ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-4405/2021 от 03.08.2022 АС Республики Дагестан


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Махачкала

10 августа  2022  года                                                                               Дело № А15-4405/2021

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа  2022  г.

           Решение в полном объеме изготовлено 10 августа  2022   г.

          Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Магомедовой Ф.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Магомедовой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Матис" (ОГРН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  №7 по Республике Дагестан (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании незаконным решения №25 от 31.03.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части п.3.2.;

о признании незаконным решения №1 от 31.03.2021 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 26 558 541 руб.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – генеральный директор ФИО1 (паспорт),  представитель ФИО2 (доверенность от 03.07.2020, копия диплома юриста),

от заинтересованного лица – ФИО3 (доверенность от 18.10.2021 №02/02287, копия диплома юриста), ФИО4 (доверенность  от  15.10.2021  № 02/02273), ФИО5 (доверенность от 15.10.2021 №02/02273),

в отсутствие представителя  третьего лица,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Матис" (далее – общество, ООО "Матис") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Республике Дагестан (далее – заинтересованное лицо, МРИ ФНС России №7 по РД) о признании незаконным решения №25 от 31.03.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части п.3.2.; о признании незаконным решения №1 от 31.03.2021 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 26 558 541 руб.

Определением от 16.03.2022 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя привлечено Акционерное общество "Корпорация развития Дагестана".

Определением от 28.06.2022 судебное разбирательство отложено на 03.08.2022.

В судебном заседании представители общества поддержали заявленные требования, просили суд удовлетворить их по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. В обоснование своих доводов представители заявителя пояснили, что, по их мнению,   обществом выполнены предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) требования к представленным налоговому органу документам в обоснование права на применение налоговых вычетов и возмещение НДС из бюджета. Налоговое законодательство не ставит право на возмещение НДС в зависимость от источника поступления на счета налогоплательщика денежных средств, использованных для расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги); полученные обществом денежные средства в уставный капитал не могут быть признаны безвозмездной передачей бюджетных инвестиций; использование обществом в расчетах денежных средств, поступивших в уставный капитал в виде дополнительного вклада, не препятствует применению налоговых вычетов по НДС, поскольку указанные затраты являются реальными, произведены налогоплательщиком за счет собственных денежных средств. Общество также несогласно с доводами инспекции о приобретении им товаров (работ, услуг) за счет средств субсидий (бюджетных инвестиций), полученных из федерального бюджета и бюджета Республики Дагестан, в связи с чем, ему необходимо было вести раздельный учет. В обоснование своих возражений представитель общества пояснил, что  решением единственного участника ООО «Матис» от 15.06.2017 АО «Корпорация развития Дагестана» принято в состав участников общества и за счет внесения дополнительного вклада корпорацией в размере 138 180 000 руб. увеличен уставной капитал общества.  Представитель  общества отметил, что Корпорация стала участником общества с размером доли 31,62 %, размер доли второго участника - ФИО1 составил 68,38%. Таким же образом Корпорация внесла дополнительные вклады в уставной капитал общества в 2018 и 2019 годах. По мнению заявителя, Корпорация, взамен внесенных в уставной капитал общества денежных средств, получила право на получение дивидендов от коммерческой деятельности общества, что свидетельствует о возмездности данной сделки. Общество полагает, что не обязано было в данной ситуации вести раздельный учет затрат, осуществляемых за счет субсидий и бюджетных инвестиций, и затрат, осуществляемых за счет других источников. Общество также считает, что применение налоговой инспекцией положений пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ также является неправомерным, поскольку общество не получало  субсидий из бюджетной системы Российской Федерации применительно к их толкованию, установленному пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а пополнение размера уставного капитала общества Корпорацией и приобретении ею при этом по возмездной сделке права собственности на долю за счет средств, полученных Корпорацией, не является получением обществом субсидий из бюджетной системы.

Представители заинтересованного лица (МРИ ФНС №7 по РД) в судебном заседании требования общества не признали, просили отказать в их удовлетворении по основаниям и доводам, изложенным в отзыве. Представитель инспекции дополнительно пояснил, что в результате камеральной проверки налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года, представленной к возмещению из бюджета в сумме 26 558 541 руб.,  установлено, что  ООО «Матис» ведет финансово-хозяйственную деятельность за счет собственных средств, средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан. При этом у общества отсутствует раздельный учет собственных средств и государственных инвестиций. Инспекция  отмечает, что в рассматриваемом случае, предоставление АО "Корпорация развития Дагестана" субсидий, бюджетных инвестиций сопровождалось приобретением Министерством имущественных и земельных отношений Республики Дагестан за счет указанных средств акций данного юридического лица и повлекло возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставного капитала корпорации в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Поскольку ООО "Матис", в уставный (складочный) капитал которого внесены средства, ранее предоставленные юридическому лицу АО "Корпорация развития Дагестана" в виде субсидий, бюджетных инвестиций, капитальные вложения в объекты капитального строительства, находящиеся в его собственности, осуществляет за счет бюджетных средств, то ООО «Матис», по мнению инспекции, следует применять порядок исчисления налога на добавленную стоимость в соответствии с п.2.1 ст. 170 НК РФ. По мнению инспекции, общество, претендуя на налоговый вычет по НДС по затратам, возмещаемым ему через АО "Корпорация развития Дагестана", не представило в материалы дела доказательства включения (исключения) в субсидию НДС. В случае оплаты затрат с выполнением комплекса работ на строительстве объектов инвестиционного проекта «Строительство завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне с.Кафыр - Кумух Республики Дагестан» за счет бюджетной субсидии из федерального бюджета, налоговые вычеты общество заявлять не вправе. При этом, при оплате понесенных затрат за счет федерального и республиканского бюджетов долю "входного" НДС общество не определило, раздельный учет бюджетных средств, поступивших из различных бюджетов, и собственных денежных средств, не вело.

Третье лицо (АО «Корпорация развития Дагестана») явку своего представителя в суд не обеспечило, в отзыве от 26.05.2022  пояснило, что Корпорация является участником общества «Матис» с долей в его уставном капитале в размере 458 435 790 руб., что составляет 54,43%. Средства, предназначенные для внесения в уставной капитал общества, были предоставлены из федерального бюджета в качестве субсидии бюджету Республики Дагестан на основании соглашений, заключенных между Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа и Правительством Республики Дагестан. В рамках исполнения указанных соглашений Правительством Республики Дагестан изданы распоряжения о направлении бюджетных ассигнований на увеличение уставного капитала ОАО «Корпорация развития Дагестана», в том числе на реализацию инвестиционного проекта ООО «Матис». Генеральный директор Корпорации также отметил в отзыве, что средства на реализацию инвестиционного проекта поступили в бюджет Республики Дагестан в форме бюджетной субсидии, до Корпорации средства были доведены в форме бюджетных инвестиций на основании статьи 80 Бюджетного кодекса РФ. По мнению третьего лица, договор об осуществлении прав участников ООО «Матис» от 20.06.2017 №111 является корпоративным договором и не регламентирует вопросы учета и расходования средств, направленных на реализацию инвестиционного проекта, нормы бюджетного законодательства не распространяются на указанный  договор.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев заявленные требования, возражения инспекции, исследовав материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 71 АПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС №7 по РД проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации (корректировка №3) по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2020 г., представленной ООО «Матис» 21.12.2020, по итогам которой составлен акт камеральной проверки №334 от 26.02.2021.

По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика инспекция вынесла решение от 31.03.2021 №25 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и в порядке статьи 176 НК РФ  - решение от 31.03.2021 №1 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 26 558 541 руб.

Основанием для принятия оспариваемых решений послужил вывод налогового органа о неправомерном применении обществом налоговых вычетов по НДС, связанных с операциями по приобретению товаров (работ, услуг), в связи с отсутствием раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и собственных средств; использование обществом при приобретении в 3 квартале 2020 года товаров (работ, услуг) на цели строительство завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне с.Кафыр-Кумух Республики Дагестан средств федерального бюджета и бюджета Республики Дагестан в форме субсидий.

Решением от 08.07.2021 №16-24/08474@ УФНС России по Республике Дагестан оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения.

Не согласившись с решениями инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Согласно пункту 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

С рассматриваемым заявлением в арбитражный суд общество обратилось в пределах установленного законом трехмесячного срока.

Решения, действия (бездействия) налоговых органов могут быть признаны судом незаконными (недействительными) при наличии одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя (статьи 198 и 201 АПК РФ).

Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемых решений действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 171, пункту 1 статьи 172 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

          Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ, вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

На основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 №335-ФЗ) в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

Положения пункта 2.1 статьи 170 НК РФ применяются также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

Абзацем 3 пункта 2.1 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что при получении субсидий и (или) бюджетных инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

Указанные суммы НДС включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций и при условии ведения раздельного учета.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета суммы НДС по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, в расходы при исчислении налога на прибыль организаций не включаются.

При этом, подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Положения абзаца первого подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ применяются независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Согласно пункту 1 статьи 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исследовав фактические обстоятельства по данному делу, оценив представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.

Судом установлено, что общество указало в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года 26 558 541 руб. налоговых вычетов по НДС, уплаченному поставщикам (исполнителям работ, подрядчикам) ООО "Алмаз-2014", ООО "Анжипромстрой",  ООО "Элемент Лизинг", ООО "Буйнакский завод "Известняк", НАО "Евроэксперт" по выставленным указанными контрагентами счетам-фактурам.

В подтверждение права на вычет в заявленном объеме общество представило к проверке договоры поставки, договоры купли-продажи, договоры комиссии, договоры лизинга, агентские договоры, договоры генподряда, инвестиционные договоры, акты сверки расчетов с поставщиками, счета-фактуры поставщиков (подрядчиков), справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), акты  о  приемке  выполненных  работ (КС-2), журнал учета выполненных работ, карточки бухгалтерских счетов, главная книга и другие документы.

Судом установлено, что общество зарегистрировано в качестве юридического лица 22.01.2007.

15.06.2017 единственным участником общества на основании заявления АО «Корпорация развития Дагестана» (далее – Корпорация)  вынесено решение о принятии в состав участников общества Корпорации и увеличении уставного капитала общества за счет внесения дополнительного вклада в его уставный капитал Корпорацией в размере 138 180 000 руб. В результате заключения  договора № 111 от 20.06.2017 об осуществлении прав участников ООО «Матис» Корпорация стала участником общества с размером доли 31,62%, размер доли второго участника (ФИО1) составил 68,38%.  Дополнительные  вклады Корпорация также осуществила в 2018 и 2019 годах.

При регистрации в качестве юридического лица общество заявило основной вид хозяйственной деятельности – производство гипсовых изделий для использования в строительстве (ОКВЭД 23.62) и дополнительные виды деятельности – производство  цемента, извести и гипса (ОКВЭД 23.5), добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня (ОКВЭД 08.11.2), производство гипса (ОКВЭД 23.52.2), производство изделий из бетона, цемента и гипса (ОКВЭД 23.6).

В уточненной налоговой декларации общество заявило вычет по операциям по приобретению товаров (работ, услуг), используемых в своей основной хозяйственной деятельности в рамках инвестиционного проекта "Строительство завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне с. Кафыр-Кумух Республики Дагестан", который реализуется в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016 - 2025 годы" от 10.02.2017 №370-08-2018-015, включенной в "Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 2016 - 2025 годы государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа от 14.01.2017 № 28.

Судом также установлено, что 10.02.2018 между Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - Министерство), которому как получателю средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и Правительством Республики Дагестан (далее - субъект) подписано Соглашение о предоставлении субсидии в 2018 году из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы".

Предметом настоящего Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2018 году бюджету Республики Дагестан субсидии в целях софинансирования мероприятий по социально-экономическому развитию Республики Дагестан, государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству, как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 370, раздел 04, подраздел 12, целевая статья 35 6 10 55230, вид расходов 521, в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы" государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года.

В перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению, входит осуществление имущественного взноса Республики Дагестан в ОАО «Корпорация развития Дагестана» на реализацию инвестиционного проекта «Строительство завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне с.Кафыр-Кумух Республики Дагестан», срок окончания реализации - 2018 год, объем финансового обеспечения на реализацию мероприятия, предусмотренный в бюджете субъекта Российской Федерации 230 096 420 руб., в том числе, средства субсидии из федерального бюджета – 218 591 600 руб.

ОАО «Корпорация развития Дагестана» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Федеральный закон "Об акционерных обществах"), Указом Президента Республики Дагестан от 22 июля 2013 года № 208 «Об открытом акционерном обществе «Корпорация развития Дагестана», Постановлением Правительства Республики Дагестан от 4 июля 2013 года №340 «О реализации приоритетных проектов Президента Республики Дагестан» и Постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 октября 2013 года №550 «О создании открытого акционерного общества «Корпорация развития Дагестана», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ОАО «Корпорация развития Дагестана», как юридическое лицо в форме акционерного общества учреждено Правительством субъекта РФ. По данным ЕГРЮЛ уставный капитал общества составил 6 365 343 000 руб. Уставный капитал общества составляется из 6 365 343 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 (одна тысяча) рублей каждая. Все акции общества выпущены в бездокументарной форме и  находятся в собственности Республики Дагестан.

Учредителем Корпорации является Республика Дагестан. Органом государственной власти, осуществляющим права учредителя (участника) является Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан. Основным видом деятельности является «Вложения в ценные бумаги» (ОКВЭД- 64.99.1).

В соответствии с Уставом о деятельности АО «Корпорация развития Дагестана» основными его задачами  являются: организация взаимодействия федеральных органов власти, Правительства Республики Дагестан, крупных инвесторов по вопросам развития инфраструктуры Дагестана и реализации инвестиционных проектов на территории Дагестана; поддержка и участие в инвестиционной деятельности и в инвестиционных проектах в форме предоставления займов, грантов, взносов в уставной капитал, вкладов в имущество хозяйственных обществ, финансовой аренды (лизинга) и информационно-консультационной поддержки, в том числе за счет субсидий и бюджетных инвестиций; привлечение государственного и частного финансирования, в том числе средств иностранных инвесторов, для реализации приоритетных для Дагестана инвестиционных и инфраструктурных проектов; предоставление финансовых услуг, управление холдингами, дочерними обществами, а также управление имуществом и финансовыми средствами и др. Для достижения поставленных задач общество осуществляет инвестиционную деятельность, которая включает: привлечение средств федерального, республиканского и местных бюджетов, а также средств государственных и негосударственных институтов развития для реализации приоритетных инвестиционных проектов; строительство и введение в эксплуатацию объектов, создаваемых в рамках инвестиционных проектов и др.

Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 13.06.2018 №120-р в соответствии с Законом Республики Дагестан от 26 декабря 2017 г. № 100 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан было поручено: 1. направить бюджетные ассигнования на увеличение уставного капитала ОАО "Корпорация развития Дагестана" в размере 230 096,4 тыс.руб. в целях реализации инвестиционного проекта на территории Республики Дагестан в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии в 2018 году из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы" от 10 февраля 2018 г. № 370-08-2018-015; обеспечить в установленном порядке увеличение уставного капитала открытого акционерного общества "Корпорация развития Дагестана" путем размещения дополнительных акций в количестве 230096 штук номинальной стоимостью 1000 рублей каждая и осуществить действия, связанные с приобретением этих акций и оформлением на них права собственности Республики Дагестан. 2. ОАО "Корпорация развития Дагестана": направить 230096,4 тыс. рублей на реализацию инвестиционного проекта "Строительство завода по производству гипса и гипсосодержащих материалов в промышленной зоне с. Кафыр-Кумух Республики Дагестан" (инициатор проекта - ООО "Матис"); обеспечить в установленном порядке оформление доли ОАО "Корпорация развития Дагестана" в уставном капитале ООО "Матис".

На основании Договора купли-продажи ценных бумаг №2 от 27.08.2018 ОАО «Корпорация развития Дагестана» (Эмитент), осуществляющий выпуск и размещение по закрытой подписке ценных бумаг, передает Покупателю - Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в собственность дополнительные обыкновенные именные бездокументарные акции (далее – акции), а Покупатель - Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан оплачивает эти акции. Стоимость приобретения акций составляет 827653000 руб.

Оплата акций в размере 230 096 000 руб. осуществляется Покупателем за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан в размере 218 591 600 руб. и остальная часть за счет средств бюджета Республики Дагестан.

Оплата остальной части денежных средств в размере 597 557 000 руб. производится путем зачета встречных денежных требований к Покупателю.

Для реализации инвестиционного проекта 28.09.2018 ОАО "Корпорация развития Дагестана" бюджетные ассигнования, полученные от Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, перечислены на расчетный счет ООО «Матис» платежным поручением №355 в сумме 230 096 420 рублей с назначением платежа «Взнос в Уставной капитал на основании Решения участников ООО "Матис" от 25.09.2018, НДС не облагается».

Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 10.06.2019 №166-р в соответствии с Законом Республики Дагестан от 25 декабря 2018 г. №93 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы" Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан было поручено: направить бюджетные ассигнования на увеличение уставного капитала ОАО "Корпорация развития Дагестана" в размере 219570,0 тыс. руб. на реализацию инвестиционных проектов на территории Республики Дагестан в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии в 2019 году из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы" от 12 февраля 2019 г. № 370-08-2019-007; обеспечить в установленном порядке увеличение уставного капитала ОАО "Корпорация развития Дагестана" путем размещения дополнительных акций в количестве 219570 штук номинальной стоимостью 1000 рублей каждая и осуществить действия, связанные с приобретением этих акций и оформлением на них права собственности Республики Дагестан.

23.12.2019 между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и ОАО «Корпорация развитии Дагестана», в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, требованиями к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, утвержденными постановлением Правительства Республики Дагестан от 9 декабря 2019 г. № 312,  заключен договор о предоставлении из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

Согласно п. 1.1 настоящего договора предметом Договора является предоставление Организации из республиканского бюджета в 2019 году бюджетных инвестиций на увеличение уставного капитала в целях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Дагестан с увеличением в соответствии с условиями настоящего Договора на эквивалентную часть участия Республики Дагестан в уставном капитале Организации: строительство завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне с.Кафыр-Кумух Республики Дагестан (ООО «Матис»). Бюджетные инвестиции предоставляются для оплаты обыкновенных бездокументарных акций Организации.

23.12.2019 между ФИО1 (далее - Участник-1) и ОАО "Корпорация развития Дагестана" (далее-Участник-2) подписано Дополнительное соглашение №2 к Договору №111 от 20.06.2017 об осуществлении прав участников ООО «Матис». Размер доли Участника -1 в уставном капитале ООО «Матис» составляет 45,58% от его величины, номинальной стоимостью 383 783 580 руб., размер доли Участника -2 (ОАО «Корпорация развития Дагестана») в уставном капитале ООО «Матис» составляет 54,42% от его величины, номинальной стоимостью 458 276 420 руб.

25.12.2019 между ФИО1(Участник-1) и ОАО "Корпорация развития Дагестана" (Участник-2) подписано Дополнительное соглашение №3 к Договору №111 от 20.06.2017 об осуществлении прав участников ООО «Матис». Размер доли Участника -1 в уставном капитале ООО «Матис» составляет 45,57% от его величины, номинальной стоимостью 383 783 580 руб., размер доли Участника -2 (ОАО «Корпорация развития Дагестана») в уставном капитале ООО «Матис» составляет 54,43% от его величины, номинальной стоимостью 458 435 790 руб.

26.12.2019 бюджетные ассигнования в сумме 90 000 000 руб. поступили с лицевого счета  ОАО «Корпорация развития Дагестана» на расчетный счет ООО «Матис».

Таким образом, АО «Корпорация развития Дагестана» является получателем средств бюджета в виде бюджетных инвестиций, направляемых в соответствии со ст.80 Бюджетного кодекса Российской Федерации в виде взноса в уставный капитал ООО «Матис» на финансирование инвестиционного проекта по строительству объектов капитального строительства.

Целевой характер выделенных АО "Корпорация развития Дагестана" средств федерального бюджета и бюджета  Республики Дагестан выражается в возможности их использования исключительно на цели для социально-экономического развития Республики Дагестан путем осуществления взносов в уставные капиталы различных организаций, в том числе, на цели инвестиционного проекта, что соответствует требованиям статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что поступившие от АО "Корпорация развития Дагестана" на расчетный счет общества денежные  средства (дополнительные взносы в уставной капитал общества), использовались им на реализацию инвестиционного проекта по строительству завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне с. Кафыр-Кумух Республики Дагестан и иные цели, непосредственно связанные с осуществлением обществом основной хозяйственной деятельности для оплаты приобретенных товаров (работ, услуг) у контрагентов, на проведение капитального строительства, по взаимоотношениям с которыми в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года заявлен налоговый вычет в размере 26 836 700 руб.

Судом также установлено, что АО "Корпорация развития Дагестана" увеличило уставный капитал путем выпуска акций за счет субсидий из федерального бюджета и путем представления бюджетных инвестиций передало Министерству имущественных и земельных отношений Республики Дагестан, оплаченные за счет субсидии из федерального бюджета. АО "Корпорация развития Дагестана" перечислила обществу в 2017 году 138 180 000 руб., в 2018 году – 230 096 420 руб.,  в 2019 году – 90 159 370 руб. на пополнение уставного капитала.

Поскольку деятельность корпорации по передаче денежных средств обществу носила инвестиционный характер и в силу статьи 39 Кодекса не подлежала обложению НДС, то у общества в силу пункта 1 статьи 170 Кодекса отсутствует право на налоговый вычет. Передача имущества (в частности, вклад в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ) носит инвестиционный характер и участие в инвестиционном проекте, в частности, софинансирование обществом строительства само по себе при установленных судом обстоятельствах не является основанием к применению им как инвестором налогового вычета сумм НДС, оплаченных подрядчику. Общество искусственно создало условия для изменения статуса выделенных бюджетных средств на средства, полученные им от обычной хозяйственной деятельности.

Более того, общество не вело раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций. Доказательства приобретения товаров (работ, услуг) за счет собственных, а не бюджетных денежных средств, ведения соответствующего раздельного учета и соблюдения требований пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса в материалах дела отсутствуют.  Непредставление обществом соответствующих доказательств, сделало невозможным определение доли финансируемых из федерального и республиканского бюджетов и собственных средств. Сходный правовой подход сформирован в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2021 №308-ЭС21-4404 по делу со сходными фактическими обстоятельствами и тем же периодом правового регулирования.

Суд также учитывает, что подпунктом 4 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса установлено, что передача имущества, носящая инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, не признается реализацией товаров, работ или услуг. Поскольку товары (работы, услуги) по счетам-фактурам в рассматриваемом случае, как установил суд и подтверждается материалами дела, были приобретены для осуществления инвестиционной деятельности, и в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 146 Кодекса такие операции не признаются объектом налогообложения НДС, суммы НДС в таком случае учитываются в стоимости основных средств исходя из подпункта 4 пункта 2 статьи 170 Кодекса, а потому не могут предъявляться к налоговому вычету. Поскольку деятельность корпорации по передаче денежных средств обществу носила инвестиционный характер и в силу статьи 39 Кодекса не подлежала обложению НДС, то у общества в силу пункта 1 статьи 170 Кодекса отсутствует право на налоговый вычет. Передача имущества (в частности, вклад в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ) носит инвестиционный характер и участие в инвестиционном проекте, в частности, софинансирование обществом строительства само по себе при установленных судом обстоятельствах не является основанием к применению им как инвестором налогового вычета сумм НДС, оплаченных подрядчику. Из статей 168, 169, 171, 172, 174.1 Кодекса следует, что участник долевого строительства (инвестор) при определенных условиях вправе претендовать на налоговый вычет таких сумм, но только при ведении раздельного учета расходов за счет федерального, республиканского бюджетов и собственных денежных средств. Непредставление обществом таких доказательств и повлекло вывод об отсутствии у него оснований для предъявления к вычету (возмещению) НДС.

Кроме того, согласно пункту 6 статьи 171 Налогового кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства. Возникший по данному делу спор касается правомерности применения обществом как соинвестором налоговых вычетов, предусмотренных указанной нормой, по операциям, осуществленным в том числе с использованием его денежных средств, переданных им в порядке инвестирования в смысле, определенном в статьях 1, 4 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", как лицу, произведшему капитальные вложения (инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство). Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств. Инвесторами могут быть в том числе юридические лица, государственные органы. Отношения между ними осуществляются на основе договора (пункт 1 статья 8 Закона об инвестиционной деятельности) и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств (статья 9 Закона). Одной из форм государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, является прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета (пункт 2 статьи 11 Закона).

Следовательно, суд признает обоснованными доводы инспекции о нарушении обществом части 4 статьи 170 Налогового кодекса, установив, что оно при оплате расходов за счет федерального и республиканского бюджетов, не вело раздельный учет бюджетных средств, поступивших из различных бюджетов и собственных денежных средств, и не представило соответствующие доказательства величины доли этих затрат.

С учетом изложенного, заявленные требования общества не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине (уплачена обществом  при подаче заявления) следует отнести на заявителя и возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 156, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворениизаявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Матис" (ОГРН <***>, ИНН<***>) отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки Ставропольского края) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Дагестан.

Судья                                                                                                         Ф.И. Магомедова