АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Махачкала
6 августа 2021 года
Дело №А15-4811/2020
Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06 августа 2021 года.
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Лачинова Ф.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рустамовой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Дагестан о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего ФИО1,. ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца, г. Махачкалы, Дагестанской АССР, паспорт серия 8218 №161757 выдан МВД по Республике Дагестан 02.02.2019, зарегистрированного по адресу: Республика Дагестан, с. Верхнее Казанище и применении к нему наказания, предусмотренного ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ,
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца, г. Махачкалы, Дагестанской АССР, паспорт серия 8218 №161757 выдан МВД по Республике Дагестан 02.02.2019, зарегистрированного по адресу: Республика Дагестан, с. Верхнее Казанище и применении к нему наказания, предусмотренного ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне – Ассоциацию МСРО «Содействие».
Третье лицо- Ассоциация МСРО «Содействие» в отзыве на заявление просит в удовлетворении заявления отказать.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ с 23.07 по 30.07.2021 был объявлен перерыв.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено по представленным материалам на основании статей 9, 65, 70 и 131 АПК РФ.
Суд, рассмотрев материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что отделом по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан при проведении административного расследования в отношении бывшего конкурсного управляющего ООО «Дагестанэнерго» ФИО1 выявлены нарушения норм Федерального закона от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», допущенные арбитражным управляющим ФИО1
В нарушение 134 Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» бывший конкурсный управляющий ООО «Дагестанэнерго» ФИО1 отступил от очередности предусмотренной п.2 ст. 134 Закона о банкротстве и удовлетворил требования по выплате коммунальных и иных платежей.
Из отзыва арбитражного управляющего следует, что определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 04 июля 2019 года признано обоснованным осуществление конкурсным управляющим ООО «Дагестанэнерго» ФИО1 эксплуатационных платежей (коммунальных и иных платежей по договорам) с отступлением от установленной статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 №127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» очередности в общем размере 624681723 рублей, за период с 01.01.2015г. по 31.12.2018 год.
В соответствии с пунктом 49 «Требования к схемам теплоснабжения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, в главе 11 «Обоснование предложения по определению единой теплоснабжающей организации» выполнено обоснование соответствия организации, предлагаемой в качестве единой теплоснабжающей организации, критериям определения единой теплоснабжающей организации, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Статус единой теплоснабжающей организации определяют нормы Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон) и Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» (далее - Постановление).
На основании статьи 2 п. 28 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) при утверждении схемы теплоснабжения. Определение в схеме теплоснабжения единой теплоснабжающей организации (организаций) осуществляется в соответствии с критериями и порядком определения единой теплоснабжающей организации, установленным Правительством Российской Федерации.
На основании п. 11. Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации») в случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.
Таким образом, статус единой теплоснабжающей организацией на территории города Махачкалы присвоен ООО «Дагестанэнерго».
Письмом МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы» от 04.08.2016 года №51.10/02-2353/16 было сообщено, что схема теплоснабжения городского округа «город Махачкала» Республики Дагестан до 2030 года утверждена в Минэнерго России 31.12.2015 года и размещена в полном объеме на официальном сайте администрации города Махачкалы.
Таким образом, ООО «Дагестанэнерго» осуществляет свою деятельность в схеме теплоснабжения единой теплоснабжающей организации, имеет статус единой теплоснабжающей организацией на территории города Махачкалы, без полноценного функционирования которого теплоснабжение на территории города Махачкалы невозможно.
ООО «Дагестанэнерго» является социально - значимым предприятием, основной функцией которого является обеспечение бесперебойно жителей города Махачкалы горячим водоснабжением и отоплением, общее число абонентов составляет около 26 000 человек. При этом абонентами ООО «Дагестанэнерго» наряду с физическими лицами являются социально значимые объекты, такие как детские сады, школы, учреждения здравоохранения (поликлиники, больницы, травмпункты), органы государственной власти (Правительство Республики Дагестан, администрация Ленинского района города Махачкалы), правоохранительные органы (МВД по РД, УФСБ России по РД, налоговые органы), организации и учреждения.
В целях бесперебойного функционирования ООО «Дагестанэнерго», которое в настоящее время является действующим предприятием по производству и поставкам тепловой энергии, согласно уставу общества, и для обеспечения абонентов бесперебойным горячим водоснабжением и отоплением ООО «Дагестанэнерго» за период с 01.01.2015 года по 31.12.2018 года заключило договоры на оказание следующих услуг: закупки прочих сырья, материалов и товаров (мазут (с учетом транспортировки), прочее топливо, вода на технологические цели покупная, стоки промышленные, материалы по охране труда и ТБ, расходы на спецодежду, канцелярские товары, материалы на хозяйственно-бытовые нужды, материалы и запасные части на обслуживание средств и линий связи, комплектующие для информационно-вычислительной и орг. техники, химреагенты, фильтрующие, материалы на эксплуатацию оборудования, ГСМ на технологию, ГСМ для автотранспорта, материалы по ГО и ЧС, материалы на обслуживание автотранспорта, материалы на ремонт оборудования, зданий и сооружений), услуги по ремонту оборудований, зданий сооружений, в том числе и подрядным способом, транспорт (услуги стороннего автотранспорта, услуги железнодорожного транспорта), страхование (страхование от несчастных случаев, страхование ОС производственного назначения, обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), страхование транспортных средств (КАСКО), страхование опасных производственных объектов, ), прочие производственные расходы (расходы по охране труда и ТБ, услуги пожарной охраны, лицензирование, освидетельствование и проведение обследований, испытание оборудования, подготовка технологической документации, проверка средств измерений, техобслуживание производственного оборудования, пусконаладочные работы, вывоз и утилизация промышленных отходов, очистка резервуаров, разрешительные на разработку и согласование проектов ПДВ, ПДС, ПНООЛР, затраты на экологию, услуги по техобслуживанию и ремонту транспорта, техобслуживание и ремонт бытовой техники, аренда помещений, типографические расходы, коммунальные услуги, представительские расходы, почтовые услуги, подписка специальной литературы, техобслуживание защитных сооружений, объектов, оборудования ГО, услуги охраны, мобильная связь, проводная связь, радио связь, техобслуживание и тех. ремонт информационно-вычислительной и орг. техники, техобслуживание средств и линий связи, интернет-канал и его сопровождение, сопровождение информационных баз и баз данных, покупка и разработка программного обеспечения, оплата услуг ОАО «СО ЕЭС» по обеспечению системной надежности, услуги по организации функционирования на ОРЭ, реклама наружная и СМИ, презентационный материал, командировочные расходы, аудиторские услуги, юридические и нотариальные услуги, консультационные услуги, повышение квалификации и подготовки кадров, аренда прочего производственного оборудования, оценка имущества, обеспечение мероприятий по ГО, резерв финансовых средств для ликвидации ЧС природного и техногенного характера, услуги инкассатора), выплаты (, отчисления профкому, затраты на содержание медпункта, госпошлина, расходы на реконструкцию и техперевооружения производства, АИИСКУЭ, проектные работы к реконструируемым объектам (объекты тех. присоединения), приобретение ОС не требующих монтажа, обоснование инвестиций в строительство, инвестиционные предложения, схемы перспективного развития теплоснабжения), погашение процентов за пользование чужими денежными средствами.
В связи с возникшей отстрой производственной необходимостью и угрозой полной остановки предприятия, что недопустимо с учетом наличия большого числа абонентов (свыше 26000 человек), в том числе правоохранительных органов (МВД по РД и УФСБ России по РД), прекращение подачи коммунальных услуг которым невозможно в силу закона «О теплоснабжении», наличием абонентов, которые являются социально значимыми (детские сады, школы, больницы и поликлиники), ООО «Дагестанэнерго» было вынуждено производить оплату по договорам, заключенным с контрагентами за период с 01.01.2015 года по 31.12.2018 года для нормального функционирования общества. Поставщики указанных товаров отказывались поставлять свою продукцию и услуги в случае отсутствия оплаты, а в отсутствие вышеперечисленных товаров, работ и услуг ООО «Дагестанэнерго» не могло и не может функционировать, производить тепловую энергию и поставлять его своим абонентам.
Другой деятельностью предприятие не занимается, и получить доход для осуществления платежей по текущим платежам не может.
Задолженность, возникшая в связи с исполнением ООО «Дагестанэнерго» обязательств, возникших из договоров поставок за период с 01.01.2015 года по 31.12.2018 года, заключение которых было вызвано острой производственной необходимостью, в силу части 2 статьи 134 Закона о банкротстве подлежат в данном случае отнесению к четвертой очереди удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам.
В данном случае отступление от очередности погашения требований кредиторов по текущим платежам возможно в особых и исключительных случаях, в случае необходимости принятия управляющим экстренных мер для сохранности имущества или производства.
Управлением также вменяется в вину арбитражному управляющему недобросовестное и неразумное поведение в нарушение пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве. Вместе с тем, в чем именно (помимо перечисленных в заявлении нарушений) выразилось, по мнению административного органа, недобросовестное и неразумное поведение арбитражного управляющего ни в протоколе об административном 6 правонарушении, ни в заявлении не конкретизировано. Иным деяниям арбитражного управляющего судом дана оценка.
В нарушение п.4 ст.20.3 Федерального закона от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В соответствии с абзацем 6 пункта 3 статьи 29 Закона о банкротстве орган по контролю (надзору) возбуждает дело об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих и (или) ее должностного лица, рассматривает такое дело или направляет его для рассмотрения в арбитражный суд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 г. №52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих» на Федеральную регистрационную службу возложены полномочия регулирующего органа в соответствии с Закона о банкротстве.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) орган по контролю (надзору) вправе возбуждать дела об административных правонарушениях в отношении лиц, в действиях которых обнаружены события и состав административного правонарушения, предусмотренные статьями 14.12, 14.13, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 14.23 и составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 мая 2010 г. № 178 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
В Перечень должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, помимо иных должностных лиц входит начальник отдела по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Начальником отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Республике Дагестан ФИО2 10.12.2020 г. по адресу <...> «а» составлен протокол об административном правонарушении №00200520 в отношении арбитражного управляющего ФИО1, зарегистрированного по адресу: Республика Дагестан г. Махачкала, Буйнакский район, с.Верхнее Казанище.
На текущий момент законные права и интересы кредиторов не нарушены, оценка и инвентаризация имущества завершены. Конкурсным управляющим предприняты все меры по выявлению имущества должника, в конкурсную массу должника включено обнаруженное имущество.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
КоАП РФ не содержит исключений применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения. Одним из отличительных признаков малозначительного правонарушения является то, что оно, при формальном наличии всех признаков состава правонарушения, само по себе, не содержит каких-либо угроз для личности, общества и государства
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении, каких - либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего ФИО1 к исполнению своих публично-правовых отношений в ходе процедуры конкурсного производства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Оценивая представленные доказательства, характер и степень общественной опасности допущенного арбитражным управляющим административного правонарушения, обстоятельства дела, суд считает возможным квалифицировать совершенное ФИО1 правонарушение как малозначительное и на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 159, 167-170, 176, 177, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Дагестан отказать.
Объявить арбитражному управляющему ФИО1 устное замечание.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Дагестан в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Судья Ф.С. Лачинов