверки взаимных расчетов по указанному договору аренды земельного участка, представленного в материалы дела министерством следует, что по состоянию на 31.12.2017 за ответчиком ООО "Стройинвестком" числится задолженность в сумме 3968,03 рубля. Сальдо начальное составляет 2965,03 рубля.
Кроме того, в представленном на обозрение арбитражного суда в судебном заседании оригинале акта приема-передачи земельного участка отсутствовала дата его составления или подписания министерством.
Согласно статье 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доказательства, подтверждающие, что до 19.03.2018 были исполнены обязательства по уплате арендных платежей, либо иные сведения о моменте начала исполнения арендной сделки ответчики суду не представили.
Правительством Республики Дагестан заявлено также о применении последствий недействительности сделки, что суд считает необходимым удовлетворить.
В соответствии с пунктом 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно пункту 9 статьи 22 ЗК РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
По смыслу статьи 392.3 ГК РФ стороны договора и третье лицо вправе согласовать переход всех прав и обязанностей одной из сторон договора третьему лицу. В этом случае к третьему лицу переходит комплекс прав и обязанностей по договору в целом, в том числе в отношении которых не предполагается совершение отдельной уступки или перевода долга. Если с согласия арендодателя арендатор и третье лицо заключили договор перенайма, то третье лицо полностью заменяет первоначального должника в отношениях с кредитором и обязано вносить арендную плату за все периоды пользования имуществом, в том числе до вступления в договор, если в соглашении о передаче договора не предусмотрено иное. Вместе с тем, если такой перенаем правомерно происходит без согласия арендодателя, например, в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 22 ЗК РФ, первоначальный и новый арендаторы, по общему правилу, несут солидарную ответственность перед арендодателем за встречное исполнение в ответ на исполнение, осуществленное арендодателем до заключения соглашения о передаче договора (статья 323 ГК РФ).
Поскольку, как подтвердил ответчик и не оспорил истец, фактически спорный земельный участок площадью 16,0004 га с кадастровым номером 05:07:000088:742 в настоящее время находится во владении у ООО "ДКК-СТ", суд считает необходимым применить последствия недействительности сделки в виде приведения сторон в первоначальное положение: ответчику ООО "ДКК-СТ" возвратить министерству земельный участок площадью 16,0004 га с кадастровым номером 05:07:000088:742, а министерству все полученное от ответчиков по недействительному договору аренды от 17.01.2014 №1 возвратить им.
В соответствии со статьями 112 и 170 АПК РФ в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, разрешаются вопросы распределения между сторонами судебных расходов.
Согласно статье 110 АПК РФ с ООО "ДКК-СТ" и ООО "Стройинвестком" в доход федерального бюджета следует взыскать по 3000 рублей госпошлины по требованию об оспаривании сделки и применении последствий ее недействительности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 112, 167-171, 176 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Ходатайство Правительства Республики Дагестан удовлетворить. Восстановить Правительству РД срок подачи заявления о признании недействительными распоряжения Министерства по управлению госимуществом Республики Дагестан от 17.01.2014 №9-р в части предоставления ООО «Стройинвестком» земельного участка площадью 16,0004 га с кадастровым номером 05:07:000088:742, расположенного на территории Дербентского района РД, на праве аренды сроком на 49 лет для сельскохозяйственного использования.
Признать недействительным распоряжение Министерства по управлению госимуществом Республики Дагестан (правопредшественника Минимущества Республики Дагестан) от 17.01.2014 №9-р в части предоставления ООО «Стройинвестком» земельного участка площадью 16,0004 га с кадастровым номером 05:07:000088:742, расположенного на территории Дербентского района РД, на праве аренды сроком на 49 лет для сельскохозяйственного использования.
Признать недействительным договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Дагестан, от 17.01.2014 №1, заключенного между Министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан и ООО «Стройинвестком».
Применить последствия недействительности сделки в виде приведения сторон в первоначальное положение: ответчику ООО "ДКК СТ" возвратить Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан земельный участок площадью 16,0004 га с кадастровым номером 05:07:000088:742, а Министерству по земельным, имущественным отношениям и вопросам торговли Республики Дагестан - все полученное от ответчиков по договору аренды от 17.01.2014 №1.
Взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину:
- с ООО "ДКК-СТ" в размере 3000 рублей;
- с ООО "Стройинвестком" в размере 3000 руб.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение суда может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки Ставропольского края) в месячный срок со дня его принятия в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Судья Т.А. Магомедов