АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
г. Махачкала
13 мая 2016 года Дело № А15-4468/2015
Резолютивная часть решения 13 мая 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 13 мая 2016 года.
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Хавчаевой К.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гаммаевым М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФНС России о признании несостоятельным (банкротом) сельскохозяйственного производственного кооператива «им. Орджоникидзе» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 368048, РД, г. Новолакский район, с. Чапаево), при участии в судебном заседании представителя должника – ФИО1, от Правительства РД – ФИО2, в отсутствие иных лиц,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая службы России обратилась в Арбитражный суд РД с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) сельскохозяйственного кооператива «им. Орджоникидзе» (далее - кооператив) в связи с наличием непогашенной мерами принудительного исполнения задолженности по налогам, пеням и штрафам в общей сумме 995214,06 руб. по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, сельскохозяйственный производственный кооператива «им. Орджоникидзе» согласно выписке из ЕГРЮЛ состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС №17 по РД (далее – инспекция) с 24.12.2002 по адресу: 368048, Республика Дагестан, Новолакский район, село Чапаево.
Согласно статьям 23 и 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате обязательных платежей в установленные сроки.
Как видно из заявления, материалов дела и пояснений сторон, во исполнение Федерального закона от 09.07.2002 №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (далее - Закон №83) 16 января 2004 года между налоговой инспекцией (МРИ ФНС РФ №16 по РД) и должником заключено соглашение о реструктуризации (далее - соглашение), предметом которого является реструктуризация задолженности организации перед кредиторами по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на 01.01.2004 в сумме 578 100 руб.
В соответствии с пунктом 2 соглашения в отношении организации применяется следующий вариант реструктуризации:
- отсрочка погашения долга и начисленных процентов в сумме 578 100 руб. до 2010 года;
- рассрочка погашения долга и начисленных процентов в сумме 578 100 руб. до 2014 года с погашением начиная с 2010 года.
Платежи согласно графику осуществляются один раз в год, не позднее 15 декабря. Со дня подписания настоящего соглашения пени и штрафы за несвоевременное погашение должником обязательств по основному долгу, по которым осуществляется реструктуризация, не начисляются (пункты 3, 6 соглашения).
При расторжении настоящего соглашения долги, указанные в пункте 1 соглашения, подлежат восстановлению в полном объеме (за исключением ранее уплаченных сумм по графику погашения долгов). Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами (пункты 12, 13 соглашения).
Как следует из заявления уполномоченного органа, сельскохозяйственный производственный кооператива «им. Орджоникидзе» имеет задолженность по налогам, пеням и штрафам в сумме 1788 145 руб. 40 коп., в том числе по просроченному свыше 3-х месяцев основному долгу в размере 870 849 руб. 53 коп., по пени и штрафу в размере 918685 руб. 87 коп.
Из указанной суммы задолженность, не погашенная мерами принудительного исполнения, составляет 995 214 руб. 06 коп., в том числе по просроченному свыше 3-х месяцев основному долгу в размере 620 667 руб. 53 коп., по пени и штрафу в размере 326 967 руб. 53 коп.
Основанием возникновения указанной задолженности, согласно заявлению, является решение Межрайонной ФНС России №17 по РД об отмене права на реструктуризацию задолженности №04 от 21.10.2013, которое вступило в силу со дня его принятия.
Инспекцией предприняты предусмотренные законодательством Российской Федерации меры принудительного взыскания задолженности в соответствии с НК РФ.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии недоимки инспекция направляет налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Срок уплаты налога, установленный законодательством о налогах и сборах, указан в требовании.
СПК «им. Орджоникидзе» направлено требование №13579 от 08.11.2013 на сумму 900462 руб. 53 коп.
В связи с неисполнением требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа инспекцией в отношении налогоплательщика применены меры принудительного взыскания, в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ принято решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств №2230 от 03.12.2013
В соответствии со статьями 46, 47 НК РФ при недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах организации принято решение о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества налогоплательщика №571 от 24.09.2014 и постановление №571 от 24.09.2014 о взыскании налогов, сборов пеней, штрафов за счет имущества.
Постановление о взыскании налога (сбора) за счет имущества налогоплательщика №571 от 24.09.2014 направлено в службу судебных приставов.
Судебным приставом – исполнителем МО СП по ОИП ФИО3 возбуждено исполнительное производство №4739/14/05053-ИП от 17.10.2014.
Третьим лицом – Минсельхозом РД представлен отзыв на заявление, в котором подтверждается доводы уполномоченного органа, в частности: условия соглашения должником не исполнены, что автоматически ведет к его расторжению
Отзывом на заявление должник просил отказать в удовлетворении заявления уполномоченного органа в признании СПК «им. Орджоникидзе» банкротом, поскольку уполномоченным органом не соблюдена процедура расторжения (отмены) соглашения о реструктуризации, решение о котором вынесено не уполномоченным лицом. Соответственно требования об уплате налога, решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах, решение и постановление о взыскании налога за счет имущества вынесены в отсутствие законных оснований.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, доводы сторон и третьих лиц, приходит к выводу об отказе в признании должника несостоятельным (банкротом) по следующим основаниям.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве и пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии с п.2 ст. 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Согласно пункту 2 статье 6 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее трехсот тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьи 3 настоящего Федерального закона.
Уполномоченный орган обратился с заявлением по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Согласно пункту 1 статьи 227 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закона о банкротстве), в случаях, если гражданин – должник или руководитель должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Согласно статье 230 Закона о банкротстве положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве.
В соответствии с п.2 ст.227 Закона о банкротстве, заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 №573.
Во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", приказа ФНС России от 03.10.2012 №ММВ-7-8/663@ «Об утверждении порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России» Управлением ФНС России по Республике Дагестан принято решение о подаче заявления в арбитражный суд о признании общества несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.
Согласно пункту 1 статьи 53 Закона о банкротстве решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается арбитражным судом в случаях установления признаков банкротства, предусмотренных статьей 3 Закона о банкротстве.
Закон №83 устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.
Согласно указанному закону действуют федеральные и территориальные комиссии.
Территориальные комиссии - межведомственные комиссии, созданные в субъектах Российской Федерации для решения вопросов, связанных с финансовым оздоровлением сельскохозяйственных товаропроизводителей, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 19 Закона №83 соглашение о реструктуризации долгов должно быть заключено в письменной форме, подписано кредиторами, в совокупности обладающими правом требования погашения не менее 75 процентов кредиторской задолженности должника.
Территориальная комиссия в недельный срок с момента получения от должника соглашения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязана принять одно из следующих решений:
о подписании соглашения о реструктуризации долгов всеми членами территориальной комиссии, уполномоченными подписать представленное соглашение;
об отказе в подписании представленного соглашения (часть 2 статьи 23 Закона №83).
Налоговой инспекцией и должником заключено соглашение о реструктуризации от 16.01.2004.
Статьями 27 и 28 Закона №83 предусмотрены основания и порядок расторжения соглашения о реструктуризации.
В соответствии с приказом Минсельхоза России N 4, Минфина России N 4н, Минэкономразвития России N 12, Минпромторга России N 25 от 18.01.2010 "О Федеральной и территориальной комиссиях по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей" утверждено, в том числе, положение о территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - положение).
В силу пункта 3 положения, территориальная комиссия для реализации возложенных на нее задач, в числе прочих, принимает решение о внесении изменений в соглашения о реструктуризации долгов, расторжении указанных соглашений и приостановлении их действия.
Основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов являются:
неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов;
неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов;
возбуждение в отношении должника процедуры банкротства;
несоответствие должника понятию "сельскохозяйственный товаропроизводитель", определенному абзацем третьим статьи 2 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона №83).
Расторжение соглашения о реструктуризации долгов по обстоятельствам, указанным в абзацах втором, третьем и пятом статьи 27 настоящего Федерального закона, осуществляется с согласия подписавших соглашение о реструктуризации долгов кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50 процентов кредиторской задолженности должника. Любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения по основаниям, указанным в абзацах втором, третьем и пятом статьи 27 настоящего Федерального закона (части 1, 2 статьи 28 Закона №83).
В соответствии порядком оценки долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденным протоколом от 25.02.2003 №4 межведомственной федеральной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей (вместе с "Порядком проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей") сельхозтоваропроизводители-должники могут быть выведены из числа участников программы в случаях:
- неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником принятых на себя обязательств в рамках Соглашения о реструктуризации долгов;
- неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано Соглашение о реструктуризации долгов;
- возбуждения в отношении должника процедуры банкротства.
Расторжение соглашения о реструктуризации долгов по обстоятельствам, указанным в абзацах втором и третьем п. 11, осуществляется с согласия подписавших соглашение о реструктуризации долгов кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50% кредиторской задолженности должника.
Любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения.
При получении информации от ОАО "Россельхозбанк" о нарушении должником условий реструктуризации кредитор уведомляет территориальную комиссию о своем намерении начать процедуру расторжения Соглашения о реструктуризации долгов. Территориальная комиссия не позднее 14 дней со дня получения такого уведомления принимает решение о приостановлении действия Соглашения о реструктуризации долгов, о чем уведомляет всех кредиторов. Со дня принятия решения о приостановлении действия Соглашения о реструктуризации долгов возобновляется начисление пеней и штрафов на реструктурированную задолженность. Одновременно с принятием решения о приостановлении Соглашения о реструктуризации долгов территориальная комиссия назначает дату заседания, на которое приглашаются все кредиторы.
Расторжение Соглашения о реструктуризации долгов по обстоятельствам, указанным в абзаце 4 пункта 11, происходит автоматически. В этом случае кредиторы, получившие информацию от ОАО "Россельхозбанк" о возбуждении в отношении должника в арбитражном суде дела о банкротстве, не позднее 5 дней со дня получения такой информации уведомляют об этом территориальную комиссию. Территориальная комиссия не позднее 1 дня со дня получения информации от кредиторов о возбуждении в отношении должника в арбитражном суде дела о банкротстве назначает заседание, на котором в протоколе заседания делается запись о расторжении Соглашения о реструктуризации долгов на основании абзаца 4 ст. 27 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Выписка из протокола заседания направляется должнику и всем кредиторам не позднее 5 дней со дня подписания протокола членами территориальной комиссии.
При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
В связи с вышеизложенным, отклоняется довод управления о наличии полномочий налогового органа, как стороны соглашения, расторгать (отменять) соглашения, поскольку такое возможно с согласия подписавших Соглашение о реструктуризации долгов кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50% кредиторской задолженности должника, а полномочиями на расторжение обладает территориальная комиссия.
Распоряжением Правительства РД от 07.02.2003 N 37-р «О Республиканской межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей» (далее – распоряжение №37-р) создана республиканская межведомственная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В ходе судебного разбирательства Управлению ФНС России по РД, Минсельхозу РД и Правительству РД было предложено представить надлежащие доказательства соблюдения процедуры расторжения, в том числе уведомление территориальной комиссии о своем намерении начать процедуру расторжения Соглашения, протокол заседания территориальной комиссии по вопросу о расторжении соглашения, результаты такого заседания. Лицами, участвующими в деле, такие документы не представлены.
При таких обстоятельствах суд не может признать надлежащим документом решение об отмене права на реструктуризации задолженности от 21.10.2013 №04, в связи с чем последующие требования об уплате налога, решение о взыскании налога за счет денежных средств, решение и постановление о взыскании налога за счет имущества также вынесены с нарушением в период действия соглашения о реструктуризации долгов от 16.01.2004.
Также отклоняется довод Минсельхоза об автоматическом расторжении соглашения в связи с неисполнением условий соглашения должником, поскольку, как следует из части 3 статьи 28 Закона №83-ФЗ, расторжение соглашения о реструктуризации долгов по обстоятельствам, указанным в абзаце четвертом статьи 27 настоящего Федерального закона, происходит автоматически. В силу абзаца 4 статьи 27 Закона №83 основанием расторжения соглашения о реструктуризации долгов являются возбуждение в отношении должника процедуры банкротства.
Заявление Управления ФНС России о признании СПК «им. Орджрникидзе» банкротом принято к производству 26.11.2015, то есть фактически по истечении срока, на которое заключено соглашение (пункты 14, 2 соглашения).
В силу статьи 55 Закона о банкротстве решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом принимается, в числе прочих, в случае отсутствия признаков банкротства, предусмотренных статьей 3 настоящего Федерального закона.
Как следует из статьи 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 настоящего Федерального закона (абз. 3 части 2 статьи 7 Закона о банкротстве).
Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда (абз. 2 пункта 3 статьи 6 Закона о банкротстве).
Доказательства соблюдения процедуры предъявления требований об уплате налогов, сборов после истечения срока, на который заключено соглашения, а также после принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) (как основания автоматического расторжения соглашения) к производству уполномоченным органом надлежащих документов (требования об уплате налогов, сборов, решения о взыскании налогов, сборов, решения и постановления о взыскании налогов, сборов с имущества должника) не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в признании должника банкротом ввиду отсутствия признаков банкротства, предусмотренных статьей 3 настоящего Федерального закона.
Иные доводы уполномоченного органа судом отклоняются как не имеющие существенного значения для рассмотрения дела.
При обращении в арбитражный суд налоговым органом государственная пошлина не уплачена, в связи с чем вопрос о ее распределении судом не рассматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 3, 32, 52, 55, Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления о признании несостоятельным (банкротом) сельскохозяйственного производственного кооператива «им. Орджоникидзе» отказать.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение суда может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки) в месячный срок со дня его принятия в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Судья К.Н. Хавчаева