ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-4717/19 от 11.11.2019 АС Республики Дагестан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Махачкала

18 ноября   2019 года                                                                           Дело № А15-4717/2019

  Резолютивная часть решения объявлена  11 ноября   2019 г.

  Решение  изготовлено в полном объеме  18 ноября   2019 г.

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Магомедовой Ф.И.,

при ведении  протокола судебного заседания секретарём с/з Магомедовой А.И.,

рассмотрев  в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Рыночный Спецдепозитарий"  (ОГРН1107746400827, ИНН 7736618039)

к Отделению - Национального банка по Республике Дагестан Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН7702235133)

об отмене постановления №19-16798/3110-1 от 15.08.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по части 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признании его незаконным и необоснованным, 

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Почкин Л.В. (доверенность №95 от 26.12.2018),

от заинтересованного лица – Юнусова З.К. (доверенность от 29.03.2019 №ДВР19-ТЗ/11763), Абдуллаева Н.К. (доверенность от 20.08.2019 №ДВР18-Т03/27867),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Рыночный Спецдепозитарий" (далее - заявитель, ООО "Рыночный Спецдепозитарий") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Отделению - Национального банка по Республике Дагестан Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – заинтересованное лицо, Отделение – Национального банка по РД ЮГУ ЦБ РФ, Отделение Банка) об отмене постановления от 15.08.2019 №19-16798/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по части 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и признании его незаконным и необоснованным.

Определением от 07.10.2019 судебное разбирательство назначено на 11 ноября 2019.

В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их по основаниям и доводам, изложенным в жалобе, в дополнении к жалобе от 03.10.2019 №1910030002 и в возражении на отзыв административного органа от 07.11.2019 №1911070013. В обоснование своих доводов представитель заявителя пояснил, что обязательство общества в части реализации дебиторской задолженности было прекращено в связи с невозможностью его исполнения на основании пункта 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку  справедливая стоимость дебиторской задолженности составила 0 рублей 00 копеек, реализовать такое имущество не представляется возможным по причине его обесценивания (утраты покупной цены) и, соответственно, утраты оборотоспособности. Таким образом, общество 04.04.2019 исключило дебиторскую задолженность из списка имущества фонда путём её списания. Представитель заявителя также считает, что представление обществом в Банк России 19.04.2019 отчета о прекращении фонда не образует у общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 15.29 КоАП РФ. Общество завершило все расчеты и направило 19.04.2019 в Банк России отчет о прекращении фонда. По мнению представителя общества, в протоколе об административном правонарушении не отражено событие административного правонарушения о нарушении обществом срока исполнения предписания, с учетом этого, протокол об административном правонарушении  от 29.07.2019 №ЦА-54-ЮЛ-19-16798/1020-1 составлен с существенными недостатками.

Заинтересованное лицо в отзыве от 02.10.2019 №Т382-16-15/6683 и его представители в судебном заседании заявление общества не признали и просили отказать в его удовлетворении, полагая, что постановление принято в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела, нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.  Представитель Отделения банка пояснила, что отчет о прекращении фонда представлен обществом в Банк России письмом от 19.04.2019 № 1904190002, то есть, с нарушением, установленного в предписании срока. Кроме того, предписание Банка России, обязывающее общество реализовать имущество, составляющее Фонд, осуществить расчеты с кредиторами и представить отчет о прекращении фонда в срок до 08.04.2019, не исполнено.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя и заинтересованного лица, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи  71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд установил следующее.

Как следует из материалов дела  и установлено судом, общество с ограниченной ответственностью «Рыночный Спецдепозитарий» является организацией, осуществляющей деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов на основании лицензии, предоставленной ФСФР России на осуществление соответствующей деятельности от 05.10.2010 №22-000-0-00097.

Общество  осуществляет прекращение Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости «Приозерный», в связи с аннулированием лицензии общества с ограниченной ответственностью «АктивАр» на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

В соответствии с пунктом 10 статьи 31 Федерального закона от 29.11.2001 №156 ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее Федеральный закон № 156-ФЗ) лицо, осуществляющее прекращение паевого инвестиционного фонда, обязано реализовать имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, и осуществить расчеты с кредиторами в соответствии со статьей 32 Федерального закона № 156-ФЗ в срок, не превышающий шести месяцев со дня раскрытия сообщения о прекращении паевого инвестиционного фонда.

Банком России был выявлен факт нарушения требований пункта 10 статьи 31 Федерального закона № 156-ФЗ, в связи с чем, в адрес общества направлено предписание Банка России от 05.09.2018 № 54-2-4/1879.

Данное предписание Банка России признано неисполненным и выдано новое предписание Банка России от 29.12.2018 № 54-2-4/2833, согласно которому Обществу в срок до 08.04.2019 следовало реализовать имущество, составляющее Фонд, и, осуществив расчеты с кредиторами в соответствии со статьей 32 Федерального закона № 156-ФЗ, представить в Банк России отчет о прекращении Фонда, соответствующий требованиям Федерального закона № 156-ФЗ.

Письмом от 02.04.2019 № 1904020013 общество сообщило, что обязанность по реализации имущества, составляющего фонд, исполнена, однако в срок до 08.04.2019 Общество не сможет осуществить расчеты с кредиторами и представить в Банк России отчет о прекращении Фонда.

Входящая в  состав активов фонда, в том числе, дебиторская задолженность Публичного акционерного общества «Татфондбанк» по договору банковского счета резидента от 09.06.2012 № б/н в сумме 5 873 653,10 руб., списана обществом, как безнадежная.

Отчет о прекращении фонда представлен обществом в Банк России письмом от 19.04.2019 №1904190002.

По указанному факту консультантом отдела прекращения и лицензионных санкций Управления надзора за управляющими компаниями Департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Банка России составлен протокол об административном правонарушении от 29.07.2019 №ЦА-54-ЮЛ-19-16798/1020-1, который с материалами дела об административном правонарушении направлен в Отделение-НБ Республика Дагестан для рассмотрения по месту совершения административного правонарушения.

По результатам рассмотрения должностным лицом Отделения-НБ Республика Дагестан 15.08.2019 вынесено постановление о наложении на ООО «РСД» штрафа в сумме 700 000 руб. по делу об административном правонарушении №ЦА-54-ЮЛ-19-16798.

Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

        В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

В арбитражный суд заявитель обратился в срок,  предусмотренный  частью 2 статьи 208 АПК РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме  (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии со статьей 76.2. Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Статьей 76.5 Закона о Банке России установлено, что Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Банк России направил обществу предписание от 29.12.2018 № 54-2-4/2822, предписывающее последнему в срок до 08.04.2019 устранить выявленное нарушение, указанное в устанавливающей части (общество нарушило шестимесячный срок, установленный для реализации имущества, составляющего Фонд, не осуществило расчеты с кредиторами в соответствии со ст. 32 Федерального закона №156-ФЗ, а также не исполнило предписание Банка России от 05.09.2018 №54-2-4/1879), осуществить расчеты с кредиторами  и представить в Банк России отчет о прекращении фонда, соответствующий требованиям Закона.

В  установленный срок надлежащим образом и в полном объеме предписание обществом не исполнено.

Согласно части 9 статьи 15.29 КоАП РФ воспрепятствование профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда проведению Банком России проверок либо неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний Банка России - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 15.29 КоАП РФ, являются общественные отношения в области осуществления деятельности на рынке ценных бумаг. Родовым объектом данного административного правонарушения является установленный порядок осуществления контроля Банком России за деятельностью на рынке ценных бумаг.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст.15.29 КоАП РФ, заключается в противоправном действии, связанном с воспрепятствованием проведению Банком России проверок, либо в действии или бездействии, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнение предписаний Банка России.

 Представитель общества в части реализации  дебиторской задолженности публичного акционерного общества «Татфондбанк» по договору банковского счета резидента от 09.06.2012 №б/н в сумме 5 873 653,10 руб. пояснил, что согласно пункту 1 статьи 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если невозможность исполнения вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. В соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» и Правилами определения стоимости чистых активов Фонда, справедливая стоимость Дебиторской задолженности составляет 0 рублей 00 копеек. МСФО (IFRS) 13 определяет понятие «справедливая стоимость» как цену, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки. Поскольку  справедливая  стоимость  дебиторской задолженности составляет 0 руб. 00 копеек, реализовать такое имущество не представляется возможным по причине его обесценивания (утраты покупной цены) и, соответственно, утраты оборотоспособности.

Представитель заявителя отметил, что обществом с целью реализации дебиторской задолженности в период с 19.03.2019 по 02.04.2019 на публичной (электронной) торговой площадке ЗАО «Сбербанк - ACT» была проведена процедура в форме запроса предложений на право заключения договора уступки прав требований (цессии) исполнения денежных обязательств в размере 5 873 653,10 рублей к ПАО «Татфондбанк». Ввиду  отсутствия заявок на участие, запрос предложений признан несостоявшимся.

Факт наличия в составе активов Фонда дебиторской задолженности, справедливая стоимость которой была равна 0 рублей 00 копеек, был известен Банку России с апреля 2017 года из отчета, предоставленного в Банк России Управляющей компанией (информация о справедливой стоимости Дебиторской задолженности содержится на странице 26 выписки из отчета).

Представитель заявителя полагает, что общество 04.04.2019 исключило дебиторскую задолженность из списка имущества Фонда путём её списания, списание указанной задолженности не повлекло за собой нарушения требований к порядку прекращения Фонда, установленных пунктом 10 статьи 31 Закона об инвестиционных фондах. С даты, когда общество стало лицом, осуществляющим прекращение фонда (с 27.11.2017), обязательство общества в части реализации дебиторской задолженности прекратилось по причине обесценивания дебиторской задолженности на основании пункта 1 статьи 416 ГК РФ

В судебном заседании представитель Отделения Банка пояснила, что из представленного обществом отчета о прекращении Фонда, наличие оснований для прекращения обязательств в виде дебиторской задолженности ПАО «Татфондбанк» не усматривается. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан, по состоянию на дату рассмотрения дела об административном правонарушении процедура конкурсного производства в отношении ПАО «Татфондбанк» не завершена, дебиторская задолженность Фонда включена в реестр требований кредиторов ПАО «Татфондбанк». По мнению представителя Отделения Банка, невозможность исполнения обязательства ПАО «Татфондбанк» перед Фондом, и, соответственно, обязательства Общества по его реализации, может быть установлена только в случае ликвидации ПАО «Татфондбанк» по завершении конкурсного производства.

Представитель Отделения Банка также отметила, что единственная попытка  реализации имущества Фонда была предпринята обществом только в период с 19.03.2019 по 02.04.2019 на публичной (электронной) торговой площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» в форме запроса предложений на право заключения договора уступки прав требования (цессии), то есть, непосредственно перед завершением процедуры прекращения Фонда и истечением срока предписания. Представитель заинтересованного лица также отметила, что по сведениям, имеющимся в открытом доступе, дебиторская задолженность ПАО «Татфондбанк» иными кредиторами продается (дебиторская задолженность ПАО «Татфондбанк» перед ООО «НПО «ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭНЕРГЕТИКА» (задолженность включена ГК «АСВ» в реестр требований кредиторов) в размере 33957874,81 руб. была выставлена на торги и продана победителю торгов ИП Душеву Александру Александровичу по цене 57 975 руб.).

Судом установлено, что сообщение о прекращении паевого инвестиционного фонда раскрыто в информационном бюллетене «Приложение к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам» №94 (2015) от 06.12.2007.

В соответствии с пунктом 10 статьи 31 Федерального закона №156-ФЗ,  лицо, осуществляющее прекращение паевого инвестиционного фонда, за исключением закрытого паевого инвестиционного фонда, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, обязано осуществить расчеты с кредиторами в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона в срок, не превышающий шести месяцев со дня раскрытия сообщения о прекращении паевого инвестиционного фонда.

Следовательно, срок, установленный указанной нормой закона, в рассматриваемом случае истек 07.06.2018.

По факту выявленного нарушения пункта 10 статьи 31 Федерального закона №156-ФЗ в адрес общества было направлено предписание Банка России от 05.09.2018 №54-2-4/1879, согласно которому обществу в срок до 08.10.2018 следовало устранить выявленные нарушения и представить в банк отчет о прекращении Фонда.

В установленный срок предписание Банка России обществом исполнено не было, в связи с чем ему выдано новое предписание от 29.12.2018 №54-2-4/2833 со сроком исполнения до 08.04.2019, которое также в установленный срок не исполнено.

Доказательств того, что обществом до 19.03.2019 предпринимались попытки реализовать имущество Фонда в форме запроса предложений на право заключения договора уступки прав требований (цессии) исполнения денежных обязательств в размере 5 873 653,10 руб., заявителем не представлено.

Довод  общества о том, что списание дебиторской задолженности не повлекло за собой нарушения требований к порядку прекращения Фонда, установленных пунктом 10 статьи 31 Федерального закона №156-ФЗ, судом отклоняется как необоснованный.

В соответствии с нормами,  закрепленными в п. 1 ст. 32 Федерального закона №156-ФЗ в случае прекращения паевого инвестиционного фонда имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит реализации. Целью реализации имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, является поступление в него денежных средств.

В нормах статьи 14 Федерального закона №156-ФЗ закреплены общие права, которые предоставлены владельцу инвестиционного пая, в числе которых, указано право на получение денежной компенсации при прекращении ПИФа, то есть право на ликвидационную стоимость, образуемую в результате реализации имущества ПИФа.

Законодатель путем прямого указания закрепил в Федеральном законе №156-ФЗ особенность совершения сделок по реализации имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд в рамках прекращения фонда. Эта особенность заключается в том, что оплата реализуемого имущества осуществляется исключительно денежными средствами, которые должны обязательно поступить в инвестиционный фонд и впоследствии должны быть распределены в порядке очередности, установленном Федеральным законом № 156-ФЗ, в том числе и путем выплаты денежной компенсации владельцам паев при погашении паев.

Суд признает несостоятельной ссылку общества на то, что протокол об административном правонарушении  от 29.07.2019 №ЦА-54-ЮЛ-19-16798/1020-1 составлен с существенными недостатками, поскольку в протоколе об административном правонарушении не отражено событие административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что в предписании Банка России от 29.12.2018 №54-2-4/2833 обществу было предписано в срок до 08.04.2019 реализовать имущество, составляющее Фонд и осуществить расчеты с кредиторами в соответствии со статьей 32 Федерального закона № 156-ФЗ.

Объективную  сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 15.29 КоАП РФ, образуют в том числе, действия или бездействие, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнение предписаний Банка России.

Судом установлено, что отчет о прекращении Фонда представлен письмом от 19.04.2019, то есть с нарушением срока, установленного в предписании. Также в установленный в предписании срок обществом не осуществлены расчеты с кредиторами.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что, допущенное обществом нарушение не было вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля общества, и, следовательно, общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения публично-правовой обязанности.

Указанные факты свидетельствуют о том, что причин для неисполнения предписания в установленный срок, либо доказательств наличия каких-либо препятствий в исполнении такой обязанности у общества не имелось.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей, выразившемся в невыполнении законных требований Банка России.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судами не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден административным органом.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

          На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 177, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Рыночный Спецдепозитарий"  (ОГРН1107746400827, ИНН 7736618039)

отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. 

Решение суда может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки Ставропольского края) в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Дагестан.

Судья                                                                                                         Ф.И. Магомедова