ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-4854/18 от 25.05.2022 АС Республики Дагестан

г. Махачкала

01 июня 2022 года                                                                                    Дело №А15-4854/2018

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2022 г.

Решение в полном объеме изготовлено 01 июня  2022 г

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Магомедовой Ф.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Магомедовой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление

администрации муниципального образования "Хивский район" (ОГРН <***>)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (ОГРН <***>),

Комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан (ОГРН <***>),

индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП<***>, ИНН <***>)

об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 05:18:000055:32, расположенного по адресу: РД, Хивский район,

о понуждении к возврату в неразграниченную государственную собственность земельного участка с кадастровым номером 05:18:000055:32, к снятию его с кадастрового учета  и к исключению из ЕГРН записи о праве собственности Российской Федерации  на него,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца (администрации муниципального образования Хивский район Республики Дагестан (ОГРН <***>, ИНН <***>)) - ФИО2 (доверенность от 22.11.2021 №11, копия диплома юриста),

от ответчика (комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан) - ФИО3 (доверенность от 09.02.2021 №1, копия диплома юриста),

от ответчика (индивидуального предпринимателя ФИО1) – ИП ФИО1 (паспорт), адвоката Расулова А.Б. (доверенность от 23.09.2020 №05АА2333218, удостоверение),

от третьего лица (Прокуратуры Республики Дагестан) – старшего прокурора отдела ФИО4 (удостоверение),

в отсутствие представителя ответчика (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (ОГРН<***>, ИНН <***>),

в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан, администрации сельского поселения сельсовет Межгюльский муниципального образования Хивский район Республики Дагестан, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан, государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Хивское лесничество",

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального образования Хивский район Республики Дагестан (далее - администрация района) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - управление Росимущества), комитету по лесному хозяйству Республики Дагестан (далее - комитет), индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее - предприниматель) об истребовании из чужого незаконного владения лесного участка площадью 69 000 кв.м. с кадастровым номером 05:18:000055:32, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Хивский район, в границах государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Хивское лесничество", квартал 99, выдел 3ч, (далее - лесной участок), о понуждении к возврату лесного участка в неразграниченную государственную собственность, к снятию его с государственного кадастрового учета и к исключению из Единого государственного реестра недвижимости записи о праве собственности Российской Федерации на него.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление Росреестра), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан (далее - кадастровая палата), администрация сельского поселения сельсовет Межгюльский муниципального образования Хивский район Республики Дагестан (далее - администрация поселения), Государственное казенное учреждение Республики Дагестан "Хивское лесничество" (далее - лесничество).

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.03.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020, лесной участок истребован из незаконного владения управления Росимущества и предпринимателя.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.09.2020 решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 24.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2020 по делу № А15-4854/2018 отменены с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.

Определением председателя судебного состава от 13.08.2021 произведена замена судьи Гридасовой К.С. на судью Магомедову Ф.И., в связи с назначением судьи Гридасовой К.С. в другой арбитражный суд.

Определением от 28.04.2022 судебное заседание отложено на 12.05.2022.

Судом  в порядке ст. 163 АПК РФ вынесены и объявлены протокольные определения о перерыве в судебном заседании до 15 часов 00 минут 18.05.2022 и до 15 часов 30 минут 25.05.2022.  Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Дагестан в сети Интернет http://my.arbitr.ru. (публичное объявление о перерыве и продолжении судебного заседания).

Представитель истца  в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении и в дополнительных пояснениях от 05.04.2022. Представитель администрации пояснил, что лесной участок, фактически находящийся в кадастровом квартале 05:18:000055, не мог быть образован в результате раздела лесного участка площадью 340 000 кв. м с кадастровым номером 05:18:000052:1, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Хивский район, Хивское лесничество, участок № 24, относящегося к категории земель лесного фонда (далее - исходный лесной участок), фактически находящегося в кадастровом квартале 05:18:000052. Границы исходного лесного участка в установленном земельным законодательством порядке не описаны, кадастровые сведения о нем носят декларативный характер. Лесной участок с кадастровым номером 05:18:000055:32 образован на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него отсутствовали. Комитет незаконно на основании распоряжения от 03.10.2017 №394 образовал земельный участок с кадастровым номером 05:18:000055:32 площадью 6,9 га из земельного участка с кадастровым номером 05:18:000052:1 площадью 340 га, относящегося к категории земель лесного фонда. По мнению представителя истца, кадастровые сведения о границах лесного участка не соответствуют его фактическому расположению. Доказательства относимости лесного участка к категории земель лесного фонда отсутствуют. Пересечение его границ с землями лесного фонда не установлено. У кадастровой палаты отсутствует информация об исправлении реестровой ошибки в сведениях о лесном участке. Соответствующее заявление с межевым планом к ней не поступало. Реестровая ошибка заключается в несоответствии кадастровых сведений о границах лесного участка его фактическому расположению (по правоустанавливающему документу он находится в кадастровом квартале 05:18:000052, а на местности - в кадастровом квартале 05:18:000055). Кадастровый квартал 05:18:000055 не входит в кадастровый квартал 05:18:000052. Сведения о границах лесного участка (с кадастровым номером 05:18:000055:32) и исходного лесного участка (с кадастровым номером 05:18:000052:1) в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Определить их фактические границы не представляется возможным. Проектная документация лесного участка подготовлена комитетом с нарушением норм действующего законодательства. В кадастровом деле лесного участка отсутствует акт согласования местоположения границ. В выписке из Единого государственного реестра недвижимости о нем в перечне кадастровых номеров смежных участков номер 05:18:000052:1 отсутствует. На приложенной к межевому плану лесного участка схеме смежными с ним указаны участки с кадастровыми номерами 05:18:000055:21, 05:18:000055:10, 05:18:000055:7, 05:18:000055:22. Представитель истца полагает, что лесоустроительные планшеты и иная лесоустроительная документация не является доказательствами нахождения спорного земельного участка в составе земель лесного фонда, поскольку данные документы используются только для охраны, защиты и воспроизведения лесов.

Представителем истца 18.05.2022 заявлено ходатайство об истребовании и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан регистрационного дела на спорый земельный участок с кадастровым номером 05:18:000055:32, о вызове в судебное заседание специалистов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, ФКП УФС государственной регистрации кадастра и картографии по РД.

ТУ Росимущества в РД явку своего представителя в суд не обеспечило,  в отзыве указало, что перевод лесного участка из категории земель лесного фонда в иную категорию не осуществлялся. Лесной участок по материалам лесоустройства расположен в границах лесничества. ТУ Росимущества в РД считает необоснованными основания истребования из чужого незаконного владения спорного земельного участка. Спорный  земельный участок не находится в фактическом владении управления, соответственно, и вернуть данный земельный участок  ТУ Росимущества в РД не может. Управление Росимущества является ненадлежащим ответчиком по делу. Управление просит отказать в удовлетворении искового заявления администрации МО «Хивский район».

Представитель ответчика (комитета) в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований администрации, пояснив, что доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из таксикационных описаний, лесоустроительные планшеты, планы лесных насаждений, карты-схемы лесничеств, являющиеся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду. Представитель комитета полагает, что вхождение спорного земельного участка в состав лесного фонда подтверждается выкопировкой из лесоустроительной карты-схемы кварталов Хивского участкового лесничества. Представитель комитета также отметил, что согласно заключению эксперта местоположение земельного участка с кадастровым номером 05:18:000052:1 являются кадастровые кварталы  №05:18:000052 и  05:18:000055. Истцом также не представлены доказательства того, что спорный земельный участок в соответствии с указанным в законе порядком был переведен из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов либо в иную категорию земель, не представлены доказательства, свидетельствующие о нахождении лесного  участка в границах  поселения, включения его в генеральный план. Представитель комитета указал на отсутствие вещного права администрации на спорный земельный участок и, соответственно¸ на отсутствие права на заявление виндикационного иска. Комитет также просит применить последствия пропуска истцом срока обращения в суд.

ИП ФИО1 и его представитель в судебном заседании  возражали против исковых требований администрации, считая их незаконными и неподлежащими удовлетворению. В обоснование своих доводов представитель предпринимателя указал, что исходный лесной участок (с кадастровым номером 05:18:000052:1), право собственности Российской Федерации на который зарегистрировано в 2006 году, закреплен за лесничеством на праве постоянного (бессрочного) пользования. Лесной участок (с кадастровым номером 05:18:000055:32) образован в результате раздела исходного лесного участка и передан в аренду предпринимателю для разработки месторождения полезных ископаемых. При образовании лесного участка не нарушены нормы действующего законодательства. Владение предпринимателя лесным участком законно. Администрация не оспорила право федеральной собственности на лесной участок, право постоянного (бессрочного) пользования комитета на него и право аренды предпринимателя. Истребование лесного участка из владения предпринимателя недопустимо. Администрация района не доказала наличие права муниципальной собственности на лесной участок. Кроме того представитель предпринимателя отметил, что спорный земельный участок, по мнению истца, относится к неразграниченной собственности, в этой связи, орган местного самоуправления не может предъявлять иск об истребовании участка из чужого незаконного владения.

          Третье лицо (Рослесхоз в лице территориального органа – департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу) в отзыве на исковое заявление указало, что считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку принадлежность спорного земельного участка к землям лесного фонда является доказанной и подтверждается материалами дела. По мнению департамента, кадастровое деление территории на единицы, в том числе, на кадастровые кварталы не определено законодателем в качестве основания для прекращения ранее возникшего в силу закона права собственности на них. Присвоение лесному участку при его кадастровом учете кадастрового номера, содержащего номер кадастрового квартала, отличный от номера кадастрового квартала, включенного  в кадастровый номер исходного лесного участка, само по себе не свидетельствует о незаконности образования лесного участка на конкретной территории. Департамент полагает, что декларативная постановка исходного лесного участка (с кадастровым номером 95:18:000052:1) не препятствовала установлению по материалам лесоустройства фактического расположения включенных в него земель лесного фонда площадью 340 000 кв.м., а предполагаемая реестровая ошибка, якобы допущенная при формировании кадастрового номера лесного участка, не могла повлечь изменение категории земель, к которой относится лесной участок. Департамент подчеркнул, что действия истца прямо направлены на прекращение исключительного права собственности РФ на земли лесного фонда, что является прямым нарушением статьи 8 Лесного  кодекса РФ.

          Третье лицо (Минприроды РД) в отзыве на исковое заявление пояснило, что в соответствии с лицензией серии МАХ номер 01555 вид ТЭ, министерство предоставило ИП ФИО1 право разведки и добычи пильных известняков на участке недр «Черинский», расположенном в Хивском районе в 10,5 км. к северо-востоку от с. Хив, который имеет статус горного отвода и согласно содержанию статьи 7 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», последний имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами  в соответствии с предоставленной лицензией. Других пояснений относительно позиций сторон министерство не имеет.

          Третье лицо (Хивское лесничество) при повторном рассмотрении дела отзыв на исковое заявление не представило, для приобщения к материалам дела представило копии материалов лесоустройства Хивского лесничества.

Третье лицо (администрация сельского поселения сельсовет Межгюльский муниципального образования Хивский район Республики Дагестан) явку своего представителя в суд не обеспечило, при повторном рассмотрении дела отзыв на исковое заявление не представило.

Третьи лица (Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан) явку своих представителей в суд не обеспечили отзывы при повторном рассмотрении дела не представили.

Представитель Прокуратуры РД в судебном заседании пояснила, что считает исковые требования администрации незаконными и не подлежащими удовлетворению.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, не явившихся в судебное заседание.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев заявленные требования, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности все доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

Рассмотрев ходатайство представителя истца  от 18.05.2022 об истребовании у Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан регистрационного дела на спорный земельный участок 05:18:000055:32 и о вызове на судебное заседание специалистов Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан для дачи разъяснений по документам, содержащимся в регистрационном деле, с учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает его не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Копия реестрового дела на объект недвижимости с кадастровым номером 05:18:000055:32 ранее была представлена в материалы дела Управлением Росреестра РД и имеется в материалах дела.

По второй части ходатайства о вызове на судебное заседание специалистов Управления Росреестра и Кадастровой палаты представитель истца не пояснил, по каким именно документам и каких специалистов следует получить разъяснения.

При этом суд отмечает, что Управление Росреестра и Кадастровая палата неоднократно представляли письменные пояснения по поставленным судом вопросам относительно спорного земельного участка.

Рассмотрев исковые требования администрации, суд установил следующие обстоятельства.

Распоряжением главы Хивской районной администрации №61-р 18.04.1994 принято решение о передаче с баланса колхозов и совхозов района лесов общей площадью 6054 га в государственный лесной фонд в целях создания отдельного лесничества на территориях Хивского и Агульского районов.

Указанное решение согласовано с управлением сельского хозяйства при администрации района (заключение администрации района от 14.07.1994 №810).

Письмом от 10.08.1994 за №01-19/456 глава районной администрации сообщил региональному госкомзему о целесообразности отделения Хивского лесничества и создания на территории Хивского и Агульского районов отдельного лесничества на площади 19 452 га. Передача колхозных и совхозных лесов также согласована с руководителями хозяйств, а создание отдельного лесничества - с региональным правительством и комитетом.

Распоряжением правительства Республики Дагестан от 24.10.1994 №501-р по предложениям регионального госкомзема и администрации района колхозные и совхозные леса Хивского района изъяты и переданы в состав государственного лесного фонда.

Право собственности Российской Федерации на исходный лесной участок с кадастровым номером 05:18:000052:1, относящийся к категории земель лесного фонда, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.08.2006. Основанием регистрации права послужила выписка от 09.03.2006 № 09-64 из приложения к свидетельству о внесении в реестр федерального имущества, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за лесничеством (свидетельство о государственной регистрации права от 29.08.2006 серии 05-АА №059118). Исходный лесной участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за лесничеством 29.08.2006.

На основании распоряжения управления Росимущества в РД от 15.05.2007 №144-р осуществлена передача лесного участка в составе 17 125 га земель лесного фонда лесничеству на праве постоянного (бессрочного) пользования. При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об исходном лесном участке и присвоении ему кадастрового номера 05:18:000052:1 его площадь определена декларативно без установления границ.

Комитетом издано распоряжение от 03.10.2017 № 394 об образовании из относящегося к категории земель лесного фонда исходного лесного участка с кадастровым номером 05:18:000052:1, лесного участка площадью 69 000 кв. м в границах Хивского лесничества в квартале 99 в лесотаксационном выделе 6ч с сохранением исходного лесного участка в измененных границах. Целью образования лесного участка названо его использование для разработки месторождений полезных ископаемых. Отделу организации управления лесами и ведения лесного реестра предписано обеспечить представление необходимых материалов в кадастровую палату и управление Росреестра.

Комитетом 24.07.2017 утверждена проектная документация № 2 о местоположении, границах, площади и иных качественных и количественных характеристиках лесного участка с кадастровым номером 05:18:000055:32 на территории Хивского административного района в границах лесничества в квартале 99 в лесотаксационном выделе 3ч с разрешенным использованием для разработки месторождений полезных ископаемых (известняка), а 30.10.2017 издан соответствующий приказ № 230. В проектной документации лесного участка указано на его принадлежность к категории земель лесного фонда (защитные леса).

Распоряжением комитета от 15.10.2018 №728 в распоряжение от 03.10.2017 № 394 в целях устранения реестровой ошибки в части лесотаксационного выдела лесного участка с кадастровым номером 05:18:000055:32 внесены изменения, указан лесотаксационный выдел – 3.

Кадастровый учет лесного участка с присвоением ему кадастрового номера 05:18:000055:32 осуществлен 26.10.2017 одновременно с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на него (запись в Едином государственном реестре недвижимости от 26.10.2017 с номером регистрации 05:18:000055:32-05/001/2017-1). В качестве категории указаны земли лесного фонда, в качестве разрешенного использования - разработка месторождения полезных ископаемых (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 24.11.2018 N КУВИ-001/2018-13875041).

Предприниматель является обладателем лицензии серии МАХ №01555 вида ТЭ на право пользования недрами в целях разведки и добычи пильных известняков на участке недр "Черинский" в Хивском районе Республики Дагестан в 10,5 км к северо-востоку от с.Хив. Лицензия выдана на основании решения аукционной комиссии, отраженного в протоколе от 26.03.2018, и приказа министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 27.03.2018 № 78.

На основании приказа комитета от 03.04.2018 № 62 комитет (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор от 03.04.2018 №2017-10-0006 аренды лесного участка с кадастровым номером 05:18:000055:32, расположенного в лесотаксационном выделе 3ч квартала 99 Хивского участкового лесничества, числящегося в государственном лесном реестре под номером учетной записи 2017-10-0006. Договор аренды зарегистрирован 06.06.2018, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись от 06.06.2018 с номером регистрации 05:18:000055:32-05/001/2018-3. Лесной участок передан предпринимателю по акту приема-передачи от 03.04.2018 (приложение №5 к договору аренды).

Кадастровая палата пояснила, что исходный лесной участок поставлен на кадастровый учет по декларативному принципу (без графической части) в кадастровом квартале 05:18:000052 (по правоустанавливающему документу, каковым, по мнению кадастровой палаты, является распоряжение от 03.10.2017 №394), а образованный из него лесной участок - в кадастровом квартале 05:18:000055. Лесной участок с кадастровым номером 05:18:000055:32 не налагается на земли лесного фонда. Соответствующая реестровая ошибка не исправлена. Границы лесного участка не соответствуют его фактическому местоположению (письмо от 13.01.2020 №05-38-РА-20, отзыв на иск).

Полагая, что комитет незаконно с превышением полномочий распорядился лесным участком, администрация района обратилась в арбитражный суд.

Положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) определена принадлежность прав владения, пользования и распоряжения имуществом его собственнику. Собственник, оставаясь таковым, вправе передавать другим лицам права владения, пользования и распоряжения имуществом (статья 209). Собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении (статья 301). В государственной собственности находится земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (статья 214).

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 действовавшего до 01.01.2017 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", далее - Закон №122-ФЗ; часть 5 статьи 1 действующего с 01.01.2017 Федерального закона от 03.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", далее - Закон №218-ФЗ).

В совместном постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов №10/22) разъяснена возможность оспаривания зарегистрированного права на недвижимое имущество путем предъявления исков, в резолютивной части решения, по которым решен вопрос о возврате имущества во владение его собственника (пункт 52). В отсутствие фактического владения, договорных отношений или отношений, связанных с последствиями недействительности сделки, вопросы о праве собственности на земельный участок и о его возврате собственнику могут быть разрешены только при рассмотрении виндикационного иска (пункты 32, 34). Истец в этом случае должен доказать наличие у него права собственности на земельный участок (пункт 36).

Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что разграничение государственной собственности на землю на федеральную, региональную и муниципальную осуществляется в соответствии с федеральными законами (пункт 2 статьи 16). В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами или соответствующее право возникло при разграничении государственной собственности на землю (пункт 1 статьи 17).

Федеральным законом от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон №137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, и иные предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1 статьи 3.1). Органы местного самоуправления муниципального района уполномочены законодателем на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения (пункт 2 статьи 3.3).

Земли лесного фонда (входящие в него земельные участки), в силу норм Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 №4613-1, статей 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс 1997 года), статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (далее - Лесной кодекс), отнесены к федеральной собственности.

Согласно статьям 7, 67, 69, 91, 92 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, границы которого определены на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Сведения о лесных участках вносятся в государственный лесной реестр. Последний ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний). Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом № 218-ФЗ.

Согласно части 3 статьи 5 Закона №218-ФЗ кадастровое деление территории Российской Федерации на единицы кадастрового деления (кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы) осуществляется в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров. При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав. Номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости, вносится в кадастр недвижимости как одно из основных сведений об этом объекте (пункт 27 части 4 ст. 8).

Перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в установленном порядке (статья 8 Земельного кодекса).

Нормами Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее – Закон № 172-ФЗ) перевод земельных участков из одной категории в другую признается состоявшимся с даты внесения соответствующих изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (пункт 3 статьи 5). Включение земельных участков в границы населенных пунктов является их переводом из других категорий в земли населенных пунктов (пункт 1 статьи 8). Перевод земельных участков в составе земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта (пункт 1 статьи 11). При противоречии сведений государственного лесного реестра, лесного плана субъекта об относимости земельного участка к категории земель лесного фонда сведениям об относимости этого участка к иной категории по данным Единого государственного реестра недвижимости приоритет отдается последним (применительно к случаям возникновения прав правообладателей или их предшественников на земельный участок до 01.01.2016; пункт 3 статьи 14).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1, пункта 3 статьи 84 Земельного кодекса, пунктом 3 части 3, пунктом 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление (изменение) границ населенных пунктов путем утверждения (изменения) генерального плана городского округа, поселения по сути является решением о переводе земельных участков иных категорий в категорию земель населенных пунктов. Принятие дополнительного решения о переводе земельного участка из одной категории в другую (о включении земельного участка в границы населенного пункта) не требуется. Перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, должны содержать материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме. Включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Судебная практика последовательно исходит из того, что изменение границ муниципального образования (поселения) не влечет за собой автоматического изменения статуса земель лесного фонда, а служит только основанием для начала процедуры перевода их в нелесные земли (изъятия из земель лесного фонда). Право федеральной собственности на такие участки не прекращается (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 №1-П, постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 № 16490/07).

Администрация района, обратившись в суд с иском об истребовании лесного участка из незаконного, по ее мнению, владения управления Росимущества, комитета и предпринимателя, должна доказать факт незаконного и безосновательного образования этого участка за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах сельского поселения или на межселенной территории.

Принимая во внимание указания суда кассационной инстанции, судом при новом рассмотрении дела проверено, имеется ли генеральный план  поселения, наличие (отсутствие) лесного участка в перечне включаемых в границы населенного пункта земельных участков, содержащемся в материалах по обоснованию генерального плана в текстовой форме.

Судом неоднократно предлагалось представителю истца представить градостроительный план поселения, однако такой план представлен не был.

Представитель администрации в ходе судебного разбирательства пояснил, что градостроительного плана поселения пока  нет, в связи с чем администрация не может его представить.

Учитывая, что истцом не представлено доказательств включения лесного участка в черту сельского поселения, в деле отсутствуют доказательства прекращения права собственности Российской Федерации на него.

Принимая во внимание указания суда кассационной инстанции, в целях достоверного установления фактического расположения исходного лесного участка, кадастровые сведения о котором носят декларативный характер, и лесного участка, сведения о котором приведены в проектной документации от 24.07.2017 и в приложениях к заключенному с предпринимателем договору аренды, относительно границ Хивского участкового лесничества, лесного квартала 99 и лесотаксационного выдела 3ч, а также относительно границ горного отвода предпринимателя, судом неоднократно предлагалось представителю истца и другим лицам, участвующим в деле, рассмотреть вопрос о назначении судебной экспертизы для установления значимых для дела обстоятельств.

Представителем истца 21.10.2021 было заявлено письменное ходатайство о назначении  судебной экспертизы, в котором администрация просила поставить перед экспертами следующие вопросы: установить фактическое расположение лесного участка, кадастровые сведения о котором носят декларативный характер (кадастровый номер 05:18:000052:1); установить фактическое расположение лесного участка, сведения о котором приведены в проектной документации от 24.07.2017 и в приложении к заключенному с предпринимателем договору аренды (кадастровый номер  05:18:000055:32); установить фактическое расположение  исходного лесного участка, кадастровые сведения о котором носят декларативный характер (кадастровый номер 05:18:000052:1), относительно границ Хивского участкового лесничества, лесного квартала 99 и лесотаксационного выдела 3ч, а также относительно границ горного отвода предпринимателя; установить фактическое расположение  лесного участка, сведения о котором приведены в проектной документации от 24.07.2017 и в приложении к заключенному с предпринимателем договору аренды (кадастровый номер  05:18:000055:32), относительно границ Хивского участкового лесничества, лесного квартала 99 и лесотаксационного выдела 3ч, а также относительно границ горного отвода предпринимателя, а также ряд других вопросов.

Однако после получения судом ответов от экспертных учреждений о наличии возможности проведения экспертизы по поставленным вопросам, о сроках и стоимости экспертизы, представитель администрации отказался от ходатайства о проведении экспертизы, заявив, что просит суд  не рассматривать данное ходатайство.

Другие участники процесса не заявили ходатайство о проведении судебной экспертизы для достоверного установления фактического расположения исходного лесного участка, кадастровые сведения о котором носят декларативный характер, и лесного участка, сведения о котором приведены в проектной документации от 24.07.2017 и в приложениях к заключенному с предпринимателем договору аренды. На предложение суда о назначении по делу судебной экспертизы ответили отказом.

Судом разъяснены стороне истца последствия незаявления ходатайства о назначении экспертизы.

В соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" если лицом, участвующим в деле, не заявлено ходатайство о назначении экспертизы и судебная экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, для назначения экспертизы в рассматриваемом случае необходимо получить согласие от лиц, участвующих в деле, экспертиза может быть назначена при согласии хотя бы одного лица, участвующего в деле, которое вносит на депозитный счет суда денежные суммы, подлежащие выплате экспертам (часть 1 статьи 108, часть 4 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В отсутствие реализации истцом его права на обращение с ходатайством о проведении экспертизы по делу, исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 №23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", оценка требований и возражений сторон осуществлена судом с учетом положений статей 65, 71 АПК РФ, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

Исследовав  и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом установлено следующее.

Администрацией  района в 1994 году принято решение об инициировании передачи находившихся на балансе колхозов и совхозов района лесов общей площадью 6054 га в государственный лесной фонд в целях создания лесничества, что нашло отражение в распоряжении от 18.04.1994 №61-р.

Указанное решение согласовано с управлением сельского хозяйства при администрации района (заключение администрации района от 14.07.1994 № 810). Администрация района в 1994 году сообщила региональному госкомзему о целесообразности отделения Хивского лесничества и создания на территории Хивского и Агульского районов отдельного лесничества (письмо от 10.08.1994). Передача колхозных и совхозных лесов согласована с руководителями хозяйств, а создание отдельного лесничества - с региональным правительством и комитетом.

Распоряжением правительства Республики Дагестан от 24.10.1994 №501-р по предложениям регионального госкомзема и администрации района колхозные и совхозные леса Хивского района изъяты и переданы в состав государственного лесного фонда.

Право собственности Российской Федерации на исходный лесной участок с кадастровым номером 05:18:000052:1, относящегося к категории земель лесного фонда, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.08.2006. Основанием регистрации послужила выписка от 09.03.2006 №09-64 из приложения к свидетельству о внесении в реестр федерального имущества, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за лесничеством (свидетельство о государственной регистрации права от 29.08.2006 серии 05-АА №059118). Исходный лесной участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за лесничеством 29.08.2006.

На основании распоряжения управления Росимущества от 15.05.2007 №144-р осуществлена передача лесного участка в составе 17 125 га земель лесного фонда лесничеству на праве постоянного (бессрочного) пользования. При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об исходном лесном участке и присвоении ему кадастрового номера 05:18:000052:1 его площадь определена декларативно без установления границ.

Комитетом издано распоряжение от 03.10.2017 №394 об образовании из относящегося к категории земель лесного фонда исходного лесного участка с кадастровым номером 05:18:000052:1 лесного участка площадью 69 000 кв. м в границах Хивского лесничества в квартале 99 в лесотаксационном выделе 6ч с сохранением исходного лесного участка в измененных границах. Целью образования лесного участка названо его использование для разработки месторождений полезных ископаемых. Отделу организации управления лесами и ведения лесного реестра предписано обеспечить представление необходимых материалов в кадастровую палату и управление Росреестра.

Комитетом 24.07.2017 утверждена проектная документация №2 о местоположении, границах, площади и иных качественных и количественных характеристиках лесного участка (с кадастровым номером 05:18:000055:32) на территории Хивского административного района в границах лесничества в квартале 99 в лесотаксационном выделе 3ч с разрешенным использованием для разработки месторождений полезных ископаемых (известняка), а 30.10.2017 издан соответствующий приказ №230. В проектной документации лесного участка указано на его принадлежность к категории земель лесного фонда (защитные леса).

Кадастровый учет лесного участка с присвоением ему кадастрового номера 05:18:000055:32 осуществлен 26.10.2017 одновременно с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на него (запись в Едином государственном реестре недвижимости от 26.10.2017 с номером регистрации 05:18:000055:32-05/001/2017-1). В качестве категории указаны земли лесного фонда, в качестве разрешенного использования - разработка месторождения полезных ископаемых (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 24.11.2018 №КУВИ-001/2018-13875041).

ИП ФИО1, является обладателем лицензии серии МАХ N 01555 вида ТЭ на право пользования недрами в целях разведки и добычи пильных известняков на участке недр "Черинский" в Хивском районе Республики Дагестан в 10,5 км к северо-востоку от с. Хив. Лицензия выдана на основании решения аукционной комиссии, отраженного в протоколе от 26.03.2018, и приказа министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 27.03.2018 №78.

На основании приказа комитета от 03.04.2018 №62 комитет (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор от 03.04.2018 №2017-10-0006 аренды лесного участка (с кадастровым номером 05:18:000055:32), расположенного в лесотаксационном выделе 3ч квартала 99 Хивского участкового лесничества, числящегося в государственном лесном реестре под номером учетной записи 2017-10-0006. Договор аренды зарегистрирован 06.06.2018, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись от 06.06.2018 с номером регистрации 05:18:000055:32-05/001/2018-3. Лесной участок передан предпринимателю по акту приема-передачи от 03.04.2018 (приложение №5 к договору аренды).

Учитывая, что истец отказался от ходатайства о проведении экспертизы, суд,  по представленным в материалы дела документам, проверив доводы администрации о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 05:18:000055:32 незаконно образован из земель, расположенных в 55 кадастровом квартале, поскольку исходный земельный участок с кадастровым номером 05:18:000052:1 расположен  в 52 кадастровом квартале, и кроме того, право собственности на земельные участки 55 квартала зарегистрировано  за сельским поселение  «сельсовет Межгюльский», установил следующее.

Согласно статьям 7, 67, 69, 91, 92 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, границы которого определены на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Сведения о лесных участках вносятся в государственный лесной реестр. Последний ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний). Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом №218-ФЗ.

В соответствии со ст.68.1 Лесного кодекса проектирование лесничеств осуществляется в целях установления основных территориальных единиц управления лесами, предусмотренных статьей 23 настоящего Кодекса (часть 1).

При проектировании лесничеств осуществляются: 1) определение площади и местоположения границ лесничеств; 2) проектирование участковых лесничеств (в случае принятия уполномоченным органом решения об их создании), определение площади и местоположения их границ; 3) определение местоположения границ лесных кварталов, подготовка проекта квартальной сети; 4) подготовка графического описания местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, включающего в себя перечень координат характерных точек их границ (часть 2).

Представителем Комитета в материалы  дела, в числе прочих документов,  представлены:  планшет 35 Хивского лесничества (квартал 98, общая площадь 261 га) и планшет 36 Хивского лесничества (квартал 99, общая площадь 595 га).  На данных планшетах указано, что они составлены совместно  Министерством сельского хозяйства  РФ, Федеральным агентством лесного хозяйства,  ФГУП «Рослесинфорг» Южным филиалом государственной инвентаризации лесов. На планшетах также указано, что границы со смежными землепользователями согласованы руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Хивского района ФИО5 Планшеты заверены начальником партии ФИО6, инженером ФИО7, геодезистом ФИО8

Согласно планшету 36 граница Хивского лесничества (кварталы 99, 100, 101) проходит по границе с Табасаранским районом. Квартал №99 Хивского лесничества граничит с землями свх. «Юзбековский».  Выдел №3 в квартале №99 также граничит с землями свх. «Юзбековский».

На выписке из государственного лесного реестра (выкопировка из лесоустроительной карты-схемы - план лесного участка, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Хивский район, ГКУ «Хивское лесничество», квартал №99, выделы №№ 3,6, 7, 8, 9), изображена  схема расположения проектируемого лесного участка  с кадастровым  номером 05:18:000055:32, из которой очевидно следует, что данный участок расположен в квартале №99 выдел №3 Хивского лесничества.

Согласно условным обозначениям, изображенным на указанном плане лесного участка и на планшете 36, в квартале  №99 Хивского лесничества наряду с землями лесного фонда  (на плане выделены серым цветом) расположены земли совхоза «Юзбековский» (обозначены символом В).

В  заключении эксперта  №332/19 от 16.08.2019, составленном по результатам произведенной по определению суда землеустроительной экспертизы, указано, что  исследованием установлено, что земельный участок с кадастровым номером  05:18:000052:1 расположен в  кадастровых кварталах № 05:18:000055 и 05:18:000052, расположенных в границах земель МО «с. Межгюльский». В заключении эксперта также приводится  публичная  кадастровая  карта, на которой синим цветом выделен земельный участок лесного фонда, из которой следует, что квартал №98 Хивского лесничества располагается вокруг с. Межгюль в кадастровом квартале 05:18:000052, а квартал №99  Хивского лесничества – вокруг с. Чере в кадастровом квартале 05:18:000052. Исследованием эксперта также установлено, что в границах земель МО «сельсовет Межгюльский» Хивского района, площадью 3100 га находятся леса, площадью 1282 га, вошедшие  в состав ГЛФ Хивского лесничества, в пределах названных границ – в квартале №99 выдел 3, располагаются карьеры камнепиления (участок недр «Черинский»), в том числе и карьер ИП ФИО1

Согласно выводам эксперта, земельный участок с кадастровым номером 05:18:000055:32 и лесной участок, предоставленный ИП ФИО1 по договору аренды от 03.04.2018, являются одним и тем же  участком, при этом данный земельный участок находится в кадастровом квартале № 05:18:000055.

Опрошенный в ходе судебного разбирательства эксперт ФИО9 М-И., производивший  судебную землеустроительную экспертизу, пояснил, что вывод по третьему вопросу о том, что земельный участок с кадастровым номером 05:18:000055:32 не налагается на земли лесного фонда по причине вывода  из земель лесного фонда, означает, что из всего общего участка лесного фонда в квартале 99, выделен участок для предоставления в аренду, с присвоением этому участку  отдельного кадастрового номера, указанный вывод не является правовым и не подразумевает, что имело место  изменение границ земель лесного фонда и перевод лесного участка в иную категорию. Эксперт также отметил, что присвоение лесному участку при его кадастровом учете кадастрового номера, содержащего номер кадастрового квартала, отличный от номера кадастрового квартала, включенного в кадастровый номер исходного лесного участка, не свидетельствует  о незаконности образования лесного участка на конкретной (физической) территории.

С учетом изложенного, доводы администрации о том, что лесной участок, фактически находящийся в кадастровом квартале 05:18:000055, не мог быть образован в результате раздела исходного лесного участка, фактически находящегося в кадастровом квартале 05:18:000052, что лесной участок (с кадастровым номером 05:18:000055:32) образован на землях, государственная собственность на которые не разграничена, что основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на него отсутствовали, что комитет не обладал полномочиями по распоряжению лесным участком и не вправе был сдавать его в аренду предпринимателю, что лесной участок выведен из категории земель лесного фонда, что кадастровые сведения о границах лесного участка не соответствуют его фактическому расположению, что отсутствуют доказательства относимости лесного участка к категории земель лесного фонда, суд находит несостоятельными и противоречащими материалам дела.

Таким образом, исходный земельный участок фактически расположен в кадастровых кварталах 05:18:000055 и 05:18:000052, что подтверждается планшетами 35 и 36 лесоустройства, а также заключением эксперта,  при этом земельный участок, предоставленный ИП ФИО1, расположен территориально в кадастровом квартале 05:18:000055.

Указанные обстоятельства также подтверждаются графическими приложениями к выданной предпринимателю лицензии на пользование недрами, к материалам по оценке качества и подсчету запасов полезных ископаемых разрабатываемого предпринимателем участка недр, к заключенному с ним договору аренды лесного участка и к проектной документации лесного участка.

Довод истца о том, что проектная документация лесного участка подготовлена комитетом с нарушением норм действующего законодательства, судом также отклоняется как необоснованный.

Рассмотрев требования истца об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 05:18:000055:32, о понуждении к возврату в не разграниченную государственную собственность земельного участка с кадастровым номером 05:18:000055:32, к снятию его с кадастрового учета  и к исключению из ЕГРН записи о праве собственности РФ на него, суд установил следующее.

В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 данного кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право на имущество, находящееся во владении ответчика.

Таким образом, по делу об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права на имеющийся в натуре земельный участок определенной площади и в определенных границах, а также незаконность владения этим земельным участком или его частью конкретным лицом (лицами).

В случае недоказанности одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворен быть не может.

В государственной собственности находится земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (статья 214).

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 действовавшего до 01.01.2017 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", далее - Закон №122-ФЗ; часть 5 статьи 1 действующего с 01.01.2017 Федерального закона от 03.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", далее - Закон №218-ФЗ).

Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что разграничение государственной собственности на землю на федеральную, региональную и муниципальную осуществляется в соответствии с федеральными законами (пункт 2 статьи 16). В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами или соответствующее право возникло при разграничении государственной собственности на землю (пункт 1 статьи 17).

Федеральным законом от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон №137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, и иные предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1 статьи 3.1). Органы местного самоуправления муниципального района уполномочены законодателем на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения (пункт 2 статьи 3.3).

Земли лесного фонда (входящие в него земельные участки), в силу норм Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 № 4613-1, статей 7, 10 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс 1997 года), статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (далее - Лесной кодекс), отнесены к федеральной собственности.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что право собственности Российской Федерации на исходный лесной участок с кадастровым номером 05:18:000052:1 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.08.2006. Основанием регистрации послужила выписка от 09.03.2006 № 09-64 из приложения к свидетельству о внесении в реестр федерального имущества, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за лесничеством (свидетельство о государственной регистрации права от 29.08.2006 серии 05-АА №059118). Из представленных в материалы дела документов усматривается, что указанный земельный участок относится к землям лесного фонда, и, следовательно, отнесен к федеральной собственности.

Как указывалось ранее, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 05:18:000055:32, образован из исходного лесного участка с кадастровым номером 05:18:000052:1, следовательно, также относится к землям лесного фонда и к федеральной собственности.

Таким образом, администрацией не доказан факт незаконного и безосновательного образования комитетом спорного участка, не представлены доказательства, свидетельствующие о нахождении лесного участка в границах сельского поселения,  (Генеральный план поселения отсутствует), а также прекращения права собственности Российской Федерации на него.

Администрацией не обоснована ее заинтересованность в рассматриваемом в рамках настоящего дела иске.

При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований администрации следует отказать.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение иска не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 156, 163, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований  администрации муниципального образования "Хивский район" отказать.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки Ставропольского края) в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Дагестан.

Судья                                                                                                       Ф.И. Магомедова