ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А15-5692/19 от 23.12.2019 АС Республики Дагестан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Именем Российской Федерации

                                                        Р Е Ш Е Н И Е

г. Махачкала

«17» января 2020 года                                                                             Дело № А15-5692/2019             

Мотивированное решение от 17 января 2020 года по рассмотренному 23 декабря                2019 года делу в порядке упрощенного производства

Арбитражный суд Республики Дагестан в составе судьи Тагировой З.Т., рассмотрев               в порядке упрощенного производства дело по заявлению публичного акционерного общества «Дагестанская энергосбытовая компания» (ОГРН <***>)  о признании незаконным и отмене постановленияГосударственной жилищной инспекции Республики Дагестан (ОГРН <***>) от 08.10.2019 №290 по делу №2048-19 о наложении штрафа                в размере 10000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» (далее - ПАО «ДЭСК», общество) обратилось   в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным            и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан от 08.10.2019 №290 по делу №2048-19 о наложении по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) штрафа в размере 10000 рублей.

          По данному заявлению определением суда от 28.10.2019 возбуждено дело                           №А15-5692/2019 и назначено дело к рассмотрению в порядке упрощенного производства                в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).

          Материалы дела размещены на официальном сайте суда в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа. Данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде, указаны в определении о принятии заявления к производству и направлены сторонам.

          Копии определения о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства сторонами получены.

         От заинтересованного лица поступил отзыв на заявление, в котором просит суд  в удовлетворении заявления отказать.                                                                                                                                         

          На основании статей 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено без вызова сторон, по имеющимся в нем материалам, в порядке упрощенного производства.

         В соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается  немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу. 

         Согласно части 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного  производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

        В соответствии со статьей 229 АПК РФ резолютивная часть решения по делу №А15-5692/2019 принята 23.12.2019 и размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

       10.01.2020 от заявителя через электронную систему «Мой арбитр» поступило заявление о составлении по настоящему  делу мотивированного решения.  Данное заявление подано в установленный частью 2 статьи 229 АПК РФ срок.

       Суд, исследовав материалы дела и дополнительный материал, считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

       Из материалов дела усматривается, что заместителем прокурора Левашинского района Абдуллаевым Э.М. на основании задания Генеральной прокуратуры РФ от 18.07.2019 №74/2-264-2019 «О проведении проверки исполнения законодательства, регламентирующего  функционирование и обеспечение безопасности объектов электросетевого хозяйства», а также по соблюдению прав потребителей в составе комиссии: мастера  Левашинских районных электрических сетей АО «Дагестанская сетевая компания» ФИО1, юрисконсульта Левашинского РОЭ ПАО «ДЭСК»  ФИО2, специалиста - эксперта ТО Управления Роспотребнадзора по РД в Левашинском районе ФИО3, УУП ОМВД РФ по Левашинскому району  ФИО4 проведена проверка деятельности Левашинского РОЭ ПАО «ДЭСК» по поставке электроэнергии в сел.Охли Левашинского района в период с 18 час.30 мин. 13.09.2019 по 19 час.30 мин. 13.09.2019.

        И по результатам указанной проверки составлен акт от 13.09.2019, из которого  усматривается следующее:

        мастером Левашинских районных электросетей ПАО «ДЭСК»                            ФИО1  в присутствии комиссии произведены замеры напряжения в электросетях на выходах линий от трансформаторов, в центре села вблизи от здания администрации сел.Охли Левашинского района РД токоизмерительными клещами 266С «GLAMP» №1706112131, показания на приборе составили 142-178В;  на окраине села со стороны Кулецма на трансформаторе диапазон напряжения электричества составил от 157В до 180В; выборочным  измерением напряжение электроэнергии в домах у потребителей - жителей сел.Охли напряжение  составило от 14В до 190В; в соответствии с ГОСТ 21128-83 «Системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники электрической энергии» номинальное напряжение до 1000В, номинальное напряжение систем электроснабжения, сетей и приемников должно составлять 220В. 142-190В являются недопустимыми по ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электроснабжения общего назначения».

        16.09.2019 заместитель прокурора Левашинского района Абдуллаев Э.М. в присутствии представителя ПАО «ДЭСК» ФИО2, действующего по доверенности от 09.01.2019 №19/1-2, на основании вышеуказанного акта от 13.09.2019 вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ,  в отношении ПАО «ДЭСК».

        Прокуратура Левашинского района (далее - прокуратура) с сопроводительным письмом от 17.09.2019 №03-03/2019 направила в адрес Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан (далее - инспекция) в порядке части 1 статьи 23.55 КоАП РФ для рассмотрения по существу постановление о возбуждении дела в отношении ПАО «ДЭСК» по статье 7.23 КоАП РФ по выявленным нарушениям, допущенным при сбыте электроэнергии жителям сел.Охли Левашинского района, с приложением материала.      

        Определением от 24.09.2019 №40068 по делу №2048-19, направленным и по почте врученным обществу 27.09.2019, инспекция назначила дело об административном правонарушении №2048-19 к рассмотрению на 14 час.30 мин. 08.10.2019 по адресу: <...> «а»,  2 этаж, кабинет №2.

08.10.2019 инспекция в отсутствие извещенного законного представителя общества                по материалам проверки на основании постановления прокуратуры о возбуждении дела                   об административном правонарушении от 16.09.2019 вынесла по делу об административном правонарушении №2048-19-19 постановление №290 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и назначении наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.

         Считая незаконным постановление инспекции от 08.10.2019 №290, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.       

Согласно части 1 статьи 30.3 Кодекса об административном правонарушении  Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении  может быть подана в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии постановления.

В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подавшего жалобу,  срок может быть восстановлен  судом по ходатайству заявителя.

Согласно части 3 статьи 113 АПК РФ процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями, а в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Оспариваемое постановление административным органом принято 08.10.2019, копия постановления направлена обществу по почте и вручена 14.10.2019.

В арбитражный суд заявитель обратился с заявлением через электронную систему «Мой арбитр» 18.10.2019, следовательно, в предусмотренный  частью 2 статьи 208 АПК РФ срок подано настоящее заявление.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности установлен главой 25  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
        В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).

По смыслу статей 26.2, 28.2, 28.3, 28.4 КоАП РФ факт совершения административного правонарушения  (его событие) устанавливаются именно протоколом об административном правонарушение либо соответствующим постановлением прокурора.

Согласно статье 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио-и видеозаписи, иные документы и материалы.

В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу положений статьи 26 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными доказательствами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьей 7.23 КоАП РФ за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусмотрена административная ответственность в виде  административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим потребления населения коммунальными услугами.

Объективная сторона предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ состава административного правонарушения выражается в действиях либо бездействии лиц, повлекших нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.

         Субъектом правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ являются должностные лица, юридические лица, обязанные обеспечить нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии  со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила №354).

Подпунктом «д» пункта 3 Правил №354 установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении №1 к настоящим Правилам.

Пунктом 10 Приложения №1 к Правилам №354 предусмотрено, что напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации  о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от  требований законодательства Российской Федерации не допускается.

В соответствии с пунктом 5.2 «Отклонение напряжения» ГОСТ 13109-97  «Электрическая энергия». Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системе электроснабжения общего назначения» отклонение напряжения характеризуется показателем установившегося отклонения напряжения, для которого установлены следующие нормы:

нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии равны  соответственно +- 5 и +-10 (от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721 и ГОСТ 21128 (номинальное значение). Номинальное напряжение в системе  электроснабжения, сетей и приемников - 220В.

Согласно пункту 10 Приложения №1 к Правилам №354 отклонение напряжения от действующих федеральных стандартов не допускается.

В соответствии с пунктом 4.1 раздела 4. Показатели и нормы качества электрической энергии ГОСТ 32144-2013, введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.07.2013 №400-ст, в электрических сетях низкого напряжения номинальное напряжение электропитания Unomравно 220 В.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ПАО «ДЭСК», размещенной на официальном сайте ФНС России, основным видом деятельности данного общества (Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС) является торговля электрической энергией.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ                            «Об электроэнергетике» (далее - Закон №35-ФЗ) субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии. Энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.

 Согласно статье 38 Закона №35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее  качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

В соответствии с пунктом 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее  исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

         Согласно пункту 150 Правил №354 исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине  потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение  обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Основанием для привлечения общества оспоренным постановлением к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ явилось нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Факт нарушения обществом Правил №354 подтверждается актом от 13.09.2019,  постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.09.2019, которыми установлено, что выборочным измерением напряжения электроэнергии в сети в домах потребителей -жителей  сел.Охли Левашинского района напряжение составило U =142-190 Вольт, что не соответствует ГОСТ 32144-2013.

Согласно сведениям энергосбытовой компании, как следует из постановления прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.09.2019, в  сел. Охли  531 абонент производит оплату за потребленную  электроэнергию ПАО «ДЭСК», что свидетельствует о наличии договорных отношений по поставке электроэнергии ПАО «ДЭСК».

Изложенное свидетельствует о том, что общество (гарантирующий поставщик) является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, вступает жильцами домов в сел.Охли в договорные отношения, получает оплату за поставленную электроэнергию.

Следовательно, общество является лицом, ответственным за предоставление коммунальной услуги по электроснабжению надлежащего качества, и субъектом вменяемого ему административного правонарушения.

Доказательств обратного обществом в материалы дела не представлено.

Довод общества о том, что оно необоснованно привлечено к административной ответственности, не подтвержден факт нарушения подачи электроэнергии ненадлежащего качества, не несет ответственности за качество предоставляемой коммунальной услуги и                 не является надлежащим субъектом  административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, необоснованный  и подлежит отклонению  по вышеприведенным основаниям.

В материалы дела также заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что управляющая организация является поставщиком электрической энергии по спорному жилому дому и последнее несет ответственность перед потребителями  за   нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения по электроснабжению.

По совершенному обществом правонарушению предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности не истек. Правомерно инспекцией привлечено общество за совершенное правонарушение по статье 7.23 КоАП РФ с соблюдением процессуальных требований, предусмотренных нормами КоАП РФ, и с назначением ему штрафа в размере 10000 рублей.

Таким образом, административным органом доказано наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 7.23 КоАП РФ.

С учетом характера совершенного обществом правонарушения основания для признания правонарушения  малозначительным  и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает оснований для назначения обществу административного штрафа в размере ниже низшего предела. В материалах дела имеется постановление инспекции от 28.02.2019 №61 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ, что свидетельствует о наличии обстоятельства, отягчающего административную ответственность общества.

С учетом характера совершенного правонарушения и степени вины общества административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей соответствует целям  предупреждения совершения новых правонарушений.

В материалы дела общество не представило доказательства, подтверждающие, что его имущественное и финансовое положение не позволяет ему выплатить назначенный оспоренным постановлением штраф в размере 10000 рублей.

В соответствии  с частью 3 статьи 211 АПК РФ  в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Событие вмененного обществу правонарушения подтверждается материалами дела и признается судом доказанным.

Нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности судом не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое заявителем постановление о наложении штрафа инспекцией вынесено правомерно и является законным.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование заявителя необоснованное и             не подлежит удовлетворению. В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 08.10.2019 №290 по делу №2048-19  о наложении на общество по статье 7.23 КоАП РФ штрафа в размере 10000 рублей следует отказать.      

        На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176-177, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

         в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Республики Дагестан от 08.10.2019 №290 по делу №2048-19 о наложении на ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» по статье 7.23 КоАП РФ штрафа в  размере 10000 рублей отказать.

        На решение может быть подана апелляционная жалоба в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Дагестан.

             Судья                                                                                                           З.Т.Тагирова