АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
14 июля 2011 года Дело №А15-533/2011 г.Махачкала
Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2011г.
Полный текст решения изготовлен 14 июля 2011г.
Арбитражный суд в составе судьи Караевой А.М., при ведении протокола судебного помощником судьи Мустафаевым А.Г., при участии от заявителя, не явился, заинтересованного лица ФИО1, представителя (доверенность от 01.06.2011), рассмотрев в открытом в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Зильский» (Табасаранский район) о признании незаконным и отмене постановления МРИ ФНС России №4 ар РД № 518 от 30.08.2010 о взыскании задолженности по налогам за счет имущества предприятия и признании действий МРИ ФНС России №4 по РД о приостановлении реструктуризации задолженности по налогам незаконными, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие «Зильский» (Табасаранский район) (далее – предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления МРИ ФНС России №4 по РД (далее – налоговая инспекция, заинтересованное лицо) № 518 от 30.08.2010 о взыскании задолженности по налогам за счет имущества предприятия и признании действий МРИ ФНС России №4 по РД о приостановлении реструктуризации задолженности по налогам незаконными.
В судебном заседании до 09 час. 30 мин. 14.07.2011 объявлен перерыв. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя заинтересованного лица.
Заявитель явку в суд своего представителя не обеспечил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании заявление не признал, просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям и доводам, указанным в отзыве.
Выслушав представителя заинтересованного лица, рассмотрев заявленные требования и оценив материалы дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд заявленные требования удовлетворяет на основании следующего.
Как следует из материалов дела 15.12.2003 в связи с образованием у предприятия задолженности по налогам 13.08.2010 между налоговым органом – кредитором и предприятием – должником заключено соглашение о реструктуризации долгов по уплате налогов в размере 538000 руб. Указанное соглашение о реструктуризации задолженности по налогам заключено в соответствии с Федеральным закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее –ФЗ N 83-ФЗ).
03.09.2009 налоговым органом МУП «Зильский» направлено уведомление №1422 о погашении задолженности по текущим платежам и о направлении в Республиканскую межведомственную комиссию, в случае не погашения задолженности, предложение о расторжении соглашения о реструктуризации задолженности по налогам.
11.08.2010 в связи с непогашением налогоплательщиком задолженности по уплате налогов налоговой инспекцией в адрес заявителя направлено уведомление №2 от 11.08.2010 о нарушении условий предоставленной реструктуризации. Основанием вынесения указанного уведомления, как указано налоговым органом, явилась неуплата текущих платежей.
17.08.2010 налоговым органом в отношении заявителя составлены требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 17.08.2011 №103269, 103270, 103271, 103266, 103267, 103268, 103265, 103264, 103263, 103262, 103261 и № 103260. Во всех указанных требованиях сроком уплаты задолженности по налогам указано 17.08.2011, то есть та же дата, что и дата их составления. Согласно представленным почтовым документам указанные требования заявителю по почте направлены 19.08.2011.
19.08.2010 налоговым органом вынесены решения № 4724, 4725, 4726, 4727, 4729, 4730, 4731, 4732, 4734, и 4735 о взыскании приведенные в указанных выше требованиях недоимок по налогам за счет денежных средств. Указанные решения заявителю направлены 20.08.2010.
30.08.2010 налоговым органом со ссылкой на отсутствие на счетах налогоплательщика денежных средств, принято решение № 523 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в размере 734579 руб.58 коп., в том числе задолженности по налогам (сборам) 505790, 24 руб., пени 220733, 34 руб. и 8156 руб. штрафов.
30.08.2010 налоговым органом для принудительного взыскания указанной задолженности вынесено постановление №518 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика.
Из искового заявления следует, что указанную в требованиях об уплате налогов и в решениях о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, задолженность составляет задолженность, восстановленную налоговым органом в связи с отменой реструктуризации задолженности и задолженность по текущим платежам.
Установленные выше судом обстоятельства также не оспариваются налоговым органом и подтверждаются в отзыве на заявление.
Согласно уставу МУП «Зильский» является сельскохозяйственным предприятием, и соответственно в отношении него действуют положения ФЗ N 83-ФЗ.
Ссылаясь на неправомерность действий налогового органа по принятию указанных выше ненормативных правовых актов, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно статье 20 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов. Основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов, в частности являются: неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов; неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов (статья 27 Закона N 83-ФЗ). В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 и статьей 29 Закона, расторжение соглашения о реструктуризации долгов по указанным обстоятельствам осуществляется с согласия подписавших соглашение о реструктуризации долгов кредиторов, в совокупности обладающих правом требования погашения не менее 50 процентов кредиторской задолженности должника. Любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения. При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
В соответствии с пунктом 11 Базовых условий реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2003 N 52, если у сельскохозяйственных товаропроизводителей на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом, имеется задолженность по текущим налоговым платежам в бюджеты всех уровней, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим 1 месяц, либо просроченная задолженность по денежным обязательствам со сроком образования, превышающим 1 месяц, либо задолженность по платежам, установленным графиком погашения долгов, право на реструктуризацию приостанавливается.
В случае, если в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долгов сельскохозяйственные товаропроизводители ликвидируют задолженность по указанным платежам и пеням, начисленным за их неуплату, то право на реструктуризацию долгов сохраняется. В случае невыполнения этого условия сельскохозяйственный товаропроизводитель утрачивает право на реструктуризацию задолженности.
Процедура расторжения соглашения о реструктуризации долгов установлена Порядком проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденным протоколом заседания межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.2003 N 4 (далее - Порядок).
Согласно пункту 11 Порядка сельхозтоваропроизводители - должники могут быть выведены из числа участников программы в случаях неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов; неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов. Любой кредитор, подписавший соглашение о реструктуризации долгов, вправе начать процедуру его расторжения.
Территориальная комиссия не позднее 14 дней со дня получения такого уведомления принимает решение о приостановлении действия соглашения о реструктуризации долгов, о чем уведомляет всех кредиторов. Со дня принятия решения о приостановлении действия соглашения о реструктуризации долгов возобновляется начисление пеней и штрафов на реструктурированную задолженность. Одновременно с принятием решения о приостановлении соглашения о реструктуризации долгов территориальная комиссия назначает дату заседания, на которое приглашаются все кредиторы.
Согласно статье 11 Закона N 83-ФЗ территориальные комиссии создаются в каждом субъекте Российской Федерации (пункт 1). Деятельность территориальной комиссии осуществляется на постоянной основе в соответствии с положением о ней и Федеральным законом(пункт 3). Территориальные комиссии принимают решения о расторжении соглашений о реструктуризации долгов и приостановлении их действия (пункт 4).
Приказом Министерства сельского хозяйства России N 103, Министерства финансов России N 69н, Министерства экономического развития и торговли России N 119, Министерства промышленности и энергетики России N 113 от 07.07.2005 "О федеральной и территориальной комиссиях по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителях" (зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2005 N 6867) утверждено Положение "О территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителях", которым определены как состав комиссии, так и порядок принятия ею решений (далее - Положение).
Согласно подпункту "н" пункта 3 Положения в функции территориальной комиссии входит осуществление контроля за ходом исполнения должником обязательств, принятых по соглашению о реструктуризации долгов.
В соответствии с пунктами 5 - 8 Положения территориальную комиссию возглавляет председатель, являющийся заместителем руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере сельского хозяйства. В состав территориальной комиссии входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов. Деятельность территориальной комиссии осуществляется на постоянной основе, заседания комиссии проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов. Решения территориальной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов территориальной комиссии и оформляются протоколом, который подписывается председателем. Новое Положение с аналогичными условиями утверждено приказом Министерства сельского хозяйства России N 4, Министерства финансов России N 4н, Министерства экономического развития России N 12, Министерства промышленности и торговли России N 25 от 18.01.2010 (зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2010 N 16388).
Анализ указанных норм, позволяет сделать вывод о том, что принятие решения о приостановлении реструктуризации долгов и о расторжении соглашения о реструктуризации долгов предоставлено специально уполномоченному на то органу - территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей; решение или уведомление налогового органа не может заменить решение о приостановлении действия реструктуризации и о расторжении соглашения.
Налоговым органом в материалы дела в порядке ст. 65 АПК РФ не представлены доказательства принятия территориальной комиссией решения о расторжении соглашения о реструктуризации долгов МУП «Зильский».
Поскольку доказательства принятия территориальной комиссией решения о расторжении соглашения о реструктуризации долгов не представлены, последующие действия налогового органа по принудительному взысканию задолженности, включенной в соглашение о реструктуризации и последующему начислению пени на реструктуризированную задолженность неправомерны, поэтому срок уплаты сумм, установленных соглашением о реструктуризации, не наступил и заявление уполномоченного органа в этой части является необоснованным.
Из отзыва на исковое заявление следует, что в сумму общей задолженности по налогам налоговым органом в постановлении о взыскании задолженности по налогам включены и текущие платежи налогоплательщика.
При этом налоговым органом не учтено следующее.
В силу статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу и (или) пеням налоговый орган направляет ему требование об уплате налога и (или) пеней в течение трех месяцев после наступления срока уплаты налога или в десятидневный срок с даты вынесения решения, в соответствии с которым направляется требование (статьи 69 и 70 Кодекса). В силу статьи 45 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса.
Неуплата или неполная уплата налога в установленный срок влечет ее исполнение в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках (пункт 1 статьи 46 Кодекса).
Согласно пунктам 3, 9 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей (статья 47 Кодекса).
Таким образом, для взыскания налога и пеней за счет имущества налогоплательщика необходимо соблюдение одного из требований: отсутствие или недостаточность денежных средств на расчетных счетах налогоплательщика для погашения недоимки по налогу и пеням, либо отсутствие у налогового органа информации о наличии у налогоплательщика других расчетных счетов.
Только при соблюдении этих требований налоговый орган вправе применить процедуру взыскания недоимки по налогу и пеням, предусмотренную статьей 47 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога, соответствующих пеней, штрафа, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вступления в силу соответствующего решения.
Из представленных в материалы дела требований об уплате налогов по состоянию на 17.08.2010 следует, что сроком уплаты налогов в них указана 17.08.2010, то есть фактически дата вынесения этих требований. Другие требования, указанные в оспоренном постановлении и доказательства их направления налогоплательщику в установленном законом порядке налоговым органом в материалы дела не представлены.
В соответствии с пунктом 9 статьи 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, если не подана апелляционная жалоба в порядке, предусмотренном статьей 101.2 Кодекса. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Именно с момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, направление требования является составной частью процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации. Направление требования об уплате налога является обязательной стадией, предшествующей принятию решения о взыскании налогов, пеней за счет денежных средств и имущества налогоплательщика.
Только после неисполнения полученного налогоплательщиком требования налоговый орган вправе вынести решение о взыскании налогов, пеней за счет его денежных средств или имущества.
Таким образом, основанием для принятия решения о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика является неисполнение налогоплательщиком требования налогового органа об уплате налога, пени, штрафа. Требование должно быть вынесено в пределах сроков, предусмотренных статьей 70 НК РФ, и направлено налогоплательщику непосредственно после его вынесения, чтобы предложение о добровольной уплате налога в установленный срок было реальным.
В материалах дела отсутствуют доказательства своевременного направления истцу требований от 17.08.2010 об уплате налогов, согласно копиям почтовых квитанций они налогоплательщику направлены 19.08.2010, то есть после истечения сроков их исполнения. Кроме того, срок уплаты налогов - 17.08.2010, указанный в требованиях совпадает с фактическим днем их вынесения, что говорит о нереальности установленного налоговым органом срока уплаты налогов, пеней и штрафов. К тому же каких либо доказательств направления или вручения этих требований налогоплательщику налоговым органом не представлены.
С учетом изложенного можно сделать вывод о принятии решения инспекцией о взыскании налогов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и последующем принятии решения и постановления о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика с нарушением требований статьи 69 НК РФ. Истец в этом случае был лишен возможности уплатить в добровольном порядке указанные в требовании суммы, что свидетельствует о нарушении процедуры принудительного взыскания.
При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В исковом заявлении заявитель указывает, что о наличии оспоренного постановления налогового органа он узнал 15.02.2011 при предъявлении судебным приставом исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства.
В отзыве на заявление налоговый орган указывает, что оспоренное постановление заявителю направлено 30.09.2010. При этом доказательства об этом, а также доказательства получения оспоренного постановления налоговым органом в материалы дела не представлены.
Так как рассматриваемое заявление в арбитражный суд подано 22.03.2011, то установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок оспаривания ненормативного правого акта налогового органа, заявителем не пропущен.
Заявителем при обращении в суд государственная пошлина по иску не оплачена. В связи с удовлетворением заявленных требований и в связи с тем, что заинтересованное лицо освобождено от уплаты госпошлины, то судом вопрос о взыскании в доход федерального бюджета госпошлины не рассматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
признать незаконными и отменить постановление МРИ ФНС России №4 по РД №518 от 30.08.2010 о взыскании МУП «Зильский» задолженности по налогам за счет имущества предприятия.
Признать незаконными действия МРИ ФНС России №4 по РД о приостановлении реструктуризации задолженности МУП «Зильский» по налогам и реструктуризации задолженности МУП «Зильский» по налогам подлежащей восстановлению.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение указанного срока через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Судья А.М. Караева