АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Махачкала
18 февраля 2016 года Дело №А15-4980/2015
Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2016 года
Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Тагировой З.Т., при ведении протокола судебного заседания секретарем Хизриевой С.Р., с участием от заявителя представителя ФИО1.(доверенность от 11.01.2016 №12/9-16), заинтересованного лица представителя ФИО2 (доверенность от 12.01.2016 №15), госинспектора ФИО3 (удостоверение), рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Газпром газораспределение Дагестан» о признании незаконным и отмене постановления Кавказского управления Ростехнадзора от 10.12.2015 №6039-р ВП-В6.1./П о наложении штрафа в размере 700 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Дагестан» (далее - ООО «Газпром газораспределение Дагестан», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) от 10.12.2015 №6039-р ВП-В6.1./П о наложении штрафа по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации о административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в размере 700 000 рублей.
По указанному заявлению судом возбуждено дело №А15-4980/2015.
Определением суда от 25.01.2016 рассмотрение настоящего дела по существу назначено на 12 час. 00 мин. 16.02.2016.
В судебном заседании представитель заявителя требование по заявлению поддержал, просит суд признать незаконным и отменить постановление управления от 10.12.2015 №6039-р ВП-В 6.1./П о наложении штрафа.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление и его представитель в судебном заседании просят суд в удовлетворении заявления отказать.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дополнительный материал, считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Дагестан 03.12.2008 №ВП-32-000423(С) выдана ООО «Дагестангазсервис» лицензия серии АВ №194152 на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов на срок до 03.12.2013.
Как видно из акта проверки управления от 29.06.2015 №А-2498-рВП-В6.1, на основании распоряжения Кавказского управления Ростехнадзора от 03.06.2015 №2498-рВП-В6.1 госинспекторами ФИО4, ФИО5, ФИО3 и ФИО6 с 10.06.2015 по 29.06.2015 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Дагестангазсервис» (ныне - ООО «Газпром газораспределение Дагестан») (ИНН <***>) с целью проверки соблюдения обязательных требований законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности и лицензионных требований на объектах общества (сети газоснабжения эксплуатационной газовой службы (ЭГС), расположенных в Кизлярском районе, Дахадаевском районе, г.Хасавюрте, Акушинском районе, Курахском районе, Кизилюртовском районе, Каякентском районе, Казбековском районе, Дербентском районе, Буйнакском районе, Бабаюртовском районе, Ногайском районе, Новолакском районе, Магарамкентском районе, Кумторкалинском районе, Карабудахкентском районе, Левашинском районе, г.Кизляре, г. Южно-Сухокумске, Хивском районе, Хасавюртовском районе, Тарумовском районе, Таасаранском районе, ФИО7 районе, Сергокалинском районе, Ботлихском районе, г.Буйнакске, г.Дагестанские Огни, г.Избербаше, г.Кизилюрте, г.Каспийске.
По результатам проведенной проверки в присутствии главного инженера - заместителя исполнительного директора ООО «Дагестангазсервис» ФИО8 госинспектора управления 29.06.2015 составили акт проверки №А-2498-рВП-В6.1 по выявленным нарушениям обязательных требований в области промышленной безопасности.
Из акта проверки от 29.06.2015 №А-2498-р ВП-В 6.1 следует, что была проведена внеплановая проверка в отношении объектов общества:
- сети газоснабжения ЭГС Кизлярского района (рег. №А32-00661-0004),
- сети газоснабжения ЭГС Кайтагского района (рег. №А32-00661-0007),
- сети газоснабжения ЭГС Дахадаевского района (рег. №А32-00661-0010),
- сети газоснабжения ЭГС г. Хасавюрт (рег. №А32-00661-0021),
- сети газоснабжения ЭГС Акушинского района (рег. №А32-00661-0002),
- сеть газоснабжения ЭГС Курахского района (рег. №А32-00661-0003);
- сети газоснабжения ЭГС Кизилюртовского района (рег. №А32-00661-0005);
- сети газоснабжения ЭГС Каякентского района (рег. №А32-00661-0006),
- сети газоснабжения ЭГС Казбековского района (рег. №А32-00661-0008),
- сети газоснабжения ЭГС Дербентского района (рег. №А32-00661-0009),
- сети газоснабжения ЭГС Кизилюртовского района (рег. №А32-00661-0005),
- сети газоснабжения ЭГС Буйнакскского района (рег. №А32-00661-0011),
- сети газоснабжения ЭГС Бабаюртовского района (рег. №А32-00661-0012),
- сети газоснабжения ЭГС Ногайского района (рег. №А32-00661-0013),
- сети газоснабжения ЭГС Новолакского района (рег. №А32-00661-0014),
- сети газоснабжения ЭГС Магарамкентского района (рег. №А32-00661-0015),
- сети газоснабжения ЭГС Кумторкалинского района (рег. №А32-00661-0016),
- сети газоснабжения ЭГС Кизилюртовского района (рег. №А32-00661-0005),
- сети газоснабжения ЭГС Карабудахкентского района (рег. №А32-00661-0017),
- сети газоснабжения ЭГС Левашинского района (рег. №А32-00661-0018),
- сети газоснабжения ЭГС г. Кизляр (рег. №А32-00661-0019),
- сети газоснабжения ЭГС г. Южно-Сухокумск (рег. №А32-00661-0020),
- сети газоснабжения ЭГС Анжигаз (рег. №А32-00661-0022),
- сети газоснабжения ЭГС Хивского района (рег. №А32-00661-0023),
- сети газоснабжения ЭГС Хасавюртовского района (рег. №А32-00661-0024),
- сети газоснабжения ЭГС Тарумовского района (рег. №А32-00661-0025),
- сети газоснабжения ЭГС Табасаранского района (рег. №А32-00661-0027),
- сети газоснабжения ЭГС Сулейман-Стальского района (рег. №А32-00661-0028),
- сети газоснабжения ЭГС Сергокалинского района (рег. №А32-00661-0029),
- сети газоснабжения ЭГС г. Буйнакск (рег. №А32-00661-0030),
- сети газоснабжения ЭГС г. Дагестанские Огни (рег. №А32-00661-0031),
- сети газоснабжения ЭГС г. Дербент (рег. №А32-00661-0032),
- сети газоснабжения ЭГС г. Избербаш (рег. №А32-00661-0033),
- сети газоснабжения ЭГС г. Кизилюрт (рег. №А32-00661-0034),
- сети газоснабжения ЭГС г. Каспийск (рег. №А32-00661-0035),
- сети газоснабжения ЭГС Ботлихского района (рег. №А32-00661-0036).
На основании данного акта проверки управление 29.06.2015 выдало обществу три предписаний №2498рВП-В/6.1, №2498-рВП-В6.1/К, №2498-рВП-В6.1/И. о принятии мер в отношении выявленных нарушений в сроки до 30.10.2015, 01.09.2015,15.10.2015.
Предписанием №2498р-ВП-В/6.1. от 29.06.2015 госинспектор управления ФИО3 предписал обществу в срок до 30.10.2015 принять меры по устранению выявленных следующих нарушений:
1. пос. Ветеран - подводящий газопровод к шкафному регуляторному пункту протяженностью 20 м., пос. Перестройка - газопровод высокого давления Д-108, Л-600 м., пос. Перестройка №3 - газопровод в/д Д-76, Л-120м, и межпоселковый газопровод н/д, ж/д Будка-газопровод с/д Д-76, л-4000 м., кутан «Уйташ» - межпоселковый газопровод н/д и межпоселковый газопровод пос. Турали, Скачки, Кемпинг, Дагводострой, Мотор, Тюльпан, СНТ «Дагестан» принять комиссией в эксплуатацию в установленном порядке;
2. с. Атланаул ШП-2 шт., с. Н.Казанище ГРП – 4 шт, ШП-4 шт, с. В.Казанище ГРП -1 шт., ШП – 4 шт. - на технические устройства (ГРП, ШРП, ШП), установленные на газопроводах, провести экспертизу промышленной безопасности;
3. с. Атланаул - ШП - 1 шт. (кугера бав), с. Н.Дженгутай – ШП – 3 шт, (центр села – 2 шт, Мажаатаул – 1 шт), с. Чиркей - ШП - 2 шт. (центр села, р-н. Кладбища), с. Карамахи – ШП – 1 шт. (нов. Планы), с. Н.Казанище - 5 шт. (р-он центр Мечети, Койчу аул, Бат-аул, Буглен аул, Лейла тюбе), с. В. Казанище ШП-2 шт. (новые планы, тер. Гаражей), с. Халимбекаул – ШП-4 шт. (р-он Аччы, Озеро, район кладбище, Тогай), с. Н.Кумух-ШП-2 шт. (район гаражей, чаграк), с. Акайтала - 1 шт. (центр села), с. В.Дженгутай – ШП – 1 шт. (район кладбища) - технические устройства (ГРП, ШРП, ШП), установленные на газопроводах, принять комиссией в эксплуатацию в установленном порядке;
4. ШП-3 №8 по ул. Ленина 58, ШП-2 №47 ул. Чайковского, ШП-1 №36 ул. Дахадаева, ШП -2 №12 по ул. Лермонтова, ШП-1 №33 по ул. Айвазовского, ШП-1 №69 по ул. Айвазовского, ШП -1 №56 по ул. Ломоносова, ШП-1 №42 по ул. И.Газимагомедова, ШП-1 №41 по ул. И.Газимагомедова, ШП-1 №30 по ул. С.Габиева, ШП-1 №46 ул. Казикумухского, ШП-1 №58 по п. Энергетиков, ШП-1 №26 по ул. Чкалова, ШП-1 №11 по ул. Г.Цадасы (4 школа), ШП-2 №2, М/Дружба, ШП-1 №3 ул. И.Казимагомедова, ШП-1 №6 по ул. Хизроева, ШП-1 №57 по ул. Горького, ШП-1 №5 по ул. Горького, ШП-1 №55 по ул. Орджоникидзе, ШП-1 №70 по ул. Южная, ШП-1 №15 по ул. Леваневского, ШП-1 №37 ул. Казикумухского, ШП-1 №48 ул. Ж/Д, Г ПР №66 Приреченская, Г ПР №29 по ул. Маяковского, Г ПР №1 М/Дружба, Г ПР №39 по ул. Чкалова, Г ПР №80 по ул. Салаватова, Г ПР 3 19 по ул. Леваневского, Г ПР №16 по ул. Эмирова, Г ПР №40 по ул. Хизроева, ШП-2 №45 по ул. Ленина, ШП-1 №54 по ул. Южная - на технические устройства (ГРП, ШПР, ШП), установленные на газопроводах, провести экспертизу промышленной безопасности;
5. с/о «Агачаульский», 8 и 9 линия, газопровод Л-500 м. и Д-57 - поднять газопровод, установить опоры; МКР Ипподром - газопровод д-57 перенести, сделать доступным для обслуживания персонала; с/о «Авиаагрегат», район речки Талгинка - на газопроводе установлен регулятор не заводского исполнения, не имеются фильтра, ПЗ К, ПСК, что влияет на безопасную эксплуатацию, а также газопровод проходит по участкам, нет доступа персонала к техническому обслуживанию; с/о «Дагнефть», газопровод проходит по земельным участкам, нет доступа к техническому обслуживанию, регулятор давления не заводского исполнения, не имеются фильтра, ПЗ К, ПСК, что влияет на безопасную эксплуатацию; с/о «Мотор», «Тюльпан», «Перестройка», подводящий газопровод в/д Д-114 газопровод высокого давления Д-114 проходит под высоковольтными линиями электропередач, без защиты падения ЛЭП; с/о «Н.Параул»- в районе школы заменить газопровод и установить на опоры;
6. с/о «Агачаульский» - подводящий газопровод н/д Д-57 к 4 этажным домам принять комиссией в эксплуатацию установленном порядке.
Предписанием №2498-р ВП-В6.1/К от 29.06.2015 госинспектором управления ФИО4 предписано обществу в срок до 01.09.2015 принять меры в отношении следующих выявленных нарушений:
1. сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований
промышленной безопасности не представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года;
2. в аварийных службах организации отсутствует прямой номер «04» для аварийных
заявок;
3. в филиалах организации отсутствует разработанный и утвержденный техническим
руководителем перечень газоопасных работ, в том числе выполняемых без оформления наряда-допуска по производственным инструкциям, обеспечивающим их безопасное проведение;
не представлены приказы на лица, имеющие право выдачи нарядов - допусков к выполнению газоопасных работ, назначенных распорядительным документом по газораспределительной организации из числа руководящих работников и специалистов, аттестованных в установленном порядке и имеющих опыт работы на объектах сетей газораспределения и газопотребления не мене одного года;
в организации отсутствуют переносные светильники во взрывозащищенном исполнении напряжением до 12В;
при выдаче наряда-допуска на газоопасные работы не определяются наличие и исправность необходимых средств индивидуальной защиты;
в Карабудахкентском, Сергокалинском, Левашинском, Дахалаевском районах при эксплуатации газопроводов не обеспечены мониторинг и устранение утечек природного газа, перемещения газопровода за пределы опор, вибрации, сплющивания и прогиба газопроводов, повреждения и изгиба опор, нарушающих безопасность газопровода, неисправностей в работе трубопроводной арматуры, повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы, повреждений электроизолирующих фланцевых соединений, средств защиты о падения электропроводов, креплений газопроводов и габаритных знаков в местах проезда автотранспорта;
при эксплуатации подземных газопроводов эксплуатирующая организация не обеспечила мониторинг и устранение утечек природного газа, повреждений изоляции труб газопроводов и иных повреждений газопроводов, повреждений сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления;
неисправностей в работе средств электрохимической защиты и трубопроводной арматуры.
Предписанием от 29.06.2015 №2498-рВП-В6.1/И госинспектор управления ФИО5 предписал обществу в срок до 15.10.2015 принять меры по устранению выявленных нарушений требований норм и правил промышленной безопасности:
1. ЭГС г.Кизилюрта - в местах прокладки подземных газопроводов высокого давления
- по ул.Г.Цадасы от дома №72 до таможенного здания застроены капитальным строительством (автомойки, техстанции, офисы, магазины); подземный газопровод высокого давления по ул.Малогусейнова застроен капитальным строительством (домами); надземный газопровод высокого давления от Буржуйгородка до северной части застроен капитальным строительством (домами); манометры, установленные на газовом оборудовании, не прошли очередной поверки в лаборатории Госстандарта; отсутствует исполнительно- техническая документация на газопровод среднего давления от автодороги совхоза «Комсомолец» до городской котельной, лежит на земле, имеется коррозия металла;
2. ЭГС Кизилюртовского района - не проводится текущий и капитальный ремонт газопроводов (выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих содержание эксплуатируемых газопроводов в исправном и безопасном состоянии);
надземный газопровод высокого давления от АГРС «Миатли» застроен (автомойка на трассе у с.Зубутли-Миатли), засыпан, лежит на земле (карьер в п.Сулак, КФХ «Малик», трасса «Кизилюрт-Сулак»); надземный газопровод высокого давления от ГРС «АКтайла-С.Миатли» лежит на земле, поврежден коррозией;
3. ЭГС Кизляра и Китайского района - не проводится текущий и капитальный ремонт
газопроводов (выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих содержание эксплуатируемых газопроводов в исправном и безопасном состоянии):
надземный газопровод высокого давления от АГРС г.Кизляра до реки Терек сбит с опор и лежит на земле, требуется окраска; надземный газопровод высокого давления от с.Аверьяновка до с.Кордоновка сбит с опор, а местами опоры отсутствуют, лежит на земле и в воде, требуется окраска; надземный газопровод высокого давления в с.Жданово сбит с опор и лежит на земле, требуется окраска.
4. ЭГС участка Новостроя - не проводится текущий ремонт газопроводов (выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих содержание эксплуатируемых газопроводов в исправном безопасном состоянии): надземный газопровод высокого давления от с.Ахар до поста ГАИ «Сулакский» местами сбит с опор и лежит на земле, требуется окраска;п по завершению реконструкции и монтажа газопроводов на участке Новостроя не подготовлены исполнительно- технические документы в полном объеме на газопроводы;
5. ЭГС Новолакского района - по завершению реконструкции и монтажа ШРП в Новолакском районе не подготовлены исполнительно-технические документы в полном объеме на газоиспользующее оборудование и не сданы в эксплуатацию в установленном порядке; манометры, установленные на газовом оборудовании, не прошлиочередной поверки в лаборатории Госстандарта;
6. ЭГС Казбековского района- не проводится текущий и капитальный ремонт газопроводов (выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих содержание эксплуатируемых газопроводов в исправном и безопасном состоянии); надземные газопроводы высокого давления с.Дылым-Гертма сбиты с опор, местами отсутствуют опоры, лежат на земле, требуется окраска;
7. ЭГС Бабаюртовского района - по подводящему газопроводу высокого давления к с.Люксембург требуется окраска, манометры, установленные на газовом оборудовании, не прошли очередной поверки в лаборатории Госстандарта;
8. ЭГС г. Южно-Сухокумска - по актам проверок технического состояния подземных газопроводов, в результате которых вынесено заключение о замене газопроводов, не проводится их замена.
30.10.2015 управление издало распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении объектов ООО «Газпром газораспределение Дагестан» (ИНН <***>), зарегистрированного по адресу: 367000,<...>, а именно: сетей газоснабжения эксплуатационно-газовых служб Кизлярского района (регистрационный №А32-00661-0004), Дахадаевского района (регистрационный №А32-00661-00100, г.Хасавюрта (регистрационный №А32-00661-0021), Акушинского района (регистрационный №А32-00661-0002), Курахского района (регистрационный №А32-00661-0003), Кизилюртовского района (регистрационный №А32-00661-0005), Каякентского района (регистрационный № 32-00661-0006), Казбековского района (регистрационный №А32-00661-0008), Дербентского района (регистрационный №А32-00661-0009), Буйнакского района (регистрационный № А32-00661-0011), Бабаюртовского арйона (регистрационный №А32-00661-0012), Ногайского района (регистрационный №А32-00661-0013), Новолакского района (регистрационный №А32-00661-0014), Магарамкентского района (регистрационный №А32-00661-0015), Кумторкалинского района (регистрационный №А32-00661-0016), Левашинского района (регистрационный № А32-00661-0018), г.Кизляра (регистрационный № А32-00661-0019), г.Южно-Сухокумска (регистрационный №32-00661-0020), Анжигаз (регистрационный №А32-00661-0022), Хивского района (регистрационный №А32-00661-0023), Хасавюртовского района (регистрационный №А32-00661-0024), Тарумовского района (регистрационный № А32---661-0025), Табасаранского района (регистрационный №А32-00661-0027), ФИО7 района (регистрационный №А32-00661-0028), г.Буйнакска (регистрационный №А32-00661-0030), г.Дагестанские Огни (регистрационный №А32-00661-0031), г.Дербента (регистрационный №А32-00661-0032), г.Кизилюрта (регистрационный №А32-00661-0034).
С данным распоряжением ознакомлен начальник ОПБ общества ФИО9
Уведомлением о проведении проверки от 30.10.2015 №2501-В/6.1. управление сообщило обществу о планируемой им проверке на основании распоряжения от 30.10.2015 №6039р-ВП-В6.1 с 17.11.2015 по 30.11.2015.
По результатам проведенной госинспекторами управления ФИО3, ФИО5, ФИО6 внеплановой проверки в отношении перечисленных выше в распоряжении от 30.10.2015 объектов общества составлен акт проверки от 30.11.2015 №6039-рВП-В6.1.
Из указанного акта проверки следует, что в ходе проведения проверки пункты 1,2,6 ранее выданного предписания №2498р ВП-В/6.1/К, пункты №1,2,3,4,5,6 предписания №2498р ВП-В/6.1, пункты 1,2,34,5,6 №2498рВП-В/6.1/И от 29.06.2015 в установленные сроки не выполнены, нарушения не устранены, а именно:
не переоформлена лицензия на право эксплуатации взрывопожароопасных объектов в связи с изменением наименования юридического лица и изменением перечня видов работ и услуг, нарушена часть 1 статьи 18 Федерального закона №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в письменной форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью,
не представляются сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года, нарушена статья 11 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в редакции от 04.03.2013 №22-ФЗ);
в аварийных службах организации отсутствует прямой номер «04» для аварийных заявок, нарушена статья 10 Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
при выдаче наряда-допуска на газоопасные работы не определяются наличие и исправность необходимость средств индивидуальной защиты, нарушен пункт 162 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 №542;
газопроводы в п.Ветеран, п.Перестройка №3,п.Перестройка, межпоселковые газопроводы ж/д Будка-газопровод, Кутан Уйташ и межпоселковые газопроводы п.Турали, Скачки, Кемпинг, Дагводстрой, Мотор, Тюльпан, СНТ «Дагестан» комиссией не приняты в установленном, нарушен пункт 93 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления от 29.10.2010 №870;
технические устройства (ГРП, ШРП, ШП), установленные на газопроводах в с.Атланаул, с.Н.Дженгутай-, с.Чиркей, с.Карамахи, с.Н.Казанище (район - центр мечети, Койчу аул, Бет-аул, Буглен аул, Лайла тюбе), с.В.Казанище (новые планы,тер.гаражей), с.Халимбекаул)район Аччи, Озеро, район кладбище, Тогай), с.Н.Кумух (район гаражей, чаграк), с.Акйтала-1 (центр села), с.Акайтала-1, с.В.Дженгутай (район кладбище), комиссией не приняты в эксплуатацию в установленном порядке, нарушен пункт 93 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления от 29.10.2010 №870;
технические устройства (ГРП, ШРП, ШП);
по ЭГС Бабаюртовского района не проводится текущий ремонт газопроводов, по подводящему газопроводу высокого давления к с.Люксембург требуется окраска, нарушены часть 9 статьи 1 Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
Обществом не выполнены и другие пункты перечисленных выше предписаний, обществу выданы на устранения нарушений по результатам проверки предписания от 30.11.2015 №6039-рВП-В6.1/А, №6039-рВП-В6.1.
Уведомлением от 30.11.2015 №2960-В/6.1, врученным нарочно 30.11.2015, управление предложило обществу либо иному уполномоченному лицу общества 08.12.2015 к 10 час. 00 мин. явиться в Кавказское управление Ростехнадзора по адресу: г.Махачкала, ул.Петра1, кабинет №212 к госинспектору ФИО3 для участия при составлении протокола об административном правонарушении по факту нарушения требований промышленной безопасности, ответственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
08.12.2015 управление в присутствие представителя общества ФИО10 (доверенность от 21.07.2015 №12/48-15) составило протокол об административном правонарушении №6039-рВП-В6.1 по факту невыполнения в установленные сроки (01.09.2015, 15.10.2015, 30.10.2015) пунктов №1,2,6 предписания №2498рВП-В/6.1/К от 2906.2015, пунктов 1,2,3,4.5,6 предписания №2498рВП-В/6.1 от 29.06.2015, пунктов №1,2,3,4,5,6 предписания №2498рВП-В/6.1/И об устранений нарушений, выявленных по акту проверки от 30.11.2015 в области промышленной безопасности. Представитель общества отказать подписать этот протокол.
Копия указанного протокола об административном правонарушении вручена представителю общества ФИО10 08.12.2015.
Определением от 08.12.2015 №6039-рВП-В6.1./О, врученным нарочно представителю общества ФИО10 08.12.2015, управление назначило рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ на 14 час.00 мин. 10.12.2015.
На основании вышеуказанного акта проверки, протокола об административном правонарушении управление в отсутствие извещенного законного представителя общества 10.12.2015 вынесло постановление №6039-рВП-В6.1./П.
Этим постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, которое выразилось в не устранении в установленные сроки нарушений норм и правил промышленной безопасности, указанных в предписаниях от 29.06.2015 №2498рВП-В/6.1, №2498-рВП-В6.1/К, №2498-рВП-В6.1/И, ответственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначено ему административный штраф в размере 700 000 рублей.
С постановлением управления от 10.12.2015 №6039-рВП-В6.1./П о наложении штрафа заявитель не согласился и оспорил его в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления
В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подавшего жалобу, срок может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Согласно части 3 статьи 113 АПК РФ процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями, а в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Оспариваемое постановление административным органом принято 10.12.2015, получено оно заявителем 10.12.2015.
В арбитражный суд заявитель обратился 18.12.2015, следовательно, в предусмотренный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок настоящее заявление подано.
Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности установлен главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащими в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
По смыслу статей 26.2, 28.2, 28.3, 28.4 КоАП РФ факт совершения административного правонарушения (его событие) устанавливаются именно протоколом об административном правонарушении либо соответствующим постановлением прокурора.
Согласно статье 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
Часть 11 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей за не выполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.
Актом проверки от 30.11.2015, протоколом об административном правонарушении от 03.04.2015 №0177-рВП-В6.1/П/, составленным в присутствии законного представителя общества, установлен факт не выполнения в установленные законными предписаниями Кавказского управления Ростехнадзора от 29.06.2015 №2498рВП-В/6.1, №2498-рВП-В6.1/К, №2498-рВП-В6.1/И сроки требований об устранении нарушений норм и правил промышленной безопасности, выявленных в деятельности общества на эксплуатируемых им взрывопожароопасных производственных объектах
Факт эксплуатации обществом на указанной выше территории опасных производственных объектов подтверждается вышеуказанными актом проверки, протоколом об административном правонарушении, лицензией от 03.12.2008 №ВП-32-000423(С) (не переоформлена на день проверки).
В подтверждение обратного в порядке статьи 65 АПК РФ заявитель не представил ни при рассмотрении административного дела управлению, ни в материалы настоящего дела.
Усмотрев в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса, управление на основании вышеназванного протокола об административном правонарушении вынесло постановление от 10.12.2015 №6039-рВП-В6.1./П/ о привлечении общества к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в установленные сроки обществом не были выполнены выданные управлением предписания от 29.06.2015 в полном объеме.
Указанный факт послужил основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также в судебном заседании проверяет соблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении общества и административное дело рассмотрено с соблюдением требований статей 28.2, 25.1 КоАП РФ, что и не оспаривается последним.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что обществом было совершено административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Доказательства того, что у общества существовали объективные причины невозможности выполнения вышеназванных предписаний, в материалах дела отсутствуют.
Обществом не были предприняты все необходимые и достаточные меры для исполнения законного предписания управления.
Суд приходит к выводу, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения является доказанной.
Процессуальный порядок и срок данности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, привлечения заявителя к административной ответственности управлением соблюден.
Управление, руководствуясь частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, вынесло постановление от 14.04.2015 о наложении на общество штрафа в размере 700 000 рублей.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Административное наказание в силу статьи 3.1 КоАП РФ применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оспоренным постановлением на общество наложен размер штрафа предельный - 700 000 рублей, однако без какого - либо обоснования примененного размера штрафа.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001 №13-П и от 21.11.2002 №15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключить возможность их произвольного истолкования и применения.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административном правонарушениях» указывает, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
К таким обстоятельствам относится характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, смягчающие административную ответственность, обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, приведены в части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.
Указанный перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, является не исчерпывающим.
Согласно части 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В оспоренном постановлении административный орган указывает на отсутствие смягчающих или отягчающих ответственность общества обстоятельств.
Документов, свидетельствующих о совершении заявителем однородного административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса, в материалах дела не имеется.
Следовательно, документально не подтверждается наличие в действиях общества отягчающего ответственность обстоятельства.
Административным органом наложен на общество штраф в размере 700 000 рублей. Минимальный размер штрафа, предусмотренный частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет 400 000 рублей.
На день вынесения постановления при назначении обществу наказания в виде штрафа в размере 700 000 рублей административным органом не были учтены отсутствие обстоятельств, отягчающую ответственность, и наличие смягчающих ответственность обстоятельство.
Общество впервые привлечено по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ, указанное обстоятельство суд считает смягчающим ответственность общество обстоятельство.
Суд, рассмотрев материалы дела и дополнительный материал, с учетом позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 30.07.2001 №13-П и от 21.11.2002 №15-П, характера совершенного обществом правонарушения, с учетом наличия смягчающего ответственность обстоятельства считает возможным уменьшить размер штрафа, наложенный оспоренным постановлением по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ на общество, на 300 000 рублей (700 000 руб. - 300 000 руб. (предельный минимальный размер штрафа).
В связи с уменьшением размера штрафа следует признать незаконным постановление управления 10.12.2015 №6039-р ВП-В6.1./П/ в части наложения на общество по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ штрафа в размере 300000 рублей и отменить в этой части постановление.
Предельный минимальный размер штраф - 400 000 рублей, предусмотренный частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, соразмерен тяжести совершенного обществом административного правонарушения и служит достижению целей административного наказания.
По приведенным выше обстоятельствам суд считает, что требование заявителя о признании незаконным и отмене постановления управления от 10.12.2015 №6039-р ВП-В6.1./П/ о наложении на общество штрафа в размере 400 000 рублей необоснованное, поэтому в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления управления от 10.12.2015 по делу №6039-р ВП-В6.1./П/ о наложении на общество по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ штрафа в размере 400 000 рублей следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176-177, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать незаконным постановление Кавказского управления Ростехнадзора от 10 декабря 2015 года №6039-р ВП-В6.1./П в части наложения на общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Дагестан» по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей и отменить в этой части постановление.
В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Кавказского управления Ростехнадзора от 10 декабря 2015 года №6039-р ВП-В6.1./П о наложении на общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Дагестан» по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья З.Т.Тагирова