Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ |
г. Махачкала
25 сентября 2020 года Дело № А15-489/2020
Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2020 года
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Оруджева Х.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Омаевым Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
общества ограниченной ответственностью холдинговая компания «Трансстрой» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об обязании исполнить условия контракта по оплате затрат на временные здания и сооружении в размере 1,8% от согласованной твердой договорной цены контракта, что на 02.09.2019 составляет 2148178,80 руб., в т.ч. НДС (20%) 358029,80 руб. по всем подписанным сторонами актам о приемке выполненных работ в которых по требованию заказчика сняты затраты на временные здания и сооружения в рамках государственного контракта от 03.07.2017 №37/17,
при участии в судебном заседании
от истца – ФИО1 (доверенность от 26.06.2020 №07-2020),
от ответчика – ФИО2 (доверенность от 26.12.2019 №24),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью холдинговая компания «Трансстрой» (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан (далее - ответчик, министерство) об обязании исполнить условия контракта по оплате затрат на временные здания и сооружении в размере 1,8% от согласованной твердой договорной цены контракта, что на 02.09.2019 составляет 2148178,80 руб., в т.ч. НДС (20%) 358029,80 руб. по всем подписанным сторонами актам о приемке выполненных работ в которых по требованию заказчика сняты затраты на временные здания и сооружения в рамках государственного контракта от 03.07.2017 №37/17.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить. Представитель истца пояснил, что оплата за работы, выполненные по государственному контракту №37/17, заказчиком полностью произведена.
Ответчик в отзыве на исковое заявление и его представитель в судебном заседании исковые требования не признали, просят отказать в их удовлетворении.
Выслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 71 АПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03 июля 2017 года между истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключен государственный контракт №37/17,
согласно которому заказчик передает, а подрядчик принимает на себя подряд на строительство объекта: "Комплекс зданий и сооружений на 60 мест ОМВД России по Тляратинскому району Республики Дагестан", в установленные контрактом сроки, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их.
Согласно пункту 2.1. контракта работы выполняются согласно СНиП, плана-графика выполнения работ (приложение 1), требованиям к материалам заказчика (приложение №2), расчета стоимости строительства (приложение №3), являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 3.1.13. контракта подрядчик обязан сдать законченный объект в сроки, предусмотренные настоящим контрактом.
Срок выполнения работ предусмотрен в 4 разделе контракта.
Контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 25 октября 2019 года. Датой исполнения подрядчиком обязательств по настоящему контракту считается дата подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ (пункты 4.1. и 4.2.).
В соответствии с пунктом 5.3. контракта ежемесячно, в срок до 26 числа подрядчик предоставляет заказчику акты о приемке выполненных работ КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 (в текущих и базовых ценах) с исполнительной документацией на выполненный объем работ (акты на скрытые работы, исполнительные съемки).
Согласно пункту 6.1. контракта цена контракта составляет 230997651,0 руб.
В силу пункта 6.2. контракта в цену контракта включаются все расходы подрядчика по выполнению работ, закупке необходимых материалов, оборудования, хранению, страхованию, уплате всех пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.
Согласно пункту 6.5. контракта оплата производится безналичным расчетом по фактически выполненным объемам работ за отчетный месяц без авансовых платежей в течение 10 рабочих дней после подписания сторонами надлежаще оформленной документации (КС-2, КС-3, акты скрытых работ, исполнительной документации, акты приемки - выполненных работ, счёт-фактура и т.п.).
Факт выполнения всех работ оформляется двусторонним актом сдачи-приемки выполненных работ (пункт 6.6. контракта).
В силу пункта 6.7. контракта заказчик производит оплату по контракту по мере поступления бюджетных средств на расчетный счет заказчика, за счет целевых бюджетных денежных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств в следующем порядке: 2017 год - 100000000 руб., 2018 год - 82725100 руб., 2019 год - 138272551 руб.
В приложении №1 к государственному контракту №37/17 от 03.07.2017 указан план-график выполнения работ, согласно которому стоимость выполняемых работ составляет всего 230997651 руб., в том числе по годам 2017 - 100000000 руб., 2018 - 82725100 руб., 2019 - 138272551 руб.
В соответствии с п.п. №24 (глава 8) сводного сметного расчета стоимости строительства "Комплекс зданий и сооружений на 60 мест ОМВД России по Тляратинскому району" общая стоимость работ за временные здания и сооружения 1,8 % составляет 302,41 тыс. руб.
В расчете обоснования начальной (максимальной) цены контракта в п.п. №11 стоимость работ за временные здания и сооружения также составляет 302,41 тыс. руб.
Во исполнение обязательств по государственному контракту №37/17 от 03.07.2017 обществом выполнены и сданы заказчику работы в полном объеме. Ответчиком полностью произведена оплата за выполненные работы. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Сославшись на неоплату заказчиком затрат на временные здания и сооружения в размере 1,8 % от суммы выполненных работ за период с января 2018 по сентябрь 2019 года, истец обратился с требованиями об обязании исполнить условия контракта по оплате затрат на временные здания и сооружении в размере 1,8% от согласованной твердой договорной цены контракта, что на 02.09.2019 составляет 2148178,80 руб., в т.ч. НДС (20%) 358029,80 руб. по всем подписанным сторонами актам о приемке выполненных работ в которых по требованию заказчика сняты затраты на временные здания и сооружения в рамках государственного контракта от 03.07.2017 №37/17.
Возражая против удовлетворения иска ответчик ссылается на то, что актом ревизии КРУ МВД по РД были выявлены нарушения при выполнении вышеуказанного государственного контракта, а именно, в результате выборочной проверки актов приемки выполненных работ выборочными контрольными обмерами, проведенными на объекте установлено следующее: в нарушение пункта 3.2 ГСН 81-05-01-2001 расчеты с подрядчиком произведены без подтверждения фактических затрат на возведение временных зданий и сооружений, предусмотренных проектом организации строительства и отсутствующих по факту. Согласно п. 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81- 35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 №15/1, размер средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений, может определяться по расчету, основанному на данных ПОС, или по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001) и (ГСНр 81-05-01-2001) в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных (ремонтно-строительных работ). Расчеты за временные здания и сооружения производятся в соответствии с условиями договора по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. Условиями государственного контракта порядок расчетов за временные здания и сооружения не предусматривался, а фактически осуществлялся по актам КС-2 по нормам в процентном соотношении от стоимости выполненных работ. В соответствии со ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. В связи с этим, суммы средств, полученные подрядчиком за временные здания и сооружения, должны быть оформлены документами, подтверждающими произведенные расходы. Согласно ч.1 ст.8.3 Градостроительного кодекса РФ сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов. В нарушение пункта 3.4 ГСН 81-05-01-2001 оплаченные в рамках исполнения государственного контракта титульные временные здания и сооружения на баланс МВД по РД не передавались. В результате подрядчик необоснованно требует оплаты без фактического подтверждения произведенных расходов.
Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами сторон, суд приходит к следующим выводам.
Правоотношения сторон по контракту регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу положений статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно пункту 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
Статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Из приведенных выше норм следует, что обязанность заказчика по оплате выполненных подрядчиком работ, по общему правилу, возникает с момента передачи подрядчиком заказчику результата выполненных им работ.
Пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Во исполнение обязательств по государственному контракту №37/17 от 03.07.2017 обществом выполнены и сданы заказчику работы в полном объеме. Ответчиком полностью произведена оплата за выполненные работы. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Пунктом 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств допускается в исключительных случаях, прямо указанных в законе.
Пунктом 6.1. и 6.2. государственного контракта определено, что цена контракта составляет 230997651,0 руб. В цену контракта включаются все расходы подрядчика по выполнению работ, закупке необходимых материалов, оборудования, хранению, страхованию, уплате всех пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.
Пунктами 6.5. и 6.6. стороны также определили, что оплата производится по фактически выполненным объемам работ после подписания сторонами надлежаще оформленной документации (КС-2, КС-3, акты скрытых работ, исполнительной документации, акты приемки - выполненных работ, счёт-фактура и т.п.). Факт выполнения всех работ оформляется двусторонним актом сдачи-приемки выполненных работ.
Таким образом, условиями контракта прямо не предусмотрено возмещение затрат на возведение и разборку временных зданий и сооружений.
Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные.
Перечни работ и затрат, относящихся к титульным и нетитульным временным зданиям и сооружениям, содержатся в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденном постановлением Госстроя Российской Федерации от 07.05.2001 N 45 (далее - ГСН 81-05-01-2001).
Согласно приложению N 3 ГСН 81-05-01-2001 к нетитульным временным зданиям и сооружениям относятся:
1. Приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров.
2. Складские помещения и навесы при объекте строительства.
3. Душевые, кубовые, неканализованные уборные и помещения для обогрева рабочих.
4. Настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания.
5. Сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности.
6. Леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования, наружные подвесные люльки, заборы и ограждения (кроме специальных и архитектурно оформленных), необходимые для производства работ, предохранительные козырьки, укрытия при производстве буровзрывных работ.
7. Временные разводки от магистральных и разводящих сетей электроэнергии, воды, пара, газа и воздуха в пределах рабочей зоны (территории в пределах до 25 метров от периметра зданий или осей линейных сооружений);
8. Расходы, связанные с приспособлением строящихся и существующих на строительных площадках зданий, вместо строительства указанных выше (нетитульных) временных зданий и сооружений.
При этом суд отмечает, что нормативное определение стоимости возведения зданий о сооружений в соответствии с постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 установлено только в отношении титульных объектов (пункт 4.83).
Согласно пункту 4.84 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановление Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, размер средств для возведения титульных временных зданий и сооружений определяется по расчету, основанному на данных проекта организации строительства, или по нормам, приведенным в ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001, в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ.
При этом, как следует из пунктов 1.2, 1.4 ГСН 81-05-01-2001, сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1-7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета стоимости строительства (Приложение 1), в то время как затраты по возведению, сборке, разборке, амортизации, текущему ремонту и перемещению нетитульных временных зданий и сооружений (для обеспечения нужд отдельных объектов) нормами настоящего Сборника не учтены и предусматриваются в составе норм накладных расходов на строительные и монтажные работы.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4.83. МДС 81-35.2004, согласно которому в главу 8 "Временные здания и сооружения" включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений (специально возводимых или приспособляемых на период строительства производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства). Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении N 7 к настоящей Методике.
В связи с этим построенные титульные временные здания и сооружения согласно пункту 3.1.8 Положения по учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160 и пункта 3.4 ГСН 81-05-01-2001, принимаются в эксплуатацию с подготовкой подрядчиком всех необходимых документов, включая сметы на построенные временные здания и сооружения, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном в договоре подряда.
При этом аналогичных требований об учете нетитульных временных зданий и сооружений не предусмотрено, ввиду того, что нетитульные объекты не передаются на баланс заказчика, затраты на их возведение не подлежат возмещению в порядке оплаты нормативно установленной стоимости возведения временных зданий и сооружений.
Согласно сводному сметному расчету стоимости строительства спорного объекта (глава 8 "Временные здания и сооружения", раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации), размер средств на возведение, разработку временных зданий и сооружений установлен в размере 1,8 процента от строительно-монтажных работ. Данные затраты были предусмотрены в соответствии со Сборником сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденном постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45 (далее - Сборник ГСН).
На основании пункта 1.2 Сборника ГСН сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1 - 7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета стоимости строительства.
Расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения, в установленном порядке, применяемом от начала и до конца строительства. Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (пункты 3.2 - 3.4 Сборника ГСН).
Временные здания и сооружения в эксплуатацию заказчика не передавались, в его основные средства не зачислялись.
В сводном сметном расчете стоимости строительства спорного объекта указано, что средства на возведение временных зданий и сооружений составляет 1,8% от стоимости СМР.
Кроме того, в расчете обоснования начальной (максимальной) цены контракта в п.п. №11 стоимость работ за временные здания и сооружения также составляет 302,41 тыс. руб.
Таким образом, данные затраты были включены в цену контракта, и учитывались в актах выполненных работ, в связи с чем, указанные расходы не подлежат возмещению в виде самостоятельных расходов.
Условиями контракта не установлен порядок передачи в пользование подрядчику построенных временных зданий и сооружений, что не освобождает подрядчика от подтверждения факта выполнения данных работ для их оплаты с соблюдением условий пунктов 6.5. и 6.6. контракта.
Судом установлено, что КС-2 и КС-3 по государственному контракту подписаны заказчиком и подрядчиком без возражений и замечаний, и выполненные работы полностью оплачены.
Суд установил, что проектом организации строительства объекта предусмотрен набор титульных временных зданий и сооружений, однако доказательства постройки и передачи данных объектов заказчику в материалах дела отсутствуют. Доказательства несения истцом затрат на строительство временных зданий и сооружений в названном им объеме не представлены.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом установленных обстоятельств по делу исковые требования суд признает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьями 112 и 170 АПК РФ в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, разрешаются вопросы распределения между сторонами судебных расходов.
В связи с отказом в удовлетворении исковых требований расходы по уплате государственной пошлины на основании ст. 110 АПК РФ относятся на истца.
На основании изложенного,руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении искового заявления отказать.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в тот же срок в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Ессентуки Ставропольского края), через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Судья Х.В. Оруджев